Лучший способ приобрести хорошую репутацию – стремиться быть тем, кем вы желаете казаться.
Если вас демонстративно не замечают, значит, вами всерьез интересуются.
Я не думал о бренде до того дня, когда понял, что «работа на зачетку» в бизнесе для меня закончилась. Тогда, в 22 года, мое имя стало что-то значить для бизнес-окружения, но это «что-то» было почти «ничего».
Помню, как в 2005 году я пришел работать в компанию МТС и стал курировать подбор персонала, занимался хедхантингом, «переманивал» и мотивировал работать у нас нужных кандидатов. Однажды мне встретился кандидат, который сказал: «Я хочу работать с такими людьми, как вы, Владимир». Я тогда подумал, что это классический пример мягкого подхалимства. Но со временем подобные отзывы стали повторяться, и я понял, что своим трудом тоже продаю компанию. Бренд «МТС» силен, но бренд конкретного сотрудника имеет не меньшее значение при принятии клиентом или кандидатом решения. Мысль, которую я часто озвучиваю на тренингах: покупают сначала вас, а потом компанию.
Личный бренд – это бизнес с человеческим лицом. При этом продвижение одного человека проще, чем всей организации. Если люди доверяют конкретному человеку, растет и уровень доверия ко всей корпорации. Вспомните Евгения Леонова, Константина Эрнста, Владимира Потанина, Аркадия Новикова, Павла Волю, Артемия Лебедева.
Ко всем можно относиться по-разному: уважать или раздражаться, – но совершенно точно имя каждого вызывает какие-либо эмоции. Бренд – нематериальный актив, который приносит материальные выгоды.
В переводе с английского to brand – «выжигать, оставлять отпечаток в памяти». Личный бренд – смесь качеств, характеристик и ассоциаций. И упаковка, и продукт, и реакция на них. Например, Юлия Высоцкая – изысканная кухня, Александр Овечкин – «красная машина», Александр Васильев – история моды и искусства, Павел Дуров – ВКонтакте и Телеграм, Лео Антонович Бокерия – главный кардиолог страны, хотя эту фамилию знают немногие. Добавил ее, чтобы стало понятнее: бренд начинается с узнаваемости в вашей целевой аудитории, которой вы верны и интересны.
Дэвид Алессандро, генеральный директор John Hancock, говорит: «Бренд – это больше, чем реклама или маркетинг. Это все, что приходит в голову человеку относительно продукта, когда он видит его логотип или слышит название».
Как пишет Райс Эл в книге «Новое оружие маркетинговых войн»: «Бренд – это обещание». Он формирует ожидание и уверенность потребителя: клиент знает, что получит. В Яндексе найдется все, «Рондо» облегчит понимание, а легендарной «Ниве» подвластно любое бездорожье. Как пишут Нир Эяль и Райан Хувер, авторы книги «Покупатель на крючке»: «Выигрывает тот, чье название первым приходит в голову». Бренд – защита потребителя от потенциальных проблем, которые может причинить незнакомый исполнитель.
Продажи через личность. Покупка вас и у вас. Поэтому алгоритм продвижения человека похож на привычный маркетинг товара. Мысль о том, чтобы всерьез начать целенаправленно создавать свой личный бренд пришла мне спустя год после открытия первого бизнеса в 2007 году. В тот момент я перестал быть наемным сотрудником и стал руководителем своей компании. И это был совершенно новый этап в жизни. Должность директора и владельца – это статус, ум, авторитет, предпринимательская жилка, умение договориться, хороший автомобиль (правда, долгие годы хорошим был папин «ВАЗ-2109» 1989 года выпуска), красивый офис. Даже ручка, которой пользовался раньше, теперь не подходит: не тот уровень. И дело не в цене ручки, а в отсутствии на ней логотипа компании. В 2007 году мне было 25, а выглядел я лет на 20 и не производил впечатления большого босса, поэтому представлялся старшим партнером. Номинальным, но все же управляющим партнером попросил быть друга, чтобы у будущих клиентов не возникало лишних вопросов к уровню компании.
И я хорошо помню 2 момента.
1. Когда я создал компанию, то осознал, что Владимир Якуба как руководитель Tom Hunt звучит солидно именно благодаря Tom Hunt и другим компаниям, в которых я работал.
