Многие исследователи считают, что художник и учёный – совершенно разные типы людей. Первый причисляется к эмоциональному психофизиологическому типу, другой – к интеллектуальному. При этом, как правило, даётся ссылка на формулировку Павлова: «Нужно констатировать, что благодаря двум сигнальным системам и в силу давних хронически действовавших разнообразных образов жизни, людская масса разделилась на художественный, мыслительный и средний типы. Последний соединяет работу обеих систем в должной мере… Жизнь отчётливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и так далее – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят её и тем как бы умерщвляют её, делая из неё какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают её части и стараются их таким образом оживить, что вполне им всё-таки и не удаётся».
Предрасположенность к тому или другому типу мышления учёные объясняют различием функциональной асимметрии мозга. Сущность асимметрии состоит в том, что по уровню организации нервной ткани мозг всех людей чисто условно можно разделить на «правополушарный» тип и «левополушарный».
Правополушарный мозг воспринимает мир во всём его конкретном разнообразии, но с трудом анализирует впечатления, с трудом устанавливает между ними логическую связь; левополушарный обладает повышенной способностью к анализу и обобщениям, к логическим операциям, но у него недостаточно материала для анализа и обобщений.
Впервые гипотеза асимметрии мозга была выдвинута более 100 лет назад английским неврологом Хьюлингсом Джексоном. Учёный полагал, что правое полушарие занято прежде всего наглядным восприятием внешнего мира, в отличие от левого полушария, которое управляет речью и связанными с ней процессами. В настоящее время эта гипотеза нашла подтверждение. Американский профессор нейрохирургии Джозеф Боген, в свою очередь, показал, что преобладание активности одного из полушарий, наряду с врождёнными факторами, может быть вызвано особенностями воспитания и обучения, то есть тренировкой.
Согласно традиционным выводам нейрофизиологии, у взрослых людей левое полушарие является доминантным и преимущественно управляет речью и связанными с ней процессами, правое управляет решением пространственных задач. У нормальных людей (правшей) это подтверждается электроэнцефалографическими данными.
Наблюдения над музыкально одарёнными людьми показали, что за музыкальное творчество отвечает правое полушарие, тогда как левое анализирует музыку с помощью словесных и буквенных обозначений. Лурия описал случай, когда известный композитор после кровоизлияния в левое полушарие потерял речь, но сохранил способность к музыкальному творчеству. Письмо у него было затруднено, однако техника музыкальной записи осталась безупречной.
Воспринимает музыку человеческий мозг одновременно обоими полушариями: левое полушарие воспринимает ритм, правое – тембр и мелодию. Японские учёные установили, что, когда профессиональные музыканты слушают музыку, у них более активно работает левое полушарие мозга, тогда как у обычных людей – правое. В отличие от других людей, музыканты «обрабатывают» музыку как речь.
Правое полушарие практически можно считать немым: оно в состоянии издавать лишь нечленораздельные звуки. Но в то же время именно правое полушарие отвечает за творческое мышление. Оно оперирует целостными зрительными и пространственными образами, предметами, иероглифами, жестами, музыкальными мелодиями, ритуализованными фразами и именами вещей, не членящимися на единицы («буквы») в самом этом полушарии.
Каждому целостному образу правого полушария может соответствовать его некоторое представление в виде последовательности дискретных символов в левом полушарии. Число в правом полушарии выглядит как единое целое – особый индивид; в левом – как элемент ряда натуральных чисел или как результат вычислительных операций. Левое полушарие не столько запоминает тексты, сколько создаёт их заново. Его память осознанно творческая, в отличие от правополушарной.
В последнее время развивается концепция о различных когнитивных стратегиях правого и левого полушарий, согласно которой функциональные различия между полушариями связаны не только со специализацией в отношении речевых и неречевых функций, но и с более глобальными принципиальными различиями в способах переработки информации.
Различия в специализации левого и правого полушарий подробно изложила психоаналитик, президент калифорнийской компании «Right Brain Resources» Мэрили Зденек в своей книге «Развитие правого полушария». Специализацию полушарий Зденек описала следующим образом.
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление. Фактически оно доминирует при выполнении следующих функций:
– обработка вербальной информации (контроль речи и способность к чтению и письму; запоминание фактов, имён, дат и их написание);
– аналитическое мышление (логика и анализ фактического материала);
– буквальное понимание смысла слов;
– последовательная обработка информации (по аналитическому принципу);
– математические способности (логический и аналитический подходы, необходимые для решения математических проблем, распознавание чисел и символов);
– контроль за движением правой половины тела.
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Оно отвечает за выполнение следующих функций:
– обработка невербальной информации, выраженной в символах и образах;
– параллельная обработка информации (целостно, синтетически). Не применяя анализа, позволяет рассматривать проблему в целом; распознаёт лица воспринимая совокупность черт как целое;
– пространственная ориентация;
– музыкальные способности и способность воспринимать музыку (за музыкальное образование отвечает левое полушарие);
– способность понимать метафоры и результаты работы чужого воображения (к примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то правое полушарие поймёт, что именно хотел сказать этот человек);
– воображение (возможность мечтать и фантазировать);
– художественные способности (способности к изобразительному искусству);
– эмоции. Эмоции не являются продуктом функционирования правого полушария, но оно связано с эмоциями более тесно, чем левое полушарие;
– мистика и религиозность;
– мечты;
– контроль движения левой половины тела.
