Жила-была девочка. И были у нее папа и мама. Нормальная по всем меркам семья – папа, мама, квартира, летний отдых, Новый год всей семьей, только почему-то ее не покидало все время чувство, что в семье при всей нормальности что-то не так. Папа попивал и иногда побивал маму, а иногда доставалось и ей. Мама при этом всегда искала у нее защиты и эмоциональной поддержки в том, что он ее «мучает», впрочем, папа делал то же самое. Девочка была в растерянности, у нее появилось и укрепилось чувство, что с ней что-то не так. Она гнала мысли от себя и все больше старалась быть хорошей. В подростковом возрасте папа переключился на нее, когда выпивал страстно, с самозабвением избивал ее ремнем с пряжкой, а затем уходил спать. Мать молчала и ни разу не вступилась за нее. Опять один на один с болью в девочке укреплялось чувство, что с ней что-то не так, она даже боялась об этом кому-то рассказывать и старалась быть хорошей, еще больше обрастая едкой коркой безразличия и холодности. Ей было очень больно, обидно и одиноко, но чувство вины и стыда не давали ей возможности встать на свою сторону, она оправдывала родителей и, как могла, избегала разговоров, близости, любого вида совместности. Это было невыносимо – видеть людей, которые ежедневно ее предавали. Корка безразличия и холодности становилась все толще. Появилось чувство – а зачем они мне, я сама справляюсь, еще и им помогаю. Так она стала единственной взрослой в семье, отодвинув на задний план свои потребности в любви и принятии, близости и безопасности. Она легко со всем справлялась сама, прекрасно училась, была на хорошем счету в школе и у подруг, правда, при этом она почти ничего не чувствовала…… Ее сердце покрылось коркой льда и огромным слоем защит. Но так было проще жить и выживать. Так она стала стойким оловянным солдатиком.
Психологическая защита – понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.
Основная защита, которая формируется у девочки со слабым или отсутствующим отцом – это защита «вытеснение» – вытеснение чувств и самого главного чувства – чувства вины, иногда – гнева и злости, а также «отрицания» – этого не может быть, он же мой папа, они же мои родители. Надежда на то, что они когда-нибудь станут прекрасными взрослыми и любящими родителями, на которых можно опереться и побыть слабой, беззащитной, наконец, побыть ребенком, то есть «идеализация». Когда девочка становится постарше, то вступает в силу защита под названием «рационализация» – когда она все время пытается объяснить себе и окружающим то, что происходит.
Таким образом, наша главная героиня минимизирует поток отрицательных переживаний, которыми наполнена ее жизнь.
Но я хочу остановиться на одном очень важном аспекте – на формировании глубинного чувства вины и ощущении «СО МНОЙ ЧТО-ТО НЕ ТАК», именно это чувство порождает основной сценарий и мотивы поведения нашей прекрасной Амазонки.
Вина – это и проклятье, и двигатель прогресса Амазонки. Девочка все время старается быть лучше и лучше, пытаясь завоевать любовь и расположение близких, и одновременно она не разрешает себе радости, счастья и часто во взрослой жизни неосознанно наказывает себя, особенно в отношениях. Она ведь не достойна просто любви и принятия, ее любовь – это любовь с условиями.
Гнев и агрессия, рожденные этой ситуацией, этим подчас отчаяньем и безысходностью, заставляет Амазонку взяться за меч.
Нарисуй меня в латах на голое тело,
будто вместо халата я латы надела,
я накинула латы, как халат, после душа.
А они маловаты. А они меня душат…
И женщина надевает на себя латы, садится на коня и начинает расчищать себе дорогу мечом и огнем. Она набирает силу, подчас – мужскую силу, находит опору в себе и становится опорой другим. Она быстро двигается по карьерной лестнице, у нее для этого все есть. Она никому не доверяет полностью, она знает, что ее безопасность и благополучие зависит только от нее.
Карьера идет в гору, а как же пара???
Когда она его встретила, то ей показалось: вот он, наконец, я смогу на кого-то опереться и эмоционально, и материально. Появилась она – НАДЕЖДА. Надежда на то, что все ее нереализованное, недолюбленное и незащищенное, наконец, получит любовь, реализацию и опору. Внутренняя девочка, уставшая от роли «взрослого ребенка», неосознанно потянулась к мужчине как источнику силы, мужской силы, и возложила на него огромное ВСЕ.
Он уже немолодой и разведенный мужчина, она тоже немолода, но ощущает себя максимум на 25 лет. Ее привлекло то, что он как-то по-особенному к ней относится, с особенной теплотой, особенным вниманием. Это идеал! Его привлекло ее сочетание детской незащищенности и стремительной решимости все делать самой. Ее сердце начало потихоньку оттаивать, лед таял, и под ним стали появляться застарелые раны и раночки. Стало иногда больно, иногда – очень обидно, иногда – яростно и беспощадно. И, конечно, появилась она – ВИНА. Это он виноват, он не так сказал, не понял, не доделал, не долюбил. И противное чувство «СО МНОЙ ЧТО-ТО НЕ ТАК». Вина заполняла отношения стремительно и беспощадно, а мужчина все никак не мог понять, в чем же он так сильно виноват, что случилось с такой милой женщиной, почему отношения превратились в бесконечные требования. А лед все таял, а рана все кровоточила, а облегчения все не наступало.
И вот как-то раз случилось событие, ставшее для нашей Амазонки поворотным в отношениях. Он ПОСМЕЛ в субботний вечер выбрать не ее, а встречу с друзьями. И даже не посчитал нужным извиниться, позвонить. У нее появилось чувство, что ее опять предали, выбрали не ее, не учли ее чувств и желаний. А он просто устал от этих отношений, и самое главное – он устал от постоянной ВИНЫ, он устал защищаться и доказывать свою любовь, право на собственный выбор в отношениях.