Глава 1 Организация клубного концерта

Выступления – это первые шаги в музыкальной индустрии для абсолютного большинства музыкантов. Вы можете начать давать концерты, даже не имея официальных релизов. Именно на клубных выступлениях музыканты учатся взаимодействовать между собой, понимают, как вести себя на сцене и удерживать внимание аудитории. Благодаря концертам артисты получают и первые навыки работы в музыкальной индустрии, занимаясь менеджментом, продвижением и коммуникацией с концертными отделами клубов. Именно поэтому начать нашу инструкцию мы решили с подробного гида по организации клубного концерта.

Шаг 1. Подготовка промопакета

Из чего состоит промопакет

Первое, что вам потребуется для проведения любого выступления, – подготовить ряд промоматериалов, своеобразное портфолио артиста. Оно пригодится вам как на стадии переговоров с клубом, так и на всех дальнейших этапах продвижения: эти материалы будут использоваться в ваших социальных сетях и в публикациях в СМИ.


Промопакет состоит из:

• пресс-релиза группы;

• ее фотографий;

• лайв-видео;

• демозаписей или ссылок на лучшие треки ваших официальных релизов.

Помните, что арт-директорам клубов приходит очень много писем с предложениями о концертах. Наличие у музыканта промопакета – дополнительный аргумент в пользу того, чтобы он обратил внимание на ваше письмо.

Как подготовить пресс-релиз

Пресс-релиз – текст с базовой информацией о проекте. В нем могут содержаться общие сведения, но он может быть и привязан к конкретному событию – выходу альбома, клипа или началу тура. Многие музыканты сегодня сконцентрированы на новых форматах интернет-продвижения и недооценивают важность пресс-релиза, считая подготовку текста о группе атавизмом. Но это совсем не так. Пресс-релиз понадобится для описания группы в соцсетях, материалы из него будут использоваться в анонсах концертов на сайтах клубов, а еще этот текст станет основным источником сведений о вашем проекте для журналистов.

При составлении пресс-релиза имеет смысл идти «от противного»: все время напоминать себе, чего в нем не должно быть и как он не должен выглядеть. Главная ошибка, которую совершают молодые музыканты, – попытка сделать все «как у больших». Начинающие артисты открывают страницу любимой группы в «Википедии» и пишут собственную биографию по образу и подобию звездной. Помните: подробности вашей жизни из разряда «Пошел после школы в армию, там начал играть на гитаре» в пресс-релизе не нужны. Читать длинный текст про малоизвестного артиста никто не станет.

Кроме того, доверия к тексту никогда не прибавляют штампы. Фразы вроде «Стильные гитары, харизматичный вокал и проникновенная лирика не оставят равнодушными ни единого зрителя» не сообщают о вас решительно ничего.

И наконец, не пишите тексты по принципу «Сам себя не похвалишь – никто не похвалит». Пресс-релиз, несомненно, рекламный материал, он должен подсвечивать все ваши сильные стороны. Но когда в анонсе концерта команды, выступающей в клубе на 50 человек, видишь фразы «Артист, которого ждали» и «Не пропустите главное музыкальное событие этого сезона», это вызывает лишь скепсис и не работает на привлечение публики. Напротив, если у вас есть реальные достижения (участие в крупных фестивалях, отзывы музыкальных критиков, высокая посещаемость концертов, большое количество подписчиков в социальных сетях), смело включайте их в текст.

Универсального рецепта хорошего пресс-релиза не существует. Текст может быть как экспрессивным по подаче, так и сухим, в формате новости в ленте информагентства. Он может занимать два абзаца, а может – целую страницу. Самое главное – пресс-релиз призван рассказывать именно о вашем проекте. Сторонний читатель должен хотя бы примерно понять из него, о какой музыке идет речь.

Далеко не все музыканты владеют навыками копирайтинга. В этом случае не стесняйтесь обращаться к профессионалам: наверняка в вашем окружении есть сотрудники рекламных агентств, журналисты или промоутеры, имеющие опыт написания пресс-релизов. За несколько тысяч рублей вы получите универсальный текст, который сможете использовать как на ваших, так и на сторонних ресурсах.