По-видимому, специализация полушарий головного мозга характерна только для взрослого человека. У других приматов и маленьких детей учёные не обнаружили почти никаких признаков специализации полушарий головного мозга. Если младенец потеряет даже целое полушарие мозга, он может вырасти нормальным человеком с нормальным интеллектом, так как оба полушария головного мозга у него обладают потенциалом для выполнения всех функций. Многие исследователи считают, что специализацию полушарий головного мозга вызывает приобретение языковых способностей.
Полушария постоянно обмениваются между собой информацией. В нормальном состоянии между ними идёт конкуренция, и они притормаживают друг друга, но в случае необходимости одно полушарие может подменять другое.
В 1982 году в мартовском номере журнала «Курьер ЮНЕСКО» появилась статья, в которой сообщалось, что японский профессор Таданобу Цунода из Медицинского и стоматологического университета Токио, экспериментальным путём установил, что восприятие гласных и согласных звуков левым и правым ухом у японцев и лиц других национальностей разное.
Поскольку слуховые нервы от каждого уха связаны с противоположной стороной мозга, из неодинакового восприятия ушами гласных звуков профессор сделал вывод, что эти звуки воспринимаются у японцев и людей других национальностей разными полушариями мозга.
На основании проведённых опытов профессор построил теорию, согласно которой у японцев звуки, связанные с эмоцией, обрабатываются в левом полушарии, и эта левая доминантность укореняется по мере развития речи. У людей других национальностей эти же процессы отнесены к функциям правого полушария. Так как эта особенность приобретается с формированием родного языка, Цунода считает, что родной язык тесно связан с развитием эмоционального механизма в мозгу и тесно связан с формированием культуры и психического склада отдельных этнических групп.
В своей книге «Мозг японцев» Цунода развил теорию, согласно которой японская культура исходит из особенностей строения их мозга. Только японцам доступны голоса природы, японская музыка; они слиты с природой и не одиноки с ней. А иные люди, особенно западные, одиноки в природе и противопоставлены ей, логичны, практичны, преуспевают в технике и физике.
За последние десятилетия учёные выяснили, что человеческая речь связана с обоими полушариями человеческого мозга: за семантику (смысл) отвечает правое полушарие, а за преобразование смысла в текст, за формальные механизмы – левое.
Грамотные японцы используют одновременно абстрактные иероглифы кандзи – понятийное словесное письмо, в котором каждое значение передаётся особым иероглифом, и слоговую азбуку хирагану и катакану, записывающую не смысл, а звучание слов. При поражении левого полушария у японцев страдает слоговое письмо (хирагана и катакана), но не иероглифика.
Согласно теории японского лингвиста Мотоки Токиэда, изложенной в книге «Основы японского языкознания», «нельзя называть языком только звуки, которые воспринимаются слуховым аппаратом наблюдателя. Конкретный языковый опыт приобретается только тогда, когда мы, услышав некоторые звуки, вспоминаем некоторый смысл или выражаем некоторые идеи в звуках. Это же следует сказать и о письме. Знак, употреблённый на письме,– это зрительное впечатление. Если мы обратимся только к этой его стороне, то он не будет отличаться от трещины на поверхности камня… Полагать, что язык существует и тогда, когда на нём никто не говорит,– всего лишь абстракция… Язык – одна из форм человеческой деятельности, одна из форм выражения мыслей и чувств».
Доктор филологических наук В. В. Иванов в книге «Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем» пишет: «Если правое полушарие мозга с раннего детства связывает человека с внешним миром, то левое облегчает ему быстрое вхождение в то общество, в котором он живёт. Более того, левое полушарие можно в известной мере считать представителем этого общества в нейропсихологической структуре личности… В левом полушарии находятся те обусловленные культурно-исторически программы поведения, которые общество вводит в человека. В социальной значимости левого полушария можно видеть объяснение его относительно малой морфологической изменчивости, в отличие от правого, где биологически допустимы значительные индивидуальные вариации. На этом пути могут быть сделаны интересные выводы и о психофизиологических и генетических истоках изобразительного искусства и музыки (а возможно, и некоторых других искусств), связанных с правым полушарием».
Ранее учёные считали, что асимметрия человеческого мозга возникла сравнительно недавно. Эксперименты русского зоолога В. Л. Бианки и его коллег показали, что асимметрия функций полушарий не является уникальным свойством головного мозга человека. Она свойственна и животным. Это позволило Бианки высказать предположение, что специализация разных полушарий мозга является фундаментальной закономерностью в деятельности мозга вообще живых систем.
Данные, полученные московским Институтом мозга РАМН, а также результаты зарубежных авторов свидетельствуют, что анатомические различия в строении левого и правого полушарий мозга присутствуют и у животных. Наиболее отчётливы они в височной области. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.
В настоящее время учёные пришли к заключению, что мозг древних людей обладал чертами приматов: у людей и больших человекообразных обезьян асимметрия мозга почти одинакова. Главным отличием мозга обезьян от мозга человека является то, что обезьяны принадлежат к животным зрительного типа. Решение интеллектуальных задач у них возможно при условии, что все необходимые предметы для этого присутствуют в поле зрения.