2. А через несколько лет понял, что мой личный бренд становится с каждым месяцем сильнее бренда компании. Большой плюс работы с сильными брендами (компаниями и людьми) – рост собственного бренда.
Tom Hunt – хедхантинговая компания, которая занимается подбором персонала для организаций, их оценкой и бизнес-образованием. Отдельное направление – личный брендинг частных клиентов. Его цель – повысить узнаваемость среди профессионального сообщества, укрепить лояльность клиентов и увеличить продажи.
Для упрощения я применяю аббревиатуру, созвучную фамилии человека, который напрямую стал человеком-брендом своей эпохи, – Александра Степановича ПОПОВА. Правда, в нашем контексте речь идет об основных 5 буквах фамилии ПОПОВ.
1. Позиционирование. То, с чем и кем себя ассоциируете. В чем вы профи или хотя бы уже достойный спец. Личный бренд необходим и предпринимателям, и представителям власти, и артистам, и репетиторам, и няням. Покупатели, клиенты, потребители сами хотят сотрудничать с брендами.
2. Общение. То, как выстраиваете коммуникации, насколько с вами легко и комфортно вести диалог, решать рабочие и личные вопросы. Ричард Брэнсон справедливо отметил: «Стремиться стать самым крупным брендом – бессмысленно. Гораздо важнее стать самым уважаемым брендом».
3. Презентация. Как себя преподносишь и в каком формате. Не путать с пунктом «Общение», т. к. презентация – раздел отдельный. Речь об аккаунтах, личном сайте, визитках и пр. Не у всех есть ресурс быть брендом. Как сказал Майкл Голдхабер: «Не каждому дано привлекать тот же объем внимания. Некоторые из нас звезды, но большинство – фаны».
4. Опыт. Покажите свои достижения. Заявите о себе историями, результатами. Продукт, услуга, которую вы продвигаете – это первостепенно.
5. Визуализация. То, как выглядишь в реальной жизни, от костюма до авторучки.
Личный бренд – продуманные действия без хаотичного разброса. Как сказал Михаил Задорнов: «Американец думает на ходу, немец – стоя, англичанин – сидя, а русский – потом. Сначала делает, а потом думает, как бы расхлебать то, что наделал». Личный бренд – это цель, кем вы видите себя со временем в понятных показателях: ваш доход, образ жизни, сфера деятельности и т. д. Смысл бренда не в количестве читателей, а в пользе, которую вы несете.
Бренд – комплекс результатов. Блог, выступления, публикации, уровень знаний и опыта, ваше содержание. Внешность, соцсети, награды, проекты – форма. Все это является маркерами для клиента и позволяет ему понять, сработаетесь вы или нет.
Хотите узнать, каким брендом вы обладаете? Попросите свое окружение описать ваши качества.
Какой вы: отзывчивый, терпеливый, агрессивный, легкий на подъем, сговорчивый? К слову, это интересное упражнение, можете узнать что-то новое о себе. Личный бренд начинается с личности, не бойтесь быть неидеальным: недостатки для аудитории порой привлекательнее. Мы ближе к тем, на кого похожи. Быть брендом – быть собой, действовать в своей системе взглядов, в рамках закона и этики, но без оглядки на мнение критиков. С верой в себя. Как сказал Робин Шарма: «Мы все потенциальные герои»[1].
Некоторые специалисты по личному развитию рекомендуют спрашивать именно положительные характеристики, чтобы подтвердить свои сильные стороны. Перечисление слабых может озадачить, но и лишним точно не будет.
И в качестве задания сделайте следующее:
1) Возьмите чистый лист бумаги либо заполните прямо здесь 3 колонки.
2) В верхней строке первых двух колонок впишите имена двух ваших знакомых. Заполняйте и выписывайте все характеристики, которые придут на ум.
3) Третья колонка будет посвящена вам.
Пишите все, что думаете об этом (этих) людях. Число колонок может быть и больше, но честно заполните именно 3. Долго размышлять не нужно. Это и есть ваше видение формы этого человека и, возможно, частично соответствует его содержанию. Примерно так же думают и о вас.
Ваша задача – создать лучший бренд и достойную репутацию. К слову, бренд ≠ репутация. К примеру, есть крупные сетевые компании с громкими именами и хорошо построенным брендом, но с очень сомнительной репутацией. То же самое происходит при упоминании скандальных героев вечерних ТВ-шоу: в связке с ними будут только негативные образы. Репутация – это не всегда хорошая известность.
