Ты уже знаешь, что я психолог и зовут меня Елена.
Иногда я веду групповые занятия, на которые приходят только подростки. Конечно, сначала ребят приводят родители. Потом они с удовольствием приходят сами и совершенно не боятся наших встреч. Посещают занятия с интересом и желанием лучше себя узнать, разобраться с волнующими вопросами, справиться с какими-то сложностями.
Я вижу, что новое поколение самостоятельно стремится к развитию.
Тем, кто приходит на занятия, от четырнадцати до девятнадцати лет. Они смело смотрят в будущее, хотят сделать свой вклад в него уже сейчас. Знакомы с такими понятиями, как осознанность и ценности, мышление и установки, восприятие и эмоции, успешность и цели. Эти знания пока в них только прорастают, но меня этот факт удивляет и радует одновременно. Вести обсуждения с ребятами невероятно интересно.
Сегодня мы с участниками такой группы собираемся поднять одну очень важную тему. Они сами попросили меня обсудить вопросы, связанные со взрослением и взрослой жизнью. Предварительно мы сформулировали их так:
Взрослая жизнь – это трудно или легко?
Быть взрослым скучно или интересно?
На самом деле тема могла открыть много других сторон. Так что я с нетерпением ждала этого занятия.
В подростковой группе пять человек: Вероника, Даня, Никита, Даша и Алиса.
Веронике уже исполнилось семнадцать, она самая старшая.
Даня, Никита и Даша – ровесники, им по пятнадцать лет.
Самой младшей, Алисе, только четырнадцать.
Хочу отметить, что разница в возрасте между ними совсем не ощутима. Подростки прекрасно понимают друг друга, говорят на одном языке. Вместе веселятся в забавных ситуациях, шутят и смеются. Все отлично мыслят и рассуждают далеко не поверхностно. А иногда задают такие курьёзные вопросы, что я с ходу не могу на них ответить.
Между мной и участниками группы сложились хорошие отношения.
Я с уважением отношусь к ним, а они доверяют мне. Всё это только на пользу нашей совместной работе.
Расскажу немного о ребятах. Познакомлю тебя с ними.
Представить, как внешне выглядят наши герои, ты можешь сам. Уверена, у тебя отличное воображение.
Я же остановлюсь на общих чертах характера, которые успели проявиться в нашем общении.
Возможно, каждый из участников группы в чём-то похож на тебя.
Вероника, 17 лет.
Девушка знает, что старше всех, поэтому в группе держится уверенно. Она не боится поделиться тем, что думает.
Говорит серьёзным тоном и достаточно прямо, почти не подбирая слова. При этом старается никого не обидеть, словно оберегает других от своей прямолинейности.
У неё всегда есть своё мнение. Отстаивая его, она проявляет упорство и готова спорить до последнего.
Но, замечу, что в ней присутствует и доля гибкости.
Вероника готова согласиться, если позиция другого человека показалась ей разумной. Поэтому всегда внимательно выслушивает других. Не перебивает, даёт закончить мысль, ищет в сказанном рациональное зерно.
Это качество в девушке лично мне очень нравится. Она умеет как отстоять себя, так и принять другую точку зрения.
Я наблюдаю, что другие участники стали перенимать её способ в общении и больше слушать друг друга.
Даша, 15 лет.
Со стороны девушка выглядит медлительной и неразговорчивой.
Она немногословна. Прежде чем включиться в обсуждение, взвешивает внутри себя каждую фразу. Как будто находится на важном уроке, где нельзя ответить неправильно.
Сначала Даша показалась мне немного замкнутой. Потом я поняла, что она очень вдумчивая, неторопливая и основательная. Ничего не скажет, не подумав.
Участники тоже подметили это и не торопят девушку, когда она хочет донести до них свои рассуждения. Видя такую заботу со стороны других ребят, Даша стала свободнее себя чувствовать. Перестала бояться сказать что-то не так, допустить в словах ошибку.
Впрочем, сама Даша тоже очень заботливая. Она первой приходит на помощь, если кто-то попал в сложную ситуацию. Например, растерялся и не может собраться с мыслями.
Даша умеет отлично поддержать и подбодрить другого человека.
Алиса, 14 лет.
Очень активная и любознательная девушка.
Вопросы «почему» и «зачем» – её лучшие друзья. Она задаёт их примерно в семи из десяти ситуаций. Будто не верит на слово, хочет обоснованных ответов и подробностей.
В этом она похожа на моего сына, так что мне не привыкать. Я последовательно отвечаю на все её вопросы. Объясняю, что к чему. Привожу аргументы. На мои разъяснения Алиса улыбается и одобрительно качает головой. Ей нравится, когда к ней относятся всерьёз.
