Начало – половина всего.
«Я – геймер, так что мне нравится ставить цели. Я люблю специальные задания и тайные миссии. И вот мое спецзадание на это выступление: я попытаюсь увеличить продолжительность жизни каждого человека в этом помещении на семь с половиной минут. Но и у вас тоже будет важная миссия – решить для себя, как вы проведете эти семь с половиной минут вашей жизни», – так начала свое выступление на конференции TED в 2012 году гейм-дизайнер и писательница Джейн Макгонигал. Обещание продлить жизнь всех присутствующих заинтриговало аудиторию. В конце концов, кто не хочет жить дольше?
Это далеко не первый раз, когда Джейн с первых секунд вызывает интерес к своим словам, мгновенно захватывая внимание участников конференции TED. В 2010 году она начала свое выступление на том же мероприятии следующим образом: «Меня зовут Джейн Макгонигал. Я дизайнер компьютерных игр. Моя цель на следующие десять лет – сделать так, чтобы наш мир можно было бы так же легко спасти, как это происходит в онлайн-играх. Мой план заключается в том, чтобы убедить людей проводить больше времени, играя в видеоигры. Сейчас мы проводим за онлайн-играми три миллиарда часов в неделю. Вам может показаться, что это довольно большая цифра. Но, согласно моим исследованиям в Институте будущего, этого недостаточно. Нам нужно посвящать видеоиграм около 21 миллиарда часов каждую неделю, чтобы сделать мир лучше». Пораженная такими цифрами аудитория начинает роптать («видеоигры – пустая трата времени!»), а затем с интересом вслушивается в рассказ исследовательницы о том, насколько полезен этот вид досуга.
Не менее эффектно Джейн начала свое выступление на конференции TED в 2014 году. Она рассказала о том, как получила тяжелую черепно-мозговую травму и долгое время страдала от последствий сотрясения мозга. Игра, которую женщина придумала во время реабилитации, помогла ей справиться с ними и преодолеть последствия болезни. С тех пор она стала изучать, как видеоигры могут помогать в лечении различных заболеваний и делать жизнь людей лучше и ярче.
Джейн Макгонигал – настоящий мастер публичных выступлений. Ее коронный прием – увлечь публику с первых секунд, чтобы затем поделиться с ней чем-то действительно важным.
Главная задача этой техники заключается в том, чтобы с первых же слов захватить внимание аудитории. Этого можно добиться разными способами, три из которых использовала Джейн Макгонигал. Первый из них – это рассказ короткой, но драматичной истории в самом начале выступления. Это может быть как ваша личная история, так и описание событий, которые случились с кем-то другим. В случае Джейн это описание личного опыта черепно-мозговой травмы в 2009 году.
Второй отличный способ приковать к себе внимание – начать с удивительного факта: человечество проводит за онлайн-играми три миллиарда часов в неделю.
И, наконец, третий способ – создание интриги благодаря загадке или некоему обещанию: «Я увеличу продолжительность вашей жизни на семь с половиной минут».
В любом из случаев спикер на первой минуте разжигает огонь интереса, который позволяет ему говорить о важных вещах в течение презентации.
От того, как вы начнете, будет зависит весь дальнейший ход выступления. К тому же слушатели скорее всего запомнят именно то, как вы начинали и завершали речь. Этот психологический феномен известен как «эффект края». Подготовка первых десяти-двенадцати предложений становится едва ли не самым важным элементом в написании текста для вашей презентации. Если вы «потеряете публику» на первой минуте, внимание будет практически невозможно вернуть.
Для того чтобы вызвать мгновенный интерес к своей речи, вам стоит отдельно продумать, а затем записать ваши первые слова. Постарайтесь подобрать историю, которая послужила бы яркой иллюстрацией для выбранной вами темы. Вы можете найти ее в своей жизни или в биографиях известных людей.
Если такая история не нашлась, подумайте, какие факты и цифры вы можете привести, чтобы заставить людей реагировать на них эмоционально. К примеру, если вы говорите о защите окружающей среды, можете начать с того, что более 480 миллиардов пластиковых бутылок было продано в разных странах мира в 2016 году, а за все минувшее десятилетие – 300 миллиардов. Если сложить эти бутылки вместе, получится путь, равный половине дороги к Солнцу.
Сегодня найти удивительные факты по той или иной теме не так уж сложно. Но если у вас возникли затруднения с фактажом, попробуйте в самом начале сформулировать некий вопрос, который заставит публику задуматься и понять, что эта тема для нее актуальна. Ту же тему с играми можно обыграть, начав с вопроса: «Используете ли вы игры, чтобы добиться в жизни желаемых результатов?» Такой ход задаст нужный тон презентации. Создав нужное настроение, вам будет легче убедить слушателей в вашей точке зрения или заручиться их поддержкой по обсуждаемому вопросу.
Запишите первые 4–6 предложений вашей речи в шаблон, расположенный ниже. Сосредоточьтесь на том, что первые предложения должны вызвать интерес к тому, о чем вы говорите. Вы можете оставить свое представление и рассказ о ваших достижениях человеку, который представляет вас. Главное – это подобрать нужную историю, факты или вопросы, которые всколыхнут волну интереса к вашему рассказу.
_____________________________________________________
Посмотреть выступление Джейн Макгонигал можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=lfBpsV1Hwqs&t=9s
Жизнь без идей не стоит ничего. Нет большего счастья, чем бороться за них.
5 июня 2008 года перед выпускниками Гарвардского университета выступила самая успешная писательница современности Джоан Роулинг. Казалось бы, о чем должна говорить одна из самых популярных писательниц в мировой литературе в стенах одного из лучших учебных заведений мира? Автор саги о Гарри Поттере выбрала неожиданную на первый взгляд тему: она рассказала собравшимся о своих поражениях.
Сначала она много шутила, а затем сменила тон и рассказала о нелегком опыте обучения в высшем учебном заведении, разрушенной семейной жизни и непростой работе в организации «Международная амнистия», где она оказывала помощь жертвам расовых преследований в Южной Африке. Ее путь к успеху лежал через развод, смерть близких людей и жизнь на пособие матери-одиночки.
Рассуждая о своем жизненном опыте, Джоан Роулинг отмечает:
«Я не собираюсь стоять здесь и говорить вам, что неудача – это весело. Этот период моей жизни был мрачным, и я понятия не имела, что будет дальше. Тогда я не знала, как далеко простирается тот туннель, и долгое время любой свет в его конце был скорее надеждой, чем реальностью.
