ЧТО ТАКОЕ ЖРЕЧЕСТВО

Я – жрец. А значит, я немного актер, потому что я создаю образы, которые позволяют мне доносить до гостей и участников моих ритуалов то, что называют «волей богов», «волей судьбы». Значит, я немного писатель, потому что на каждый ритуал должна написать нечто, через что я смогу выразить эмоции, краски мира, тот образ, который создаю, и тех богов, которых почитаю. Это также значит, что я немного психолог и эмпат, потому что я должна понимать, что люди хотят услышать в данный момент, что им поможет увидеть себя настоящего и найти божественное в себе. Я чуть-чуть историк, религиовед и интересующийся мифологией человек, потому что создавать ритуалы, замыкаясь только на тех сведениях, которые у меня есть изначально, – это становиться все скучнее и зануднее, ограничивать свои возможности. Я учитель и вечный ученик, который изучает и передает свои знания о божественном другим людям. Я – воин, поскольку я всегда отстаиваю правду, которой меня учат мои боги. Я сражаюсь с невежеством, глупостью, отчаянием каждый день, так же как каждый день я сражаюсь сама с собой, чтобы стать лучше и достойнее. Еще это значит, что я немного художник, потому что я все свои усилия, желания, эмоции вкладываю в то, чтобы выразить для себя Прекрасное, Великое, Божественное.

Я – викканин, поэтому для меня мир – живой, и я могу разговаривать с ним посредством своих действий, ритуалов, своего творчества, даже той работы, где я провожу бо́льшую часть своего времени. Я могу не делать ежедневные ритуалы с десятками свечей, кутаясь в мантию, но каждый раз, увидев Луну, обязательно улыбнусь ей и скажу: «Здравствуй, Госпожа. Ты сегодня особенно прекрасна». Я могу не гоняться за редчайшими травами для ритуалов, но я обязательно произнесу слова приветствия духам, пересекая границу леса или порог дома. И совсем не потому, что что-то из этого делает меня «правильнее». Нет, лишь потому, что само знание – мир живой – делает меня той, кто я есть.

Да, все это составляет часть меня. Образы, эмоции, чувства, знания, ритм жизни. Все это делает меня жрецом моих богов.

Мне шепчет интуиция, как было бы правильно сделать – так или иначе. Она мне подсказывает язык, на котором боги и Вселенная говорят с нами. И, как математики и физики – по-своему художники мира (ведь длинные строки формул открываются только тем, кто потратил на изучение их языка много, очень много времени), так и я изучаю колдовское искусство, призываю богов, чтобы видеть этот мир еще более полно. Чтобы понять картину, любому человеку придется потратить время, чтобы узнать, что его заинтересовало, почему именно эта картина ему понравилась, что в ней такого особенного для него?

Любопытство и интерес любого человека, адресуемые миру, начинаются с одного слова – почему? И чем больше вопросов мы задаем себе и миру, тем больше мы узнаем, какое место в нем занимаем, какое могли бы занять и как мы можем это сделать. Первое, чему я постаралась научиться, придя в Викку, – это правильно отвечать на вопрос: «Почему?» Ответ лишь один: «Я еще не знаю, как». Только на эту формулировку мир дает нам возможность стать собой. Однажды мой отец сказал, что настоящим профессионалом становится не тот, кто отучился в институте пять лет и пошел работать. Только человек, который каждый день сам, ради самого себя и из своего интереса будет узнавать нечто новое о своей профессии и о себе, сможет чего-то добиться.

Любой человек нуждается в том, чтобы найти свое призвание и то дело, что ему по душе. Кто-то находит себя в «зеленом» колдовстве, кто-то – в «кухонном ведьмовстве». Кто-то странствует между мирами, кто-то становится мастером сновидений. Поиск самого себя – серьезная духовная задача, увлекательная, трудная, поскольку, раз ощутив вкус такого поиска, вы больше не сможете от него отказаться: этот вкус, это чувство будут вас преследовать и напоминать о себе в каждой мелочи. В этом и есть первое испытание на дороге к божественному.

ЧТО ТАКОЕ ВИККА

Викка – современная религия почитания природы, тесно связанная с колдовством и магией, один из множества путей духовных поисков, доступных сегодня человеку. Викка стала известна с 1954 года благодаря Джеральду Гарднеру, государственному служащему в отставке, который, как он утверждал, решил вынести на свет постепенно умирающее тайное движение ведьм в Британии. Джеральд опубликовал несколько своих трудов, в которых вкратце описывал верования ведьм и их ритуалы, в результате чего в Британии начался расцвет ведовского культа. Сам Джеральд посвятил в движение (которое тогда еще даже не называлось Виккой) многих людей, и так появилась впоследствии первая традиционная ветвь Викки – гарднерианская.

