В системе современного научного знания проблема близнецов все более выдвигается на передний план.
Аспекты изучения близнецов в общественных и естественных науках многообразны.
Для медицины близнецы являются серьезным объектом исследования и практической деятельности; общественными науками они исследуются как компонент социальной системы, как универсальный носитель социальных качеств; к проблеме близнецов обращаются и технические науки в связи с разработкой систем контроля коммуникаций, управления, а также при создании устройств, имитирующих некоторые человеческие функции.
В педагогической науке эта проблема является одной из основных в связи с задачами воспитания и обучения.
Одна из труднейших научных задач состоит в выявлении объективных связей социальных и природных свойств близнеца, то есть соотношение биологического и социального в его развитии.
В современной литературе под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах, способах научно-познавательной деятельности.
Это помогает осмыслить сущность изменений, происходящих в процессе формирования личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования.
Близнец как объект научного исследования представляет собой сложнейшую систему. Его связи и взаимоотношения с окружающим миром весьма многообразны, а потому многообразны его свойства и качества.
Загадка близнецов – это загадка одновременного рождения двоих детей, загадка их поразительного сходства. «Ничто не кажется мне столь привлекательным, как сходство и различие близнецов», – писал Чарльз Дарвин.
Проблема близнецов – настоящий клад для науки. Близнецовый метод, честь открытия которого принадлежит Фрэнсису Гальтону, насчитывает более 100 лет. С тех пор наука многое узнала о близнецах, известно, что рождение их не является ни сверхъестественным событием, ни уродством, ни проявлением дегенерации.
Становление новой отрасли науки всегда событие большого исторического значения. Оно сопровождается трудностями возникновения, неопределенностью перспектив и требует от своих последователей истинного энтузиазма, увлеченности, неутомимой преданности.
Такой наукой становится гемеллология (лат. gemellus – полу…) – учение о биологическом, социальном и культурном развитии близнецов.
Польский энциклопедический словарь понятие «гемеллология» трактует следующим образом: «Наука о близнецах, специальный раздел генетики, имеющий самое основное значение в исследованиях наследственных черт человека».
Гемеллология насчитывает несколько десятилетий, хотя сам феномен близнецовых пар уже давно привлекал антропологов, генетиков, психологов, педагогов, культурологов. Гемеллология только в начале пути, но уже есть и достижения, которые помогают родителям, педагогам, а главное, самим близнецам лучше познать себя, открыть возможности для саморегуляции, расцвета индивидуальности каждой личности.
Интерес к гемеллологии растет, ширятся международные связи ученых, проходят дискуссии о проблемах развития близнецов, об их положении в мире, о социальной защите этого уникального явления природы, столь ценного для человечества.
Рождение, постнатальный период и дальнейшая жизнь близнецов являются важнейшей медико-биологической проблемой.
Необходимо отметить, что на ранних этапах результаты исследований в этой области использовались преимущественно генетиками, причем близнецы выступали не в качестве основного и первичного объекта исследований, а как дополнительное средство для решения сугубо генетических задач.
Появление на свет близнецов – более двух детей одновременно – вызывало и вызывает особый интерес.
Толковый словарь русского языка под редакцией
Д. И. Ушакова дает определение близнецам как «одновременно рожденными одной матерью».
У разных народов частота рождений близнецов различна, но в среднем в мире рождается одна пара близнецов на 80–100 родов. Чемпионом в рождении близнецов является народность йоруба в Нигерии. В Европе близнецы чаще рождаются у народов северных стран – Дании, Швеции, Норвегии, а также Финляндии, Голландии и Польши.
Разница в численности близнецов, рождаемых в разных странах, наблюдается лишь в отношении неидентичных близнецов. Идентичные рождаются примерно в равном соотношении во всех странах мира.
В настоящее время активно изучается влияние условий жизни, труда, питания, семейного статуса, искусственного оплодотворения и отношений в семье на рождение близнецов.
