Я – и не только я, но и большинство великих и не очень знатоков человеческих душ – искренне уверены, что каждый из людей талантлив. Что он уникален в своем таланте.
Я, например, точно знаю, что можно ткнуть палкой в любого проходящего мимо человека из толпы – и окажется, что ты попал в талантливого писателя, музыканта, программиста или врача. Что этот человек прекрасен и способен перевернуть мир!
Но он его не перевернет. Почему? А потому, что он тупо не знает о своих талантах. Об этих талантах вообще никто не знает, кроме разве что Боженьки, который в каждого-каждого человечка вложил что-то прекрасное и уникальное. Только вот в отличие от Боженьки обладатель этого прекрасного считает себя никудышным биоматериалом. Серым пятном в толпе.
Обычным неудачником.
Он не живет – он проживает жизнь. Он мог бы творить чудеса кулинарии или добиться невероятного успеха в мире искусства! Но он каждый день ходит на нелюбимую работу и тупо ждет пенсии, и уж совершенно точно не ждет ничего потрясающе прекрасного – ни от себя, ни от своей унылой жизни.
Почему?
Зачем?
Что с этим делать?
Знаете, мне иногда очень хочется взять старую заскорузлую тряпку, размочить ее в холодной проточной водице и этой самой мокрой тряпкой отхлестать по щам тех мамаш, которые детские мечты загубили.
С оттягом так, знаете, звонко отхлестать. Как-то на просторах Интернета я наткнулась на совершенно тоскливый пост про то, что «Я в детстве писала стихи, мама нашла тетрадку исчеркала всё красной ручкой, типа ошибок много, плохо. Я всё переписала, решила показать учительнице по литературе – а та сначала при всём классе их высмеяла, а потом сказала, что это не я их писала, а у кого-то украла. Только недавно рискнула снова что-то писать, и выкладывать на сайте». А следом – «Ваша история очень похожа на мою. Правда, я мечтала стать дизайнером одежды. В итоге мои мечты убиты. Альбом не беру в руки уже десять лет, а может и больше.
Работаю кладовщиком в больнице, а родители и рады. Только ощущение нереализованности не покидает меня никогда, и увлечений почти не осталось».
И дальше – поток подобной горечи и разочарования. Стихи, альбомы с аниме, выкинутые детали от радиоприемника… Бурный, сносящий всё на своем пути поток человеческой обиды и безнадёги.
Представляете – не дизайнер одежды, а кладовщик. Не художник, а бухгалтер. И дело не в том, что бухгалтер плохая профессия, очень даже хорошая! Но бухгалтер, на досуге рисующий пейзажи… пусть даже плохо рисующий, но всё же…
И вокруг таких историй – тьма. Глухая и беспросветная тьма. «Я хотела учиться на журфаке, но родители решили, что надо поступать на экономиста». Или «Мама сказала, что я в институт все равно не поступлю, поэтому теперь я парикмахер». Когда я стала расспрашивать знакомых, были ли в их жизни подобные разочарования, почти половина из них грустно потупили взоры, тяжко вздохнули и признались, что были.
Один серьёзный дядька юрист вообще рассказал дикую историю про то, что в далёком детстве его родители выкинули набор юного техника – чтобы ребенок, не дай Бог, аппарат какой-нибудь запрещённый не изобрел и его в тюрьму за это не посадили. И признался, что теперь он даже в магнитоле автомобильной разобраться не может. Вот как в детстве тягу к технике отбили, так с тех пор при виде нового прибора тупить начинает.
Мне вот всегда было интересно – а зачем было так делать?
Зачем отбивать у открытого всему на свете создания желание творить, узнавать, познавать? Как вообще можно сказать ребёнку, что он тупой и в институт не поступит? Пусть даже из лучших соображений, пусть даже если деточка действительно тупой и не поступит – как и зачем можно такое говорить человеку? Маленькому любознательному человечку, перед которым открыты все дороги, которому все интересно и крылья еще расправлены!
Почему нельзя сказать: «Давай сначала в техникум поступим, а потом будет легче в институт попасть»? Результат-то тот же, но ребёнку не будут сказаны страшные слова про то, что он тупой и у него ничего не получится.
Нет, давайте крылья на взлёте обломаем и осознание собственной ничтожности в юную голову вобьём.
Ибо нефиг дурью маяться, мамО лучше знает.
Сколько по жизни таких людей бредёт с ощущением недополученности, нереализованности. И дай Бог, чтобы потом, во взрослой жизни желание творить вернулось, чтобы желание писать пересилило страх быть высмеянным! Но ведь – и это ужасно – зачастую не пересиливает. Как правило, маленький талантливый инженер навсегда остаётся забитым ребенком внутри солидного уставшего дядьки-юриста. А в итоге мы всю жизнь очень легко опускаем руки при первой неудаче.