От этой ветви позднее откололись иные – александрийская, дианическая, дааническая, фейри и многие другие, а сама Викка шагнула из Британии в «большой мир». Со временем некоторые элементы практик и этики этих традиций менялись все больше – ушла необходимость инициации строго у последователя традиции, многое из церемониальных инструментов и частей ритуалов было убрано за ненадобностью.

Сегодня существует огромное количество традиций, ковенов, общин, объединений, солитари (одиночных) последователей Викки во всем мире, а последние двадцать лет эта религия постепенно набирает популярность и в России. Удивительно, что как такового четкого описания, что такое Викка, при этом не существует. Виккане могут быть очень разными даже внутри одной общины или ковена, по-разному подходить к практике и пониманию божественного. Однако все же можно указать несколько пунктов, с которыми в той или иной степени согласны большинство виккан.

• Виккане почитают природу, стремятся пребывать в гармонии с ее ритмами, даже живя в мегаполисах. Мы уделяем огромное внимание изучению даров природы, ее законов, заботимся о ее сохранности. Среди виккан много тех, кто помогает экологическим движениям, участвует в субботниках и лесопосадках, раздельном сборе мусора, помогает оберегать природные ресурсы, ведет экологический образ жизни и занимается благотворительностью.

• Мы изучаем геммологию, чтобы понимать камни и использовать их в своей магической практике; изучаем травы, чтобы составлять зелья и заклинания; исследуем астрономию, чтобы понимать принцип движения небесных тел и годовой круг звезд. Мы наблюдаем за миром вокруг, движением Солнца, отмечаем поворотные точки времен года и празднества земли и урожая, называя их саббатами, и следим за фазами Луны, отмечая их смену ритуалами эсбатов.

• В Солнце и Луне мы видим одни из многочисленных ликов Бога и Богини – наших божеств, которые и есть сама природа, сам мир, появившийся из их любви. В Колесе Года, в которое складывается движение от саббата к саббату, зашифрован миф их любви, миф о борьбе света и тьмы, расцвете жизни и неизбежности смерти. Для нас все в мире – живое. Многие виккане верят, что как по весне возрождается природа после зимнего сна, так и мы рождаемся на земле вновь и вновь, поскольку мы – такая же часть великого круга, великого движения от жизни к смерти и вновь к жизни, как и все во Вселенной.

• Мы признаем магию и используем ее в своих ритуалах как силу, наполняющую эту Вселенную, – естественную, как дыхание, и способную преобразить нашу жизнь, если мы умеем эту магию использовать. Мы изучаем искусство колдовства, ища гармонии для своей жизни, равновесия между нами и окружающим нас миром – и в этом не последнюю роль играет викканское Кредо.

КРЕДО

Викка привлекает одних людей отсутствием догматов, строгих правил и предписаний, других она удивляет отсутствием священных книг, запретов и табу. Чем руководствуются виккане в таком случае? Для нас священна единственная фраза, которую мы называем Викканским Советом, Кредо – «делай, что пожелаешь, только не вреди».

И все? И все. Во всяком случае, среди десятков разных традиций и эклектических виккан, где каждый вырабатывает свой свод морально-этических правил, действительно жив и почитаем только этот Совет. Мы все соглашаемся, что мы свободны в выборе профессии, сексуальных предпочтений, слов, действий лишь до тех пор, пока наши действия не приносят кому-либо вред.

Многие виккане также соглашаются с тем, что все, что ты отдаешь в мир, возвращается к тебе. Поэтому мы стремимся к аккуратному и почтительному отношению к природе, семье, другим людям, Богам. И в какой-то момент понимаем, что Совет таит в себе куда больше, чем нам показалось сначала. Когда мы идем по земле, мы приминаем траву и можем раздавить в ней жучков, устроивших там свой дом. Когда мы хотим повышения на работе и получаем его, мы лишаем кого-то этой должности. Наконец, когда мы говорим, мы не всегда можем точно знать, что наши слова никого не обидят и не приведут к чужим ссорам, недопониманию и размолвкам.

