Все цифровые примечания помещены в конце книги. – Ред.
О значении символа рыбы в древнем христианстве см. следующую главу (с. 25).
Остраконы – черепки, обломки кирпичей, сосудов и так далее, использовавшиеся как материал для письма бедными людьми, которые не могли себе позволить дорогой пергамент.
Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1986; Коран / Пер. смыслов В.М. Пороховой. М., 1993.
Примечательно то, что автор Корана, по-видимому, был уверен, что христиане считают Троицей не Отца, Сына и Святого Духа, а Отца, Мать и Сына: «И скажет Бог: “О Иисус, сын Марии! Разве ты сказал людям: "Примите меня и мать мою двумя богами помимо Бога!"?” “Хвала Тебе! – ответит Иисус– Как говорить мне то, на что мне права нет?.. Я говорил им только то, что Ты мне повелел (им возвестить): "Богу поклоняйтесь, что Един – и мой и ваш Господь!"” (5.116-117)». И в другом месте: «Поистине, мы дивный слышали Коран! Он к истине указывает путь, в него уверовали мы и в поклонении Богу других богов не будем измышлять. И пусть величие Божие вознесется – не брал Он ни супруги и ни сына» (72.1-3).
Абу ал-Аала ал-Маудуди. Принципы ислама. М., 1993. С. 41, 72.
Он же. Жизненная миссия пророка. М., 1992. С. 9.
Ал-Ашкари Мохаммад Сулейман. Познакомиться с исламом. М., 1995. С. 14.
Анонимный сборник «Взгляд на ислам». Первомайское, 1992. С. 40.
Порохова В.М. Комментарии//Коран. М., 1993. С. 544.
Цит. по: Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. Чикаго, 1992. С. 72.
Цит. по: Ориген. Против Цельса. М., 1996. С. 125.
Цит. по: Ранович А. Б. Античные критики христианства. М., 1990. С. 342.
Цит. по: Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 76.
Цит. по: Грейвз Р. Царь Иисус. М., 1997. С. 8.
Книги Сивилл. М., 1996. С. 85.
Любопытна инверсия: ожидаемое пришествие Мессии описывается в тексте прошедшим временем, а уже бывшее распятие Иисуса – будущим.
См.: Михаил (Мудьюгин), митр. Введение в основное богословие. М., 1995. С. 175.
Тацит. Анналы, 15.4//Тацит. Сочинения. В 2-х т. Л., 1969. Т. 1.
См.: Михаил (Мудьюгин), митр. Введение в основное богословие. С. 175; датировка – по Еврейской энциклопедии.
Иосиф Флавий. Иудейские древности 18.33. Цит. по: Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 73. Относительно подлинности этого места Флавия в известной до недавнего времени редакции было много споров, однако тот текст, который приводим мы, единогласно считается в современной науке подлинным.
Цит. по: Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1994. С. 115.
См.: Ристо Сантала. Мессия в Новом Завете в свете раввинистических писаний. СПб., 1996. С. 15; Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 73. Сама «История» Талла, к сожалению, не сохранилась, некоторые фрагменты ее цитирует Юлий Африкан (220 г.), однако я не смог обнаружить и нужного сочинения Юлия Африкана, так как он не переводился на русский язык. Тем не менее в современной науке это упоминание считается подлинным и связывается именно со Христом.
Отчасти возможность более ранней датировки подтверждает и христианский апологет Тертуллиан, который в одном месте своей «Апологии» (написанной в 197 году) намекает на то, что язычники спрашивали о Христе у своих богов через оракулов.
Цит. по: Ранович А. Б. Античные критики христианства. С. 351.
См.: Церковно-общественный вестник. 1997. № 12. С. 4.
См.: http://www.t-sluzhenie.ru/taxonomy/term/14?from=30.
Синельников Вячеслав, диак. Тайны Библии. М., 1996. С. 23.
Цит. по: Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 74. Астрономически такое явление невозможно, что и было замечено еще древними авторами.
См.: Андерсон Дж. Н. Иисус Христос: Свидетельство истории. СПб., 1995. С. 27.
Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: В 2-х т. СПб., 1868. Т. 1. С. 200.
Мученичество св. Поликарпа Смирнского // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 149.
Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 201. В настоящее время оспаривается принадлежность «Филопатриса» Лукиану однако знакомство его автора с древним христианством несомненно.
Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч. Т. 1. С. 201.
Цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви. СПб., 1997. С. 44.
Герцман Е. В. Гимн у истоков Нового Завета. М., 1996. С. 150.
Цит. по: Андерсон Дж. Н. Иисус Христос: Свидетельство истории. С. 121.
Цит. по: Бобринский А. А. Из эпохи зарождения христианства. М., 1995. С. 40.
Цит. по: Ранович А. Б. Античные критики христианства. С. 275, 277.
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 236.
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 237.
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 236.
Цит. по: Поснов М. Э. История христианской Церкви. Брюссель, 1964. С. 97.
Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам. Гл. 7// Ранние отцы Церкви. С. 104.
См.: Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 67.
Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995. С. 214.
См.: Луковникова Е. А. Древнехристианская изобразительная символика//Альфа и Омега. 1995. № 3 (6). С. 75.
См.: Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С. 215.
Козаржевский А. Ч. Новый Завет в свете новых археологических открытий. М., 1985. С. 2.
См.: Информационный бюллетень Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ. 1997. № 3; Радонеж. 1997. № 20. С. 133.
Датировка по: Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства. С. 26.