Потому что в голове заложено родительское «бездарь» и «не майся дурью». Иногда просто физически ощущаем наручники, сковывающие желание что-то попробовать. А могли бы сделать еще одну попытку – и всё бы получилось. Но – мамО же сказала: «Не лезь!» и не сказала: «Ты у меня умница»…
И ведь что показательно – как правило, мамы таких горе-родителей им тоже в свое время твердили – не лезь, не майся дурью, поступай на продавца. Из лучших побуждений, желая ребенку только хорошего. Чтобы работа была нормальная, чтобы не шалил, чтобы ни в какую историю не вляпался. Им говорили, они говорили…
И в этой цепочке самое главное, чтобы дети таких мамаш не совершили ту же ошибку. Чтобы не росли поколения людей со сломанными крыльями.
Не надо запрещать ребенку петь. Даже если поёт он жутко и от его рулад тараканы к соседям уходят. Попоёт и перестанет. Зато от тараканов избавитесь. Какая-никакая, а польза. Хочет рисовать – купи ему ватман за тринадцать рублей, дай простой канцелярский карандаш – и пусть себе ваяет нетленку. И не забудь обязательно похвалить ту шикарную лошадь, что он нарисует. А если вдруг окажется, что это вовсе и не лошадь, а принцесса, ничуть не смущаясь, задумчиво заяви – «Да ты у меня экспрессионист! Талантище! Весь в меня». И по голове одобрительно погладь.
Всё. И пусть идет гуглить, что такое «экспрессионист». Лишняя полезная информация в голове у ребёнка останется – всяко польза.
И тогда ты будешь самой лучшей мамой на свете. А он весь в тебя. Идеальная семья. Расходов на всё – рублей пятьдесят. Согласитесь, не много за уверенность в себе и в своих силах?
У тебя ребенок плюшевому зайчику брюхо вскрыл портняжными ножницами? Прекрати орать. Для начала поинтересуйся, с какой целью он это сделал. Если «Просто так» и из пакостных соображений, то бери дитё за руку и веди к психологу – может, предотвратишь проявления злобного маньяка. А вот если «Мне было интересно, что там внутри», то это совсем другой разговор. Потому что, во-первых, это простое детское любопытство, и тут можно простым «Ай-ай-ай, больше так не делай» обойтись, а во-вторых, вдруг у тебя будущий хирург растет?
Поэтому, повторюсь, прекращай верещать, и попытайся доходчиво объяснить любознательному вандалу с ножницами, что зайке в таком распоротом виде дальше жить тяжко будет. Поэтому берём нитку с иголкой и под маминым чутким руководством сначала вату с поролоном из распотрошённого пациента по всей квартире собираем, а потом запихиваем внутренности в плюшевое пузо и аккуратно всё это дело зашиваем. Так, чтобы косметический шов и зайку не смущал, и дальнейшему его существованию не мешал, и чтобы дитятко собственный косяк само исправило. Тут ещё важно стребовать с ребенка обещание без разрешения больше ничего в доме не препарировать, а то никакой игрушечной живности не напасёшься.
И всё. И заяц цел, и глядишь – через тридцать лет сЫночка/доча станет известным хирургом, спасёт сотни человеческих жизней, получит медаль и должность главврача в районной больнице. И будет кому твой аппендицит на старости лет удалить. Или пластику обвисшего подбородка с родственной скидкой организовать.
Человек должен знать, что он талантлив.
Что у него всё получается, что он разносторонняя и интересная личность. Поверьте, всё ненужное само собой отвалится – пение прекратится, старый магнитофон разберётся на шурупчики и переедет жить под детскую кровать. Дурацкие нескладные стихи останутся в потрёпанной тетради и в переходном возрасте. Когда-нибудь ребенок их найдёт, перечитает, поразится нелепости написанного, и… и продолжит жить в полной уверенности, что он очень умный и талантливый.
Чтобы он просто не знал, что такое – нельзя пробовать. Чтобы не знал, что такое удар по рукам.
И в жизни этот ребёнок добьётся гораздо большего, чем тот, кому твердили про «Чё ты тут малюешь? Хватит ерундой заниматься!», «Ты зачем яйца из холодильника достал? Не лезь сюда больше, косорукий!» и «Нет, вы посмотрите на эту бестолочь – вместо того, чтобы уроки делать, она стишки сидит пишет! Бестолочь!»
Хочет – пусть пробует. Понравится – будет этим заниматься. Не понравится – забросит это дело. Но это будет его решение и его выбор. И его понимание собственной самодостаточности.
Я, например, в детстве люто возненавидела пианино – не сам инструмент, а мерзкую училку, которая лупила по моим неуклюжим пальцам. При первой же возможности я забросила музыкалку – и спасибо огромное родителям, что от меня отстали. Про удары линейкой по моим нежным детским рукам я почему-то им не рассказала. Наверное, правильно сделала – зная своего папеньку, могу предположить, что линейка-треугольник оказалась бы засунута в попу злобной тётки и была бы там несколько раз прокручена. А зачем нам такой скандал и ректальное кровопролитие? И только в сорок лет я смогла справиться с ненавистью к крысе-училке, надолго отбившей у меня желание прикасаться к клавишам, и просто для себя занялась музыкой. Благо, нотной грамоте уже была обучена. А толковая девочка-репетитор мне просто помогла.