А ведь «не вреди» – это не только окружающим. Не вреди – и самому себе в том числе. Стремясь похудеть, можно довести себя до истощения или хронических болезней. Наплевав на питание, мы можем получить ожирение. Не читая книг, не изучая ремесло, не развиваясь профессионально – мы вредим себе как личности, как человеку. И оказывается, что свобода накладывает огромную ответственность – ответственность за свои поступки и слова, за самих себя. И так каждому викканину приходится самостоятельно для себя вырабатывать все правила поведения, которые должны согласовываться с Советом. Ведь оказывается, что даже предаваться унынию и апатии – это вред, вред самому себе, растрата бесценного дара, что у нас есть, – времени и жизни.

Именно поэтому Совет остается Советом. Это не заповедь, не табу, не правило. Это рекомендация, которая помогает нам решить в тех или иных случаях, как поступить, как минимизировать вред, если он неизбежен. Должны ли мы действовать только в угоду своему эго, своим желаниям? Почему мы должны научиться пониманию других людей и эмпатии? И главное – если мы хотим поступить именно так, то готовы ли мы встретиться с последствиями своих решений после?

Однако есть некоторые пункты, своеобразные исключения, и в основном они касаются магии. Мы не используем магию для прямого вреда – мы не насылаем порчи, не делаем привороты. Магия не должна быть использована для уничтожения и ослабления чужой воли. Поэтому наша магия, наши заклинания и наши ритуалы (в том числе, когда мы выступаем в роли жрецов) направлены на изменение нас самих, нашего отношения к миру. Например, чтобы притянуть любовь, мы используем заклинания, открывающие наше сердце, трансформирующие наше понимание любви и бросающие в мир призыв, что мы готовы к новому опыту отношений. Так мы выполняем Совет и углубляем свое понимание магии, что использует Викка, самих себя и людей вокруг.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Прежде чем мы перейдем к вопросам о жречестве и тем более практике, мы просто обязаны, руководствуясь Советом, обозначить для себя некий свод правил, который нас обезопасит от психологических травм и не ввергнет нашу жизнь и личность в хаос. Викка стремится к тому, чтобы через практику человек пришел к внутренней гармонии, чтобы все стороны его жизни и личности пребывали в равновесии и постоянном развитии. Для этого мы используем магию и ритуалы. И здесь мы сталкиваемся с проблемами восприятия результатов наших действий.

Первое, чего мы должны опасаться, – излишний мистицизм, когда человек видит в яблоке на столе не просто яблоко, а «великий дар богов для избранных». Нет. Иногда яблоко – это просто яблоко, а стол – это просто стол. И яблоко туда попало не потому, что вы его вызвали из глубин Бездн и Хаоса, а потому, что оно выросло в чьем-то саду, его сорвали и отдали в магазин, где его купили и положили на ваш стол. Все.

Из преувеличения событий, вызванных нашими действиями, вытекает огромная проблема правдивости ответов, полученных во время ритуалов. Мы должны научиться определять, где фантазирует наш мозг, а где мы действительно получаем информацию извне, от богов и духов, что появились на наш зов. Если эта проблема не решена – мы рискуем скатиться в излишний и нездоровый мистицизм (а также фанатизм впоследствии) да и просто можем потерять самих себя.

То, что приходит нам в голову в виде ответов, – это лишь то, что пропускает наше сознание. Сознание, даже измененное, весьма ограничено тем набором символов и знаний, который хранится в нашей памяти, поэтому до осознания доходят те обрывки, что мы способны понять без лишней травмы для психики. Итоговая картинка, возникающая в голове, – результат многократной обработки данных, что приходят из подсознания, которое воспринимает информацию. И это отдельная причина, по которой мы должны развиваться и учиться понимать сигналы, что поступают из него. Те символы и архетипы, цвета и звуки, те вещи, которые нам нравятся в повседневной жизни и вызывают некий отклик в душе, – вот ваши инструменты поиска и общения с божественным. И только понимая те картинки, которые всплывают из подсознания, мы можем отвечать другим людям более-менее ясно, поскольку зачастую наши личные символы, когда описывают другого человека, понимаются нами и другими людьми превратно. Познай себя!

Возникает вопрос: как проверить правдивость увиденного? Так или иначе, каждое божество, каждый дух имеет некий набор символов и элементов, которые связаны именно с ним. Например, Афина вряд ли к вам придет в кимоно цвета фуксии. Скорее всего, вы увидите ее в греческом одеянии, в шлеме, с копьем, с книгой или совой. Когда речь заходит о видениях, мы можем их проверить по «мелочам». Цвет одежды, какие-то украшения и узоры – то, что мы можем уточнить после в исторических и мифологических источниках. Поэтому, если к вам Богиня пришла в розовом кимоно и утверждает, что она Афина, либо уточните, почему она в таком виде, либо, что надежнее, прерывайте ваш ритуал – ваша фантазия победила вас сегодня.

