Первый этап. Диагностика

Представьте такую ситуацию. Друг или подруга рассказывает вам о неудаче, неприятности, которая с ним произошла. Он расписывает все в ярких красках, и вы видите, что он до сих пор серьезно из-за этого переживает. Даже если с того момента прошло уже несколько лет. Причем, слушая его, вы прекрасно понимаете, где он сам совершил ошибку, которая и привела к такому результату. Вы искренне удивляетесь, что рассказчик сам не видит причины того, что произошло. Почему, даже спустя столько времени, столько раз вспоминая и пережевывая это, он все равно не может сделать правильные выводы?

Но важно помнить, что вы в данном случае видите ситуацию со стороны. Вы являетесь только наблюдателем. А человек, сам того не осознавая, остается все там же, в том эпизоде своей жизни. И когда речь заходит не о чужой, а о нашей собственной ситуации, то в роли такого «слепца» очень часто оказываемся мы сами. О чем это говорит? Нужно всегда стремиться выходить за рамки ситуации, выносить ее из себя, чтобы стать для самого себя таким «наблюдателем со стороны».

Определение состояния, проявившегося в конкретной ситуации

Не всегда бывает легко определить и назвать, какое именно состояние из нас идет. Но в этом вопросе придется довериться себе. Мы не будем рассуждать в понятиях «правильно» и «неправильно». Просто назовите свое состояние так, как вы сами его видите. Так, чтобы было понятно лично вам. Не бегите за красивым, самым точным или кратким определением. Вы можете назвать свое состояние несправедливостью, отчаянием, сомнением, прокрастинацией, горем или ленью, а можете рассказать о нем описательно: откладываю важные дела, неэффективно расставляю приоритеты. Возможно, вы увидите у себя сразу несколько состояний – тогда выписывайте их все. Каждый этап схемы действует так, чтобы максимально вынести из вас все, что вы так упорно создавали годами и что продолжаете копить внутри и прятать даже от самих себя. Поэтому не спешите, прислушайтесь к себе, что происходит с вами сейчас?

Когда Лена начала разбираться, почему она не попала на концерт, то дело оказалось вовсе не в пятнице. И не в муже. А лишь в ней самой. Признать это было трудно, но необходимо. Свое состояние она определила так:

«Несправедливость бытия».

Как видно, потребуется кое-что еще – ваше мужество. Не всегда правда будет для нас приятной, и все же ее нужно будет признать и принять. Не менее важно, что в данной схеме вы определяете состояние, которое проявилось в связи с конкретным событием (реакция на мир). Однако наши привычные состояния срабатывают в нашей жизни раз за разом, и мы реагируем на разные внешние события похожим образом. Впоследствии вы увидите, что проработка одной частной ситуации будет влиять и на множество других событий.

Эмоциональное состояние

Теперь наступает время определить блоки вашего состояния. Их количество всегда будет зависеть только от вашего восприятия в данный момент. И на этом этапе тоже важно не бояться выносить это из себя. Любое ваше состояние всегда будет скрывать в себе целый комплекс эмоциональных реакций. Ваша задача – прислушаться к себе и определить, какие именно эмоции вы испытываете в данном эпизоде взаимодействия с миром. Чтобы вам было легче, в приложении вы найдете небольшую шпаргалку – эмоциональный термометр. Каждую из распознанных эмоций выносите в отдельный блок.

Лена стала вспоминать, что же она почувствовала. Сначала радость. Но продолжалась она недолго – как только вспомнила про день недели, накрыло разочарование. А еще было обидно, что концерт именно в пятницу. И разозлилась на себя, на свою мимолетную радость. И на мужа, что не учел этого. А потом какая-то тоска и безысходность.

Итак, Лена выписала эмоциональные блоки: разочарование, обида, гнев, печаль.

Набор мыслей

После того, как общее состояние определено и из него выделены блоки эмоций, приходит время понять, какие мысли сопровождают каждый эмоциональный блок. Это те мысли, которыми вы характеризуете себя, описываете мир вокруг и ваше место в этом мире. Помните, что в большей степени нас интересуют именно деструктивные мысли – те, которые все вместе приводят вас к НЕнужному результат. Дорисуйте к каждому эмоциональному блоку еще один блок, побольше, и запишите в него все такие мысли. Возможно, вы увидите, что одни и те же мысли подходят под разные эмоции. Это нормально. Не поленитесь их записать и продублировать во всех блоках, куда они могут относиться.

Так, наша героиня вспомнила такие мысли

1) «Ну, конечно, как всегда! Пропускаю такое событие!»

2) «И чего я только так обрадовалась? Могла бы сразу понять, что это не для меня».

