ICO: три части в одном месте

Про ICO посчастливилось быть первым автором в мире, который в открытом формате создал книгу в трёх частях; скачало её в итоге более 300 000 человек, наверное, потому что был хайп, сама книга была – бесплатной, а распространение – молниеносным. Помню, как однажды вечером в десятках чатов, где обитал и с другими, появилась первая часть; после этого её загрузили на Forklog, торренты, форумы и прочие ресурсы – даже вездесущий «Хакер» сделал к ней отсылку, как и ещё несколько респектабельных изданий.

Конечно, тот труд нельзя назвать идеальным, но одного у него не отнять точно – он был своевременным: когда все постигали азы – мне хотелось призывать к чему-то большему. Поэтому вижу смысл повторить сей проект здесь, внеся необходимые дополнения, ремарки, что называется, по ходу пьесы. Кроме того, как нельзя лучше эта компиляция показывает, почему именно операционные выводы – не лучшая практика для книг по IT-тематике и в целом для любых гибких и быстрых рынков.

Что такое ICO и почему оно (было) популярно?

Блокчейн и государство – институты несовместимые, но сосуществующие.

Не очень люблю вступления, но без них – никуда10. С одной стороны, очевидно, что Initial Coin Offering понятно по определению: первичное размещение токенов (монет). С другой стороны, если об этом спросите государственных служащих, юристов, бухгалтеров, экономистов или даже криптоактивистов, то не услышите внятного ответа относительно (правового, экономического и прочего) статуса и сущности ICO или же получите ответы разные, а то и диаметрально противоположные.

Поэтому для начала – цифры и факты.

Самые интересные ICO

Прежде всего о том, как организовано ICO в целом, цитирую: «При выходе на ICO компания-эмитент выпускает на специализированной веб-платформе, например Waves или Ethereum, токены – криптоверсию ценных бумаг11. Выпуск происходит путём добавления в блокчейн транзакции с их описанием, количеством и уникальным ID. После эмиссии токены в любом количестве можно отправить в тот или иной кошелёк в блокчейне в обмен на криптовалюту. Некоторые компании обеспечивают свои токены золотом или конечной продукцией…»12

Скажу, что помимо ICO есть немало способов поучаствовать и заработать на блокчейн-проектах. Приведу основные:

– продажа за криптовалюты (можно установить модуль любой платёжной системы или же завести мерчант OpenBazar)13;

– майнинг и/или поднятие/поддержка мастер-нод14, то есть добыча криптовалют с помощью «железа» и/или ПО: о проблемах (L/D) PoS-систем читайте в приложениях;

– трейдинг (собственно, продажа и покупка на биржах и площадках, включая OTC: binance, exmo, localbitcoins, garantex, livecoin и другие);

– разработка ПО на различных блокчейн-решениях;

– консалтинг;

– связь офлайна и онлайна:

– терминалы (как формата «коробка», так и мобильные, включая с функцией выдачи – биткоинматы)15;

– подарочные карты с номиналом в криптовалюте;

– приём платежей в «обычных» (не интернет) магазинах в криптопроектах;

– реферальные и партнёрские программы (ими насыщен блокчейн-интернет);

– иное.

И всё же – об ICO именно…

* * *

Самым первым принято считать ICO Мастеркоин (на сегодня проведён ребрендинг и название изменено на Omni): это было в 2013 году. ICO собрало $500 000 при участии 500 человек. Не так уж и много по нынешним меркам. К слову, даже второе ICO по проекту MaidSafe – в 2014 году – привлекло уже 6 000 000 вечно мёртвых президентов США16. При этом мир крипто настолько стремителен в развитии, что, возможно, когда закончу эту небольшую бирюзовую книгу17, образцов будет уже больше, но тем не менее примеры дают детальный обзор, который, с одной стороны, придаёт вкус конкретике, а с другой – позволяет выявить некие общие (если не универсальные) свойства. Рассмотрим потому самые доходные и самые быстрые ICO, чтобы оценить, насколько именно популярно данное явление. И почему.