Излишняя самоуверенность и фанатизм – бич многих жрецов, свято уверенных в том, что они и только они способны правильно понимать знаки от Бога и Богини. Что существует только их точка зрения, и только она правильная. Пусть вас это не коснется. Мир огромен – и нет, и, скорее всего, никогда не будет никаких доказательств, что мир только таков, и никак иначе. Мы живем рядом с другими людьми, которые каждый день проживают свой мистический и духовный опыт. Если ваше восприятие сходится – это прекрасно. Если нет – то это не значит, что кто-то не прав. Это значит, что вы просто по-разному видите вещи. И это нормально, пока вы не утверждаете, или вам не говорят, что несогласные с вами – «ненастоящие виккане» или даже «не люди».

Не отказывайтесь от поиска ответов на свои вопросы. Не изъясняйте все для себя только волей Бога и Богини. Пытайтесь понять причины и следствия разных событий, находите отклики от своих ритуалов, но не бегите от реальности. Найдите эту золотую середину между миром духов, вашей практикой и остальной жизнью.

Также, исходя из Совета, – мы не приносим кровавых жертв и подношений. Мы не убиваем. Мы не используем боль. Нам не нужны ни кровь девственниц, ни кровь невинных младенцев, ни части тела – ничего, что приносит в мир хаос и ужас, проблемы с законом государства, где мы живем, и другими людьми.

Мы осторожны в экстатических практиках и ритуалах низведения богов. Мы ответственно подходим к выбору этих практик, к их подготовке и последствиям. Эти ритуалы, нацеленные на временное растворение нашей личности в призванном божестве, сложны и в определенной степени опасны для психики. Мы не забываем: не вреди! Ни себе, ни другим.

Пожалуйста, не забывайте о технике безопасности, ни пока читаете эту книгу, ни когда уже отложите ее в сторону и приступите к практике.

КТО ТАКИЕ ЖРЕЦЫ

Впервые мы слышим термин «жрец» еще в детстве, в школе, когда проходим историю древних времен и читаем сказки и мифы. Жрецы, служители языческих богов, «те, кто следит за ходом жертвоприношения», встречались нам на страницах книг с рассказами об истории Египта, Вавилона, Греции, Рима, Британии, Индии. Жрецы египетских и олимпийских богов, друиды, коэны – все это свидетельства, что с давних пор человек верил в то, что Боги наполняют жизнь людей, управляют миром, который сами и создали. Этим грозным божествам порой приносили и кровавые жертвы; в глазах людей того времени боги были живыми существами, которых необходимо задабривать и которые способны изменить жизнь любого человек. Их считали такой же неотъемлемой частью Вселенной, как и самого человека.

В разных культурах отношение к жрецам отличалось; да и сами жрецы где-то образовывали целые иерархические посвятительные системы, стать частью которой можно было лишь по праву рождения; а где-то работу жреца мог выполнить любой человек, достаточно знающий о том, как должен проходить ритуал.

Брахманы древней Индии считались монахами, духовными учителями; они были (и остаются) теми людьми, которыми можно только родиться, и постороннему человеку стать брахманом в древние времена было невозможно. Сегодня, впрочем, учитывая, сколько существует каст в Индии, и тот факт, что каждый год их количество только возрастает, уже сложнее определить, кто принадлежит к касте брахманов. Да и в современной Индии бо́льшая часть из них занимает государственные посты, поскольку со временем брахманы стали работать судьями и управленцами. Тем не менее, они продолжают следовать традициям и табу, носить одежду, предписанную правилами, исполнять духовные обязанности и ритуалы. Известнейший индийский математик Сринаваса Рамануджан, даже живя в Кембридже, оставался верен огромному количеству условий индуистских ритуалов, в том числе принципу ахимсы.

Другим примером, когда жрецы были отдельным и высокопривелигированным классом, считается Древний Египет. Круг обязанностей жреца в Египте был широк: они выполняли административную и управленческую работу, были судьями, врачами, астрономами, архитекторами, и это помимо молитвенных, проповеднических и мистических задач. Количество работы, знаний, обрядов было огромным – каждый день жреца был строго регламентирован, а обучение занимало много лет.

