Мы живем в мире, в котором внешние стимулы постоянно подстегивают увеличивать скорость течения внешнего времени и брать на себя все больше задач. Не можешь остаться в строю – ты лузер! Мы боимся, что, если не будем соответствовать бешеному темпу общества и вкалывать как проклятые, задерживаясь на работе по 2–3 часа после окончания рабочего дня, проживем никчемную жизнь и не сможем реализовать свой потенциал. Наши потребности и внутренний ритм времени очень разные. У каждого человека, культуры и коллектива свой темп. Собственное течение времени присуще даже профессиям и целым отраслям.
Вы задумывались, как воспринимаете время? Время течет, тянется, летит, бежит, горит?.. Или все вместе, в зависимости от происходящего?
Чтобы научиться управлять вашим особенным временем, полезно осознавать скорость движения индивидуального времени относительно общепринятых норм и то, насколько вы ассоциируетесь с происходящими событиями.
Скорость движения вашего времени узнать довольно просто: засеките время и закройте глаза ровно на одну минуту. При этом важно, чтобы вы хорошо себя чувствовали, вокруг была тишина, телу было комфортно в занятом положении и ничто не отвлекало от процесса.
Возьмите секундомер или часы, дождитесь новой минуты и закройте глаза ровно в 0 секунд. Когда, по вашим ощущениям, пройдет минута, посмотрите, сколько секунд прошло.
Готовы?.. Тогда начнем!..
Через сколько секунд вы открыли глаза?
Удивительно, но, если вы соблюдали условия тестирования, длительность ваших «минут» будет похожа в разные дни.
За десять лет проведения тренингов по тайм-менеджменту самая короткая «минута» была у Елены, маркетолога телеком-оператора, – 14 секунд. А самая длинная у Вадима, специалиста по качеству, слушателя курса МВА бизнес-школы, – 2 минуты 45 секунд. Позже Елена отмечала, что ее раздражает медлительность окружающих людей и ей нравится параллельно включаться в несколько дел сразу. Вадим же, наоборот, часто опаздывал и задерживал сроки выполнения задач, так как тщательно отслеживал детали в работе и с трудом расставлял приоритеты. Что, если бы этим людям пришлось работать вместе?.. Допустим, Елена стала бы руководителем Вадима или наоборот?.. Что было бы тогда?.. Думаете, в вашем окружении все воспринимают время по-вашему?..
Вы знаете людей, которые могут сами проснуться в нужное время без будильника и практически никогда не ошибаются? А может, вы сами такой человек?..
Оказывается, правильное восприятие интервалов времени – это тоже навык. Вы играли в детстве в такую игру сами с собой – закрыть глаза на определенное время, пытаясь угадать, сколько секунд прошло? Как и со многими детскими забавами – это забава лишь отчасти. Во время игры человек тренируется правильно ощущать время. Некоторое время практики – и вы сможете безошибочно чувствовать интервалы времени.
Многие ученые ставят существование времени как физической величины под сомнение, сходясь в одном:
Время – это система координат, на которую опирается человеческий ум, структурируя последовательность событий.
Восприятие времени многократно различается у детей и взрослых в связи с разной скоростью физиологических процессов. На скорость внутреннего течения времени будут влиять также и внешние факторы – события, в которых вы участвуете.
С точки зрения восприятия времени как последовательности событий есть два распространенных типа времени: включенное и сквозное.
Что мы видим? Две картинки: на первой картинке человек идет по дороге, а на второй – смотрит на нее со стороны.
Включенное время – это ассоциация с происходящим, когда человек воспринимает течение времени как непрекращающееся сейчас, в которое полностью погружен.
Сквозное время – это диссоциация от событий, когда человек смотрит на происходящее как бы со стороны, свободно переключаясь между событиями прошлого или вариантами будущего, и анализирует ситуацию.
Первые несколько лет жизни человек пребывает исключительно во включенном состоянии, все для него происходит здесь и сейчас или никогда. Попробуйте объяснить ребенку, что праздник будет завтра. «Так долго?!» – прозвучит ответ. Мозг ребенка еще не знает, что такое «не сейчас». По мере развития мозга мы учимся представлять прошлое и будущее, анализировать события и выбирать лучший вариант развития событий.
Так называемая «осознанность» – продукт сквозного восприятия времени, когда мы можем посмотреть на происходящее со стороны, диссоциироваться и выбрать для себя наилучшую стратегию поведения. Несмотря на то что взрослый человек умеет быть и во «включенном», и в «сквозном» состоянии, у нас есть личные предпочтения, которые мы подсознательно выбираем в соответствии с темпераментом и родом деятельности.
Еще не поняли, какое время вам присуще больше? Есть простое упражнение, которое позволяет за 15 минут выявить вашу личностную стратегию организации времени.
Вспомните простое действие, которое вы делаете каждый день примерно в одно и то же время, например чистите зубы. (Это обязательно должно быть постоянное привычное действие, не вызывающее у вас ни положительных, ни отрицательных эмоций.)
Вспомните, как вы чистили зубы сегодня… Вспомнили?
А теперь вспомните, как это было вчера… Позавчера… Неделю назад… Месяц назад… Год назад?..
Если потребуется нарисовать карту, на которой отражается, где находитесь вы, а где чистка зубов – как разместится каждое из этих событий на листке бумаги? Найдите их правильное место и подпишите даты.