Так почему я говорю о преимуществах неудачи? Просто потому, что неудача означала избавление от несущественного. Я перестала притворяться, что я – это кто-то другой, и начала направлять всю свою энергию на завершение единственной работы, которая имела для меня значение. Если бы я действительно преуспела в чем-то другом, я бы никогда не нашла решимости преуспеть в той сфере, которой, как мне казалось, я действительно принадлежала. Я обрела свободу, потому что мой самый большой страх был реализован, но я была все еще жива и у меня все еще была дочь, которую я обожала, а еще у меня была старая пишущая машинка и большая идея. Каменное дно стало прочной основой, на которой я перестроила свою жизнь.
Вы можете никогда не потерпеть неудачи в том масштабе, который постигла я, но поражения в жизни неизбежны. Невозможно жить, не потерпев неудачи в чем-либо, если вы не живете так осторожно, что с тем же успехом могли бы вообще не жить, – но и в этом случае вы по умолчанию терпите неудачу.
Провал дал мне ощущение внутренней безопасности, которого я никогда не достигала, сдавая экзамены. Неудача научила меня тому, чего я не могла узнать иначе. Обнаружилось, что у меня сильная воля и больше дисциплины, чем я подозревала. Я также узнала, что у меня есть друзья, ценность которых была действительно выше цены драгоценных камней».
Ее дальнейший рассказ коснулся семейных потерь и проблем, с которыми она столкнулась, помогая жертвам апартеида в Южной Африке. Выступление, которое началось с шуток о Хогвартсе, оказалось непростым разговором с выпускниками о том, какие тяжелые события порой случаются в нашей жизни и как справляться с невзгодами, которые встречаются на пути каждого.
Суть техники, которую использовала писательница, заключается в демонстрации важной для слушателей идеи: «неудача – важная и нужная часть жизни, которая способна сделать нашу жизнь лучше». Она демонстрирует ее, рассказывая о себе и своих неудачах, а также о тяжелых испытаниях, выпавших на долю людей, встретившихся на ее пути. Эта мысль проходит красной нитью по всему ее выступлению. В сценарном мастерстве такой прием называется «управляющая идея» – ключевая мысль, вокруг которой выстраивается все повествование. Именно она определяет структуру речи и ее характер.
Перед тем как создавать текст вашей речи, стоит задать себе вопрос: какую идею я хочу донести до слушателей? Критериями хорошей идеи являются понятность (ваш слушатель поймет, что вы хотите сказать) и краткость (ее можно сформулировать 2–3 предложениями).
После того как вы сформулировали ключевую мысль, вам необходимо собрать материал для того, чтобы убедительно донести ее до публики. Это могут быть истории, аргументы, цифры, эмоциональные высказывания. Но все они должны работать на одну цель – продемонстрировать ценность вашей идеи для публики. Мысль о том, что в нашей судьбе может быть много неудач, но они способны нас научить большему, чем любой университет, чрезвычайно ценна для выпускников. Они только подошли к новому этапу, гораздо менее защищенному, чем жизнь в стенах университета. И Джоан Роулинг блестяще справилась со своей задачей, не только говоря об этом напрямую, но и рассказав истории из жизни, приведя общеизвестные факты и цитаты классиков, возвращаясь к этой идее снова и снова, описывая разные этапы своей биографии.
Чтобы донести до слушателей вашу идею, ее недостаточно озвучить один раз. Вам необходимо возвращаться к ней снова и снова. Если вы хотите заразить слушателей идеей, вам не обойтись без «красной нити». Она определит все ваши дальнейшие действия и ораторские приемы, которые нужно будет использовать для ее донесения. Создание публичной речи начинается с формулировки ключевого высказывания, которое с помощью ряда техник и слов разворачивается в настоящее представление на глазах у публики.
В чем заключается главная идея моего выступления?
_____________________________________________________
Уместилась ли эта мысль в два-три коротких предложения?
_____________________________________________________
Каким образом ее можно будет проследить в начале, середине и конце презентации?
_____________________________________________________
Если вы смогли сформулировать короткий ключевой посыл, который прослеживается в вашем выступлении, вы успешно справились с задачей. Если же у вас не получилось это сделать, приступайте к тексту и структуре вашей речи, уберите лишние моменты и переработайте ее так, чтобы главный посыл можно было легко проследить по ее ходу.
С полной версией выступления Дж. К. Роулинг вы можете познакомиться, перейдя по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=wHGqp8lz36c
Расскажи историю о горах, которые ты покорил.
Твои слова могут стать страницей в чьем-то руководстве по выживанию.
У Арнольда Шварценеггера есть коронная речь, с которой он выступает в разных уголках мира. Обычно это происходит на больших бизнес-форумах, где его просят рассказать о том, как он добился успеха. Когда «железный Арни» выходит на сцену, он не дает алгоритмы или пошаговые стратегии для достижения успеха. Он лишь рассказывает историю своей жизни.
Актер начинает с того, что в детстве он ненавидел жизнь в Австрии. Идеалы простой бюргерской жизни были ему противны. Однажды ему на глаза попался журнал с изображением популярного бодибилдера и киноактера Рега Парка. В тот момент Арнольд понял, кем хочет стать. С тех пор он увлекся культуризмом и все свободное время посвящал тренировкам. Даже когда его забрали служить в армию, он умудрялся тренироваться дни напролет изготовив самодельные гантели.
Вот как сам Шварценеггер описывает то время: «С тех пор абсолютно все, что я делал в жизни, подчинялось этой цели. И все в моей жизни стало легко, стало радостно. Каждый раз, когда я поднимал штангу или делал тяжелые жимы лежа, я знал, что это шаги на пути к моей цели стать Мистером Вселенная».
Затем он объясняет, что опирался на такое же мировоззрение, когда решил стать кинозвездой. Даже самые тяжелые съемки доставляли ему радость, потому что они приближали его к заветной мечте. Решив уйти в политику, Арнольд Шварценеггер вновь поставил перед собой амбициозную цель и посвятил себя ее достижению. В конце своей речи кинозвезда напоминает, что не нужно бояться поражений и неудач. «Я проиграл множество конкурсов бодибилдеров и даже занимал последние места. Некоторые мои фильмы оборачивались полным провалом, и у меня до сих пор требуют деньги за купленные на них билеты. Все эти неудачи тоже являются частью моего успеха», – завершает свою речь бывший губернатор Калифорнии.