Кстати, именно Алиса проявила инициативу начать разговор о взрослении. Она не боится что-то предлагать. Очень спокойно относится ко мнению других. Если ребята отклоняют её идеи, то она не расстраивается и быстро переключается на другую тему.
В группе ценят её веселый легкий характер. Алиса способна разрядить любую ситуацию вовремя сказанной шутливой фразой.
Даня, 15 лет.
Наш Даня очень энергичный и немного вспыльчивый.
Рядом с ним сложно заскучать. Своей неуёмной энергией парень заряжает всех вокруг. Она фонтанирует в нём и плещет через край.
Но если Дане что-то не нравится, то его голос мгновенно повышается на десяток децибел. Руки словно перестают слушаться и переходят в режим активной жестикуляции, как будто он защищает свою территорию.
Может обидеться и демонстративно молчать, не включаясь в работу группы какое-то время. Иногда он становится ироничным, вставляя колкости и наблюдая за реакцией других.
Но его настроение меняется быстро. Минут через пять он забывает, что его расстроило. Возвращается в общий разговор и участвует в нём как ни в чём не бывало.
Даня догадывается о своей импульсивности и старается с собой договориться. Но ребятам время от времени приходится обходить с Даней острые углы. Быть бережнее в словах и давать ему время остыть от эмоций.
При этом Даня обладает отличным чувством юмора и любит подшучивать даже надо мной.
Никита, 15 лет.
Спокойный и очень стеснительный парень.
Когда внимание участников группы поворачивается в его сторону, он вспыхивает румянцем.
Иногда он теряется от волнения и речь его звучит сбивчиво. Но чаще всего Никита говорит размеренно, подчёркивая важность сказанного.
Особенно он не любит спорные ситуации. Если, как ему кажется, назревает конфликт, то Никита уходит в сторону и наблюдает.
Я сразу заметила, что быть в компании малознакомых людей ему не очень комфортно. Поэтому всегда поддерживаю его там, где необходимо. К счастью, его уверенность в общении растёт с каждым занятием.
Никита тоже всегда спешит на выручку. Стоит мне произнести в группе фразу «мне нужна ваша помощь», он первый подхватывает и разворачивает любую тему.
А ребята уважают Никиту за эрудицию. Он знает так много, что может говорить почти обо всём, доставая знания из своей внутренней энциклопедии. В общем, компания у нас собралась отличная. Все ребята очень разные. Каждый со своим характером, мнением и мыслями. Тем интересней нам вместе.
Сегодня, напомню, нам предстояло говорить о взрослении и взрослой жизни. Участники собирались, приветствовали меня и друг друга. Я смотрела на ребят и до конца не могла себе представить, во что выльется наша дискуссия.
Ведь тема была для них очень важной. Как только Алиса внесла своё предложение обсудить взросление, ребята впервые поддержали её единогласно. Сразу посыпалось множество вопросов, которые участникам хотелось затронуть.
Волновало разное. Например, когда ты уже можешь считать себя взрослым. С какими трудностями придётся столкнуться во взрослой жизни и как с ними справляться. Чем так интересна взрослая жизнь, что многие хотят скорее повзрослеть. И многое другое.
Я верила, что все смогут получить свои ответы. По крайней мере я уже придумала, как начать и развить наш разговор.
Добавлю, на самом первом занятии мы договорились, что будем общаться на равных. Обращаться друг к другу с уважением, по имени или на вежливое «ты». Вот, вроде бы я всё рассказала тебе о нашей группе, что планировала. Остальное ты увидишь сам.
Пока участники группы собираются, предлагаю тебе небольшую разминку. Давай немного включим твоё мышление в работу. Ответь на несколько простых вопросов.
Кто из участников больше всего похож на тебя чертами своего характера?
Какие ещё качества ты отметил в себе?
Что ты ценишь в людях?
Что другим нравится в тебе?
Справился с вопросами? Отлично!
Тогда пойдём на занятие группы. Оно уже начинается.
Все участники группы были на своих местах.
На наших занятиях мы убирали стулья в сторону и брали мягкие кресла-мешки. Сидеть на них было гораздо удобнее. Можно в любой момент свободно поменять позу, вытянуть или скрестить ноги, потянуться всем телом. Даже немного прилечь, если хочется. Пуф послушно подстраивается под твоё положение, а ты чувствуешь себя расслабленно. В общем, у нас царили свобода и релакс. Так что все уже заняли комфортное положение. Скучая, ждали, когда я начну.