Впрочем, не только Древний Египет отличался длительностью обучения профессии жреца. Друиды, которых называют жрецами древних кельтов, тоже учились своему ремеслу не один год. Это было замкнутое сословие, однако друидом мог стать и человек, в чьем роду прежде не было жрецов. В древние времена, как считают ученые, друиды были поэтами, знали множество легенд и баллад, поскольку передача знаний у них была исключительно устной. Они толковали знаки и явления, исцеляли людей, руководили обрядами жертвоприношений. И, хотя после прихода христианства многие сведения о друидах были утрачены, в Англии сегодня существует возрожденное движение друидов, реконструированное на основании исследований и трудов историков, поэтов и мыслителей XVII–XIX веков.

В Греции жрец считался государственным служащим, поскольку религия была частью государства. Главной обязанностью жреца было следить за ходом жертвоприношения и по результату предсказать, насколько благоприятно воспринят богами дар. Конечно, только жертвоприношениями и подношениями их обязанности не заканчивались, и, как и в любой культуре, жизнь жреца сопровождалась запретами и правилами. Однако с задачей ведения религиозных обрядов и свершения молитв мог справиться и царь, и любой глава рода, а в древнейшие времена, до образования государства, эту обязанность был способен выполнять любой человек. Также важнейшей функцией жреца стало прорицание – и мало кто не слышал о Дельфийских оракулах. Что еще важно, жрецы Древней Греции не занимались обучением религии, созданием теологических трудов. Их работа была строго обрядовой.

Коэны – малоизвестные жрецы иудаизма. Это наследственная линия, и коэном мог стать только тот, кто происходил из рода Аарона. В их обязанности входили жертвоприношения, воскурение фимиамов, благословения народа. Как и в остальных культурах, коэны были окружены множеством запретов (например, они не могли прикасаться к мертвым, не посещали кладбищ, не могли взять в жены разведенных женщин и женщин, не являвшихся иудейками по рождению). Эти запреты соблюдаются до сих пор, поскольку коэны, несмотря на утрату большинства своих функций, существуют и сегодня. За коэнами в некоторых общинах сохранился статус, в некоторых – утрачен, а другими и вовсе не признается, однако в некоторых обрядах они до сих пор могут участвовать, а при чтении свитка Торы именно коэн вызывается первым.

Жречество известно нам с древних времен – люди все равно ищут общения с божественным либо закрепляют это право лишь за определенными людьми, согласными соблюдать ряд предписаний, посвятить свою жизнь изучению теологии, ритуалистике и традициям, либо же, что все более и более актуально в новых религиях, признают право каждого самостоятельно, без посредников общаться с божественным, выстраивать свои отношения с ним так, как он считает необходимым в рамках своей веры. Викка – не исключение.

А ЧТО ТОГДА ЖРЕЦ В ВИККЕ?

С самого начала нам необходимо понять разницу между теми, кого называют ведьмами (с точки зрения викканства), и теми, кого зовут жрецами. Путаница возникла почти сразу после распространения книг о Викке – из-за тонкостей значений слов в английском языке, обозначавших виккан. В русском языке слово «ведьма» – женского рода, и значение его до какого-то момента в сознании людей охватывало лишь определенный контингент деревенских бабушек-травниц и шептуний, а также молодых женщин с колдовским даром. Теперь количество значений в русском языке для слова «ведьма» куда более обширно, и негативных красок в слове стало меньше. Здесь и «ведающая мать», и «колдунья», и «знающая тайны»… И в этот котел неразберихи примешалось еще и английское безликое «witch», в равной степени относящееся к мужчинам и женщинам, благодаря стараниям человека, выведшего Викку в мир, – Джеральда Гарднера.

Впрочем, этимология слов «witch» и «wicca» – предмет для спора многих язычников и исследователей до сих пор. В среде виккан очень многие приняли для себя английское значение слова «ведьма» и стали им обозначать людей, занимающихся магическими искусствами и в основном связанных с предметным, заговорным и природным ведьмовством, без привязки к мужскому или женскому роду.

Что же до слова «жрец», многие им обозначают людей, посвятивших себя служению богу или богам и выступающих посредником между миром божественным и миром людей. Скольких завораживает образ жрицы, объятой дымом воскурений перед алтарем в греческих или египетских храмах, сведущей в магии, медицине, искусстве, грамоте. Могущественной, красивой и преданной своей вере…

Преемником древнего жречества стало духовенство – аскетичное, целомудренное и стремящееся к познанию устройства мира вокруг на новом уровне. Священники и жрецы – люди, вдохновляющие нас становиться лучше, чем мы есть, через познание божественного в мире и в себе, и, если мы встречаем действительно хорошего жреца, он способен перевернуть наше представление о себе и измениться.

