Часть 1 Знакомимся: научные исследования в основе практических рекомендаций

Глава 1 Внутренняя механика женского мозга

Бестселлер Джона Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», подаривший миру эту ставшую знаменитой метафору, апеллирует к давнему интересу широкой общественности к различиям в мужской и женской психологии. Существует масса юмористических зарисовок на тему печально известного гендерного соперничества. При желании мы тоже могли бы пошутить: сказать, что в женском мозге есть зона «Немедленно дайте шоколада», железа́ «Сплетни», круглосуточно активный центр «Семья и дети». У мужчин, естественно, нашлись бы не менее стереотипные зоны: железа́ «Электроинструменты», мгновенно реагирующая на провокации область «Сомнительные оправдания» и зона «Не признать, что заблудился», всегда занимающая оборонительную позицию.

О причинах различий в поведении мужчин и женщин рассуждают с давних времен, а вот концепция головного мозга как определяющего фактора этих различий на удивление молода: она появилась лишь в 1960-х гг. До того виновниками считались наши половые органы. А в 1992 г. ученые сделали очень важное открытие: эстроген и тестостерон влияют не только на половое поведение человека, но и на работу его головного мозга. Иными словами, оказывается, гормоны, неразрывно связанные с нашей половой сферой, играют не менее важную роль в функционировании нашего разума.

Х-хромосома метит место: мозг под воздействием эстрогена

Хотя нельзя перекладывать всю ответственность за наше здоровье или поведение на половую принадлежность и связанные с ней гормоны, гендерные различия в работе мозга проявляются многими удивительными способами, на которые зачастую не обращают должного внимания. Отчасти это связано с тем, что гормоны синтезируются нашей ДНК, а она, как известно, у представителей разных полов неодинакова. Однако не все люди знают, что Х-хромосома на самом деле значительно больше сравнительно маленькой Y-хромосомы: первая содержит целых 1098 генов, тогда как вторая – всего 78. Это значит, что женщина со своими двумя X-хромосомами носит в себе на тысячу с лишним генов больше, чем мужчина, и многие из них играют ключевую роль как в синтезе гормонов, так и в работе мозга.

Каждая женщина на интуитивном уровне понимает, что между ее мозгом и гормонами постоянно происходит взаимодействие, и многие объясняют свои перепады настроения именно этим диалогом. И ведь действительно женские гормоны сильно и глубоко влияют на мозг, и речь идет не только о типичных проявлениях ПМС или других изменениях, происходящих на протяжении менструального цикла.

Гормоны – сильнейшие химические соединения, они участвуют почти в каждом протекающем в организме процессе, включая клеточный метаболизм, рост тканей и восстановление после травмы. Благодаря им мозг сохраняет молодость, энергию и остроту мышления. Они же обеспечивают прочные кости, здоровую активность кишечника и половую потенцию. Кроме того, гормоны влияют на наш вес, иммунитет и даже усвоение энергии из пищи. Получается, что от них в той или иной степени зависит каждая сфера нашей жизнедеятельности и, как следствие, наше здоровье – физическое и психическое. Гормональный дисбаланс может нарушить не только физиологические процессы, но и когнитивные функции, настроение, живость ума. Следовательно, гормоны влияют на то, как мы думаем, говорим, что мы чувствуем и даже что мы помним.

Хотя в этом отношении важны все гормоны, из результатов большинства исследований исходит, что наиболее влиятелен с точки зрения здоровья женского мозга 17-бета-эстрадиол, более известный как эстроген. Эстроген – это «главный регулятор» женского мозга, и многие выполняемые им задачи связаны вовсе не с репродуктивной функцией, а с функцией энергообеспечения. Эстроген играет ключевую роль в регуляции энергетического метаболизма и в поддержании равновесия различных функций головного мозга (гомеостаза). Это крайне важно для сохранения здоровья и активности клеток мозга, а также стимулирования работы тех его участков, отвечающих за память, внимание и планирование.

