Первое, что видит пользователь на экране после запуска программы – это ее пользовательский интерфейс (заставку программы не считаем – она носит лишь эстетический характер, а практической ценностью не обладает). Поэтому логично, что знакомство с Word 2007 мы начнем именно с изучения пользовательского интерфейса.
Пользовательский интерфейс текстового редактора Word 2007 представлен на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Пользовательский интерфейс Word 2007
Основными элементами пользовательского интерфейса являются:
♦ кнопка Office – круглая кнопка, которая находится в левом верхнем углу окна;
♦ панель быстрого доступа – расположена справа от кнопки Office;
♦ лента Word 2007 – находится между рабочей областью и панелью быстрого доступа;
♦ контекстное меню – вызывается нажатием правой кнопки мыши в любом месте рабочей области;
♦ рабочая область – центральная часть интерфейса, в которой ведется работа с содержимым документа (набирается и редактируется текст, вставляются объекты в документ, создаются таблицы, и т. д.);
♦ строка состояния – информационно-функциональный элемент, расположенный вдоль нижнего края окна программы.
Пользователь может самостоятельно выполнять настройку некоторых элементов интерфейса – это осуществляется либо в режиме настройки программы, либо с помощью соответствующих элементов управления ленты Word 2007.
Далее мы подробнее познакомимся с элементами пользовательского интерфейса Word 2007.
Чтобы открыть меню Office, следует нажать кнопку Office, расположенную в левом верхнем углу окна программы (см. рис. 2.1). Содержимое меню Office показано на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Меню Office
Пользователь, работавший с предыдущими версиями Word, наверняка узнает знакомые команды и подменю, которые он видел ранее в меню Файл. Для тех же, кто только начинает знакомиться с Word, поясним, для чего предназначен каждый элемент меню Office.
Команда Создать предназначена для создания нового текстового документа средствами программы Word. При активизации данной команды на экране открывается окно, изображенное на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Создание документа
В данном окне осуществляется выбор режима для создания документа. Документ может создаваться как на основе созданного ранее шаблона, так и без использования шаблона.
ПРИМЕЧАНИЕ
В данном случае шаблон – это набор настроек, стилей, инструментов, которые применяются к документу. Например, для деловых писем можно использовать один шаблон, для отчетов – другой, для резюме – третий, для личных посланий – четвертый, и т. д. Пользователь может применять как стандартные шаблоны, изначально заложенные в Word 2007, так и создавать свои собственные шаблоны. Файл шаблона может иметь одно из следующих расширений: *.dot, *.dotx, *.dotm.
Если нужно создать документ без использования шаблона, то в левой части окна Создание документа (см. рис. 2.3) нужно в поле Шаблоны выбрать раздел Пустые и последние, затем в центральной части данного окна щелчком мыши выбрать значок Новый документ и нажать кнопку Создать, которая расположена справа внизу. В результате откроется окно нового документа Word; этому документу по умолчанию будет присвоено имя Документ1 (для следующего документа – имя Документ2, и т. д.).
Чтобы создать документ на основе стандартного шаблона, изначально заложенного в Word 2007, следует в левой части окна Создание документа в поле Шаблоны выбрать раздел Установленные шаблоны – в результате в центральной части окна отобразится список имеющихся шаблонов (см. рис. 2.3). В этом списке нужно щелчком мыши выбрать подходящий шаблон и нажать кнопку Создать. Отметим, что так можно создавать как новый документ, так и новый шаблон; требуемый вариант указывается с помощью переключателя, который находится над кнопкой Создать.
Для создания документа на основании пользовательского шаблона нужно в поле Шаблоны выбрать раздел Мои шаблоны. В результате на экране откроется окно выбора шаблона, изображенное на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Выбор пользовательского шаблона
В данном окне следует щелчком мыши указать требуемый шаблон и нажать кнопку ОК. Отметим, что в данном случае также можно создать как новый документ, так и новый шаблон – нужный режим указывается с помощью переключателя Создать.
Что же нужно сделать для того, чтобы пользовательский шаблон отобразился в окне выбора пользовательских шаблонов (см. рис. 2.4)?