В Викке ведьма и жрец смешались с первых мгновений появления термина «wicca». Общего у обоих понятий было много – требования передачи знаний посредством инициатической системы, инструментарий работы, ритуалы очень легко сложились в общую мозаику, дополняя друг друга. Со временем что-то упрощалось, что-то добавляли. И вот появилась Викка – религия ведьм, где каждая ведьма может быть или является жрецом.

ТАК В ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧИЕ?

Если рассматривать ведьму, которая занимается травничеством и магическими воздействиями через интуитивные или церемониальные ритуалы, то в ее практике религиозный элемент займет весьма малозначительную долю. Ведьма – поток энергии от самой себя в мир. Ведьма-викканка включает в свою практику общение с божествами, но со временем все меньше вдается в понимание их роли в практике, наделяя божества ликами лишь для обозначения природных явлений и хода времени в Колесе Года. Природа и есть Бог, которого мы почитаем, Природа и Бог – одно лицо. Заботясь о Природе, мы заботимся о Боге и всем множестве божеств, которые могут проявляться в ней.

А что тогда жрец? Жрец также оперирует магическими энергиями, как и ведьма. Использует те же инструменты. Однако жрец ставит момент почитания божества через заботу о мире вокруг – как ключевой элемент практики, в отличие от ведьмы, для которой разница между божеством и миром вокруг крайне размыта и неинтересна. Для жреца это важнее всего – взаимоотношения с божественным и его описание для себя и других.

Ведьма – интуитивное почитание. Жрец – конкретное, с обозначенной целью. Жрец – также проводник для людей. И его задача – донести божественное «послание» людям через ритуал. Жрец значительно реже бывает одиночкой, чем ведьма. Жрец может почитать хоть все божества на свете – как архетипы, так и как отдельных сущностей. Он работает с ними, как с некими персоналиями, частями жизни. Викканская ведьма зачастую все лики и всех божеств сливает в один котел, выхватывая имена только для определенных празднеств Колеса Года и эсбатов. Все божества для нее – воплощения в мире, силы, которые надо почитать, что она и делает интуитивно. Ведьма практикует слияние с миром. Жрец подходит к пониманию божественного как к краеугольному камню своей практики. Жрец ищет строение духовной иерархии в месте, где он живет, и стремится к тому, что на вершине; ведьме неинтересно движение по лестнице – вокруг и так слишком много всего сразу и интересного.

Соответственно, и роли у жреца и ведьмы в социальном плане разные. Ведьмы часто самодостаточны и закрыты. А многим жрецам необходимо самовыражение через общественную деятельность в общинах и групповых ритуалах. Нет, это не означает, что ведьмы не могут быть частью общины, а встретить жреца-одиночку невозможно, просто стремления у них разные. Ведьма чаще всего ищет знания для себя. Жрец ощущает внутреннее стремление раздавать льющийся через него поток божественной энергии и откровений. Даже если жрец практикует один, через какое-то время его потянет обратно из отшельничества, когда он найдет в себе достаточно сил и мудрости, чтобы передавать ее другим.

Разницу между ведьмой и жрецом можно установить также с помощью простого вопроса: «Зачем ты сделал то-то?» Ответ ведьмы: «Потому что это часть моей практики, часть самой меня». Ответ жреца: «Потому что так я почитаю своего бога, силы, то, что внутри и вне меня».

И все же стоит помнить, что в Викке жрец и ведьма – понятия столь близкие, что сливаются часто в одно целое. Викканин – это жрец своих богов, использующий магические инструменты ведьмы для общения с божественным и с миром вокруг него. Разделение для викканина на роли проявляется незаметно для него и далеко не сразу, и даже не в первый год практики.

КАК ЖЕ МНЕ ПОНЯТЬ, ЧТО Я – ЖРЕЦ?

Это действительно непростой вопрос. Новичку на него ответить трудно, поскольку для начала ему необходимо познакомиться со всеми инструментами, что использует Викка в своем ежедневном духовном труде. И не только инструментами, но и понятиями. Ответить на вопрос, что же все-таки человеку ближе – ведьмовство или жречество, обычно удается минимум к концу второго или третьего года. Для начала необходимо пройти определенный курс обучения, как магический, так и духовный. Не имея перед собой четких ответов на некоторые вопросы по отношению к божественному, магическому и просто жизненному, понять, что же вам ближе, – задача сложная.

Вот небольшой список вопросов, которые могут помочь вам.

Оцените по пятибалльной шкале отношение к следующим тезисам:

В моей практике я делаю акцент больше на мифологическом элементе.