Кроме того, эстроген обладает нейропротекторными свойствами и защищает мозг за счет того, что укрепляет иммунную систему и тем самым оберегает нейроны от повреждения. Он не только сохраняет наши нервные клетки, но и стимулирует образование новых связей между ними. Более того, эстроген, как оказывается, еще и природный антидепрессант. Его уровень влияет на производство гамма-аминомасляной кислоты в головном мозге, успокаивающей нервную систему, и стимулирует выработку эндорфинов – собственных болеутоляющих нашего организма. Наконец, все наши гормоны участвуют в кровоснабжении головного мозга, что очень важно для обеспечения его достаточным количеством кислорода и питательных веществ.

Все эти процессы в головном мозге запускаются в момент зачатия и продолжаются во время созревания эмбриона в матке. На определенном этапе циркулирующие в системе гормоны определяют половую дифференциацию головного мозга. Андрогены (мужские гормоны типа тестостерона) создают «мужской» мозг, тогда как при их дефиците с последующим повышением выработки эстрогенов (женских гормонов) формируется «женский» мозг.

Речь идет об очень тонких различиях, но вы бы их заметили, если бы изучили женский и мужской мозг так же внимательно, как это делаю в своей работе я. Например, от доминирующего типа гормонов в мозге (эстроген у женщин, тестостерон у мужчин) зависит количество некоторых синтезируемых им нейромедиаторов – химических веществ, используемых для сигналинга, коммуникации и информирования. В целом мужской мозг вырабатывает больше серотонина, нейромедиатора «хорошего самочувствия», влияющего на настроение, сон и даже аппетит. Женщины, в свою очередь, синтезируют больше дофамина – химического вещества, отвечающего за эмоциональное возбуждение и поведение, мотивированное наградой.

Что еще более любопытно, некоторым участкам нашего мозга свойственен половой диморфизм, т. е. у представителей разного пола их устройство немного различается. Например, оказалось, что мужчины и женщины видят многие вещи по-разному не только в переносном, но и в прямом смысле. Одна из причин такого явления скрывается в глубине зрительной зоны коры, связанной с распознаванием форм и цветов. Если у мужчин там больше М-клеток, отвечающих за улавливание движения, то у женщин больше Р-клеток, реагирующих на объекты и формы. (Может ли это объяснять сверхъестественную способность женщин быстро находить нужные емкости в холодильнике?)

Отличия касаются и слуха. Женщины в целом слышат лучше мужчин, отчасти потому, что у нас на 11 % больше нейронов в первичной слуховой коре – части головного мозга, где происходит распознавание звуков. Кроме того, хотя мужской мозг, как и все тело, обычно крупнее женского, кора его у женщин толще и лучше связана с остальными участками. В частности, наблюдаются более тесные связи гиппокампа (центра памяти) и миндалевидного тела (центра эмоций) с префронтальной корой, отвечающей за абстрактное мышление, планирование и логику.

Гендерные различия в плотности нейронных связей головного мозга особенно ярко проявляются в лимбической системе – части мозга, резонирующей с переживаниями любви и привязанности и, следовательно, реагирующей на бесчисленные факторы, связанные с наличием семьи. Эта часть мозга отвечает за генерацию мотиваций и эмоций, управляющих родительскими инстинктами – всем, что связано с заботой о детях, с их защитой, с желанием проводить с ними время. Если у вас есть дети, наверняка перед сном вы крались на цыпочках к ним в комнату, чтобы послушать их дыхание или поцеловать в лобик. Возможно, вы улыбались при мысли о том, как будете в сотый раз читать им любимую сказку.

Так работает лимбическая система. У мужчин она тоже есть, но у женщин она гораздо более активна. Вот вам и объяснение всем бытующим в обществе стереотипам.