* * *

Одним из прибыльнейших стало размещение токенов. Что делает эта компания? Процитирую, дабы не расписывать долго: «Одним из аспектов проекта Stratis является его платформа развития предприятия. В наши дни довольно сложно участвовать в создании приложений на базе блокчейна. Команда разработала доступное решение, связанное с созданием блокчейн-приложений, приносящее меньше головных болей. Множество предприятий оценят этот аспект… Что делает Stratis отличной от другой блокчейн-платформ, это то, как она работает на собственных C#– и NET-приложениях. Вместо того чтобы придумывать совершенно новый язык программирования, Stratis хочет сделать переход для разработчиков программного обеспечения более плавным», – то есть сервис упрощал блокчейн как технологию и делал её доступней для программистов разного уровня подготовки. Тот самый mass adoption, за которым все так гонятся! Проект до сих пор жив-здоров (Stratisstratisplatform.com), хотя токен и торгуется далеко за пределами пиков.

Но!

Если в начале продаж стоимость токена составила $0,007 за штуку, то в пике – уже достигла $10,58 (на момент написания сводного труда – пик был выше $21). Таким образом, в перерасчёте на проценты доходность (при условии закупки по начальной цене и продаже по максимальной) могла бы составить 151 082% в фиатном выражении. И это – далеко не единственный пример.

Вот ещё несколько: SpectroCoin (разрабатывали сервисы для блокчейн-энтузиастов: одним из популярных является карта Visa с балансом в биткоинах). Начальное размещение – $0,001, а цена в максимуме – $0,15, то есть 18 707%. Из-за проблем с эмитентами сервис spectrocoin.com хоть и не мёртв, но работает как банальный обменный сервис.


Или возьмём Storj – сервис по продаже дискового пространства за криптовалюту. Первоначальная цена токена составила $0,01, а вырастала она вплоть до $1,2 (на 2020 год пик составлял почти $2,5), то есть (гипотетическая) доходность – почти 12 000%. Цифры, безусловно, запредельные. Но и другие ICO очень часто выдают неплохие показатели.

И в этом – первая цель тех, кто вкладывается в подобные проекты: спекулятивная18. Закупиться как можно дешевле, продать – как можно дороже. И быстрее. Лично мне подобный подход не близок, но в то же время – он весьма популярен, так как при небольших рисках может дать большой (и даже огромный) прирост капитала.

Схожей является цель инвестиционная: здесь вложения также окупаются, но не при первом размещении на бирже19, а многим позже – когда проект выходит на окупаемость с точки зрения экономических показателей и на полный релиз, как говорят разработчики20, в аспекте технической градации. В этом случае доходность может быть даже выше, но пока готовые на 100% продукты можно сосчитать по пальцам моих рук21.

Надо понимать, что сам процесс ICO важен не только (а чаще – и не столько) для инвесторов, сколько для разработчиков, так как часто ICO позволяет:

– создать проект;

– выйти из бета-версии;

– развиться в плане маркетинга…


Поэтому для любой команды бюджет ICO – принципиальная возможность не только запуска, но и работы создаваемого сервиса22. Обычно команда берёт себе до 10% от средств, полученных на ICO23.

Что касается пользователей, то их вклад в проект посредством купли токенов может иметь не только чисто спекулятивную или цель инвестирования. Очень часто, и именно в блокчейн-сообществе, люди готовы вложиться в идею, которая кажется полезной, а тем самым – это есть не что иное, как развитие индустрии.

Приведу несколько случаев для наглядности.

Тот же проект Golos24 даёт возможность писать фактически без цензуры (исключения есть и оговорены так называемой «Культурой голоса», но они связаны скорее с морально-этическими принципами и никоим образом не нарушают порядок децентрализации) материалы разного рода: начиная от рецептов и стихов, заканчивая развёрнутыми мануалами и даже романами. При этом авторы получают вознаграждение. Без лишних посредников (их роль играет собственно платформа Golos). Hive, Steem и множество других решений – из той же оперы:

– Readdle.me – первая по-настоящему децентрализованная социальная сеть нового поколения;

– Cent.co – для креативных: нечто вроде инстаграм-твиттера;

– Contentsprotocol – именно что протокол;

– Decentraland – VR-подход в ДСС-рамках;

– D.Tube – недавно запустили релиз: децентрализованный YouTube;