Суть этой техники заключается в рассказе вашей личной истории. Чтобы между вами и слушателем возник контакт, необходимо поделиться чем-то личным: рассказом о том, что вы преодолели в жизни трудности (как это делает Арнольд), или о поворотном моменте, изменившем вашу жизнь. Эпизод из биографии спикера, который может чему-то научить аудиторию, украсит любую речь.
Эту технику стоит использовать для достижения двух целей. Во-первых, чтобы установить контакт с вашей аудиторией, дать ей понять, что в вашей жизни были моменты, которые научили вас чему-то важному, чем вы хотите поделиться.
И во-вторых, личная история отлично работает в качестве примера, который иллюстрирует вашу главную мысль. Арнольд Шварценеггер утверждает: чтобы достичь успеха, вам нужна цель! История его жизни становится подтверждением этой идеи.
Перед тем как делиться своими личными историями, вам необходимо определиться, какую ключевую мысль вы хотите донести. Затем нужно вспомнить, какой из эпизодов в вашей жизни может выступить в качестве иллюстрации для подтверждения этой самой мысли или ключевого тезиса.
История строится по простому принципу: завязка, основная часть, кульминация и завершение. Завязка – это описание контекста, неких начальных условий. В случае с Арнольдом это его детство в Австрии в семье бюргеров. Дальше в рассказе идет основная часть о жизни в Америке. Кульминацией становится титул «Мистер Вселенная». После чего в жизни «железного Арни» произошли перемены, которые привели его в кинобизнес.
Продолжительность такой биографической истории должна колебаться от одной до пяти минут, чтобы не вызвать у слушателей скуку. Крайне важно не превратить ваше выступление в набор анекдотов из вашей жизни. Не забывайте, что ваша личная история – это способ донести главную идею и создать эмоциональную связь с аудиторией.
Личная история – отличный способ начать свое выступление. Большинство спикеров рассказывают о себе, чтобы пояснить аудитории, какой непростой путь они проделали, чтобы получить возможность выступить перед публикой. После того как вы описали произошедшее с вами, необходимо сделать некий вывод: рассказать об открытии, которое получилось совершить благодаря этим событиям, или тех переменах, которые произошли в вашей жизни. И затем перейти к вашей главной идее, которой вы хотите поделиться.
Вы также можете использовать эту технику в обратном порядке. Тогда выступление стоит начать с представления вашей идеи, а затем подкрепить вашу мысль историей из жизни. В обоих случаях ваша личная история выступает в качестве поддержки для идей, которые вы раскрываете публике.
Запишите тему будущего выступления. Вспомните историю из вашей жизни, которая связана с ней. Запишите эту историю и расскажите вслух. Убедитесь, что ваш рассказ занимает не больше пяти минут. Продумайте логический мостик – как вашу историю можно связать с тезисами выступления так, чтобы их связка была понятна публике.
_____________________________________________________
Выступление Арнольда Шварценеггера можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=ywCmXWub1FY
История – это философия в примерах.
В сентябре 2009 года на конференции TEDx[1] американский маркетолог Саймон Синек выступил с речью «Как великие лидеры вдохновляют на действие». Это выступление произвело по-настоящему взрывной эффект – за следующие десять лет его посмотрели более семидесяти миллионов раз.
В своей презентации спикер ответил на вопрос, интересующий бизнесменов, менеджеров и общественных деятелей во всем мире: каким образом подвигнуть людей на работу с полной самоотдачей? Его ключевая идея заключалась в следующем: великие лидеры сначала отвечают на вопрос «Почему мы хотим сделать это?», затем «Каким образом мы можем это делать?» и лишь после этого «Что именно мы будем делать?». Заурядные компании и команды поступают наоборот. Они отталкиваются от продукта или услуги, но не от смысла. И в этом их главная ошибка, поскольку смысл тесно связан с нашими эмоциями и желаниями. Именно они заставляют нас двигаться вперед и достигать выдающихся результатов несмотря на преграды и неудачи.
Главным аргументом в пользу такой идеи является история братьев Райт – первых в мире инженеров, создавших управляемый самолет. В своей презентации Синек рассказывает, как им удалось изобрести летательный аппарат нового типа, работая в своем магазине, где продавались печатные прессы, велосипеды, двигатели и другие механизмы. По мнению спикера, Уилберу и Орвиллу Райтам покорилось небо, поскольку они любили инженерное дело и мечтали создать летающий объект, который тяжелее воздуха. Они верили, что изобретение летательного аппарата изменит ход мировой истории.
Параллельно с ними разработкой похожего устройства занималась другая команда под руководством ученого Сэмюэля Лэнгли. В его распоряжении было гораздо больше ресурсов, талантливых инженеров и времени. Группа начала разработку летательного аппарата раньше и опиралась на правительственные гранты. Но их лидером двигали личные амбиции и желание прославиться, а не подарить миру новые возможности для развития. Сэмюэль Лэнгли потерпел неудачу и распустил своих людей, поскольку не стал первым человеком, осуществившим управляемый полет.
Из этой истории Саймон Синек делает следующий вывод: «Чтобы достичь успеха, сначала необходимо привлечь людей, которые верят в то же, что и ты. Тех, кто разделяют твое „Почему?“». И лишь после этого ваша идея или продукт могут распространиться дальше и завоевать настоящую популярность. В противном случае ваши действия будут лишь очередной попыткой заработать денег, добиться славы и популярности. А значит, вам не избежать падения, как не избежал его Сэмюэль Лэнгли.
Суть этой техники заключается в том, чтобы использовать историю знаменитой группы людей или компании в качестве примера для поддержки своей идеи. Кармин Галло, автор ряда бестселлеров по ораторскому искусству, утверждает, что существует три типа историй: ваша личная история (исповедь), история человека, которая повлияла на вас (история героя), и история успеха или неудачи группы людей. Древнейший пример такого сюжета – это «Илиада» Гомера, где троянцы терпят неудачу, а их противники ахейцы достигают победы. Поскольку такой тип повествования буквально вмонтирован в нашу культуру, мы с удовольствием слушаем подобные рассказы, легко понимаем, о чем идет речь. Это делает их чрезвычайно популярными. Такие фильмы, как «Одиннадцать друзей Оушена» Стивена Соденберга, «Семь самураев» Акиры Куросавы, «Бешеные псы» Квентина Тарантино – классические примеры из мира кино, хорошо знакомые каждому.