Следует отметить, что наличие некоторых различий в устройстве и биохимических процессах мужского и женского мозга не оказывает значимого влияния на поведение. Не существует научных обоснований для выделения «женского» или «мужского» типа мышления. Голубое против розового, куклы против машинок, бизнесмены против секретарш – все это придуманные обществом конструкты, не имеющие никакого отношения к устройству нашего мозга. Однако люди, к сожалению, слишком часто манипулируют результатами научных исследований, чтобы доказать, что представители одного пола – мужского – в чем-то лучше или более развиты интеллектуально, чем представители другого. Вы, наверное, слышали, что «блестящий математический ум – удел мужчин». Это предубеждение, игнорирующее тот простой факт, что мужчины получили доступ к высшему образованию намного раньше женщин. Более того, несмотря на все сложности и препоны, многие представительницы прекрасного пола тоже блистали в этой точной науке. Взять хотя бы Аду Лавлейс, Эмми Нётер и Кэтрин Джонсон. На самом деле интеллектуальные способности мужчин и женщин равны, хотя мы, возможно, получаем свои результаты немного иными нейронными путями.

Таким образом, не существует никаких биологических предпосылок, которыми можно было бы оправдать гендерные различия в правах, зарплатах и возможностях.

Вместе с тем нужно сказать, что с сугубо физиологической точки зрения мужчины и женщины в некоторой степени отличаются. Эти различия приводят к специфическим для разных полов рискам для здоровья. Одна из таких проблем – более близкая к области моих исследований и более острая на сегодня – заключается в том, что, по результатам растущего массива исследований, мозг мужчин и женщин по-разному стареет, отчасти из-за изменений в количестве и качестве гормонов.

На протяжении жизни наш мозг претерпевает ряд гормональных перестроек: от детства к половому созреванию, затем к утрате фертильности и наступлению менопаузы. Если половое созревание сопровождается всплеском гормональной активности, то утрата фертильности может нанести более сильный удар, чем ожидалось. Масштаб последствий становится более понятным, если рассматривать эстроген как топливо не только для созревания яйцеклеток, но и для работы мозга.

Действительно, «все у вас в голове»

Как я уже говорила в начале книги, мы с коллегами давно занимаемся проблемой здоровья головного мозга с особым вниманием к его возрастным изменениям у женщин. Оговорюсь, что возрастные – не значит свойственные пожилым людям. Речь идет обо всех метаморфозах с момента полового созревания. За годы работы мы провели несколько скрупулезных исследований со сканированием головного мозга здоровых женщин в возрасте от 21 года до 80 лет и последующим сравнением результатов со снимками мозга здоровых мужчин того же возраста. Мы проанализировали многие факторы, начиная с того, как мозг усваивает глюкозу – свое главное топливо. Мы обращали внимание на амилоидные бляшки, а также на признаки атрофии мозга и любые признаки инсульта или сосудистых проблем. Затем мы некоторое время наблюдали за этими пациентами: за одними пару лет, других вели на протяжении целых 15 и даже 20 лет.

Если проанализировать все различия в физиологических метаморфозах мужского и женского организмов, на их фоне особенно выделяется один фактор, возникающий в решающий период жизни. Как вы догадались, речь о менопаузе, типично женском явлении. По ходу исследования мы делали все новые открытия, и самым поразительным стало то, что постепенное снижение фертильности с наступлением менопаузы значительно влияет на наш мозг. Оказывается, в результате падения уровня гормонов женский мозг теряет ключевой элемент своей защитной системы. Известно, что снижение выработки гормонов ускоряет процесс старения. С возрастом уменьшается количество гормонов, участвующих в строительстве мышечной и костной ткани во всем организме, и повышается количество тех, которые вносят свою долю в распад этих тканей. В результате наши клетки быстрее изнашиваются и хуже восстанавливаются. Кожа становится более морщинистой, волосы – более сухими, кости – более хрупкими. К сожалению, то же самое происходит внутри нашего головного мозга. Менопаузальные изменения могут привести к ослаблению нейронов и снижению их устойчивости к старению и болезням.

