Решил Фаэтон прокатиться по небу в колеснице своего отца, бога Солнца Гелиоса, запряженной крылатыми огнедышащими конями, но не сумел справиться с ними, упал и разбился. Его сестры – гелиады – оплакивали судьбу несчастного брата, пока не превратились в тополя. Стоят тополя-гелиады, склонившись над Эриданом, и падают их слезы-смола в студеную воду. Смола застывает и превращается в прозрачный электрон[1].
Самые ранние толкования природы янтаря встречаются в работах мыслителей I века нашей эры Тацита и Плиния Старшего. Позднее об этом писал М. В. Ломоносов в труде «О слоях земных». С тех пор минули столетия, однако до сих пор ведутся споры о происхождении «солнечного» камня. К примеру, нет единого мнения о том, где именно произрастали те деревья, которые роняли в море смолу. Большинство исследователей придерживаются следующей версии: около 40–50 миллионов лет назад, когда Скандинавский полуостров смыкался с восточным побережьем Балтики, янтароносные леса произрастали на побережье Северного моря. В то время климат в этих местах напоминал климат современной Африки. В субтропических и тропических лесах палеогена преобладали пальмы, кипарисы, магнолии, дуб, пихта, каштан, сосна и ель. Подстилку формировали разнообразные травы, грибы, мхи и папоротники. В этих лесах и росли янтароносные сосны, которые часто образовывали целые рощи. Свирепые ураганы и грозы валили деревья, поврежденные места сочились клейкой смолой, на коре застывали гигантские капли, которые со временем откалывались и падали на землю.
Но не только природные катаклизмы были причиной обильного течения смолы – сукцинозы. Этому также способствовало изменение климата. Попавшая в воду смола – сукцинит – отвердевала и транспортировалась на юг, где и происходило формирование ее месторождений.
Таким образом, то, что мы называем янтарем, – уже не первоначальная смола, а ее продукт, минерал, сформировавшийся в результате многоплановых превращений на протяжении длительного времени. Его принято называть сукцинитом, и только балтийский сукцинит допустимо именовать янтарем (так же как румынский – руменитом, сицилийский – сименитом, бирманский – бирмитом). Сукцинит обнаружен в прибрежной зоне Северного моря, на побережье Канады, в Приднестровье, Карпатах и других районах. Однако месторождения янтаря на Калининградском и Литовском побережье уникальны: в них сосредоточено до 80 % мировых запасов отличного камня.
Янтарь считался, говоря современным языком, полезным ископаемым еще в палеолите. На стоянке в Верхних Пиренеях – ее возраст оценивается в 9 тысяч лет – нашли кусок янтаря: ученые считают, что его носил кто-то из охотников в качестве амулета. К концу палеолита из янтаря стали делать бусы, о чем свидетельствуют находки на территории Дании, Скандинавии, в некоторых областях Украины, на побережье Белого моря. В неолитический период, когда зародилась торговля, на первых порах в виде товарообмена, янтарь пришел в Европу. С тех же времен его начали обрабатывать – пилить, сверлить, полировать. Во всяком случае, мастерская конца неолита – начала бронзового века, обнаруженная в Латвии несколько севернее Лиепаи, явно специализировалась по обработке янтаря. А на дне Куршского залива, поблизости от литовского берега, нашли более 400 янтарных изделий опять-таки времен неолита – сегодня они выставлены в Паланге. Некоторые весьма затейливы: человеческая фигурка, нечто вроде геммы с изображением женского лица, голова лошади. Часть изделий предназначалась для ношения в качестве амулетов, о чем говорит наличие отверстий.
Тогда же или чуть раньше янтарь завезли в Египет. В гробницах фараонов конца династии найдены янтарные бусы. По мнению ряда исследователей, янтарная медицина тоже зародилась в Египте. По крайней мере, доказано, что в древнеегипетской технологии мумифицирования янтарю отводилась существенная роль, поскольку он способствует длительному сохранению органики. Сейчас известно, что янтарь препятствует гемолизу (разрушению эритроцитов) и свертыванию крови. Правда, неизвестно, знали ли об этом египтяне.