– Everipedia – как Wiki, но на EOS;

– Golos.id – единственное, что осталось от «Голоса»;

– Hive – если бы не Д. Сан, то этот форк Steem не родился бы;

– Legalfling – знакомства в p2p-формате;

– Livepeer – тоже про видео;

– Memo – что-то, что работает на Bitcoin Cash;

– Steem – самая старая и крупная ДСС: они так себя позиционируют;

– SteepShot – инстаграм в ДСС-стиле, но работают в основном исходники;

– Twister – вроде всё понятно;

– VIZ – ДСС лишь часть, есть ещё бот для наград в Telegram, на том же YT и прочие фичи;

– VOX Community – так и не протестировал;

– прочие см. на @web3news: в разборах «4 проекта» и др.

Но идём дальше и открываем любимый мною Storj. Выше рассказал про этот сервис: так называемые «облака»25 стали популярны в последние несколько лет. Но сегодня с помощью блокчейн-технологий организовать их можно не только крупным компаниям вроде Amazon или «Яндекс», но и рядовым жителям нашей планеты. Этим проект и занимается, а платит – за предоставленное место (квоты). И, как понимаете, популярность его возрастает. Сюда стоит отнести и дорогой (aka богатый) Filecoin, а равно и тот самый MaidSafe, а также Sia, а затем и отданный на откуп сообщества SONM и иже с ними.

Последний (в этой части книги, но не вообще) пример – bitrad.io. Скажу честно, подобный сервис ждал, и с нетерпением26. Суть простая: слушаете радио – получаете за это внутреннюю валюту BRO. В чём суть? Монетизировать трафик без лишних посредников. Опять же – для любителей «музыки волн» такое решение покажется элегантным и своевременным, поэтому вклад в развитие сервиса – оправдан. И совсем не внутренним балансом (который даже пока и неясно, когда и где можно потратить), а именно заложенной идеей.

Таким образом, нематериальная мотивация – важный элемент при проведении ICO (да и DeFi 2.0 тоже). И для некоторых групп – даже более, чем элемент собственно денежный, как отмечено в электронном издании «Форклог»: «…Первый парадокс заключается в том, что по своей природе ICO – одна из форм привлечения инвестиций, а на практике люди отдают деньги просто под идею, даже не рассчитывая на их возврат с каким-то доходом». У меня так и случилось с тем же Ethereum, Storj, Golos и десятками других проектов, которые в итоге дали ещё и прибыль, а не только продукт.

К слову, Bitcoin на начальном этапе развивался именно криптоэнтузиастами, которые видели в нём воплощённый символ частных денег, а уже после к их сообществу (в основном – в 2013 году) присоединились инвесторы, трейдеры и прочие, прочие, прочие: сегодня это заметно на становлении цифрового офшора, который пришёл на смену стадии «биткоин как хеджирующий инструмент».

Итак, обобщу относительно того, какие цели преследуют участники ICO (не команда):

– спекулятивная покупка по низкой цене;

– инвестирование в продукт;

– вложение в идею;

– ожидание получения неких льгот/продуктов;

– прочее (аспектов – море: описывать все не вижу смысла).


По предпоследнему пункту можно сослаться на краудсейл27 Колионово или Машкино28: вложившись в эти токены, получали некие бонусы на продукцию данных сельских хозяйств, в частности, «…в 2017 году д. Колионово сделала первое ICO в сельском хозяйстве России, собрав свыше $500 000. При этом был „эмитирован“ КОЛИОН – дисконтный токен (KLN) – токен, который является цифровым криптоактивом и подтверждает право участия в проекте „Экосреда Колионово“. Более того, в этом же ICO были и ещё токены: продуктовый токен – токен, подтверждающий право на получение дисконта (скидки) на товары и услуги предприятий экосреды Колионово. Токен выпускается на блокчейн-платформе WAVES».

Зачастую мотивация может быть смешана: в том же проекте Машкино «участник клуба мог принимать непосредственное участие в процессе выращивания животных и развитии клуба или поручить это ответственному лицу, члену клуба». Особенно это интересно как раз в 2020-м, когда пандемия заставила по-другому взглянуть и на процесс токенизации, и на понимание сельского хозяйства, и на много чего ещё.