Как видим, влияние менопаузы на женский организм вовсе не ограничивается снижением фертильности. У большинства женщин гормональные изменения вызывают ряд хорошо известных симптомов, таких как приливы, ночная потливость, бессонница, депрессия, провалы в памяти. Мы привыкли списывать их на работу яичников, но на самом деле они берут начало в головном мозге. К сожалению, в некоторых случаях гормональные изменения приводят не только к появлению вышеназванных симптомов, но и к снижению устойчивости мозга к болезни Альцгеймера.

Это хорошо видно на приведенных ниже снимках со сканера. Слева показана метаболическая активность мозга женщины, еще не имеющей признаков менопаузы, т. е. на этапе пременопаузы. На правом снимке – мозг женщины в постменопаузе. Насыщенность серого оттенка отражает степень активности: чем темнее, тем ниже. Снимок мозга в постменопаузе в целом выглядит темнее, а это значит, что его метаболические процессы протекают значительно менее активно, чем в пременопаузе. И это не единичный случай. Снимок, можно сказать, «усредненный». По нашим наблюдениям, в некоторых случаях уровень активности мозга снижается на целых 30 %. Тревожно, что такие же результаты были замечены у женщин уже незадолго до наступления менопаузы. А вот у мужчин того же возраста отмечались минимальные изменения, а во многих случаях – вообще никаких.

Еще большее беспокойство вызывает то, что у некоторых женщин, стоящих на пороге менопаузы, обнаружилось повышенное накопление амилоидных бляшек – основного маркера болезни Альцгеймера. У них же выявилось прогрессирующее замедление метаболических процессов и физическое уменьшение центров памяти в головном мозге. Это очень тревожный сигнал, ведь такие же изменения часто находят у пациентов на ранних стадиях болезни Альцгеймера.


РИСУНОК 1. МЕНОПАУЗА: АКТИВНОСТЬ МОЗГА ДО И ПОСЛЕ


Время тоже указывает на повышенный риск развития болезни Альцгеймера в будущем. Многочисленные свидетельства, в том числе и собранные мной за годы работы, показывают, что эта болезнь начинается с похожих негативных изменений в мозге, стартующих уже после 40–50 лет, а не в глубокой старости. Поясню для тех, кого такая новость шокирует. Мы привыкли думать, что Альцгеймер – болезнь пожилых. Это ошибка: просто к тому времени болезнь наконец доходит до той стадии, когда появляются видимые когнитивные симптомы. Но готовиться к атаке она начинает за несколько десятилетий.

В каком-то смысле болезнь Альцгеймера напоминает обвал на фондовой бирже. Он случается не на пустом месте – к нему приводит определенная последовательность взаимосвязанных экономических факторов, в итоге создающих предпосылки для краха. Вот и деменция альцгеймеровского типа тоже непроста. Она развивается в результате взаимодействия различных генетических, медицинских и связанных с образом жизни факторов, эффект которых накапливался годами. Основной их удар по мозгу приходится на средний возраст, а по мере старения начинают появляться симптомы. Однако процесс может начаться раньше, непосредственно перед менопаузой.

Посему, если добрый доктор говорит вам, что вы все придумываете или что все болезни от нервов, покажите ему предыдущий абзац – он доказывает: ваши ощущения имеют под собой научную основу. Хорошо, что мы это знаем, поскольку можно, наконец, начать действовать! Для ясности: менопауза не вызывает болезнь Альцгеймера. Она выступает скорее триггером, из-за которого ослабевает защитный эффект эстрогена и других гормонов, и мозгу приходится искать новые способы оставаться сильным, здоровым и устойчивым к повреждениям. Именно в этот период активной адаптации возрастает риск обострения других медицинских проблем. Перестройка мозга в период менопаузы часто вызывает забывчивость, провалы в памяти и даже снижение когнитивных способностей. У многих женщин появляются беспрецедентные перепады настроения, тревожность и симптомы депрессии. А в некоторых случаях гормональные метаморфозы в головном мозге могут запустить раннюю болезнь Альцгеймера. Звучит пугающе, но, возможно, это подскажет нам, почему по женщинам болезнь Альцгеймера бьет сильнее, чем по мужчинам.

Загрузка...