Общий ход событий. От Ламы до Ламы

С самого начала войны взятие Москвы было главной целью германского командования. Однако мы не будем доводить ситуацию до абсурда и начинать рассказ с 22 июня 1941 г. или описывать всю Московскую битву. Чтобы понять, какое место занимали бои на территории северного Подмосковья (и в частности Дмитровского района) в общей картине боевых действий, мы очень коротко опишем ход военных действий на правом крыле Западного фронта в ноябре-декабре 1941 г.

Все, о чем рассказано далее, происходило во время второго этапа немецкого наступления на Москву и в начале контрнаступления Красной Армии. Исходным для наступления противника на северном крыле был рубеж р. Лама. Туда же немецкие войска откатились после первого этапа контрнаступления советских войск. Конечно, их позиции в конце декабря не совсем точно совпадали с теми, на которых они находились к середине ноября. Например, нашим войскам удалось взять в декабре Волоколамск, который в ноябре был в руках у вермахта. Однако в целом можно считать, что противники вернулись в исходное положение. Дальнейшие боевые действия на этом направлении (прорыв обороны на р. Лама) относятся уже к другому этапу зимнего наступления Красной Армии.

В ноябре 1941 г. против северного крыла группы армий «Центр» оборонялись войска Калининского (командующий И. С. Конев) и Западного (командующий Г. К. Жуков) фронтов.

На левом фланге Калининского фронта располагалась 30-я А (командующие В.А. Хоменко, затем Д.Д. Лелюшенко) в составе: 5-й, 185-й сд, 107-й мед и 46-й кд, 21-й и 8-й тбр, 46-го мцп, 2-го ми, 20-го запасного пи, 276-го арт. дивизиона ПТО и др. частей. Армия обороняла рубеж: берег р. Волга в 6 км юго-восточнее Калинина, Лукьяново, Дорино (это пункт на Ламе несколько южнее места ее впадения в Волжское водохранилище) и далее по восточному берегу р. Лама. При этом к 15 ноября 185-я сд находилась в резерве Калининского фронта в 6 км севернее г. Калинина. Армия насчитывала 23 тыс. бойцов, 110 полевых орудий, 25 орудий ПТО, 75 минометов, 20 танков. Уже в ходе боев 30-я А была передана в состав Западного фронта.




На Западном фронте правофланговая 16-я А армия генерала К. К. Рокоссовского была развернута в два эшелона. 17-я кд, курсантский полк, 316-я сд, 50-я и 53-я кд, 18-я, 78-я сд и 58-я тд занимали оборону на рубеже Матюшкино, Харланиха 2-я, Ченцы, Данилково, Щелканово, Слобода. В полосе 16-й А линия фронта была отодвинута от р. Ламы. Так, Ченцы расположены несколько восточнее Волоколамска. 126-я сд, 27-я и 28-я тбр., 1-я гв. тбр. располагались в районе Теряева Слобода, Ильинское, Чисмена, Пашкове, Устиново. По восточному берегу р. Истра от Раково, и от г. Истра до Крюково занимали укрепленный рубеж 302-й и 301-й пулеметные батальоны. Включенные в состав 16-й А 24-я, 44-я и 20-я кд сосредоточивались западнее и юго-восточнее Клина. Ширина фронта обороны армии составляла около 70 км. Армия насчитывала 50 тыс. бойцов, 287 полевых орудий, 180 орудий ПТО, 300 минометов, 150 танков.

Слева от 16-й А на рубеже Фомкино, Крюково, Тучково, Труфановка, Брыкино, Б. Семенычи занимала оборону 5-й А генерала Л.А. Говорова. В армии имелось 31 тыс. бойцов, 217 полевых орудий, 85 орудий ПТО, 160 минометов, 65 танков.

5-я А присутствует в этом перечне не случайно. Для ее соседа, 16-й А, были установлены следующие разграничительные линии. Справа, с 30-й А – Вербилки, Решетниково, Княжьи Горы; слева, с 5-й А – Загорск, Икша, Поварово, Истра, Тарханово, Булычево. Часть из этих линий нанесена на карту Дмитровского района.

Это скучное перечисление населенных пунктов означает, что в случае равномерного отхода северного крыла Западного фронта 16-я А предназначалась для обороны центральной части рубежа канала Москва – Волга, а его южная оконечность относилась к зоне ответственности 5-й А. 30-я А армия должна была не допустить прорыва немецких войск севернее и южнее Московского моря.

Как будет рассказано дальше, события развивались так, что 5-я А не участвовала в боевых действиях севернее Москвы. Поэтому ограничимся только этим кратким упоминанием о ее возможной роли. Зато 16-я А, наравне с 30-й А, приняла активное участие в боях в Дмитровском районе, о чем часто забывается.

Все происшедшее здесь в конце ноября – начале декабря 1941 г. укладывается военными историками в рамки двух операций, имеющих одинаковое название (Клинско-Солнечногор-ская) и отличающихся тем, что одна из них оборонительная, а другая – наступательная.

