Происхождение японцев покрыто тайной. Непонятно, жили ли они изначально на своих японских островах или таки пришли с материка, который в каменном веке был связан с архипелагом. Допустим, что японцы все же не происходят напрямую от богини солнца Аматерасу, а изначально были из плоти и крови. Первые следы пребывания на японоостровах относятся к палеолиту и появились аж 39 000 лет назад. Тогдашние люди были охотниками-собирателями, питались дичью, рыбой и орехами и уже немножко сельскохозяйствовали. В эпоху Яёй (300 лет до н. э.) в Японию пришла новая волна переселенцев через Корейский перешеек, и население значительно увеличилось – с 800 тысяч до 2–3 миллионов. Они принесли с собой культуру выращивания риса на заливных полях, бронзу и железо. Говорят, что японцы сформировались как нация именно в это время. Заметьте, речь про основные острова – Хонсю, Сикоку, Кюсю. На северном Хоккайдо тогда обитали непокорные племена айну, почти насильно подчинить которые японцам удалось не так уж давно. А на тропических островах Окинава жили другие племена – рюкю. Обе эти области до сих пор говорят на своем местном диалекте, который иногда настолько отличается, что обычным японцам понять их почти невозможно.
В настоящее время в мире живет 127 млн японцев, 125 из которых проживают на японском архипелаге.
Япония немало пережила на своем веку – была и аграрной, и самурайской, и милитаристской, и имперской – пока не дожила до демократии с особой культурной ценностью в виде императора. Да, формально Япония – монархия, причем древнейшая в мире. Но император, хоть и нежно любим и почти боготворим народом, выполняет лишь декоративные функции – царствует, но не правит. Руководит Японией премьер-министр и парламент. Я пережила (ну в смысле, сроки правления) уже многих премьеров Японии и могу сказать, что жизнь тут настолько стабильна, что от смены лидеров особо не меняется – инфляция и преступность остаются почти самыми низкими в мире, как, впрочем, и рождаемость. Япония – страна пожилых: теперь уже практически каждому третьему за 65 лет. Пожилых, которые ведут бодрую и активную жизнь, ведь продолжительность жизни тут самая высокая в мире – 81,5 года у мужчин и целых 87,6 лет у женщин!
Несмотря на долгие тоталитарно-военные годы, сегодня Япония – полноценная демократия со свободой слова и соблюдением человеческих прав. Да какая – с одним из самых высоких в мире индексом демократии 8,15 – впереди Франции, Великобритании и США! На каком месте Россия – смотрите сами.
Не буду грузить вас описанием всех периодов, императоров и самураев. Лишь ключевые моменты, которые следует знать, чтобы иметь хотя бы примерное представление о прошлом Японии.
300 г. до н. э. – период Дзёмон. Древние японцы – охотники, собиратели, рыбаки. У них еще нет не то что умных туалетов – они даже не знают, как выращивать рис и что такое железо. Дикари, короче.
300–250 гг. до н. э. – период Яёй. Японцы научились выращивать рис на заливных полях! Все, теперь он станет их любимым и незаменимым блюдом – навсегда.
550 г. – в Японию, бывшей до этого чисто синтоистской, завозят религию с более сложной философией – буддизм.
710 г. – период Нара. Назван так потому, что основана первая постоянная (до этого были кочевые) столица в городе Нара. Активно развивается буддизм, строятся храмы и школы, где обучают японской и китайской письменности.
794–1185 гг. – период Хэйан. Назван так по древнему названию Киото – Хэйан-кё (столица Хэйан). В отличие от Нары, Киото был сразу построен как столица – вроде Петербурга («здесь будет город заложен», помните?). Только в Питере улицы сходятся к центральной площади, а в Киото вытянуты с севера на юг и с востока на запад – по примеру древних китайских столиц. Киото наполняется храмами и святилищами. Помимо китайской письменности возникают две японских азбуки – хирагана и катакана. Из-за этого происходит бум японской литературы, причем жару дают прекрасные леди – например, придворная дама Мурасаки Сикибу пишет знаменитую «Повесть о Гэндзи», а Сэй-Сёнагон – очерк «Записки у изголовья». При дворе модно красить зубы в черный с помощью специального раствора из ацетата железа, уксуса или танина фруктов. Зачем, спросите вы? Они бы тоже спросили у нас, зачем красить волосы в странные цвета. Во-первых, это красиво! Черный считался утонченным и привилегированным цветом – его активно использовали в лаковых изделиях и тканях для кимоно. Во-вторых, раствор проникал в фиссуры и трещинки, защищая зубы от кариеса. У японцев ведь не может быть непрактично. Меж тем параллельно правлению императора власть постепенно набирают два воюющих меж собой клана с благородным происхождением – Тайра и Минамото. Тайра пока побеждает.