Но к чему эта градация по мотивам?

Всё просто: мотивация позволяет понять, что нужно субъекту – приобретателю токенов. Идея, деньги, льготы, или что-то ещё, или всё и сразу. В соответствии с этим можно оценивать – правовую сущность таких отношений, возможный вред и далее. Экономический подход к регулированию распределяемых благ и т. д.

ICO и IPO: почему же так?

Одним словом, почему ICO стало вдруг так популярно в 2016, 2017 и даже в 2018 годах? Ответа однозначного нет, но есть те, что приближают к истине:

– ICO многим дешевле IPO (да и безопасней, но не для инвесторов, а для организаторов). Скажем, если для организации первичного размещения акций нужны миллионы, то для ICO, даже в самых крутых случаях, сотни тысяч (долларов, разумеется);

– ICO организовать просто и с технической (организационной) позиции: на Waves, Bitshares, Ethereum, Tron… и ряде других сервисов;

– ICO пока ещё не зарегулировано жёсткими, императивными нормами, как это есть в банковской сфере или в области пожертвований, поэтому и «вкладчикам» проще войти, и инвесторам – создать;

– ICO, кроме прочего, это процесс технологичный, а IT – всегда привлекает разношёрстную публику (пример iPhone – пожалуй, лучший в новейшем мире);

– ICO – новый инструмент, который в итоге и дал нам рынок DeFi, а ещё породит рынок DAO+DEX-интеграций и другие (посмотрите на судьбу Ethereum, Tezos, Tron, Bancor и других успешных кампаний по первичному размещению токенов: см. специальное приложение в конце). Да и про IEO забывать не стоит.


Можно наверняка выудить и ещё причины. Пока – вернёмся же к оценке. Но прежде – рассмотрим ряд моментов, которые помогут в принципе оценить ICO с позиции как юриста, так и потенциального инвестора или любого иного участника.

* * *

Примечание от 2020 года: несмотря на то что большинство сервисов, описанных в этой подглаве, безнадёжно устарело / исчезло, всё же считаю долгом оставить материал в формате «как есть», убрав только ненужные картинки, дабы, с одной стороны, сохранить аутентичность текста, а с другой – показать на практике эволюцию рынка.

Полезные сервисы для оценки и анализа ICO: технология или идеология?

Время – главный токен жизни.

Рост (и по объёму, и по количеству) ICO привёл к тому, что вокруг них выросла собственная инфраструктура: сервисы, оценивающие ICO; онлайн-календари первичных размещений; новостные каналы по этому направлению и так далее (а далее – очень и очень много). Ниже – небольшой, но весьма ёмкий список подобных сайтов с описанием конкретики назначения, который позволяет понять масштаб главной проблемы: анализ данных – ничто, знания – всё.

* * *

coinmarketcap.com – пожалуй, один из самых известных, интересных и полезных сервисов, который к 2020 году ряд «исследователей» считает «морально устаревшим»:

– во-первых, здесь можно найти не только популярные валюты и токены, но и те, о которых знают совсем немногие;

– во-вторых, здесь есть и цена, и объём, и графики, то есть можно стратегически оценить конкретный актив;

– кроме того, в-третьих, – API29, то есть, по существу, всё это можно интегрировать на любой, в том числе ваш, сайт.

Как использовать?

Недавно (к 2017 году) на торги вышла новая валюта, IOTA – цифровые деньги для IoT (интернета вещей), и сразу же заняла шестое место по капитализации. И таких взрывов всегда было множество: в 2020 году – это, пожалуй, DOT от «Польки». Возникает вопрос – насколько интересна эта валюта, кому и почему именно? То есть coinmarketcap – своего рода индикатор популярности.

icostats.com – здесь, думаю, всё понятно из названия: сайт по сбору различной статистики, которая касается ICO. В частности, можно посмотреть ROI30 по разным периодам. Также, что, на мой взгляд, является наиболее интересной функцией, именно на icostats можно провести сравнение двух и более токенов. На сегодня инструмент использую как для ретроспективного анализа, так и для поиска тех, кто когда-то отметился в разных командах, а потом – захотел снять с себя бремя ответственности. Если первая группа – сервисы с общими данными для анализа, то ниже – вторая, где отражены так называемые ICO-календари, то есть сайты, которые рассказывают и показывают, когда же состоится очередное или даже долгожданное ICO.