Клинско-Солнечногорская оборонительная операция войск правого крыла Западного фронта была проведена 15 ноября – 5 декабря 1941 г. После остановки октябрьского наступления на Москву немецко-фашистское командование подготовило новый удар силами группы армий «Центр» с целью захвата советской столицы путем обхода ее с севера и юга. Для наступления севернее Москвы (операция «Волжское водохранилище») на фронте Калинин – Волоколамск – Руза были сосредоточены 3-я и 4-я танковые группы противника. На интересующем нас участке фронта действовали немецкий 41-й и 56-й ак из 3-й, и 5-й ак из 4-й танковой группы. Уже в ходе немецкого наступления к этим войскам добавился последний резерв группы армий «Центр»: 23-я пд. В результате к 5 декабря на более чем 130-ти километровой дуге фронта от Московского моря до Льялова на Клязьме действовало восемь немецких дивизий: 36-я и 14-я мтд, 7-я, 6-я и 1-я тд, 23-я пд, 2-я тд и 106-я пд.

Замысел противника (удар двумя группировками в обход Москвы с севера и юга) в принципе был разгадан, что позволило провести ряд мер по усилению обороны. Однако немецко-фашистские войска имели численное превосходство в людях в 1,6 раза, орудиях и минометах – в 2, танках в – 3,4 раза. Изменить соотношение сил и средств к началу операции не удалось. Поэтому замысел советского командования состоял в том, чтобы упорной обороной сорвать планы врага, выиграть время для сосредоточения стратегических резервов, а затем перейти в контрнаступление. В числе этих мер были спланированы контрудары на флангах Западного фронта по изготовившемуся к наступлению противнику.

Южнее Москвы действия наших войск имели успех и задержали немецкое наступление. А вот на северном крыле фронта спешно подготовленное (точнее, спешно неподготовленное) контрнаступление 16-й А, проведенное 16–17 ноября, к сожалению, оказалось неудачным и привело только к ослаблению обороны. Место, где противником готовился главный удар, точно определить не удалось. Поэтому атаки советских частей не оказали никакого воздействия на немецкие войска, готовые перейти к активным действиям, которые они и начали в тот же день. Наши же атакующие части понесли чувствительные потери. В этих боях был задействован выдвинувшийся вперед второй эшелон 16-й А, что привело к преждевременному расходованию резервов и неблагоприятно сказалось на дальнейшей ситуации.


Командующий 16-й А К.К. Рокоссовский


15 ноября 3-я танковая группа противника нанесла удар по 30-й армии севернее Московского моря, а на следующий день – южнее. 16 ноября в наступление против 16-й армии перешла 4-я танковая группа. В полосе 30-й А удар пришелся по 107-й мед растянутой на фронте 30 км и имевшей к тому моменту 2 тыс. человек личного состава, на вооружении – 7 орудий, 20 пулеметов, 2 танка Т-34 и КВ и 11 легких танков. Под натиском противника войска 30-й армии вынуждены были отойти к Волге, и на всем ее протяжении севернее Волжского водохранилища перешли на восточный берег. Поэтому южнее водохранилища войска, оттесненные на рубеж восточнее Завидово – Ямуга, оказались под ударом противника с севера. Это позволило противнику развить успех на клинском направлении. Одновременно упорные бои развернулись на волоколамско-истринском направлении, где самоотверженно сражались соединения 16-й армии. Здесь продвижение немцев было гораздо более медленным. За первые пять дней наступления немецкие дивизии (в т. ч. и танковые) смогли продвинуться на восток только на 15–25 км, что составляло 3–5 км в день. Это мало даже для пехоты. Только 25–28 ноября после упорных боев немцам удалось преодолеть на этом направлении рубеж Истринского водохранилища.


Командующий 30-й АД.Д. Лелюшенко.


К этому моменту наибольший успех противником был достигнут на правом фланге 16-й армии. 23 ноября вражеские соединения обошли советские войска северо-восточнее и юго-западнее Клина. Чтобы избежать окружения, наши части оставили город. В тот же день врагу удалось захватить также и Солнечногорск. Продолжая наступление, немецко-фашистские войска заняли Рогачево, Яхрому, где и смогли переправиться на восточный берег канала Москва – Волга. Южнее противником была захвачена Красная Поляна. Выйдя на южную окраину близлежащей деревни Катюшки, немцы оказались на расстоянии 30 км от Кремля.

В конце ноября в состав войск правого крыла Западного фронта начали прибывать войска из резерва Ставки ВГК: 1-я Ударная и 20-я армии. Были усилены свежими соединениями и частями 16-й и 30-й армии. Пытались нарастить мощь своей ударной группировки и немцы. Из под Калинина были переброшены дивизии 41-го танкового корпуса. Они вступили в бой в первых числах декабря, но оживить затухавшее немецкое наступление не смогли. К концу ноября – началу декабря в результате контрударов в районах Дмитрова, Яхромы, Красной Поляны и Крюкова советские войска остановили продвижение противника, который, понеся потери, начал переходить к обороне. В результате были созданы необходимые условия для перехода в контрнаступление. Собственно упомянутые контрудары, как неоднократно указывал бывший командующий Западным фронтом Г. К. Жуков, и были составляющими этого контрнаступления.