Разумеется, вначале нужно получить этот шаблон – либо путем создания его собственными силами (любой документ можно сохранить в виде шаблона с помощью соответствующей команды подменю Сохранить как, которое входит в состав меню Office, см. рис. 2.2), либо скачав его из Интернета или просто взяв у кого-то из знакомых. Затем нужно поместить пользовательский шаблон в специально предназначенную для этого папку, по умолчанию – C: \Documents and Settings\Имя пользователя\Application Data\Microsoft\Templates. Только после этого шаблон будет доступен в окне выбора пользовательских шаблонов (см. рис. 2.4).
Кстати, можно изменить путь к папке, которая используется для хранения пользовательских шаблонов. Для этого нужно войти в режим настройки программы, открыть раздел Дополнительно, и в подразделе Общие нажать кнопку Расположение файлов. Затем в открывшемся окне следует курсором выбрать пункт шаблоны пользователя, нажать кнопку Изменить и по обычным правилам Windows указать требуемый путь.
Чтобы создать документ на основе шаблона уже имеющегося документа, нужно в окне Создание документа (см. рис. 2.4) в поле Шаблоны выбрать раздел Из существующего документа, после чего в открывшемся окне указать путь к документу, шаблон которого будет использован, и нажать кнопку Создать новый.
Можно создать документ на основе шаблона, взятого с сайта корпорации Microsoft – для этого следует выбрать подходящий раздел в списке Microsoft Office Online (см. рис. 2.3). Выполнение данной операции возможно только при наличии действующего подключения к Интернету.
Чтобы открыть документ Word, который был создан ранее, следует в меню Office выполнить команду Открыть. В результате на экране отобразится окно, изображенное на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Открытие документа Word
В данном окне следует указать путь к файлу, который необходимо открыть, и нажать кнопку Открыть.
При необходимости можно выбрать нестандартный режим открытия документа – например, открыть его только для чтения, или открыть документ как копию. Для выбора требуемого режима нужно нажать черный маленький треугольник в правой части кнопки Открыть – при этом откроется меню с перечнем команд. В данном меню и выбирается подходящий режим открытия документа.
Команда Преобразовать, которая также находится в меню Office, предназначена для преобразования текущего документа в документ самого последнего формата (Word 2007). Это, во-первых, позволит для данного документа использовать все возможности Word 2007 (в противном случае работа с документом возможна только в режиме ограниченной функциональности, что, впрочем, тоже немало), а во-вторых – существенно уменьшить размер файла документа.
ВНИМАНИЕ
После того, как документ преобразован в документ последнего формата, команда Преобразовать в меню Office для данного документа больше не отображается.
При активизации команды Преобразовать на экране открывается окно, которое представлено на рис. 2.6.
Рис. 2.6. Преобразование формата документа
Чтобы запустить преобразование, нажмите в данном окне кнопку ОК. Следует учитывать, что в результате преобразования может быть изменена разметка документа.
При необходимости можно отключить появление данного окна (см. рис. 2.6) после выполнения команды Преобразовать – для этого нужно установить флажок Больше не задавать вопросы о преобразовании документа. В данном случае процесс преобразования начнется сразу после активизации команды Преобразовать.
Для сохранения документа в меню Office предназначена команда Сохранить, вызываемая также нажатием комбинации клавиш Shift+F12, и подменю Сохранить как.
Команда Сохранить обычно используется для сохранения изменений в текущем документе после того, как он предварительно был сохранен в файле. Это выглядит примерно так: вы открыли документ Word, который ранее был сохранен в файле, и работаете с этим документом, внося в него изменения. Чтобы сохранить внесенные изменения, нужно выполнить команду Сохранить. Если в процессе работы приходится вносить много изменений, то команду Сохранить рекомендуется выполнять периодически, через небольшие промежутки времени. Это позволит избежать потерь важной информации в результате возникновения непредвиденных обстоятельств (внезапное отключение электроэнергии, аппаратный или программный сбой, и др.).
ПРИМЕЧАНИЕ
Если в документ были внесены изменения, которые не сохранялись с помощью команды Сохранить, то при закрытии документа программа выдаст дополнительный запрос на сохранение данных.