Одним из самых первых на сегодня (и для меня лично) является icotracker.net (см. через веб-архив), где в простой, понятной и, что важно, привычной форме отражаются текущие ICO (с таскбаром, сигнализирующим о завершении) и те, что уже завершены. Кроме прочего, здесь можно было найти и не самый серьёзный, но рейтинг для первичной оценки ICO, куда входят такие показатели, как:

– наличие «белой книги»31;

– оценка команды в целом;

– эскроу32;

– оценка условий (conditions) ICO;

– иные положительные и/или негативные события.


Доступно, удобно, просто – это как раз было про этот сервис. Кроме того, один из явных плюсов – интерактивность: кликнуть можно почти где угодно, и не просто кликнуть, а получить в ответ полезную, часто – развёрнутую и хорошо структурированную информацию. Также на этом ресурсе можно было посмотреть (что важно для экономии времени – самого ценного ресурса на нашей планете) группы в социальных сетях того или иного сервиса, чьё ICO оценивается. Зачем это делать – читайте ниже, ибо не могу не подчеркнуть повторно, что инструменты поменялись, а подходы – нет.

icoalert.com – ещё один веб-архив для исследователей. Здесь схема была похожая: во-первых, можно посмотреть даты конкретных ICO, а во-вторых, за небольшую плату или же бесплатно получить информацию о том или ином размещении. Бесплатные отчёты выглядели примерно так. Ещё одной фичей33 сервиса являлись эксклюзивные, хорошо проработанные интервью с основателями прошлых, настоящих и будущих ICO. При этом было два положительных аспекта: первое – новые эпизоды выпускались еженедельно; второе – если хотели, то можно было попросить гостя появиться в будущем эпизоде.

icorating.com: безусловно, это был не просто календарь – а целый оценочный механизм, но использовать сервис можно и нужно было в первую очередь именно как матрицу ICO по четырём категориям: предстоящие (upcoming), проходящие здесь-и-сейчас (ongoing), завершённые (past), а также те, что вне времени (и морали) aka скамы34. Нажав на интересующее ICO, можно было узнать подробную информацию: детали проекта, раскрытие ICO по аспектам, техническое описание, а также, что, пожалуй, самое важное, данные о команде. Отчёты в 99% случаев давались на английском35, но зато довольно подробно. Поэтому при сочетании (хорошего английского) deepL & icorating.com можно было найти немало полезного. И несмотря на это от противостояния с SEC парням не удалось уйти: штраф выплачен с их стороны, а ресурс – закрыт.

Ещё одна возможность на разных трекерах, календарях и подобных ресурсах – сортировка по разным параметрам: названию стартапа, категории, рейтингу (на него стоит всегда обращать особое внимание), описанию, дате проведения и, наконец, ссылкам. Сама сортировка не всегда была интерактивна (нельзя, скажем, сделать столбцом выделения – рейтинг), но и заявленного хватало, чтобы и бегло, и детально рассмотреть проект. Более того, есть даже поиск по имени – уже было отличным начинанием.

Коротко перечислю ещё несколько сервисов, где можно было найти информацию об ICO и которые до сих пор служат отличным подспорьем для получения не просто данных, а именно знаний:

– coinschedule.com – общие данные, описание, время;

– smithandcrown.com – календарь, ссылки;

– forklog.com – новости;

– tokenmarket.net – ещё один минималистичный (и это – плюс) календарь;

– t.me/web3news – пожалуй, самый большой ресурс со сводной аналитикой.


Не стоит забывать и о том, что мир почти одновременно с эрой блокчейнизации вступил в эпоху мобилизации. Поэтому можно было найти ICOlert – приложение, которое предоставляет информацию о предстоящих ICO, новости по теме – и даже получить список «горячих» (читай – полезных) ссылок, что называется, из одного окна. И сейчас это особенно видно на примере Dex, кошельков и DeFi-сервисов. Да и Dapp-рынка в целом.