– Приветствую всех ещё раз, – оглядела я ребят, стараясь поймать взгляд каждого. – Вижу, вы уже готовы к работе. Помню вашу просьбу, поэтому сегодня будем обсуждать тему взросления. Немного поговорим о взрослой жизни. Всё верно?
Участники хором голосов подтвердили своё желание: «Да! Давайте. Верно, Елена. Согласны».
– Кто дружит с зоологией? – продолжила я. – Мне нужна помощь.
– У нас что, урок «В мире животных»? – тут же пошутил Даня.
– Хочу проверить ваши знания, – парировала я. – Выяснить, кто в школе спит на уроках.
– Да все спят, особенно на первом, – Даня сложил ладони и положил себе под голову, демонстрируя, что уснул.
Сидящая рядом Алиса слегка потормошила его за плечо, как будто пытаясь разбудить:
– Не спи, проспишь самое интересное.
– Где я? – Даня со смехом открыл глаза. – Ой, и Алиса здесь. Откуда ты взялась?
Я улыбалась и держала паузу, пока ребята веселились.
– У меня неплохо с зоологией, – традиционно выручил меня Никита. – Елена, а в чём вопрос?
– Спасибо, Никита. Можешь подсказать, сколько времени нужно животным, чтобы вырастить своих детёнышей? – обратилась я к нему.
Никита задумался на несколько минут, перебирая информацию в своей голове:
– Всем по-разному. Если мыши, то несколько недель. Птицам для этого нужно несколько месяцев. Диким животным – около двух или трёх лет: медведям, львам или гепардам. Ну, большинству крупных животных, наверное, столько же. Дольше всех, кажется, человекообразные обезьяны выращивают детей. Типа орангутанов. Около десяти лет или немного больше. Слоны, кажется, тоже долго. Лет двенадцать.
– Спасибо, Никита, – ответила я. – Я тоже точно не вспомню, примерно так и есть. А сколько времени нужно человеку, чтобы из ребёнка получился взрослый?
Тут мнения разделились: «Шестнадцать. Восемнадцать. Восемнадцать! Двадцать. Двадцать пять – давайте больше!»
– А у человека – как получится, – рассмеялась я. – Давайте остановимся на восемнадцати. В этом возрасте каждого назовут взрослым. Наступает совершеннолетие, ведь так. Хотя многие правы, можно взять число побольше. Я бы сказала, от двадцати до двадцати пяти. Но даже восемнадцать гораздо больше по сравнению с другими представителями животного мира. Согласны?
Все участники подтвердили мои слова, поэтому я продолжила:
– Теперь у меня другой вопрос. Зачем нам нужно столько времени на взросление? Какие идеи на этот счёт?
Вероника быстрее всех схватила самый простой ответ:
– Нужно, чтобы выросло тело. Так задумала природа, естественный процесс.
– И мозг дорос до нужных размеров. Иначе как человек будет думать про взрослые проблемы? – подхватила Даша.
– Животные не говорят, им этому учиться не нужно. А человеку нужно общаться с другими. Договариваться, убеждать, спорить. Пока ты растёшь, опыт прибавляется. В два года ты и трёх слов связать не можешь, а в двадцать разговариваешь о чём угодно, – добавила Алиса.
Никита глубоко вдохнул и продолжил развивать свои предыдущие мысли:
– Если так посмотреть, то любое животное становится взрослым, когда готово вести самостоятельную жизнь. Пищу добывать, охотиться, защищаться от врагов, детей производить и заботиться о них. Ведь так? Вот и у человека примерно так же. Пока не вырос, ты не можешь жить без родителей. Профессию нужно получить как минимум. Деньги начать зарабатывать.
– А как вырос, папа с мамой провожают тебя во взрослую жизнь. Всё, детство кончилось. Сплю и вижу, когда этот момент случится, – недовольно пробурчал Даня, но тут же заметил: – Мы растём так долго, чтобы успеть хоть чему-то научиться, пока тебя не отправили жить одного.
Ребята рассмеялись, а Вероника шутливо сказала:
– Люди стали дольше жить, поэтому разрешили себе подольше быть детьми. Играть, веселиться и ни о чём не думать.
Потом добавила грустным голосом:
– Хотя жизнь тоже стала сложнее, на подготовку нужно время. Наверное, поэтому.
Я включилась в обсуждение:
– Каждый из вас прав. В сумме у нас получается следующее. Человек дольше растёт физически. Так и есть. Наше тело должно полностью сформироваться, а это происходит даже не в восемнадцать лет. В среднем ближе к двадцати годам. По крайне мере так говорят физиологи. Кстати, психологи вторят им в этом вопросе. Считается, что первый взрослый возрастной кризис мы тоже проходим на отрезке от двадцати до двадцати двух лет.