Кстати, вы заметили, как много сейчас курсов для взрослых? Дизайнерских, спортивных, творческих и музыкальных – ориентированных именно на взрослых. И на них есть большой спрос. А есть он именно потому, что выросло несколько поколений нереализовавшихся детей. Детей, которые после тридцати решаются на то, что им запрещали делать в детстве. И пускай для большинства эти курсы остаются лишь любимым хобби, но они помогают сделать другие, очень важные шаги, которые нам не давали сделать в детстве.
Дают нам почувствовать свою талантливость.
Наташка – вполне состоявшаяся замужняя дама с унылой приличной работой – в тридцать лет заявила, что она хочет рисовать, подалась в художественную школу и, честно отучившись несколько лет, сейчас пишет просто замечательные картины. Под настроение, для себя, в подарок друзьям, специально под интерьеры мужа-дизайнера. Она очень жалеет, что в детстве родители погнали ее в ненавистную «музыкалку», потому что в те времена все дети учились игре на пианино.
А вот про «художку» родители сказали, что это баловство.
Спустя почти двадцать лет взрослая женщина с подачи творческого мужа таки занялась тем, что ей всегда было интересно. А могла бы и не заняться. Мама сказала, что глупости все эти рисования. Так и жила бы.
Здесь главное вовремя осознать, что сейчас ты уже взрослая, что ты можешь заниматься тем, что тебе интересно. Тебе никто не может запретить делать то, что ты хочешь, – играть на рояле, обучаться эротическим танцам на пилоне и даже заняться альпинизмом. Надо просто открыть форточку в своей голове – и сделать первый шаг.
Казалось бы – взрослый человек, никаких нелепых и навязанных авторитетов, можно заниматься чем душенька желает! Но внутренние якоря не дают сдвинуться с места. Не дают сделать первый шаг. Потому что страшно. А страх рождает массу отговорок, очень убедительных, аргументированных и веских.
Но всё же отговорок. И надо заставить себя собраться в пружину и убить этот страх. Надо просто взять себя в руки и попробовать что-то сделать. Отключить в голове старинную сиротскую песню «Ничего я не могу, куница косорукая» – и просто попробовать.
Найти на Avito частного репетитора рядом с работой, так, чтобы было удобно и по дороге – и три раза в неделю приходить домой на час позже. Просто посвятить это время себе – научиться играть на гитаре, рисовать, шить.
В голове много умных мыслей? Напиши книгу. И не надо прятать ее в стол – нет ничего хуже неоцененной работы! Благослови Боженька возможности Интернета – сейчас можно любую писанину выложить в сеть на растерзание читающей публики. Выложить и истерично ждать реакции читателей, психовать из-за злобных отзывов, много раз перечитывать положительные и чувствовать себя настоящим писателем.
Расправить крылья!
В конце концов, не понравится – бросишь. Ты взрослая девочка и никому ничего не должна доказывать. А вот попробовать должна. Сначала одно, потом другое. Или всё вместе.
Начни себя любить. Скажи себе, что ты умная и талантливая. Не жди, пока это сделают другие, – начни это делать сама. Человек должен быть самым лучшим и самым любимым.
Да-да, старое доброе «Я самая обаятельная и привлекательная»! Можно на новый лад – глядя в зеркало, искренне заявлять себе: «Ты ж моя красавица!». И каждое удачное дело не полениться отметить сказанной самой себе фразой: «Ай, какая умница!». Главное – говорить это искренне, без надрыва и не переигрывая. И любить себя искренне. И хвалить себя за каждую мелочь.
Подняла попу с дивана и посуду помыла – умница!
Среди ночи есть захотела и вместо того, чтобы торт борщом запить, корейский некалорийный салат из помидоров наваяла – гений!
Пятьсот раз отложенную на потом работу наконец доделала – да просто сокровище! По этому поводу можно и винца жахнуть. Или пивасика, кто что больше любит.
Сама поверишь – другие поймут.
Представь, что это не ты себя заставляешь побороть многолетний страх, а кто-то другой тебе сказал – у тебя же прекрасный вкус и куча задумок шикарных курток и брюк в голове! Не дай таланту пропасть. Запишись на курсы кройки и шитья. Не понравится – бросишь.
Убедительно так тебе это кто-то другой сказал. Так сказал, что ты поверила. И записалась.
И всё получится. И сейчас, и потом.
Ты только запомни главное – твоим детям с мамой очень повезло. Потому что ты умная и крылья им ломать не станешь. Ты их расправить поможешь.
Как-то во время стрижки мой парикмахер расстроенно пожаловалась, что ее сын-выпускник совершенно не хочет поступать в институт, а вместо этого собирается подавать документы в техникум «на повара».