Пожалуй, на этом закончу описание сервисов36 и перейду к более важному аспекту – собственно оценке (анализу) того или иного ICO, а значит – и любого стартапа.

Оценка ICO: простые правила

В первую очередь всегда, оценивая что-то, нужно оценивать… кого-то: всё, что создаётся, – создаётся людьми, а они, как известно, бывают разными. Пока – людьми, если точнее. Кто-то добросовестно исполняет свои обязанности, а кто-то – даже не понимает, зачем эта, чистая, репутация нужна в принципе. Поэтому самый первый, даже сказал бы, нулевой этап – оценка команды (team).

Для этого не нужно каких-то специальных познаний, как правило (если только речь не идёт о глубоком изучении разного рода выписок, связей, но лучше это предоставить профессионалам37), но зато кропотливого труда в этом занятии – уйма.

В частности, стоит посмотреть на следующее:

– насколько вообще публичны участники (их контакты в социальных сетях, участие на форумах, конференциях, митапах38 и подобных мероприятиях), то есть понять информационный фон проекта; отдельно стоит поискать на bitcointalk.org и других форумах, так как криптоактивисты без активности в Сети – очень и очень странно (недавно так удалось обнаружить мошенника39, который представлялся инвестором и якобы раздавал деньги нуждающимся стартапам, а по факту – просто зарабатывал на банальном гоп-стопе прилетевших фаундеров);

– положительным можно назвать наличие определённого портфолио каждого из участников или отдельных представителей: что за проекты, когда созданы, каковы достижения и т. п.;

– ещё один классический момент – проверка компании. Скажу сразу, что не всегда это просто, потому как большинство проектов зарегистрированы в офшорных зонах40;

– и главное правило: никогда не забывайте писать фаундерам, в том смысле что всегда проверяйте контактные данные не только на валидность, но и на доступность, активность, вежливость ответов и так далее.


К слову, последний пункт кажется простым, меж тем именно он может забрать львиную долю затраченного времени: общение всегда предполагает некий временной разрыв. Нет смысла писать email и в соцсети в один день, да ещё и в одно и то же время. Лучше сделать это с лагом41 и по дням, и по часам.

Чтобы понять значимость команды – рекомендую почитать о краудсейле браузера Brave, который разработан одним из создателей другого просмотрщика веб-страниц – FireFox: одно из самых успешных и живых ICO, хотя и к нему есть вопросы. Например – у энтузиастов: вопросы вообще всегда у кого-то есть, не правда ли?

На сегодня (ибо совсем недавно этого просто не было) на такие моменты можно обратить пристальный взгляд: если есть поручители, консультанты или любые другие доверенные лица – будь то С. Сергиенко, В. Бутерин или кто-то ещё (исключая, пожалуй, Сатоши Накамото), – то узнать у них или пресс-службы, а в курсе ли данного (изучаемого) проекта эти люди: к сожалению, скам-сервисы часто используют знакомые лица, дабы ввести клиентов (точнее – жертв) в заблуждение. Чего там греха таить: с десяток раз и меня пытались буквально засунуть на «доску почёта» разные скам-проекты. Отдельный пункт – гарантии42: это может быть банковская гарантия, тот самый эскроу, депозиты или что-то ещё. В эпоху DeFi сей пункт выглядит особенно важным, поскольку о скамах токенов при уводе ликвидности наконец-то стало известно и большинству.

* * *

Здесь сделаю несколько полезных вставок из других книг/исследований Synergis & Menaskop, которые помогают данную тему рассмотреть предельно широко и адекватно. Начну, пожалуй, с популяризируемой нами методики 4К и обобщающего труда: itsynergis.ru/assets/docs/4t_synergis. pdf.

* * *

Проекту недостаточно иметь качественный MVP, отлично продуманный бизнес-план и востребованную идею. За реализацию задуманного будет отвечать не кто иной, как команда проекта. Команда, как правило, состоит из двух составляющих: собственно Команда и Консультанты (эдвайзеры и т. п.). Правда, есть ещё одна, не всегда видимая, часть: Комьюнити.