3) «Он специально так выбрал. И деньги сэкономить, и меня подразнить».

4) «Ну почему мне никогда не достается то, что я хочу?»

Мысль № 1 она отнесла к эмоции обиды, № 3 – к гневу, № 4 – к печали, а вот мысль № 2 подходила к разочарованию и гневу одновременно.

А теперь еще раз внимательно посмотрите на получившуюся схему. Отметьте для себя, что идет из вас. Как вы думаете, что чувствует мир, с которым вы взаимодействуете? Ваш начальник, коллега, ваш супруг или ребенок? Видят ли они ВАС или же эта плотная броня из негативных чувств и мыслей полностью вас закрывает? А если это действительно так, то стоит ли удивляться, что и результат вы получаете не тот, который хотите? Ведь он четко отражает ваше состояние, ваши эмоции и ваши мысли.

Задумайтесь. Конечно, вам может по-прежнему казаться, что дело совсем не в вас, что во всем виноваты другие люди, государство, плохие условия… Словом, тот самый мир, из-за которого я так думаю и чувствую. Отловите эту мысль и немедленно отправьте ее в урну! Именно из этих мыслей и эмоций складывается ваше состояние, которое определяет результат – как вы реагируете на то, что идет из мира. И уже даже не важно, что именно оттуда приходит, значение имеет только итог.

Так что, пожалуйста, примите правду о себе. Хотите чего-то другого? Новых результатов? Тогда давайте приступим к изменению себя, своих мыслей и чувств. Тогда, даже если извне действительно исходит некая деструктивность, вы сможете реагировать на нее иначе! Хотите попробовать? Тогда давайте перейдем к следующему шагу.

Определение первоистока состояния

И еще один важный элемент, который необходимо отследить на первом этапе. Все, описанное выше, вы начали формировать еще в детстве. В этом вам «помогло» окружение того времени. Мама и папа, учительница, сосед Петя… Все, кто плотно взаимодействовал с вами, когда вы были ребенком. Тогда вы нарабатывали все эти мысли и чувства. Делали их своей привычкой. Ваше сознание привыкало так думать, а тело запоминало соответствующие ощущения. Тогда это было обоснованно: это облегчало вашу жизнь в тех условиях и действительно зависело от того, как вел себя внешний мир. Не имея возможности противостоять внешнему миру (особенно в лице мамы, папы и других значимых взрослых), ребенок приспосабливается к их ожиданиям и тем предписаниям, которые они ему дают.

Постепенно привычка закрепляется и проявляется независимо от обстоятельств. Она обретает такую власть, что вы сами неосознанно начинаете искать повторения ситуаций, похожих на те, что происходили в детстве. Встретить властного человека, попасть в неприятность, допустить ошибку. И все – цикл запустился. Но теперь его запустило уже не внешнее событие, а ваши мысли и эмоции, объединенные в состояние, которое вы описали выше.

Еще раз перечитайте свои эмоции и мысли. Определите, с кем из детства они связаны. Возможно, эти мысли в вашей голове даже звучат чьим-то очень знакомым голосом. Кого же вы продолжаете держать рядом с этими мыслями и эмоциями? Чей образ проецируете на мир до настоящего времени? Возможно, в вашем анализе будет не один человек. Не пугайтесь: такое тоже может быть.

В случае Лены главным «фигурантом» оказалась мама. И первоисточник своего состояния Лена описала так:

«Мама. Заставляла делать уборку, даже когда я хотела погулять, мне нужно было готовить уроки или я плохо себя чувствовала. Мне казалось, что это несправедливо, было обидно, что ее совсем не интересует, что нужно мне самой, что для меня важно».

Определите для себя, кто были эти люди. А теперь посмотрите на получившуюся схему еще раз. Итак, есть вы, вы соприкасаетесь с «внешним миром» (происходит некое событие, вы вступаете во взаимодействие с неким человеком или группой людей). Сейчас вы можете заметить, что вы НЕ ВИДИТЕ саму эту ситуацию или людей! Вы продолжаете видеть в них набор образов из вашего прошлого, к которым «прикрутили» свои мысли и эмоции, объединившиеся в ваше итоговое состояние. И это состояние не позволяет вам совершать логичные, разумные действия и контактировать с реальным миром и реальными людьми. Сами того не сознавая, вы продолжаете подстраиваться под кого-то значимого из прошлого. Вы ведете игру, но она направлена против вас. Ваше состояние (эмоции + мысли + образ) заставляют вас использовать ту ситуацию, тех людей, которые рядом с вами сейчас, чтобы опять оказаться в петле своей привычки. Вот такая не очень приятная правда!

Загрузка...