На протяжении многих столетий происхождение близнецов вызывало большой интерес, волновало лучшие умы. Почему появляются на свет близнецы? Близнецов, появившихся на свет, особенно монозиготных, часто бывает трудно отличить друг от друга, хотя они с самого начала – отдельные индивиды, со своими потребностями и эмоциями. Наука уже ответила на многие вопросы, казавшиеся неразрешимыми, но до сих пор существование близнецов удивляет, заставляя пристально их изучать.
В отличие от одиночно рожденных, близнецы еще до рождения развивают две связи – с матерью и друг с другом (известны случаи рождения трех, четырех, пяти и более близнецов). Эта двойная связь может продолжаться и после их рождения.
Ученых больше всего интересует извечный вопрос, споры по которому не утихают уже давно: какие черты и в какой мере обусловлены генетическим наследством, а какие возникают под влиянием воспитания, окружающей среды.
В мифах. Случаи рождения близнецов на ранних стадиях существования человечества завораживало умы и давало обильный материал для создания мифов и легенд.
Близнецам приписывались сверхъестественные силы. Исследования мифологии показывают, какой общественный вес, авторитет имели близнецы раньше внутри своей культурной среды.
История донесла до нас великое множество легенд, сказок, мифов, в которых разные народы, разные культуры по-своему толковали это необычное явление природы.
Греческая мифология рассматривала разнополых близнецов как единое целое, разделенное на два дополняющих друг друга существа.
С древних времен имена близнецов использовались в астрологии. Созвездия, названные именами близнецов, на Ближнем Востоке были известны уже во времена Древнего Вавилона.
В древних мифах отражается различное отношение к близнецам, не всегда их образы трактуются положительно.
Философы древности – Аристотель, Демокрит, Гиппократ также задумывались над необычным явлением – рождением близнецов.
Мифы и легенды о близнецах представляют несомненный интерес и ценность, но последнее слово – за наукой. Только науке под силу расставить все на свои места.
Близнецы в литературе. Близнецовый феномен издавна привлекал к себе внимание, вызывал интерес писателей, художников, скульпторов. Дошли до наших дней многочисленные легенды, истории, сказки, героями которых были близнецы.
Крупнейший английский писатель и поэт эпохи позднего Возрождения Уильям Шекспир, сам отец близнецов, также не обошел их своим вниманием. Героями его «Комедии ошибок» являются братья-близнецы, Антифол Эфесский и Антифол Сиракузский, у которых и слуги тоже братья-близнецы.
В другой комедии Шекспира «Двенадцатая ночь» главными героями также являются близнецы, но разного пола, брат и сестра, Себастьян и Виола.
Близнецы в живописи, скульптуре, музыке. Феномен близнецов интересовал лучшие умы в разные времена. Шедевры, сохранившиеся до наших дней, восхищают своей гениальностью и изяществом и еще раз подтверждают, как велик был интерес к близнецам. Один из них – копия с картины Леонардо да Винчи «Леда»; на нем Леда, Лебедь-Зевс и две пары близнецов, вылупившихся из двух яиц [9. С. 8–11]. Диоскуров чтили как благодетелей людей и спасителей мореплавателей, увековечили их в виде прекрасных белоконных всадников, изображали их на барельефах, вазах. На площади Квиринал в Риме стоят гигантские античные статуи, изображающие Диоскуров в виде укротителей коней. Мраморные копии этих статуй находятся в С. – Петербурге у колоннады Конногвардейского манежа архитектора Кваренги.
Среди близнецов-артистов прежде всего, пожалуй, следует вспомнить сестер Алис и Элден Кесслер. Они весьма милы, удивительно похожи друг на друга, снимались во многих фильмах. Их пение и танцы неизменно вызывали удивление и восхищение публики.
Близнецы в спорте. Неоднократно завоевывали призовые места в международных соревнованиях гимнасты Юрген и Михаэл Николаи. На Олимпийских играх в Москве чемпионом в ходьбе на 20 км стал итальянец МаурициоДамилано. Его брат Джорджо на этих же соревнованиях занял одиннадцатое место.