Был у меня такой интересный отрезок в общественной деятельности, когда я всерьез задумывался о карьере политика. Мне было 26 лет, и в то время я стал председателем Молодежного парламента при Законодательном собрании Нижегородской области. Проживал я тогда в Нижнем Новгороде, где окончил школу и вуз. Хорошо помню слова Председателя Заксобрания Виктора Николаевича Лунина, который один на один сказал мне: «Теперь, Володя, будь готов к тому, что о тебе будут писать и говорить разное, порой такое, от чего будешь сильно удивляться и ты, и твои близкие». Так и было, хотя все же рабочего контекста было намного больше, чем деструктивных выдумок. Но есть хорошая фраза Коко Шанель: «Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще».
1. Пустить на самотек
Совершенно им не заниматься, ждать, что окружающие самостоятельно создадут вам героический образ. Отрезвляющий метод – найти упоминания о себе в Интернете: вбейте имя и фамилию, внимательно изучите результаты. Соответствуют ли они вашим ожиданиям? Используйте доступные сервисы для мониторинга упоминаний имени в медиа:
• Google Alerts;
• YouScan;
• Iqbuzz;
• Крибрум;
• Yandex.Wordstat и др.
Прямо сейчас зайдите, к примеру, по ссылке: https://wordstat.yandex.ru. Введите свое имя и фамилию, после этого введите имена и данные людей, на которых вам хотелось бы равняться.
На момент написания книги Wordstat выдал 1920 показов по запросу «Владимир Якуба». В 2010 году – 167. Это число я помню хорошо. Могло быть и больше. «Системнее нужно работать», – скажу я себе. Самокритика нужна, чтобы идти вперед без иллюзий, понять, что достиг чего-то значимого. Взгляните на свое амплуа со стороны. Стоит ли дальше продолжать наблюдать, как хаотично формируется ваш бренд?
2. Держать руку на пульсе
Контролировать то, что могут о вас узнать: ваши достижения, работу, ценности. Управлять мнением и влиять на аудиторию. Подумайте: какой способ надежнее? Что выгоднее: случайные выводы или правдивые факты? Ваша задача – убедить окружающих в своем мастерстве.
Развитие личного бренда должно быть комплексным. Как сказал советский ученый Сергей Ковалев: «Если вы сделаете быстро и плохо, то люди забудут, что вы сделали быстро, и запомнят, что вы сделали плохо. Если вы сделаете медленно и хорошо, то люди забудут, что вы сделали медленно, и запомнят, что вы сделали хорошо».
Да, и ответьте себе на главный вопрос: надо ли вам это? В свое время я очень удивился, когда понял, что далеко не всем моим подчиненным интересно со временем становиться руководителями. Еще больше я удивился, когда осознал, что есть люди, которым достаточно своих 23 тысяч рублей в месяц, и они не готовы «пахать», чтобы заработать 40, 60, 100, 500. Нет! 23 тысячи и, главное, без напряжения, спокойно, не спеша.
Недавно я встретился со своей знакомой Еленой, которую знаю еще с юности. Она замужем, двое детей. Ее супруг работает в полиции. Ему 37 лет, он лейтенант. Я с уважением отношусь к людям, которые несут службу и охраняют порядок. Это непростая и важная работа, но… лейтенант. До сих пор. Ему 4 года до пенсии. Почему? А как же семья и дети, которые хотят не только гордиться тобой и видеть пример, не говоря уже о финансовых возможностях. Работа в государственных органах ограничена в возможностях продвижения среди тех инструментов, которые я дам ниже, но все же ты тоже можешь расти и становиться узнаваемым в своей организации, делая больше полезного для общества, команды и успешной карьеры. И, кстати, личный бренд – это не только про бизнес, это и про карьеру. И про карьеру лейтенанта тоже. Можно расти. Нужно расти. И, к слову, лучше быть лейтенантом с созданным в глазах окружающих положительным брендом, чем генералом без или вовсе с негативным образом.
1. Личный бренд – многоуровневая система. В нее входит как внешний образ, так и профессионализм.
2. Опишите других и поймете, что думают о вас.
3. Примите решение и начните действовать.