Примеры


https://i-m-i.ru/textbook/2/001.pdf


https://i-m-i.ru/textbook/2/002.pdf

Два очень плохих пресс-релиза, найденных в расписании концертов одного из московских клубов.


https://i-m-i.ru/textbook/2/003.pdf

Так выглядел первый пресс-релиз «Краснознаменной дивизии имени моей бабушки». Невыстроенный и наивный, этот текст тем не менее привлекал внимание к группе.


Какие фото должны быть в промопакете

История знает немало случаев, когда качественные фотографии делались на смартфон, но такие успехи скорее исключение: начинающая группа вряд ли сможет сделать качественную фотосессию своими силами. Так что и здесь тоже не стесняйтесь обращаться к профессиональным фотографам.

Помните: вам нужна не просто одна хорошая картинка, а несколько фотографий разных форматов (вертикальные и горизонтальные, концертные и постановочные), причем в полиграфическом качестве (с разрешением не менее 300 DPI). Это важно, потому что многие клубы используют собственные шаблоны афиш, на которых меняются только дата, изображение артиста и название концерта. Фоторедактор в СМИ также может попросить у вас концертный снимок, а не студийный. Не забывайте и о том, что для обложек событий в социальных сетях вам понадобятся горизонтальные фотографии. Если выступлений у вас еще не было или вас на них никто не фотографировал, лайв-фото можно сделать во время репетиции.

Стоит иметь в виду, что качественные снимки понадобятся не только для рекламы концертов и других промокампаний. Кроме того, профессиональные фото пригодятся для оформления аккаунтов и постов в соцсетях.

Для чего нужно качественное демо

Если у вас уже есть студийные релизы и вы представлены в стримингах, этот пункт не для вас. Если же вы только-только отрепетировали концертную программу и готовы к выступлениям, вам обязательно нужно сделать демозапись. На какое‐то время она станет вашей визитной карточкой.

Сегодня многие репетиционные базы предлагают услугу живой поканальной записи с последующим сведением. Это значительно дешевле полноценной студийной записи.

Если у вас нет ресурсов для полноценной студийной работы, запишите лайвом как минимум три наиболее показательных трека. Это понадобится и для переговоров с арт-директорами клубов, и, возможно, для общения с рекорд-лейблами и фестивальными промоутерами.


Примеры


1. В 2017 году группа «Пасош» официально выпустила сборник демозаписей разных лет.

2. Демо Сергея Сироткина пятилетней давности. Тогда он пел на английском, спустя несколько лет его русскоязычные песни «Бейся сердце, время биться» и «Выше домов» стали хитами.


Для чего нужны качественные лайв-видео

В отличие от пресс-релиза, качественных фотографий и демозаписи, для организации клубного концерта лайв-видео необходимы далеко не всегда. Тем не менее недооценивать этот пункт не стоит.

Во-первых, сегодня слушатели все чаще знакомятся с новой музыкой через YouTube. Во-вторых, видео можно встроить не только в анонс на сайте клуба, но и в статьи в интернет-СМИ; наличие хотя бы одного качественного ролика с лайвом станет огромным плюсом для этих материалов.

В-третьих, организаторы фестивалей очень часто просят предоставить именно видео: промоутерам важно понять, как группа звучит и выглядит живьем, насколько убедительно она будет смотреться на большой сцене. Снятые на телефон ролики с перегруженным звуком, которые любят выкладывать и присылать молодые артисты, для вышеперечисленных целей не подойдут.

Наконец, в‐четвертых, видео хорошо работают в рекламе концертов в соцсетях: их фрагменты в вертикальном формате можно использовать для сторис в Instagram, а горизонтальные – во «ВКонтакте» и в Facebook. Ролики можно как прикреплять к постам, так и использовать в таргетированной рекламе.

Помните: на начальном этапе вам важно произвести максимальный эффект, первое впечатление – самое сильное.

Как и в случае с записью демо, сделать лайв-видео с одной песней сегодня достаточно просто и недорого. Такую услугу предоставляют и репетиционные базы, и студии звукозаписи. Картинка пишется с двух камер, звук – с пульта, затем делают быстрый монтаж и сведение. Лайв-видео будет стоить от 10 000 рублей в зависимости от расценок конкретной репетиционной базы на съемку, запись, сведение и монтаж.

Конечно, по качеству такие видео будут сильно недотягивать до лайва в телеэфире и до профессиональных концертных съемок. Тем не менее для молодой группы наличие качественно снятого концертного видео – огромный плюс при диалоге с клубными и фестивальными промоутерами.