В легкой атлетике известен также победитель Олимпийских игр в Риме на марафонской дистанции – спортсмен из Эфиопии Бикила Абебе. Его брат-близнец Вангира Абебе, выступая в Риме в марафоне вместе с братом, занял седьмое место.
На Олимпийских играх в Москве выступали фехтовальщики братья-близнецы из Болгарии Этропольские: Христо и Васил. Среди футболистов также есть близнецы. Это Николай и Юрий Савичевы, которые играли в московском «Торпедо».
Говоря о близнецах-спортсменах, нельзя не вспомнить о мировых чемпионах, хоккеистах братьях Майоровых и их коллегах по спорту братьях Абрахамссонах и об известных штангистах Мияке.
Изучение близнецов не только с научной позиции, но и в литературе, искусстве, живописи, спорте создает неограниченные возможности для познания этого феномена – необходимо тщательно изучать любые художественные, документальные произведения и материалы, отображающие мир близнецов.
1. Александров А. Л. Психогенетика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, – 2008.
2. Бим-Бад Б. М. Биологическое и социальное в человеке//Известия Российской академии образования, – 2009. – № 1.
3. Баева И. Ю. Анатомометрическая характеристика плодов и новорожденных близнецов при многоплодной беременности: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Оренбург, Гос. мед. акад., – 2005.
4. Бунак В. О морфологических одно– и двуяйцевых близнецах//Русский евгенический журнал, – 1926.
5. Виленская Г. А. Средовые и генетические влияния на контроль поведения в раннем онтогенезе человека//Психол. журн., – 2007. – № 4. – Т. 28.
6. Виленский М. Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни».//Сб. науч. тр./Под общ. ред. С. В. Алексеева. – СПб.: СПбАППО, – 2008.
7. Гиндина Е. Д. Генетические и средовые факторы поведенческих и эмоциональных трудностей у близнецов подросткового возраста//Психол. журн., – 2006. – № 5. – Т. 27.
8. Зайцев В. Б. Гемеллология: прошлое, настоящее, будущее.//Вестник. Научно-практический журнал, – 2003. – № 1.
9. Канаев И. И. Близнецы: очерки по вопросам многоплодия. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, – 1959.
10. Лагерканц. О желанных и нежеланных близнецах в Африке. М.: Прогресс, – 1942.
11. Лебединский М. С. Проблемы наследственности и психологии и метод близнецов: [в дискус. порядке].//Психология, – 1932. – № 1–2.
12. Левина М. М. Ценностно-целевые функции личностно-ориен-тированного профессионального педагогического образования//Педагогическое образование и наука, – 2005. – № 1.
13. Левит С. Г. Генетика и патология. В связи с современным кризисом медицины: Труды Кабинета наследственности и конституции человека при Медико-биологическом институте. Вып. I//Медико-биологический журнал, – 1929. – Вып. 5.
14. Левит С. Г. Некоторые итоги и перспективы близнецовых исследований//Труды Медико-генетического научно-исследовательского института им. М. Горького. М.; Л.: Биомедгиз, – 1934. – Т. 3.
15. Ломов Б. Ф. Изучение человека на основе системного анализа в книге «Человек в системе наук». – М.: Наука, – 1989.
16. Лурия А. Р. Об изменчивости технических функций в процессе развития ребенка (на материале сравнительного исследования близнецов)//Вопросы психологии, – 1962. – № 3.
17. Мглинец В. А. Все о двойниках. – Л.: Детская литература, – 1990.
18. Миренова А. Н. Психомоторное обучение дошкольника и общее развитие: некоторые эксперименты на близнецах//Труды Медико-генетического научно-исследовательского института им. М. Горького. – М.; Л.: Биомедгиз, – Т. 3. – 1934.
19. Михеев В. Ф. Роль генетических факторов в формировании средовых реакций у человека//Высш. нерв. деят., – 1997. – вып. 3. – Т. XXIX.
20. Морозова Т. Б., Ихеев В. Ф. Проблема общения и индивидуальные психофизиологические особенности близнецов-школьников//Научные основы прикладной психологии. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. – М.: Академия наук СССР, – 1989.