Сёгун – в японской истории так назывались люди, которые реально (в отличие от императорского двора в Киото) управляли Японией большую часть времени с 1192 года до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 году. Правительство сёгуна называлось бакуфу (слово бакуфу означает «палаточный лагерь» в смысле места расположения полководца, ср. русское ставка).
См., например, «Син Нихон си тайкэй» («Очерки истории Японии в новом освещении»), Токио: Асакура Сётэн, 1955, т. 2; «Кодай сякай» («Древнее общество», 593–1180 годы), т. 3, «Тю-сэй сякай» («Средневековое общество», 1180–1600 годы).
Иными словами, в тех странах, где рабовладение не стало общераспространенной формой производственных отношений.
См.: Н.И. Конрад. Надельная система в Японии, с переводом и комментариями отдельных разделов кодекса Тай Хорё. Доклады группы востоковедов на сессии Академии наук СССР, 30 марта 1935 г. Труды Института востоковедения, т. XVII.
Фукудзава, Юкити (1834–1901) – один из крупных деятелей японского просветительского движения после революции Мэйдзи 1867–1868 годов.
Норо Эйтаро (1900–1934) – крупнейший японский ученый, автор ряда работ по истории и экономике Японии.
Бакумацу – последний период правления сёгунов – военно-феодальных диктаторов Японии (1854–1868). Революция Мэйдзи уничтожила систему сёгуната.
Лян Ци-чао (1873–1929) – китайский политический деятель, лидер либерально-реформаторского движения, возникшего и Китае в конце XIX – начале XX веков, выступал за установление в стране конституционной монархии.
Хани Горо. Рэкиси кёику-пи цуитэ (Относительно преподавания истории) // Кепку, май 1933.
Восьмичленные сочинения – особая форма сочинения, которое должны были писать лица, державшие императорские экзамены и феодальном Китае. Выступая 8 февраля 1942 года на собрании руководящих работников в Яньани, Мао Цзэдун образно употребил это выражение в смысле «шаблон», «голая схема», «догма».
Период в истории Японии, продолжавшийся с начала XVII века до 1807 года. Назван по имени дома Токугава – сёгунов, правивших в то время страной.
Бакуфу – правительство сёгуна.
Клан – административно-политическая единица феодальной Японии. Во главе кланов стояли крупные феодальные князья. К концу периода Токугава некоторые кланы (например, кланы Южной Японии – Сацума, Тёсю) стали фактически не зависимыми от Бакуфу.
«Кодзики» и «Нихонсёки», первые письменные памятники по истории Японии, составлены в 712 и 720 годах. В них освещается история Японии начиная с так называемой «эры богов», до начала VII века. Они представляют собой собрание мифов и сказаний, которые должны были доказать «божественность» происхождения японских императоров.
Араи Хакусэки (1657–1725) – мыслитель и политический деятель токугавской Японии.
Цуда Сокити – прогрессивный японский историк. В 1920–1930-х годах опубликовал ряд работ по древней истории Японии.
Удзиноками – глава рода (удзи) периода разложения первобытнообщинного строя в Японии.
Ко – внутриродовые группы так называемого полусвободного населения.
Император Дзимму, согласно японской мифологии, – основатель японской империи, потомок богини Аматерясу, предпринявший в 660 году до н. э. поход с о. Кюсю в Центральную Японию с целью покорения коренного населения Японских островов.
Нухи – наиболее многочисленная группа рабов в древней Японии. Существовали нухи, являвшиеся собственностью частных лиц (так называемые си-нухи) и собственностью государства (ко-нухи).
Рицурёсэй – система политической организации Древней Японии, основанная на различных законах периода Нара и Хэйан. Реформа Тайка была важнейшим элементом Рицурёсэй. Хронологический период Рицурёсэй охватывает середину VII – конец XII веков.
Тан – около 0,12 га.