Чтобы пояснить свою идею, порой достаточно привести пример успешных или неудачных действий той или иной команды. Это может быть спортивный клуб, фирма или общественная организация. Человек – коллективное животное. Поэтому любой рассказ, в котором есть информация об успешных или неудачных групповых действиях, воспринимается нашим мозгом как полезный на подсознательном уровне.
Если вам предстоит рассказать публике о каком-либо проекте или продукте, то презентацию стоит построить на истории успеха или неудачи именно команд. Персональная история не так хороша в этом случае, поскольку вам необходимо увлечь множество людей своей идеей. Вам нужно показать, что ваше решение повлияет на организации и объединения.
Чтобы найти подходящую историю, можно обратиться к тематике спорта, где есть такие яркие примеры, как баскетбольный клуб «Чикаго Буллз» и хоккейная команда «Детройт Ред Уингз» середины 90-х или футбольные гиганты мадридский «Реал» и «Барселона». Нужные кейсы можно найти среди популярных брендов: Apple, Google, Netflix, которые известны своими достижениями и корпоративной культурой. Кинематографические и литературные аналогии также могут сослужить хорошую службу. Подходящие эпизоды можно найти и в своей жизни: прошлые проекты, участие в спортивных соревнованиях или семейные отношения. Главное, чтобы примеры были близки и понятны аудитории.
Если вы подготовите слайд с изображением команды или организации, о которой идет речь, эффект от вашего выступления только усилится. Можно выделить ключевые фигуры в группе, указывая на них. Это придаст вашему выступлению дополнительную динамику и глубину.
Вы можете рассказать историю взлета или неудачи команды или бренда в самом начале своего выступления, а затем переходить к озвучиванию собственно идеи. Второй вариант – это рассказать ее после того, как вы раскрыли свою ключевую мысль. Таким образом, ваш тезис получит наглядную и убедительную иллюстрацию. В обоих случаях история послужит хорошим фундаментом для развития дальнейших идей.
Готовясь к ближайшему выступлению, найдите историю успешной команды, которая позволит вам проиллюстрировать вашу идею. Это может быть ваш личный опыт или ситуация, случившаяся с группой людей, которые хорошо известны присутствующим. Напишите первую версию этого рассказа здесь.
_____________________________________________________
С полной версией выступления Саймона Синека можно ознакомиться по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=7B2tFvkOZ0Q&t=694s
Так истина, как моря глубина,
Под пеной притч порою не видна.
В 1988 году Маргарет Тэтчер (1925–2013) отправилась в Эдинбург, чтобы выступить на генеральной ассамблее Церкви Шотландии. На тот момент премьер-министр Великобритании не пользовалась особенной популярностью среди жителей страны. Ее политика, направленная на свертывание социальных программ и развитие свободного рынка, больно ударила по многим социальным группам. Ей предстояло не только показать важность церковных институтов перед собравшимися, но и оправдать свои действия с точки зрения христианской морали.
Здание, где выступала первая британская женщина-премьер, располагалось на небольшом холме, поэтому критики иронично назвали ее речь «нагорной проповедью». Несмотря на оппозиционный настрой местных жителей и прессы, Тэтчер удалось преодолеть негативное настроение собравшихся. Во многом она сумела убедить шотландцев в правоте своих действий благодаря глубокому знанию Евангелия и ряду отсылок на него, которые были использованы, чтобы объяснить логику ее действий в сфере управления страной.
Вот несколько выдержек из ее речи:
«Нам говорят, что мы должны трудиться и использовать свой талант для увеличения богатства. „Кто не работает, тот не ест“, – писал святой Павел фессалоникийцам. В самом деле, изобилие, а не бедность имеет законную основу, вытекающую из самой природы Творения. Тем не менее Десятая Заповедь – „не пожелай“ – предполагает, что извлечение прибыли и владение вещами могут приобретать эгоистический характер. Но зло заключается не в создании богатства, а в страсти к деньгам ради самих денег. Все зависит от того, что человек делает с богатством. Как бы мы могли откликаться на множество призывов о помощи, вкладывать средства в будущее, поддерживать замечательных художников и ремесленников, чьи произведения прославляют Бога, если бы до этого не трудились усердно, используя свои таланты ради создания богатства? Вспомните женщину с алебастровым кувшином благовонного масла».
Здесь Тэтчер использует отсылку на известную притчу из Евангелия от Матфея о женщине, которая омыла маслом ноги Христа несмотря на протесты Апостолов. На это Иисус ответил: «Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня…», таким образом указав на важность совершать добрые дела, даже если другим это кажется расточительством.
Затем премьер-министр вновь обращается к евангельским притчам, когда обосновывает свою политику снижения расходов на социальные нужды: «…исходя из нужд семьи мы определяем нашу политику в отношении социального обеспечения и образования. Вспомните, как святой Павел предупреждал Тимофея, что тот, кто не заботится о собственном доме (имея в виду семью), отступается от веры и „хуже, чем неверный“… Но уровень вмешательства государства в социальную сферу ни в коем случае не должен быть слишком высоким, дабы люди не снимали с себя личную ответственность за собственную судьбу».
В конце своей речи Маргарет Тэтчер еще раз обращается к Библии, подчеркивая, что ее действия соответствуют духу Священного Писания: «Когда Авраам Линкольн говорил в своей знаменитой Геттисбергской речи в 1863 году о „правлении людей людьми и ради людей“, он дал миру точное определение демократии, которое было воспринято повсеместно и с энтузиазмом. Но то, что он провозгласил в качестве формы правления, не очень свойственно христианству, ибо нигде в Библии не употребляется слово „демократия“. В идеале, когда христиане встречаются именно как христиане, чтобы посоветоваться друг с другом, их цель заключается (или должна заключаться) не в выявлении мнения большинства, а в выявлении мнения Святого Духа, а оно может отличаться от мнения большинства».
Суть техники, которую применила Маргарет Тэтчер, заключается в использовании историй из Священного Писания в качестве поддерживающих аргументов для своей позиции. Хорошо известные собравшимся притчи и эпизоды из Библии становятся опорами, на которых выстраивается идея премьер-министра: каждый должен нести ответственность за свою судьбу и по возможности помогать ближнему. Таким образом, «железная леди» показывает, что ее политика – продолжение философии Евангелия.