При праздновании саббата или эсбата я больше внимания уделяю экстатическому общению с божественным, чем заклинаниям и иной магической работе.

Я вижу проявление божественного во многом, что меня окружает, и стремлюсь найти с этим общий язык.

У меня бывает так, что я испытываю вдохновение или интуитивные всплески, мне будто нашептывают текст молитвы, ритуала или подсказывают образы картин.

Меня привлекают образы божеств больше, чем магическая практика.

Есть определенные божества, к которым я испытываю симпатию и которым посвящаю свои ритуалы.

Я чувствую в себе необходимость быть проводником божества в мире – для других людей или просто из чувства долга.

Я отношусь к Викке больше как к религии или философии пути, чем как к магической системе.

Чем ближе каждый ваш ответ к цифре «пять», тем больше вас привлекает жречество.

ПОЧЕМУ ТАК ДОЛГО?

Как и при любой первой встрече с новым, при знакомстве с Виккой новичок очарован ее гармоничностью, простотой и доступностью выполнения ритуалов, любопытной теологией. Ведь присутствие женского божества наравне с мужским (или которое даже главнее его) – явление для современной религии необычное, только набирающее свою силу. Отношение к богам в Викке у новичка и человека, практиковавшего несколько лет, отличается очень сильно. Часто, приходя в Викку, мы ищем утешения в образе Тройственной Богини – как сестры-сверстницы или всепонимающей и всепрощающей матери. Первые несколько лет наше отношение к Богу и Богине переживает сильную трансформацию, начиная от образов, дающих нам то, что мы не получали в семье и обществе. Но такое отношение – однобокое. Оно не плохое и не хорошее, оно лишь выявляет наши внутренние психологические травмы. Осознание этого ведет к углублению понимания божественного – в себе и вокруг себя – и постепенно выводит нас на новый уровень, одновременно помогая справиться с всплывающими психологическими ранами. Подробнее на этой транформации мы остановимся позже, и я расскажу вам о том, какие взаимоотношения с божественным выбирает человек.

Но прежде чем такое осознание и изменение произойдут, закономерно проходит время, за которое человек взвешивает и свое отношение к Викке и к тем возможностям, что она ему дает, и к тому, что он сам может дать ей. На все в мире нужно время, стать в один момент, «здесь и сейчас», по щелчку пальцев великим жрецом или колдуном, к сожалению (а может, и к счастью?), невозможно.

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМ ЖРЕЦ В ВИККЕ?

В Викке не существует ни единой церкви, ни общих догматов и священных книг. Храмы – и те редкое явление, и это помещения, в которых ковены и общины проводят свои ритуалы, когда не могут провести празднество на природе. Отсюда вытекает логичный вопрос: собственно, зачем тогда жрец в Викке? Как в общине, так и в одиночном пути, задачи жреца одинаковы, и многие из них тянутся еще с давних времен, доставшись нам от языческих жрецов древности.

Ритуальная задача. Безусловно, первая задача у жреца – отправление обрядов, связанных с празднествами Колеса Года или Луны, ритуалами перехода – свадебные (хэндфастинг, связывание рук), представляющие богам (викканинг), инициирующие (в общину или социальную роль). Это, пожалуй, самая главная задача любого жреца, от успешности выполнения которой и зависит все его призвание. В ходе проведения ритуала можно оценить, насколько жрец владеет всеми инструментами, что у него есть, его личную силу и связь с божествами, что он призывает, то, как он помогает участникам переживать мистический опыт, приходящий во время обряда.

Административная. Чаще всего именно жрец является главой общины, и на его плечах лежит организация всех мероприятий, неважно, связанных с ритуалистикой или нет, поскольку социальная активность – это то, чего ждут от большинства жрецов. Умение организовать себя или группу людей для совершения ритуала где-нибудь за городом – важное и часто принципиальное. Ни один участник ритуала не будет довольным и не станет счастливо переживать экстаз духовного преображения под холодным ливнем без возможности после отогреться, если он еще и голодным останется. Вдобавок многие жрецы – волонтеры и участники благотворительной деятельности, организовывают субботники и разные просветительные мероприятия (вроде походов в музей со своей группой).

Прорицательная. Еще с древнейших времен жрецы были оракулами, предсказывающими будущее по результату жертвоприношения или природным явлениям. Кости и внутренности животных сегодня сменили куда менее кровавые инструменты, к примеру, карты Таро, руны Футарка, Огам и десятки иных более простых или сложных мантических систем; однако сама задача у жрецов осталась прежней – приходящие к нему все так же ждут знака богов и откровений небес. И наша задача – уметь эти знаки и откровения человеку дать.