Одно из первых упоминаний о янтаре мы находим в древнегреческой литературе – в гомеровской «Одиссее». Греки не считали янтарь драгоценным камнем в полном смысле, но все же ценили его исключительно высоко за два свойства – предполагаемое обережное и экспериментально подтвержденное целебное. Им лечили практически от всех недугов: от желтухи, бесплодия, малярии, простуды, зрительных расстройств, любых детских болезней, пищевых и других отравлений, болезней щитовидной железы… наконец, от опухолей. Янтарный дым широко использовался в качестве кровоостанавливающего и противотуберкулезного средства; янтарный порошок применяли внутрь от различных поражений внутренних органов, янтарными клизмами нормализовали деятельность пищеварительного тракта, а наложением кусочков янтаря сводили кожные болячки.
Опыт античной медицины унаследовало средневековое целительство. Европейские медики прописывали янтарь для укрепления зубов, от кожных поражений, при язвах, мигрени, судорогах, астме, чахотке, бессоннице и других болезнях. Использовали его как наружное средство – в виде аппликаций (попросту носили камни на теле) и мазей – и для приема внутрь в порошке.
Отец медицины Гиппократ (460–377 годы до н. э.) в своих трудах описал целебные свойства янтаря и то, как они могут применяться в медицине. Эти знания ученые применяли вплоть до начала средневековья. В Древнем Риме янтарь использовали как лекарство от многих заболеваний. Известный врач того времени Калистрат писал, что янтарь охраняет и спасает человека от сумасшествия; растертый с медом, он избавляет от болей в горле, лечит болезни глаз и ушей, а если выпить воду с помещенным в нее размельченным янтарем, лечит болезни желудка. Плиний Младший писал, что медальоны, которые носили римские крестьянки, были не просто украшениями. Это были своего рода защитные средства, предотвращавшие заболевания щитовидной железы, такие как повышенная ее активность, избавлявшие от болей в горле и гортани.
Издревле янтарь знали и ценили персы и арабы. Персидский ученый Авиценна называл янтарь лекарством против многих болезней. На Востоке верили, что янтарные благовония (ладан и его дым) обладали способностью укрепить дух человека, дать ему силу и отвагу. В Китае «янтарный сироп» – приготовленная из янтарной кислоты и опиума микстура – использовалась как успокоительное и противоспазменное средство.
Из старинных мифов и легенд мы узнаем, что пруссы использовали янтарь как ароматическое вещество для ладана. В те времена литовские племена окуривали умершего янтарем, желая так оградить его душу от злых духов и помочь ей спокойно перейти в царство вечной жизни. Окуривали новорожденных, благословляя и желая, чтобы они лучше росли, окуривали молодоженов для счастливой совместной жизни, а воинов и охотников – чтобы одержали победу или возвратились с добычей.
В средние века янтарь, янтарный порошок, янтарная настойка часто упоминаются в восточных медицинских трактатах. В старину в русских церквях янтарную крошку использовали в качестве благовоний, что положительно влияло на самочувствие прихожан. В древнеармянском медицинском трактате 1492 года, который находится в хранилище древних рукописей Еревана, подробно описано, как из янтаря добыть янтарную кислоту и как использовать ее в лечебных целях. В Европе исследование лечебных свойств янтарной кислоты и ее соединений – сукцинатов, а также их роли в биологических системах началось в XVIII столетии.
До первой мировой войны янтарь использовался как лекарство против различных заболеваний. В Литве и царской России очень популярны были бусы из янтаря: считалось, что они защищают от «дурного глаза» и болезней. В Германии еще до второй мировой войны маленьким детям на шейку повязывали янтарные бусы, чтобы у них росли крепкие и здоровые зубы. Чтобы улучшить и стимулировать потенцию у мужчин, приготавливали настойку из водки и кусочков янтаря, настаивая ее в теплом месте в течение нескольких недель.