Чтобы ваша идея звучала убедительно, порой недостаточно личных историй и конкретных фактов. Вам необходимы истории, которые являются общеизвестными, а их мораль не вызывает споров и сомнений. В таком случае священные книги человечества (Библия, Коран, Тора, Дао дэ цзин) являются отличным источником, откуда можно почерпнуть эпизоды для обоснования своей позиции.
Истории, описанные в них, несут в себе хорошо известные публике выводы, которые сложно оспорить. Если эти выводы будут совпадать с высказанными идеями, то ваша речь будет максимально убедительной. Маргарет Тэтчер это блестяще продемонстрировала.
Чтобы взять на вооружение мудрость веков, изложенную в главных священных текстах, вам нужно четко сформулировать ключевую идею или тезис. Далее вы обращаетесь к поиску нужных историй. Вы можете это сделать, используя собственную эрудицию, знания близких или знакомых экспертов, которые могут вспомнить необходимый эпизод или рассказ. Естественно, поиск по ключевым словам вашей идеи через поисковые сервисы тоже даст множество ответов. Следите за тем, чтобы такая притча была короткой и ее можно было рассказать за одну-две минуты. Вам нужно сохранять фокус аудитории на идее, поэтому нет смысла рассказывать пространные истории, которые сложно понять.
Не стоит ограничивать поиски только священными текстами. Можно использовать общеизвестные притчи и басни. Они выполняют ту же функцию поддержки. Например, отсылка на рассказ о мальчике, который кричал «Волки!», чтобы на его зов сбежались односельчане, является довольно популярной и неоднократно описывалась литераторами и политиками. Вы наверняка знаете, чем она заканчивается.
Не забывайте, что сегодня вопросы религии могут быть весьма болезненными и спорными. Маргарет Тэтчер использовала истории из Библии, так как выступала перед представителями церковной ассамблеи. Выбор вашей притчи должен быть таким же аккуратным и точным, чтобы не вызвать дискуссий на тему веры.
Ключевым моментом является максимальное соответствие идеи, которую вы раскрываете, и того эпизода, который приводите в качестве поддержки. Близость вашей мысли и вековой мудрости священных текстов придаст вашим словам дополнительный вес.
Обратите внимание, что порой всю историю рассказывать не нужно. Достаточно отсылки на эпизод, который хорошо знаком слушателям. Это сэкономит время, продемонстрирует вашу эрудицию и вместе с тем укрепит вашу позицию в глазах слушателей.
При подготовке своей речи подберите для нее одну общеизвестную притчу, которая хорошо иллюстрирует управляющую идею. Включите ее в выступление, если она соответствует таким ключевым критериям: краткость, понятность, общеизвестность. Текст этой притчи запишите ниже.
_____________________________________________________
С полной версией речи Маргарет Тэтчер можно ознакомиться в книге «Речи, изменившие мир».
С наиболее яркими эпизодами выступлений «железной леди» вы можете ознакомиться по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=mwzCvuj8XXA
Без смешного нельзя понять серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного.
В 2006 году британский ученый Кен Робинсон покорил слушателей конференции TED с темой «Убивают ли школы креативность?». Попав в интернет, это выступление мгновенно стало хитом – его посмотрели около девяноста миллионов раз. Это одно из самых популярных публичных выступлений в мире. Успех этой речи, безусловно, состоит в демонстрации важности развития в детях творческого начала. Но без секретного ингредиента его слова не имели бы такого эффекта. Этим секретным ингредиентом выступает юмор.
Кен начинает свое двадцатиминутное выступление со слов: «Доброе утро! Как вы? Предыдущие выступления поразили меня до глубины души, так что я, пожалуй, пойду…». Дав аудитории посмеяться, он продолжает: «Я бы хотел поговорить об образовании и творчестве. Мне кажется, что креативность сегодня важна настолько же, насколько грамотность. И мы должны придать творчеству соответствующий статус. Вот и вся моя речь, кстати. Спасибо за внимание!» В зале вновь звучит смех и аплодисменты.
Озвучив свою ключевую идею в виде шутки, Кен Робинсон заговорил о важности развития творческого начала в детях в самых разных формах: музыке, танцах, пении, рисовании. Каждую его мысль сопровождала забавная история или шутка. Рассказывая о готовности детей выходить за рамки, он приводит в пример маленькую девочку на уроке рисования, которую никак не могли оторвать от карандашей и бумаги. Когда у нее спросили, а что же она рисует, то услышали в ответ: «Я рисую Бога!» Когда взрослые сказали ей, что никто не знает, как именно он выглядит, девочка без тени сомнения ответила: «Сейчас узнают!»
Затем Кен сделал забавное отступление, рассказав о способности женщин быть мультизадачными. Он иронично произносит: «Возьмите, к примеру, мою супругу. Когда она жарит яичницу, то может разговаривать по телефону, присматривать за детьми, красить потолок и делать операцию на открытом сердце. Когда же я решаю приготовить ту же яичницу, то телефон отключен, дети отправлены в другую комнату, а ее появление на кухне я встречаю раздраженным „Я тут пытаюсь яйцо пожарить! Оставь меня в покое!“»
Завершая речь, британец вновь говорит серьезно, как и в начале выступления. Он напоминает, что в будущем наших детей ждут проблемы, с которыми не сталкивалось нынешнее поколение. Развитие креативности позволит решить их, а наша задача – помочь им развить ее.
На двадцатиминутное выступление приходится более двадцати шуток. И все они уместны и помогают спикеру проиллюстрировать его ключевую мысль: мы все способны к творчеству и нам необходимо развивать эту способность в себе и наших детях. Последние слова ученого были встречены стоячей овацией.
Выступление Кена Робинсона открыло миру новый взгляд на проблему взаимоотношений образования и креативности. Миллионы людей пересмотрели свои взгляды на воспитание детей и их творческий потенциал благодаря этому смешному и мудрому выступлению.
