Париж. Апелляционный суд. 9 февраля 1893-го года.
– Встать! Суд идёт!
В зале пробежал шум. Подошёл финал так называемого Панамского дела, финансовых махинаций внутри компании Де Лессепса и коррупции внутри Национального Собрания.
– Уважаемые господа, сегодня, 9 февраля 1893-го года, апелляционный суд Парижа… приговаривает: Фердинанда Де Лессепса – к пяти годам лишения свободы, Шарля Де Лессепса, сына Фердинанда и его секретаря, – к пяти годам лишения свободы, Гюстава Эйфеля (инженера, построившего уже три года как возвышавшуюся над Парижем башню и стоявшую в порту Нью-Йорка статую, точнее её каркас) – к двум годам лишения свободы, географа Мариуса Фонтана и коммерсанта Анри Коттю, работавших в компании Лессепса, – к двум годам лишения свободы. Депутат Байо впоследствии был также приговорён к пяти годам.
Фердинанд Де Лессепс – отец 15 детей, строитель Суэцкого и Панамского каналов, разработчик проектов создания в Сахаре искусственного озера и прокладки трансконтинентальной железнодорожной магистрали «Париж – Пекин», дипломат и всемирно известный бизнесмен ввиду своего преклонного возраста отсутствовал на оглашении приговора, да и вообще не разу на заседаниях суда не появлялся.
В это время он удобно расположился в кресле в своём шикарном парижском особняке на улице Монтень. Напротив него висели большие золотые часы, на стенах множество дорогих картин в золочённых рамах, огромная дорогая люстра из позолоты и хрусталя свисала с потолка, а дорогой паркет был скрыт бесценными персидскими коврами.
Подсудимый, закрыв глаза, по внешнему виду, не сильно переживал и, как максимум, не думал о происходящем в эти минуты там – в зале суда. В голове у него не умещалось, как же так он, многоопытный и уже старый человек, с безупречной биографией, родившийся в 1805-м году, при Наполеоне, в семье потомственных дипломатов, ещё вчера купавшийся в лучах мировой славы, общавшийся с главами и лидерами многих государств, сегодня ожидает приговора.
Вдруг его лицо тронула улыбка, от глаз побежали морщинки, а перед глазами – вся его жизнь…
Вот он молодой и энергичный, истинный наследник своих предков (поколения Лессепсов были дипломатами), проходит обучение в лицее Генриха IV, расположенном в V административном округе, недалеко от Латинского квартала, на холме св. Женевьевы в Париже, престижно расположившимся рядом с Сорбонной. Лицей уже на протяжении двух веков принимал в свои стены только отпрысков знатных семей.