Клинско-Солнечногорская наступательная операция правого крыла Западного фронта, проведенная 6—25 декабря 1941 г., последовала вслед за завершением оборонительных боев без какой-либо оперативной паузы. Это позволило получить определенные преимущества. Немецкие войска в тот момент не успели организовать оборону по всему фронту вклинения и находились в неустойчивом положении. Дата начала наступления довольно условна, так как 20-я А и 1-я УдА начали наносить контрудары еще 1-го декабря и не прекращали боевых действий до 6-го (о чем будет подробнее рассказано далее), а 16-я А начала атаку только 7-го декабря. Цель Клинско-Солнечногорской наступательной операции – разгром 3-й и 4-й танковой групп противника (7 танковых, 3,5 моторизованных и 9 пехотных дивизий) в районе Клин, Истра, Солнечногорск, ликвидация угрозы обхода Москвы с севера, создание благоприятных условий для дальнейшего наступления на запад. К началу операции войска правого крыла (30-я, 1-я Ударная, 20-я, 16-я, 5-я армии) Западного фронта занимали рубеж западнее Свердлова (у Волжского водохранилища), Дмитров, Красная Поляна, р. Нара. Замысел советского командования предусматривал нанесение по противнику ударов по сходящимся направлениям с северо-востока и востока силами 30-й, 1-й Ударной, 20-й и 16-й армий. 5-я армия наступлением своих правофланговых соединений вдоль левого берега р. Москвы должна была обеспечить левый фланг ударной группировки. С войсками Западного фронта взаимодействовали войска левого крыла Калининского фронта. Для поддержки наступления с воздуха выделялись до 75 % авиации фронта, а также авиация резерва ВТК. Противник превосходил советские войска в артиллерии в 1,2, в танках – в 1,5 раза, лишь в людских ресурсах армии правого крыла фронта имели превосходство в 1,6 раза.


Командующий группой армий Центр Ф. ф. Бок.


6 декабря советские войска перешли в наступление, которое получило развитие сначала на северной оконечности Западного фронта. Затем началось продвижение остальных армий северного крыла. Преодолевая упорное сопротивление противника, и отражая его контрудары, они в течение первой половины декабря продвинулись до 40–60 км, освободили Яхрому, Рогачево, Красную Поляну, Истру. В ночь на 12 декабря был освобожден Солнечногорск.


Командующий 3-й ТГр X Г. Рейнгардт.


Более недели продолжалась борьба за Клин (освобожден 15 декабря). После этого войска фронта продолжали преследовать отступавшего врага и 20 декабря освободили Волоколамск. 21 декабря советские войска достигли рубежа рек Лама и Руза, где встретили организованное сопротивление противника на заранее подготовленных позициях. До 25 декабря армии Западного фронта вели бои, пытаясь прорвать немецкую оборону на рубеже р. Ламы, но успеха не имели. Этот день считается датой официального окончания Клинско-Солнечногорской наступательной операции. Однако попытки продолжить движение вперед активно продолжались и после этой даты, что только привело к излишним потерям и так уже существенно ослабленных войск.


Командующий 3-й ТГр Э. Гепнер.


С действиями правого крыла Западного фронта были тесно связаны действия Калининского фронта, который начал наступление 5 декабря против находившейся перед ним 9-й армии противника. Наступление фронта протекало медленно. Немецкая пехота находилась на своих позициях почти два месяца и сумела хорошо подготовиться к обороне. Войска Калининского фронта к моменту начала контрнаступления не получили из резервов Ставки свежих соединений. Здесь действовали ослабленные в предыдущих боях части и соединения. Кроме того, на ряде участков командование неверно организовало прорыв обороны противника. В результате, например, наступление 29-й армии было остановлено в первый же день, а часть ее соединений оттеснена в исходное положение. Несколько более успешно действовали войска 31-й армии южнее Калинина. Но и здесь положение (как и в целом, в окрестностях Калинина) кардинально изменилось только в связи с успехами 30-й армии Западного фронта. Ее продвижение после освобождения Клина стало угрожать немецким тылам и принудило 9-ю немецкую армию в ночь на 16 декабря начать отход. В этот же день Калинин был взят, а 30-я армия передана обратно в состав Калининского фронта

В ходе Клинско-Солнечногорской наступательной операции советские войска разгромили: 3-ю и 4-ю танковые группы врага, отбросили их разбитые соединения на 90—110 км, уничтожили и захватили большое количество орудий, танков, другой боевой техники, боеприпасов и разного имущества. Был ликвидирован выступ фронта севернее Москвы, образовавшийся в ходе немецкого наступления в ноябре. К сожалению, разгром был неполным. Противнику удалось спасти значительную часть живой силы, что и обусловило тяжесть боев на Ламе.

Из сорока дней войны (с 15-го ноября до 25-го декабря), пришедшихся на эти две операции, только десять дней враг находился на рубеже канала Москва – Волга, а в секторе, образованном Ленинградским и Дмитровским шоссе, чуть больше трех недель. Именно в этот промежуток времени и произошли главные военные события на Северном крыле Западного фронта.

Загрузка...