Суть этого приема заключается в том, чтобы наполнить свое выступление юмором и забавными анекдотами. Смех – одна из базовых форм человеческого взаимодействия. Слова и действия говорящего порождают ответную реакцию – улыбку и хохот. И этим процессом можно осознанно управлять. Обратите внимание, что английский ученый не ограничился парой шуток. Он выдает их по мере выступления, подкрепляя свои идеи и усиливая контакт с аудиторией за счет смеха. Сочетание серьезной темы и смешной подачи дает контрастный эффект. Большая серьезная идея становится хорошо заметной на фоне веселых историй. Шутки, в свою очередь, демонстрируют остроумие спикера и его обаяние.
Классическая шутка состоит из двух частей: подводка (или setup) и разрядка (или punch line). Подводка – это утверждение некоего факта. В случае с выступлением Кена Робинсона его первые слова одновременно выступают и подводкой для шутки: «Доброе утро! Как вы? Предыдущие выступления поразили меня до глубины души…».
Панчлайн – это продолжение утверждения, которое внезапно для слушателя принимает неожиданное направление. Такое завершение шутки и вызывает смех. «Я, пожалуй, пойду…» – слова, которые произносит спикер, хотя публика ожидает от него двадцатиминутного выступления.
Второй пример. Девочка, рисующая Бога, и взрослые, утверждающие, что его нельзя нарисовать, ведь его никто не видел. Это подводка к шутке. Фраза девочки «Сейчас узнают» – ее разрядка.
Для того чтобы юмор работал, ваши слова должны удивлять. Мы не смеемся, когда слышим что-то привычное. Сетап заставляет нас ожидать чего-то – панчлайн удивляет нас, заставляет посмотреть на ситуацию новым взглядом.
Если вы решили использовать юмор, то включите в вашу речь как минимум три-четыре шутки. Распределите их по всей длине выступления. Тогда они выступят в качестве иллюстраций для ваших идей или дадут возможность аудитории сделать небольшую передышку перед тем, как вновь слушать серьезные вещи. Но не стремитесь превратить свое выступление в стэндап-шоу, где вы только и делаете, что шутите. У спикера другая цель, а юмор является вспомогательным инструментом для работы с публикой.
Если у вас не получается найти подходящие шутки, обратите внимание на забавные ситуации, которые вы наблюдали или пережили. Кен Робинсон, например, говоря о важности отношений между родителями и детьми, поделился таким воспоминанием: «Несколько лет назад мы решили переехать всей семьей из Лондона в Лос-Анджелес. Мой сын был очень расстроен. В Англии оставалась его девушка – любовь всей его жизни. Они были знакомы целый… месяц. Он заявил нам: „Как вы могли со мной так поступить? Я больше никогда ее не увижу!“ Мы, если честно, были этому только рады. Она была главной причиной нашего переезда».
Крайне важно, чтобы ваши шутки соответствовали контексту, в котором вы выступаете. Даже самый смешной анекдот, рассказанный в отрыве от темы, повредит вашей речи и вызовет недоумение публики. Также если вам предстоит речь по серьезному поводу, связанному, например, с конфликтом или трагической ситуацией, шутки неуместны. Их не стоит использовать за самым редким исключением. В то же время, если вам предстоит выступить перед коллегами, то шутки, связанные со спецификой вашей работы, оживят презентацию и усилят внимание к вашим словам.
Если вы считаете себя несмешным и шутки даются вам с трудом, эту технику также лучше не использовать. В арсенале оратора существует множество других приемов влияния на слушателей.
Составляя вашу речь, напишите или подберите для нее несколько шуток, связанных с раскрываемой темой.
Понаблюдайте за реакцией аудитории. Если вы увидели улыбки и услышали смех, то цель была достигнута. Если же аудитория никак не отреагировала, попробуйте заменить эти шутки на другие забавные истории.
___________________________________________________
Выступление сэра Кена Робинсона можно посмотреть здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=yll-03FC70k
Практические люди желают фактов, а не символов.
В феврале 1965 года в Алжир на Вторую афро-азиатскую конференцию прибывает революционер Эрнесто Че Гевара (1928–1967). Всю свою жизнь аргентинец посвятил борьбе за справедливость и равноправие. Вместе с Фиделем Кастро он организовал революцию на Кубе, затем боролся за свои идеалы в Африке и Латинской Америке. Не стал исключением и эпизод с его выступлением на этом мероприятии. С трибуны собрания харизматичный латиноамериканец призвал пересмотреть взгляды на отношения, которые царят между странами в сфере торговли и дипломатии. Он предложил новый формат взаимодействия между государствами, которые только недавно обрели независимость после распада колониальных империй. Его посыл заключался в следующем: международные торговые отношения должны строиться исходя из интересов населения стран, которые в них участвуют. Чтобы убедить собравшихся, Че Гевара написал речь, которая опиралась исключительно на факты и логику. Он обратился к собравшимся вот с такими словами:
«Дорогие братья!.. По-настоящему свободной страна становится, только экономически освободившись от империалистического гнета. Сбросить этот гнет жизненно необходимо для социалистических стран. Наш интернациональный долг, обусловленный нашей идеологией – добиваться полного освобождения объединенными усилиями. Следовательно, социалистические страны должны поддерживать развитие стран на их пути к свободе. ‹…›
Мы полагаем, что сильные страны должны по-братски помогать зависимым и развивающимся странам, то есть строить отношения с ними, не ища “взаимной выгоды” и забыв о мировых рыночных ценах, непосильных для бедных стран. О какой “взаимной выгоде” может идти речь, если мировые рыночные цены едины и для сырья, с трудом добываемого бедными странами, и для техники, создаваемой на огромных автоматизированных заводах?
В 1959 году Куба изредка продавала одной из социалистических стран сахар через британских и других посредников. Сегодня на страны социалистического лагеря приходится 80 % нашей торговли, из этих стран мы получаем все товары первой необходимости. ‹…›
Но мы получаем доход не из-за увеличения объемов торговли, и они растут не только благодаря переходу от старой формы взаимоотношений к социалистической. Здесь нет фактического противоречия, все это взаимосвязано. Решив строить коммунизм, мы не стали заранее в деталях определять для себя все идеологические этапы пути к этой цели. Мы осознали социалистические идеалы, закалились в боях с империализмом и ясно видим свою цель. Народы Африки и Азии, начав бороться за свое освобождение, рано или поздно пойдут тем же путем, даже если сейчас собственное будущее видится им другим.