Опыт команды

Опыт работы члена команды и его образования. Хорошо, если есть отзывы и подтверждённые навыки, например, в Linkedin. В этом же пункте проверяется время совместной работы ключевых членов команды. Команда, созданная специально под проект ICO/DeFi, – очень сомнительное43 мероприятие, а таких, поверьте, немало.

Обязательно стоит проверять компании, в которых ранее работал CEO и ключевые участники. Для этого есть платные инструменты, например, ресурс 1cont.ru (или любой аналог: К+, «Гарант» и прочие), который позволяет углублённо проверять контрагентов. Поэтому даже если у CEO проекта есть внушительный список компаний, которые он возглавлял, стоит посмотреть более внимательно, что именно эти предприятия из себя представляют. Детальные инструкции по проверке контрагентов можно найти ниже.

Проверка44 контрагентов — самая банальная операция для любого юриста, предпринимателя и всех, кто отвечает за безопасность того, что называется делом. Но как не терять на очевидном? В Сети немало статей о том, как проверить своего контрагента, в первую очередь если он – юридическое лицо или ИП. Но всё же рискнём скомпоновать несколько полезных приёмов (за основу взят опыт РФ, но не отличаются они в СНГ/мире: поверьте более чем 15-летнему опыту).

Зачем? Во-первых, правовая грамотность – хорошо. Во-вторых, мы за открытость и честность, поэтому всё, что этому способствует, – благо априори. В-третьих, очень часто о России говорят как об отсталом государстве. Но, несмотря на ряд объективных к тому причин, это не всегда так: например, у нас есть уникальные онлайн-сервисы и it-проекты («Яндекс», «Тинькофф», Qiwi, WebMoney, Abbyy, Nginx и другие) и, что важнее для описанного ниже, масса государственных интернет-сервисов, польза от которых ощутима. При верном подходе использования, конечно же.

Итак, самое очевидное: проверка выписки ЕГРЮЛ. Онлайн это можно сделать с помощью egrul.nalog.ru. Там же есть ссылки на поиск дисквалифицированных лиц, тех, кто не сдаёт отчётность, и многое другое.

Есть и интересный список и тех, для кого банкротство – не просто страшное слово, но наступившая реальность. Искать – bankrot.fedresurs.ru или на сайте «Коммерсанта»: не так важно, где (см. примеры с «мёртвыми» сервисами выше), важно – как. Можно найти и тех, для кого долг не столь критичен (но он всё же есть): безусловно, лучший помощник в этом – официальный сайт судебных приставов fssprus.ru, но только для мира фиатного, а как же быть с крипто? Здесь порой отзыв одного человека важнее накрутки от сотен тысяч ботов. Если пойти дальше, то, конечно же, можно посмотреть в сторону электронного правосудия kad.arbitr.ru, так как именно с его помощью можно разузнать немало важного и полезного о юридических лицах и предпринимателях. К слову, благодаря последним изменениям суды общей юрисдикции скоро также инкрустируют в эту прекрасную систему, а значит данных будет (уже точнее – есть: на 2020 год) больше.

Не так часто вспоминают о едином реестре проверок, а он тем не менее существует. Например, на сайте прокуратуры – plan.genproc.gov.ru. К слову, можно взять за практику вбивать не только ИНН/ОГРН контрагента, но и свой, так как в нашей стране… Сами, в общем, знаете: от фиатного мира огородить может только одно – отличное понимание его законов и закономерностей.

Из непопулярного, пожалуй, перечислю следующее: запрос отчётности в Росстате gks.ru/accounting_report, с помощью которой можно узнать общие данные по бухгалтерии. Любопытным можно заглянуть и в реестр недобросовестных поставщиков на сайте zakupki.gov.ru: особенно в связи с тем, как иные блокчейн «энтузиасты» рьяно в 2018—2020 годах взялись за государственные, муниципальные и прочие контракты.

