В периоде Нара китаизация достигла в Японии своего пика. Активно перенималось все китайское, начиная с принципов устройства государственного аппарата и заканчивая правилами градостроительства. Отличительной чертой японцев является то, что они никогда не копируют чужое слепо и бездумно. Все заимствования приспосабливаются к японским условиям. Например, частые землетрясения вынуждали строить только из дерева, а относительная безопасность, дарованная островным расположением, не требовала обносить города высокими и толстыми стенами, на возведение которых уходило много труда.
Периодом Нара включает в себя не только отрезок времени, в течение которого столицей Японии был город Нара (710–784), но и десятилетний период (784–794) пребывания императорского двора в городе Нагаока, находившемся в провинции Ямасиро. Подобное объединение логично, так как нагаокский период по всем своим параметрам, социально-экономическим и культурным, соответствует периоду Нара.
Период Нара является первым хорошо документированным периодом в истории Японии. Материалы официальной хроники «Сёку нихонги» дополняются данными законодательных сводов, хрониками буддийских храмов, описаниями провинций, сохранившимися документами различных учреждений и поэтическими сборниками, из которых тоже можно почерпнуть много ценной информации.
Период Нара – это период строительства японского правового государства («правового» в понимании того времени). Однако к концу периода стало ясно, что это строительство провалилось – местничество победило централизацию.
«Сёку нихонги» («Продолжение «Анналов Японии») рассказывает о 95-летнем периоде японской истории, начиная с 697 года, когда на престол взошел император Момму, и заканчивая 791 годом, когда правил император Камму. Анналы, включающие 40 свитков, написаны на китайском литературном языке. Если предыдущие хроники «Кодзики» и «Нихон сёки» помимо описания исторических событий содержали много информации иного характера, то «Сёку нихонги» представляют собой чистую историографию, сухое хронологическое (с точностью до дня) изложение событий. Повествование идет не от одного события к другому, а день за днем.
Император Камму
В 8-ом месяце 794 года Правый министр Фудзивара Асоми Цугутада, дайфу минбусё (старший помощник главы Палаты народных дел) Сугано Асоми Мамити и сёнагон (младший государственный советник) Акисино Асоми Ясухито получили от императора Камму составить продолжение «Анналов Японии». В 797 году хроники «Сёку нихонги» были составлены. Они создавались не на основе преданий, а на документах разных учреждений, которые были переданы в распоряжение составителей, поэтому их достоверность довольно высока, но не абсолютна, поскольку они были отредактированы согласно интересам императора Камму. Причина заключалась в смена внутридинастической линии, произошедшей с воцарением отца Камму императора Конина. До этого правили потомки императора Тэмму и их родственники, а Конин был потомком императора Тэнти. «Секу нихонги» грешит чрезмерным возвеличиванием «клана» Тэнти и принижением «клана» Тэмму.
Описываемые события разбиты в хронике по правлениям императоров, причем изложению событий, произошедших в правление императора, предшествует информация генеалогического характера, рассказывающая, чьим внуком и сыном был правитель, когда он был назначен наследником (если такое имело место) и т. п. Также указывались выдающиеся качества правителя. Например, про императора Момму, с правления которого начинаются «Сёку нихонги», сказано, что он был добродетелен, негневлив, начитан и хорошо стрелял из лука. В отличие от китайских историков, японские авторы не давали критических оценок деятельности императоров. Причина такого различия заключалась в разных взглядах на императорскую власть. В Китае была принята концепция Небесного мандата, который переходил от недостойных к достойным, оправдывая легитимность каждой новой династии. Поэтому историк должен был оценить шансы каждого правителя на удержание Небесного мандата. В Японии же правила и правит одна и та же династия, имеющая божественное происхождение (так, во всяком случае, традиционно принято считать). Японский историк не мог давать критическую оценку действиям своего императора, а японскому читателю она не требовалась.
«Сёку нихонги» дополняются документами из хранилища Сёсоин в буддийском храме Тодайдзи, «Описанием земель и обычаев» («Фудоки»), а также моккан – записями на деревянных табличках.
Экономные монахи часто делали записи на обороте старых документов, в том числе и полученных из различных учреждений, что существенно увеличивает историческую ценность документов Сёсоин, которых около 10 000. Среди них есть как записи религиозного характера, так и документы, касающиеся отношений главного буддийского монастыря Японии с различными государственными структурами.
С 713 года в хозяйственно-управленческих целях начали составлять описания провинций, которые получили название «Фудоки» – «Описания земель и обычаев». Эти описания включали в себя географические особенности провинций, сведения о наличии пригодных для возделывания земель и полезных ископаемых, а также информацию о животном и растительном мире. Хозяйственная информация дополнялась культурной – местными преданиями, описанием местных обычаев. До нашего времени дошли в частичном виде описания провинций Харима, Хитати, Бунго и Бидзэн, а также полный текст описания провинции Идзумо, остальное не сохранилось.