Примеры


https://i-m-i.ru/textbook/2/006.pdf

Лайв-видео гаражной группы Glosoli, которое помогло ей стать участницей фестиваля «Дикая мята» в 2018 году.


https://i-m-i.ru/textbook/2/007.pdf

В августе 2019 года Dvanov выступили на Пикнике «Афиши» на сцене «ИМИ. Новая музыка». Это видео вышло в июне 2018 года, через месяц после релиза дебютного русскоязычного альбома группы.


Шаг 2. Составление технического и бытового райдеров

Что такое райдеры

Райдеры (технические и бытовые) – документы с перечнем вещей, необходимых артисту для выступления.

Технический райдер – это список звукового и светового оборудования для концерта. В него также входят требования по проведению саундчека – то есть предконцертной отстройки звука – и самого выступления. В бытовом райдере расписываются требования по пребыванию музыкантов в городе, их транспортировке, проживанию и питанию.

Райдеры – непубличные документы: ваши требования по техническому оборудованию, а также питанию и проживанию широкой публике знать не нужно. Обычно артисты адресно высылают райдеры промоутерам (например, загрузив в папку на «Яндекс. Диск» или Google Drive). Впрочем, иногда их можно найти и в свободном доступе – например, в прикрепленных документах в пабликах музыкантов во «ВКонтакте». Перед составлением собственного документа имеет смысл по возможности изучить райдеры гастролирующих артистов, близких вам по стилистике, – просто для того, чтобы понять логику построения и адаптировать ее под ваши нужды.

Составление технического райдера, как и многих других документов, всегда лучше доверить профессионалам. Если у вас нет собственного звукорежиссера – сами подготовьте список того, что вам действительно необходимо на сцене, этот документ станет вашим первым райдером. Также обязательно внесите в концертный договор пункт о том, что райдер является приложением к договору и обязателен для исполнения.

Общие принципы составления технического райдера

Нет универсальных советов по составлению райдеров: это могут быть как документы, подготовкой которых занимается целая команда профессионалов, так и простое перечисление того, что необходимо музыкантам для выступления.

Имейте в виду: если вы начинающий артист, который играет в маленьких клубах, «тяжелые», детально проработанные райдеры, как правило, не только невыполнимы, но и не нужны. Не копируйте райдеры звезд – попытка произвести на промоутеров впечатление многоопытного профессионала может сыграть вам в минус: каждый сложный или необычный пункт райдеров подразумевает дополнительные затраты для принимающей стороны. Любой арт-директор клуба внимательно изучает эти документы, прежде чем принять решение о проведении концерта.


В технический райдер входит:

• описание аппаратуры, которую артист везет с собой, и той, которую должен предоставить организатор;

• стейдж-план (схема расстановки и подключения оборудования на сцене);

• инпут-лист (порядок и способ подключения аппаратуры);

• комментарии – в них содержатся требования по проведению саундчека и концерта, рекомендации по настройке звука и зачастую список оборудования, с которым артист принципиально не работает.

Также в техрайдере прописываются штрафные санкции за невыполнение его пунктов – от неустоек до отмены концерта без возврата предоплаты за него.

Вновь подчеркнем, что технический райдер может сильно повлиять на бюджет концерта и, соответственно, целесообразность его проведения. Состоявшийся артист может потребовать для своего выступления оборудование определенных производителей, но для молодого музыканта эта опция почти всегда недоступна: если придется заказывать бэклайн – сценическую аппаратуру – дополнительно, концерт может получиться нерентабельным.

Так что арендовать оборудование, которого нет в клубе, вам, скорее всего, предложат за свой счет.

На что нужно обратить внимание при составлении технического райдера

В свете этого ваш райдер на начальном этапе должен быть универсальным и содержать действительно необходимые пункты – держите в голове, что в региональном клубе, скорее всего, не будет ни акустической системы нужной вам марки, ни требуемого пульта, ни гитарных кабинетов. К примеру, вот райдер молодой группы, которая попросила не публиковать ее название:

Для выступления требуется: два вокальных микрофона на стойках типа «журавль», гитарный комбик, басовый комбик, вертушка для диджея, ударная установка (не менее трех стоек под «железо», не считая стойки для хай-хэта, малый барабан; «железо» и педаль барабанщик возит с собой), не менее трех мониторов и двух независимых мониторных линий.