Главное в социализме – повсеместное уничтожение эксплуатации человека человеком. Если мы не уничтожим эксплуатацию, если остановимся или даже отступим, то можно забыть саму мысль о строительстве социализма. Мы должны всемерно помогать братским народам, начавшим борьбу с эксплуатацией. Но разве мы вправе требовать от них этого, если сами являемся пособниками эксплуататоров?..
Чтобы разрушить устаревший порядок международных отношений, нужна совершенно новая концепция. Политика не должна зависеть от международной торговли – напротив, сама братская политика должна определять торговлю на благо народа».
В своем воззвании Эрнесто Че Гевара не обращается к чувствам присутствующих. Его речь полностью построена на логическом обосновании идеи справедливого общества, которое можно построить только за счет ведения бизнеса в интересах населения. Никаких сантиментов. Только логика и здравый смысл. Для стран, строящих социализм, торговля является продолжением политики, а не наоборот.
Суть этой техники заключается в опоре исключительно на рациональные аргументы, чтобы убедить публику в своей точке зрения. Существуют ситуации, когда страстные высказывания и эмоциональные посылы не дают нужного эффекта. Например, презентация бизнес-плана перед инвесторами, выступление с отчетом перед советом директоров. От вас ожидают максимальной конкретики, и ваша задача – построить свое выступление так, чтобы каждый аргумент работал на вашу конечную цель.
Убедительная аргументация строится по следующему принципу: тезис и аргументы в его поддержку.
Тезис – это суждение, которое нам необходимо доказать. В случае с Че Геварой это необходимость перестроить международные торговые отношения в интересах населения, а не бизнеса, для достижения справедливости.
Аргументами являются утверждения, позволяющие обосновать наш тезис. Они нужны, чтобы показать его правоту. Это факты, данные исследований, события, практические примеры, направленные на доказательство некоего утверждения. В нашем случае это:
1. Цены на товары для всех одинаковы (объективная истина или факт).
2. У Кубы получилось перестроить торговые отношения с акцентом на социалистический рынок («Сегодня на страны социалистического лагеря приходится 80 % нашей торговли»).
3. Рост доходов от торговли связан с переходом на социалистический строй (Кубинское государство действительно достигло показателей значительного экономического роста после революции, организованной Фиделем Кастро и Че Геварой в 1959 году).
При подготовке выступления соберите все факты, статистику и проверенную информацию, которая помогает обосновать вашу точку зрения. Выступая, выдерживайте максимальную последовательность. Ваша логика должна быть железной. Избегайте отклонений от темы. Не обращайтесь к эмоциональным аргументам и красочным метафорам. Опирайтесь исключительно на факты, статистику, данные исследований, положения официальных документов, законы природы, которые подтверждают тезисы выступления.
Составьте список рациональных аргументов, которые будете использовать в своей речи. Проверьте, являются ли они логическим продолжением вашей ключевой идеи. Убедитесь, что в тексте речи есть все нужные логические переходы между идеями и их аргументацией.
Тезисы речи…
_________________________________
Аргументы…
_________________________________
Полную версию этого выступления Че Гевары можно прочесть в книге «Речи, изменившие мир».
Пример выступления революционера с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН 11 декабря 1964 года находится по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=bufHojkoGtw
Научился говорить – значит вырос.
Научился молчать – значит поумнел.
Перед вами речь Марка Антония из трагедии Уильяма Шекспира «Антоний и Клеопатра». Римский военачальник, выйдя к народу, произносит ее после гибели Юлия Цезаря. Убийцы во главе с Брутом пытались оправдать свои действия тем, что великий полководец стал тираном и хотел уничтожить республиканский строй. Защищая честь друга, персонаж английского драматурга произносит речь, ставшую жемчужиной мировой литературы:
О, римляне, сограждане, друзья!
Меня своим вниманьем удостойте!
Не восхвалять я Цезаря пришел,
Но лишь ему последний долг отдать.
Дела людей, порочные и злые,
Переживают их и часто также
То доброе, что сделали они,
С костями их в могилу погребают.
Пусть с Цезарем так будет. Честный Брут
Сказал, что Цезарь был властолюбив.
То был большой порок, коль это верно,
И за него он тяжко поплатился.
Я, с разрешенья Брута и других,
Пришел сюда, чтоб Цезаря почтить
Надгробным словом. Брут и все они –
Почтенные и доблестные люди.
Мне Цезарь другом был, и верным другом,
Но Брут его зовет властолюбивым,
А Брут – достопочтенный человек.
Он пленных приводил толпами в Рим,
Их выкупом казну обогащая.
Не это ли считать за властолюбье?
При виде нищеты он слезы лил, –
Так мягко властолюбье не бывает,
Но Брут зовет его властолюбивым,
А Брут – достопочтенный человек.
Вы видели, во время Луперкалий
Я трижды подносил ему венец –
И трижды от него он отказался.
Ужель и это тоже властолюбье?
Но Брут его зовет властолюбивым,
А Брут – достопочтенный человек.
Не для того я это говорю,
Чтоб Брута опровергнуть; я хочу
Лишь высказать пред вами то, что знаю…
Не без причин его любили вы.
Зачем же вы не плачете о нем?
О здравый смысл!
К зверям ты, верно, скрылся,
А люди потеряли свой рассудок…
Мое там сердце, где почиет Цезарь,
И речь свою я должен перервать,
Пока опять я не приду в себя…
Суть техники, которую использует Марк Антоний, заключается в том, чтобы показать Брута лицемером, но не обвинять его во лжи напрямую. Он не произносит главного – обвинений в убийстве правителя Рима из-за зависти и желания захватить власть. Он трижды употребляет фразу «Брут – достопочтенный человек», а затем приводит аргументы, показывающие, что убийцы манипулируют общественным мнением и искажают факты. Достопочтенный Брут называет Цезаря «властолюбцем»? Вот факты, опровергающие его слова. В итоге собравшиеся сами делают вывод о правоте Марка Антония, что мягко привлекает их на сторону соратников убитого полководца. Такой тип аргументации называется «доказательство от противного».
Этим приемом стоит воспользоваться, если нужно опровергнуть некую точку зрения. Во время дебатов или выступления не надо говорить о противоположной стороне плохо и беспричинно обвинять ее. У публики может сложиться впечатление, что вы способны лишь на критику, но не можете предложить ей чего-то конструктивного. Это подорвет ваш авторитет и доверие слушателей, особенно если противоположная сторона предлагает некие решения. Неубедительность аргументов оппонента легко разрушить атакой не на сами идеи (тезисы), а на их основу: ту информацию, на которой они построены.