1192 г. – период Камакура и начало сёгуната Японии. После поражения и смерти главного из Тайра клан Минамото захватывает власть и переносит столицу в Камакуру. Минамото Ёритомо провозглашает себя сёгуном – военным вождём Японии, и основывает новое самурайское правительство.
1334 г. – период Муромати. Император снова обретает власть, и столица возвращается в Киото. Правда, двор недолго радовался – уже через пару лет воин клана Асикага захватывает город и устанавливает там военное правительство Муромати. Сёгуны клана Асикага эффективно правят, развивают прекрасные отношения с китайской династией Мин и проводят изменения в экономике, стимулирующие рынки. Благодаря им появляются новые города и Золотой и Серебряный павильоны в Киото. А также новый класс – влиятельные самураи-помещики – даймё. Которые, само собой, начинают меж собой воевать, за что период и прозван «эпохой воюющих княжеств». А тут еще и монахи запасаются оружием и становятся очень опасны… В середине XVI века Япония была вся в раздрае, пока свирепый самурай Ода Нобунага не сделал первую попытку объединения Японии. В 1568 году он захватывает Киото, устанавливает контроль над областью современной Нагои и в итоге свергает сёгунат Муромати.
1582 г. – Оду Нобунагу убивают. Его бывший генерал, хитрый и хваткий Тоётоми Хидеёси, быстро расправляется с убийцами патрона – и захватывает власть сам. Он продолжает начатое дело объединения страны: отбирает оружие у крестьян и воинственных монахов, разрушает замки-крепости по всей Японии, подчиняет себе северные провинции и остров Сикоку. А сам строит себе замок в Осаке. Вокруг него он собирает своих самураев, которым нельзя больше заниматься земледелием: четкое разделение классов должно еще больше укрепить власть. Он также запрещает христианство, которое предательски проникло в Японию в 1542 г. вместе с португальскими торговцами огнестрельным оружием, и высылает миссионеров. А чтобы было неповадно, показательно расправляется с 26 францисканцами. Дело сделано: Япония объединена! Правда, Хидеёси, как любой диктатор, мечтал завоевать весь мир… Ну ладно, хотя бы Корею и Китай. Он даже вторгся в Сеул – пока не был вытеснен оттуда корейско-китайскими войсками. И сразу же после этого умер – видимо не вынеся горя.
1603 г. – период Эдо. На смену Хидеёси приходит некто Токугава Иэясу. Между прочим, он был воином и советником как Нобунаги, так и Хидеёси. Несмотря на обещания уважать преемника последнего, он, как водится, разбивает его войска в битве при Сэкигахаре, а потом еще и палит осакский замок вместе с остатками сторонников Хидеёси. Все, врагов у него больше нет. Он торжественно провозглашается сёгуном и переносит свою столицу в новое место – современный Токио, тогда носивший имя Эдо. Потомки Токугавы правят Японией целых 250 лет. Как и полагается приличному диктатору, Токугава умно распределяет земли – наиболее лакомые куски отходят самым верным самураям, которые поддерживали его еще до разгрома клана Хидеёси. К тому же помещиков даймё обязывают каждый второй год проводить в Эдо, что ослабляет их местное влияние и нормально так напрягает по деньгам. Токугава продолжает развивать международные отношения – особенно с англичанами и голландцами. Хотя христианских миссионеров гоняют по-прежнему.
Но Япония в кои-то веки не воюет – и в освободившееся свободное время самураи обучаются не только боевым искусствам, но и литературе, философии и даже – не поверите! – чайной церемонии.
1633 г. – сёгун Иэмицу из клана Токугава закрывает Японию от всего мира. Нельзя въезжать и выезжать из страны, а необходимая торговля производится под контролем в строго ограниченном режиме – только с Китаем и Голландией, и только в порту Нагасаки. Запрещены все иностранные книги. Некоторым избранным даймё позволено торговать с Кореей, королевством Рюкю (Окинава) и айнами на Хоккайдо.
Несмотря на изоляцию, развивается внутренняя торговля и сельское хозяйство. Японская культура как бы консервируется и разрастается – как в банке лактобактерии или пенициллин. Появляются новые виды традиционного искусства вроде театра кабуки и картин укиё-э.
В 1720 году запрет на иностранную литературу отменен, и многие учения проникают в Японию. Постепенно «вертикаль власти» клана Токугава слабеет из-за воровства в правительстве, падения моральных норм, ослабления благосостояния самураев и увеличения богатства купцов – как это бывает при несменяемой власти. Иностранный мир все больше стучится в Японию, заставляя ее открываться для международной торговли. Да и сами японцы начинают понимать, насколько Запад превосходит их в науке, технике и снаряжении – и начинает поворачиваться к нему лицом.