Даже при таком, казалось бы, простом и понятном райдере важно предусмотреть все мелочи. Любой арт-директор расскажет вам массу историй про барабанщиков, которые считали, что все необходимое есть на площадке, и приезжали, например, без своего малого барабана. Из-за такой мелочи, если она выясняется на саундчеке, концерт может сорваться. Поэтому обратите внимание: авторы райдера акцентируют внимание на том, что часть инструментов ударник привозит с собой. Но вместе с тем в их документе есть и требование барабанщика: не менее трех стоек под «железо», не считая стойки для хай-хэта. Правда, три барабанные стойки есть далеко не в каждом клубе. Если количество стоек не оговаривалось заранее, ваш барабанщик может прямо на саундчеке узнать, что на площадке их не хватает, и ему придется играть на том, что есть.

Это самое главное: четко прописывайте в райдере все детали. Если гитаристу не подходит комбик определенной марки, напишите об этом. Если для вашей аппаратуры нужно десять розеток на сцене, обязательно подчеркните это. Если вы не возите с собой шнуры и на саундчеке вам понадобятся три провода «джек-джек» и один XLR, тоже не забудьте это указать. Если вы передвигаетесь на минивэне и возите с собой бэклайн или какую‐то его часть, непременно обозначьте, что именно вы собираетесь взять с собой.

Помимо списка оборудования, указывайте в техрайдере, сколько времени вам необходимо на саундчек. Рекомендуется уточнить, что отсчет времени идет с момента готовности сцены: это важное напоминание для клубного звукорежиссера: к началу отстройки звука сцена должна быть собрана.

Стейдж-план для маленьких площадок нужен далеко не всегда (хотя сделать его совсем не сложно, для этого существуют специальные сервисы – см., например, www.stage-plan.com). То же самое справедливо и для инпут-листа. Помните, однако, что для выступлений на фестивалях наличие стейдж-плана и инпут-листа обязательно: технический директор заранее собирает райдеры всех групп и исходя из них заказывает оборудование на фестивальную площадку.

Что касается света, то в небольших клубах, скорее всего, не будет хорошей световой аппаратуры: даже экран и проектор есть далеко не везде. Кроме того, начинающие артисты редко выступают с собственным светоинженером и виджеем, а в маленьком клубе своего световика попросту нет. Поэтому готовьтесь к тому, что на площадках может быть только статичный свет. Если у вас серьезные требования по свету, вписывайте их в райдер, но настраивайтесь на то, что это ограничит ваши возможности: многие площадки просто не смогут принять вас у себя.

Наконец, в техрайдере обязательно должна быть указана контактная информация звукорежиссера артиста, а если его нет – кого‐то из музыкантов, кто лучше всех в группе разбирается в технике. Будьте готовы к тому, что звукорежиссер площадки, прочитав ваш райдер, перезвонит и предложит свой вариант оборудования и подключения исходя из возможностей клуба.


Примеры


https://i-m-i.ru/textbook/2/008.pdf

Технический райдер инди-поп-группы Parks, Squares and Alleys.


https://i-m-i.ru/textbook/2/009.pdf

Технический райдер андеграундного нойз-рок-трио Jars.


Общие принципы составления бытового райдера

В бытовых райдерах звезд можно увидеть массу требований, которые могут показаться странными: от встречи в аэропорту на автомобиле класса люкс до предоставления пяти пар носков и блока сигарет. И если первый пункт связан со статусом артиста, то второй и третий действительно могут быть необходимы в туре: плотный гастрольный график по схеме «переезд – гостиница – саундчек – выступление» не оставляет музыкантам времени даже для похода в магазин.

Для независимого артиста, самостоятельно организующего свою гастрольную жизнь, очень важно соблюсти баланс между возможностями промоутеров и собственным комфортом. Как и в случае с техническим райдером, бытовой – всегда дополнительный бюджет для принимающей стороны.

Не забывайте: туры – это не только приключение для молодой группы, но и источник сильного стресса. Поэтому всегда старайтесь предусмотреть возможность регулярного сна и нормального питания. Впрочем, и здесь необходимо сопоставлять свои пожелания с реальностью: если вы выступаете в клубе на 100 человек, в нем может не быть гримерки, а у организатора не будет возможности обеспечить вас ничем, кроме самого необходимого. Вносите в райдер действительно важные пункты и будьте готовы к компромиссам.

Загрузка...