Сделав небольшую паузу, я продолжила:
– Даша верно отметила, что наш мозг тоже не сразу готов быть взрослым. Его созревание происходит постепенно. Год за годом включаются в работу разные его области, отвечающие за нужные нам функции. В раннем возрасте – моторика, зрение и ощущения. Затем подключается речевая функция и мелкая моторика. Ещё чуть позже – логика, продуктивность, обучаемость и абстрактное мышление. В последнюю очередь созревает префронтальная кора, которая отвечает за нашу рассудительность. По факту наш мозг физически вырастает ближе к тем же двадцати годам. Конечно, мы развиваем его возможности и дальше. Но это уже другая история.
Затихнув, участники группы внимательно следили за ходом моих рассуждений.
– В этом смысле нам нужно время, чтобы не только научиться говорить и общаться, но и думать. Уметь воспринимать информацию, анализировать и рассуждать. Кстати, управлять эмоциями тоже. Плюс заботиться о самом себе, чтобы без родителей обходиться. Получить профессию. И так далее. Как вы все верно заметили, подготовиться, – подтвердила я мысли ребят.
Они в свою очередь пытались понять, к чему я клоню. Всё это вроде бы и так очевидные факты. В глазах читался интерес, куда я выведу наш разговор.
– Если всё это сложить, то наше детство из беззаботного времени превращается в длинный период подготовки ко взрослой жизни. Или нет? – закончила я.
– Ничего себе поворот! – возмутился Даня. – Отказываюсь взрослеть, не хочу никаких подготовок. Взрослой жизни тоже не хочу. Объявляю бунт!
– Ладно, Даня, не расстраивайся так. Детство закончилось в пять лет. Мы не дети давно, – воскликнула Алиса. – Может, во взрослой жизни тоже интересно. По крайней мере она в четыре раза длиннее. Представь, ты прожил восемнадцать лет, а потом будешь жить ещё четыре раза по столько же. Целых семьдесят два года взрослой жизни. Примерно. Я не против подготовиться как следует.
Математический довод Алисы застал всех врасплох. Ребята задумались.
Спорить с цифрами было сложно.
Паузу прервал Даня:
– Алиса, умеешь ты уговаривать. Согласен. Готовьте меня, только не переварите. Я и так вредный, буду ещё и жёсткий.
– Меня тоже, – с улыбкой подключился Никита. – Родители каждый день пристают со своим «готовься». Всё готовят меня и готовят. Я же не пельмени.
Ребята рассмеялись. Ассоциация с приготовлением кулинарных шедевров их развеселила. Они стали придумывать, каким блюдом не хотят быть. Посыпались разные идеи и шутки.
Когда веселье стихло, я продолжила:
– Интересный аргумент предложила нам Алиса. Мне тоже хочется с ним согласиться. Давайте порассуждаем. А к чему нужно готовиться? Главное, зачем? Ведь я только предположила про подготовку.
– К трудностям взрослой жизни, – сразу откликнулся Никита. – Так родители говорят.
– Не думаю, что взрослая жизнь состоит из одних трудностей, – возразила Вероника серьёзным тоном. – Если так рассуждать, то, как Даня, вообще не захочешь взрослеть. Жизнь на детстве не заканчивается. Если ты взрослый, то можешь также заниматься интересными делами. Хобби, увлечения, путешествия, общение с друзьями, своя семья и дети. Выбирай, что хочешь. Никто не скажет: «Так нельзя!» Что хочешь, то и делай. Полная свобода.
– Согласна, – понравилась Даше мысль Вероники. – У взрослых больше возможностей. Они сами решают, чем заниматься. Поэтому их жизнь интереснее. Да, нужно на работу ходить. Ну и что? Может, это и скучно, а в школе разве весело? В конце концов, профессию можно выбрать, чтобы нравилась. И живи себе в своё удовольствие. Что тут плохого?
– Убедили, контроль уже надоел, – вздохнул Никита. – Иметь возможности тоже неплохо. Я не против пройти подготовку. Наверное, лет пять у меня есть. Елена, так к чему готовиться нужно?
Мне хотелось, чтобы ребята сами пришли к этому ответу. Но я понимала, что пока большого опыта в этом вопросе у них нет. Поэтому решила изменить свой курс:
– Если хотите, я поделюсь своими мыслями. Потом обсудим, с чем вы согласны, а с чем нет. Как вам такая идея?