Сноски

1

Вот список статей Кропоткина на эволюционную тематику, опубликованных в журнале The Nineteenth Century and After после 1896 г. и не вошедших в состав «Взаимопомощи»: The Ethical Need of the Present Day. 1904. Vol. 56. P. 207–226; The Morality of Nature. 1905. Vol. 57. P. 407–426; The Theory of Evolution and Mutual Aid. 1910. Vol. 67. P. 86–107; The Direct Action of Environment on Plants. 1910. Vol. 68. P. 58–77; The Response of the Animals to Their Environment. 1910. Vol. 68. P. 856–866, 1046–1059; The Inheritance of Acquired Characters: Theoretical Difficulties. 1912. Vol. 71. P. 511–531; Inherited Variation in Plants. 1914. Vol. 74. P. 816–886; Inherited Variation in Animals. 1915. Vol. 78. P. 1124–1144; The Direct Action of the Environment and Evolution. 1919. Vol. 85. P. 70–89.

2

Huxley T. H. The Struggle for Existence in Human Society: A Program // The Nineteenth Century. 1888. Vol. 23. P. 161–180.

3

Huxley T. H. Evolution and Ethics and other essays. L.: Macmillan and Co., 1894.

4

Huxley T. H. The Struggle for Existence in Human Society: A Program. P. 166.

5

Huxley T. H. The Struggle for Existence in Human Society: A Program. P. 166.

6

Huxley T. H. An Apologetic Irenicon // Fortnightly Review. 1892. Vol. 52. P. 557–571. P. 568.

7

Huxley T. H. Evolution and Ethics and other essays. P. 16.

8

Кропоткин П. А. Записки революционера. – М.: Московский рабочий, 1988. – С. 471.

9

Kropotkin P. The Coming Reign of Plenty // The Nineteenth Century. 1888. Vol. 23. P. 817–837.

10

Huxley T. H. The Struggle for Existence in Human Society: A Program. P. 168.

11

Life and Letters of Thomas Henry Huxley. Vol. II. N. Y.: D. Appleton and co., 1900. P. 212.

12

Дарвин Ч. Происхождение видов. – М., Л.: ОГИЗ-Сельхозгиз, 1935. – С. 181.

13

Todes D. P. Darwin's Malthusian Metaphor and Russian Evolutionary Thought, 1859–1917 // Isis. 1987. Vol. 78. P. 537–551; Тодес Д. Кропоткин и восприятие теории Дарвина в России // Труды Комиссии по научному наследию П. А. Кропоткина. Вып. 1. – М., 1992. – С. 69–74.

14

Данилевский Н. Я. Дарвинизм. Критическое исследование. – СПб.: Издание М. Е. Комарова, 1885. – Т. I. Ч. I. C. 469.

15

Цит. по: Todes D. P. Darwin's Malthusian Metaphor and Russian Evolutionary Thought, 1859–1917. P. 546.

16

Лавров П. Л. Социализм и борьба за существование // Философия и социология. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1965. – С. 370.

17

Наст. изд. С. 132.

18

Kropotkin P. The Theory of Evolution and Mutual Aid // The Nineteenth Century and After. Vol. 67. P. 86–107. P. 107. Курсив автора.

19

Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. – М.: Политиздат, 1991. – С. 119.

20

Desmond A. Artisan Resistance and Evolution in Britain, 1819–1848 // Osiris. 1987. Vol. 3. P. 77–110.

21

Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. – М.: Политиздат, 1991. – С. 297.

22

Kropotkin P. The Theory of Evolution and Mutual Aid. P. 87. Курсив автора.

23

Кропоткин П. А. Записки революционера. – М.: Московский рабочий, 1988. – С. 217.

24

Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. – М.: Политиздат, 1991. – С. 55.

25

Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. – М.: Политиздат, 1991. – С. 55.

26

Там же. С. 54.

27

Там же. С. 69.

28

Кропоткин П. А. Записки революционера. – М.: Московский рабочий, 1988. – С. 392.

29

Кропоткин П. А. Записки революционера. – М.: Московский рабочий, 1988. – С. 390.

30

См.: Kinna R. Kropotkin's Theory of Mutual Aid in Historical Context // International Review of Social History. 1995. Vol. 40. P. 259–283.

31

Huxley T. H. An Apologetic Irenicon. P. 569.

32

Huxley T. H. Evolution and Ethics and other essays. P. 27.

33

Согласно кальвинистскому учению, Бог произвольно предопределяет одних людей ко спасению, а других – к вечной погибели, так что Его решения не зависят от наших заслуг. Точно так же эволюционный успех в соответствии с теорией Дарвина зависит от случайных наследственных вариаций, а не от того, насколько усердно организмы упражняют свои органы. Ни в том, ни в другом случае судьба не находится в наших руках. Мур показывает, что богословы кальвинистского толка в XIX в. наиболее охотно принимали эволюцию в дарвиновском смысле, с упором на естественный отбор. См.: Moore J. R. The Post-Darwinian Controversies: A Study of the Protestant Struggle to Come to Terms with Darwin in Great Britain and America, 1870–1900. N. Y., L.: Cambridge University Press, 1979.

34

Huxley T. H. Evolution and Ethics and other essays. P. 30–31.

35

Mivart St. G. Evolution in Professor Huxley // The Nineteenth Century. 1893. Vol. 34. P. 198–211. P. 208.

36

Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. – М.: Политиздат, 1991. – C. 221, 265.

37

Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Сочинения. T. 5. – М.: Изд-во АН СССР. – С. 219.

38

Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. – М.: Политиздат, 1991. – С. 288.

39

Там же. С. 292.

40

Там же. С. 291.

41

Там же. С. 34. Курсив автора.

42

Цит. по: Kinna R. Kropotkin's Theory of Mutual Aid in Historical Context. P. 281.

43

Наст. изд. C. 368.

44

Цит. по: Borello M. E. Mutual Aid and Animal Dispersion: An Historical Analysis of Alternatives to Darwin // Perspectives in Biology and Medicine. 2004. Vol. 47. P. 15–31.

45

Цит. по: Borello M. E. Mutual Aid and Animal Dispersion: An Historical Analysis of Alternatives to Darwin // Perspectives in Biology and Medicine. 2004. Vol. 47. P. 15–31.

46

Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. – М.: Политиздат, 1991. – С. 49.

47

Daly M., Wilson M. Homicide: Foundations of Human Behavior. N. Y.: De Gruyter, 1988. P. 85–90.

48

Докинз Р. Эгоистичный ген. – М.: АСТ, Corpus, 2019. – С. 35–36.

49

Там же. C. 306.

50

Коллинз Ф. Доказательство Бога: Аргументы ученого. – М.: Альпина нон-фикшн, 2008. – С. 166.

51

Вааль де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – С. 228.

52

Там же. С. 55–60.

53

Вааль де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – С. 62–63.

54

Вааль де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – С. 333.

55

Я имею здесь в виду те стадии, когда самые низшие животные, вроде Volvox globator, или сальп, соединяются в группы. См. об колониальных стадиях: Огюста Конта, очерк биологии в Politique positive, где он резюмирует свою Philosophie positive; «Основы биологии» Спенсера и особенно сочинение «Животные колонии» Перье (Perrier). – Здесь и далее прим. авт.

56

См. также первые главы моей работы об этике, появившиеся недавно в The Nineteenth Century: «Задачи этики» и «Нравственность природы».

Загрузка...