В старину было принято вести переписку между центральными и местными учреждениями на деревянных табличках, называемых моккан. Также на моккан могли записываться объявления и сведения о товарах. Использовались моккан и в процессе обучения. Эти таблички имели от 10 до 25 см в длину и 2–3 см в ширину. Обычай писать на табличках пришел в Японию из Китая, но там таблички изготавливали не из дерева, а из бамбука. Деревянные таблички были прочными, но в то же время легкими, их было удобно перевозить на большие расстояния. К тому же деревянные носители были экономически выгодными – соскоблив написанное, табличку использовали повторно.
К настоящему времени обнаружено около 200 000 моккан. Историки считают их наиболее правдивыми свидетельствами эпохи, поскольку, в отличие от хроник и описаний, записи на деревянных табличках не подвергались политическому и идеологическому редактированию.
Императрица Гэммэй
«В 11-ом месяце 3-го года Кэйун [имеется в виду 706 год] правитель Тоёоодзи [император Момму] заболел, – написано в начале 4-го свитка летописи «Сёку нихонги». – Сначала он намеревался отречься от престола, но императрица была против этого и отказалась от престола. В 6-ом месяце 4-го года [707] правитель Тоёоодзи умер. В 24-ый день императрица находилась в восточной башне, где она сказала главам восьми палат и командирам пяти воинских частей, что, исполняя волю покойного правителя она берет правление в свои руки. В 17-ый день 7-го месяца во дворце Дайгокудэн императрица взошла на престол».
Никогда еще в японской истории не было такого, чтобы мать наследовала престол после смерти сына. У императора Момму был шестилетний сын, будущий император Сёму. По идее ему надо было занимать престол, а бабке – становиться регентшей. Но дочь императора Тэндзи, по материнской линии принадлежавшая к роду Сога, решила иначе. Она заняла престол, сославшись на волю покойного сына, которая была (и была ли?) высказана устно, а не оформлена в виде императорского указа. Если за императрицей Суйко стоял ее могущественный дядя Сога Умако, бывший фактическим правителем государства, то императрица Гэммэй возвела себя на престол сама, опираясь на личную власть и своих сторонников при дворе. С учетом того, что других серьезных претендентов не было, эта затея увенчалась успехом, не вызвав междоусобиц. К тому же императрица сразу же после воцарения постаралась заручиться поддержкой среди подданных – объявила амнистию, назначила престарелым вспомоществование, выдала чиновникам и монахам низших рангов по отрезу полотна (монахи в придачу получили еще и по коку[32] неочищенного риса), освободила подданных на год от подушного и полевого налога.
Гэммэй правила до 715 года, а затем уступила престол своей дочери Хитака, известной как императрица Гэнсё. В начале 724 года императрица Гэнсё отреклась от престола в пользу своего достигшего совершеннолетия племянника – императора Сёму. Таким образом правление императриц Гэммэй и Гэнсё можно рассматривать как особую разновидность регентства.
Императрица Гэммэй за 8 лет правления успела сделать многое. Она основала город Хэйдзё – новую столицу государства, была инициатором создания летописи «Кодзики», начала чеканить монеты, пыталась бороться с коррупцией в аппарате (правда, особых успехов в этом начинании не достигла), издала ряд указов, способствовавших развитию земледелия и шелководства, препятствовала самочинному захвату земель знатными родами, отменила на три года взимание процентов по рисовым ссудам, выдаваемым государством крестьянам.
Угроза китайского вторжения оставалась всего лишь угрозой, племена, обитавшие на северо-востоке острова Хонсю, не представляли большой опасности для государства, поэтому можно было иметь небольшую регулярную армию и не строить стен вокруг городов.
Японская армия периода Нара состояла из столичных частей эфу и провинциальных частей гундан. Эфу насчитывало около 5 500 воинов, половина которых охраняла непосредственно императора и его семью, а другая половина несла охрану дворцовых ворот и столицы. Императорская охрана и дворцовая стража набирались из знати, столичной и провинциальной, а войска, охранявшие столицу, состояли из рекрутов. В столичных частях в первую очередь ценилась лояльность, поэтому многие должности передавались по наследству, как это было принято испокон веков.
Большой ошибкой японских императоров было нарушение китайского правила назначения всех военных чиновников из центра. Офицеры в гундан набирались из местной знати и назначались местными правителями, император мог только утвердить уже принятое решение. Подчинялись провинциальные войска не командующему, назначенному центром, а местным правителям, совмещавшим в своем лице гражданскую и военную власть. По сути дела, правитель каждой провинции располагал собственной армией, которой командовали выбранные им люди, причем содержалась эта армия за государственный счет. Такое положение дел представляло серьезную угрозу для императорской власти, но до поры до времени никто из императоров об этом не задумывался (а когда задумались, то было уже поздно).