Теперь из неочевидного. Первое – это… Интерпол: interpol.int. С помощью этого списка совсем недавно, например, был найден дроп, на которого оформили сим-карту человека из Москвы, который позже обратился к нам за помощью (речь, впрочем, про 2016 год). Второе – email. О да, Google/Yandex/Bing/Mail/Nigma/DuckDuckGo/Brave – вездесущи. Но почему-то, когда завязываешь разговор о том, «а как сегодня проводите проверку», – большинство или молчит, или перечисляют 1—3 сервиса, что выше. Хотя электронная почта по статистике – то, что есть у всех. Аккаунт в социальных сетях – это, конечно, Капитан Очевидность во всей красе, но очень странно, если кто-то хочет сотрудничать с онлайн-бизнесом и при этом не имеет email. А с помощью последнего можно найти, например: объявления (от продажи тумбочки – до автомобиля, гаража, квартиры, а следовательно – сопоставить адрес, телефон, нередко – ФИО); аккаунты в социальных сетях (если, конечно, они открыты); сообщения на форумах (а следовательно – посмотреть на стиль общения, уровень образованности и прочие моменты)45.

Третье – поиск по номеру телефона. Для этого можно использовать тех же гигантов индексирования или, например, очень полезный сервис roum.ru (ныне – см. архив на GitHub): он, в общем-то, делает ровно то же самое, но проще. С помощью телефона можно найти на самом деле не так мало, как думается: во-первых, зарегистрированные сайты (если данные отмечены в who.is), а сайты – кладезь информации (даже если они закрыты – всегда есть веб-архивы: кроме монументального archive.org/web ещё и – web-arhive.ru). Во-вторых, буквально прошедшей осенью (строки из 2018—2019 годов) удалось найти должника по одному из городских номеров, поскольку в Сети нет-нет, да встречаются сопоставления по типу «телефон – адрес», часть из которых оказывается правильной (заблокированные страницы тоже попадаются: но волшебные три буквы их быстро расколдуют). В-третьих, справочники, доски объявлений, соцсети и прочее.

Зачем это использовать46? Скажем, для проверки небольших и, как чаще всего бывает, вновь появившихся проектов, которые пробуют сделать всё своими силами: статистики по отчётам нет, регистрация – прошла месяца два, три, пусть даже полгода назад, а работать хочется.

Добавлю также про веб-архив: он бывает крайне нужен, когда контрагент уже испарился, а дело, скажем, находится в суде. Вы предоставляете гору доказательств, а председательствующий задаёт ненавязчивый вопрос: а где сайт-то? Совсем недавно приходилось помогать клиенту, который три года назад был агентом одного известного форекс-проекта. Когда у форекса начались проблемы, клиент заблокировал все отношения с ним, но тем не менее недовольные пользователи решили «вернуть хоть что-то» и отправили в суд абсурдное исковое заявление с требованием возместить неосновательное обогащение, которое на деле было обычным переводом средств по агентскому договору (посредник – наш клиент).

Четвёртое – ФИО. Точнее, это может и должно быть первым, что должно искаться на просторах Сети. Да, например, Иванов Иван Иванович навряд ли будет одинок при выборке, но всегда есть и уточняющие запросы: название компании, город, год рождения и так далее. Поверьте человеку по имени Попов Владимир Анатольевич: найти можно даже самых неуникальных, потому что все мы имеем цифровые аватары в той или иной степени. И офлайн-следы тоже.

Вообще, сложный контекстный поиск всё ещё работает: возможно, гугл-хаки не так хороши, как несколько лет назад, но всё же это вполне47 приемлемый инструмент. Впрочем, идея упрощения настигла и это направление – google.ru/advanced_search. И да, не стоит забывать, что есть ещё и Shodan.

Пятое – карты. Не знаю, почему именно, но их всё ещё используют нечасто: года два назад был деятель, который искал дропов и слал одному из клиентов договор стабильно – каждые три-четыре недели. Проблема была в адресах регистрации: они все существовали, но при ближайшем рассмотрении оказывались настолько далеко, что корреляции с заявленным бизнесом не было в принципе. На седьмой попытке он остановился, приняв вменение.

Бывают и уникальные случаи: так, выше говорилось о розыске должника через номер «Ростелекома». Так вот, с ним повезло дважды: с помощью Гугл.Карт нашёл ещё и авто, которое, видимо, настолько часто находилось во дворе – что по законам статистики просто не могло не попасть в кадр. К тому же это был джип не самой популярной модели в городе. Но везёт, как известно, тем, кто везёт.

Загрузка...