Просветительская. Жрец – это всегда немного учитель. Он ратует за просвещение, за продвижение своей религии, за новые знания, связанные с его богами, верой, миром, в котором он живет. В Викке приветствуется саморазвитие, в том числе путем изучения истории, мифологии, психологии и иных наук, которые помогают расширить магическую практику, сделать ее более эффективной и полной. Сегодня жрецы проводят различные мероприятия и лекции для единоверцев и людей, не связанных с язычеством и магией, – о своей вере, о тонкостях Викки и ее ритуалов. Сюда же можно отнести мероприятия, связанные с экологией и благотворительностью, – многие виккане и жрецы собирают людей, участвуют или призывают участвовать в субботниках, лесопосадках, добровольческих акциях. Это помогает не только им самим ощутить свою связь с социумом и природой, но и другим узнать о том, что есть религии, которым небезразличен реальный мир и его состояние.

Магическая. Мы говорим о религии, где божественное тесным образом связано с магическим, – колдовские приемы наполняют наши ритуалы чуть больше, чем полностью. Само по себе изучение магического искусства вплетено в практику любого викканина. Викканский жрец не всегда может желать решить вопросы и проблемы с помощью магических заклинаний, но он всегда использует магию для создания круга, в котором будет проходить ритуал. Центральная задача любого ритуала – это направление энергий для достижения целей участников. Поэтому магическая задача для жреца не менее важна, чем остальные, – он совершенствует свое умение для лучшего исполнения ритуалов, для укрепления внутренней связи с божественным. К тому же иногда некоторые участники просят помочь им, поддержать магически в их делах. Поэтому обладание магическим умением становится одной из важнейших задач жреца.

Духовная. Жрец – образ, тесно связанный с саморазвитием, мудростью, тем, кто всегда ищет знаний. Во многих религиях жрец – духовный учитель, гуру и утешитель в трудные минуты жизни. Эта задача едва ли не самая трудная, она требует ежедневной отдачи и прилежного труда. Изучение других духовных путей и религий, переживание мистического опыта и умение выносить из сложных жизненных ситуаций мудрость – это только малая часть той работы, которую выполняет каждый человек, связавший свою жизнь со служением божеству, поскольку в дальнейшем мы передаем эту мудрость тем, кто в ней нуждается, и обращаемся к ней, когда нам самим нужны помощь и поддержка.

Творческая. Хотя она очень близка к духовной, ее стоит выделить отдельно, поскольку каждый жрец, так или иначе, занимается творчеством и самовыражением. Соединяя полученные знания о мире с собственным мистическим опытом, жрец делится с другими людьми плодами своей практики – в виде стихов, рассказов, текстов ритуалов, молитв, картин, панно, алтарных инструментов – в общем, обогащая искусство многими прекрасными вещами.

Само по себе жречество – это голос божества в нашей жизни. То, что нас вдохновляет каждый день на новые дела. В ходе создания этой книги мне многие писали, что самая важная задача жреца – это менять человека к лучшему. Вдохновлять. Возвышать. Учиться видеть божественное в каждом моменте своей жизни, не переставать удивляться мудрости создания этого мира и радоваться возможности этот мир изучать. И я с этим полностью согласна: наша задача – помогать обратившимся к нам учиться жить в гармонии с собой, с окружающим миром, природой, другими людьми с помощью и с благословления божеств, с которыми мы связали свою жизнь и практику.

ЖРЕЦ И ОБЩИНА

Наиболее часто встречающиеся формы объединения виккан – это ковены и общины. Ковен – закрытая группа людей, практикующих вместе и редко рассматривающих необходимость включать кого-то в свой круг. Ковены в Викке окутаны флером романтичности и мечтами о единстве и духовной близости между всеми его членами. Ковен часто называют магической семьей, и мало какой викканин не мечтает колдовать и почитать богов в кругу таких родных ему по духу людей. Правила для вступления в ковен часто очень жесткие – это необходимо, чтобы не допустить внутреннего разлада и дисгармонии внутри круга. Печально, но ковены обычно живут не так долго, как хотелось бы многим, особенно если были образованы через пять минут после знакомства участников. Впрочем, если удалось такой ковен создать, то его участники всегда могут рассчитывать на понимание и поддержку друг друга – как психологическую, так и магическую. Участники ковена нередко состоят из семейных пар или просто имеют схожие взгляды на жизнь – тем более если все участники принадлежат к одной традиции.

Загрузка...