Ваша главная задача состоит в том, чтобы озвучить ключевые утверждения противоположной стороны, а затем представить факты и данные, которое их опровергают. Важно сопровождать вашу аргументацию риторическими вопросами, которые будут закреплять вашу позицию. Это может звучать следующим образом: «Мой оппонент утверждает Х. Предположим, что это правда. Но что тогда делать с фактами № 1 и № 2, которые явно говорят нам, что в действительности мы имеем Y?»
Марк Антоний приводит историю о Цезаре, отвергающем царский венец, а затем спрашивает: «Ужель и это тоже властолюбье?» Таким образом Брут лишается поддержки, поскольку его слова теперь кажутся лишь попыткой оправдать свое злодейство.
Этот прием непрост в исполнении, поэтому требует дополнительной подготовки. Вам необходимо понять, какие аргументы использует противоположная сторона, отстаивая свое мнение. Затем вы собираете опровергающие их материалы и представляете публике, оставляя за ней право сделать собственные выводы.
Если вам предстоит отстаивать свое мнение в ходе дебатов или во время сложного разговора на публике, заполните таблицу ниже:
Тезис оппонента…
_________________________________
Мои контраргументы…
_________________________________
Видеоверсию шекспировского монолога Марка Антония вы можете увидеть по ссылке:
https://youtu.be/zfnI6PsBZtM
Сильная женщина – это женщина, знающая, что ее слабости – такая сила, которой невозможно противостоять.
1588 год. К берегам Туманного Альбиона приближается Непобедимая армада. Более ста боевых кораблей из Испании и герцогства Парма плывут через Ла-Манш, чтобы вторгнуться в Англию и свергнуть с престола королеву Елизавету I (1533–1603). Ставка в этой войне между англичанами и испанцами была невероятно высока – господство в Атлантике и владение американскими колониями. По сути, это было столкновение за мировое превосходство между двумя сверхдержавами того времени.
Накануне битвы королева прибывает в лагерь армии, расположенный в Тилбери (графство Эссекс), чтобы повысить боевой дух солдат. На тот момент Елизавете было пятьдесят пять лет. Ее здоровье оставляло желать лучшего. Она была женщиной, которой предстояло выступить перед десятками тысяч мужчин, чтобы повести их на битву с сильнейшим флотом того времени. Более того, собравшихся было так много, что королева физически не могла докричаться до всех желающих выслушать ее речь. Чтобы донести свои слова до каждого, она написала речь, которую зачитали ее офицеры в разных уголках лагеря.
Мой возлюбленный народ!
Мы были убеждены теми, кто заботится о нашей безопасности, остеречься выступать перед вооруженной толпой из-за страха предательства; но я заверяю вас, что я не хочу жить, не доверяя моему преданному и любимому народу. Пусть тираны боятся, я же всегда вела себя так, что, видит Бог, доверяла мои власть и безопасность верным сердцам и доброй воле моих подданных; и поэтому я сейчас среди вас, как вы видите, в это время, не для отдыха и развлечений, но полная решимости, в разгар сражения, жить и умереть среди вас; положить за моего Бога и мое королевство, и мой народ, мою честь и мою кровь, [обратившись] в прах. Я знаю, у меня есть тело, и [это тело] слабой и беспомощной женщины, но у меня сердце и мужество короля, и я полна презрения к тому, что Падуя или Испания, или другой монарх Европы может осмелиться вторгнуться в пределы моего королевства; и прежде, чем какое-либо бесчестье падет на меня, я сама возьму в руки оружие, я сама стану вашим генералом, судьей и тем, кто вознаграждает каждого из вас по вашим заслугам на поле [боя].
Я знаю, что за вашу отвагу вы уже заслужили награды и почести; и Мы заверяем вас словом монарха, они будут обязательно возданы вам. В несчастные времена мой лейтенант генерал[2] будет замещать меня, [ибо он] самый благородный или более опытный человек, чем никогда не командовавший [войсками] монарх; без сомнения вашим послушанием моему генералу, вашим согласием в лагере, и вашей ценностью на поле [боя], мы вскоре одержим славную победу над врагами моего Бога, моего королевства и моего народа.
Эта речь вдохновила солдат и моряков на победу в сражении при Гравелине. Окрыленные мужеством своей королевы, англичане разбили испанцев на море, развеяв миф о Непобедимой армаде. Елизавета сохранила за собой трон и вошла в историю как величайшая правительница Англии. Именно ее эпоха подарила империи не только творчество Уильяма Шекспира и Фрэнсиса Бэкона, но и гегемонию на морях и океанах на следующие четыре сотни лет.
Суть этой техники состоит в том, чтобы намеренно продемонстрировать аудитории некую слабость или ошибку спикера. Подобная демонстрация несет следующее сообщение: «Я такой же, как вы, и не ставлю себя выше. Я тоже допускаю ошибки, и у меня есть недостатки». Это разрушает барьер между оратором и публикой. По ходу повествования такой прием позволит создать контраст, когда вы расскажете о том, как ваш недостаток и промах помог вам в дальнейшем. Умело показать свое несовершенство перед публикой – один из самых сильных ходов, которые может совершить оратор.
Важным нюансом здесь является умение перейти в определенный момент речи от демонстрации своих слабостей к показу собственной силы. Завершая речь, Елизавета отмечает: «…я сама возьму в руки оружие, я сама стану вашим генералом, судьей и тем, кто вознаграждает каждого из вас по вашим заслугам на поле [боя]». Это показывает, что говорящий «не застревает» в своих недостатках, а демонстрирует волю их преодолеть.
Готовя тезисы выступления, подумайте, в чем заключаются ваши уязвимые места, связанные с раскрываемой темой. Быть может, у вас недостаточно опыта или вы уже совершили в некоем деле ошибки, которые имели неприятные последствия. Откровенно расскажите об этом публике, а затем перейдите к тому, чему научили вас ваши слабости и промахи и как подобный опыт может послужить аудитории. В момент перехода от рассказа о слабости к демонстрации силы важно изменить тон голоса, сделать его более твердым, громким и четким. На уровне тела это может проявляться за счет изменения позы. Так вы продемонстрируете, что недостатки не роняют вас в глазах публики, а делают вас сильнее как личность.