Наиболее древним Царством, следы которого сохранились в письменных источниках, является Древний Первый Рим или Ветхий Рим в долине Нила. Это государство в скалигеровской версии истории, созданной в XVII веке, назвали Египтом. Это неправильно. Первоначальный библейский Египет, – то есть «Египет» ветхозаветного Пятикнижия, – это Русь-Орда XIV–XVI веков [6т1], гл. 4. Но в дальнейшем библейское название Египет = Гипт = Кипчак перенесли (на бумаге) в Африку и присвоили действительно древнему Царству в долине Нила. В результате возникла путаница.
В X–XI веках столица Царства передвинулась на север, на пролив Босфор, в город Ерос (Иерос) на азиатском берегу Босфора. Будем условно называть его Вторым Римом. Он же евангельский Иерусалим, он же «античная» Троя. Затем столица передвинулась еще дальше на север, на Русь, в Ярославль – Великий Новогород, он же «античный» Рим. Это был уже Третий Рим по общему счету, хотя именно с него начинают счет Римов большинство «античных авторов», считая его Первым и забывая о двух предыдущих. Через некоторое время, наряду с Третьим Римом, в Руси-Орде, возродилась прежняя столица на Босфоре, но не на прежнем месте, а на другом конце Босфора, причем на европейском, а не азиатском берегу. Здесь возник средневековый Константинополь, он же средневековый Царь-Град конца XIV–XV веков, впоследствии турецкий Стамбул. Это был Четвертый Рим по общему счету и второй – по сокращенному. Третьим Римом (по сокращенному счету и Пятым по сути), как известно, стала называться потом Москва.
Итак, 1-й Рим: долина Нила (Александрия, Каир); 2-й Рим: Ерос = Иерусалим = Троя; 3-й Рим: Владимиро-Суздальская Русь = Великий Новгород (Ярославль, Владимир) = Рим Энея-Рюрика; 4-й Рим: Константинополь; 5-й Рим: Москва.
Но когда в XVI веке перечисляли Римы, считая Москву Третьим (а не Пятым) Римом, то начинали не с глубокой древности африканского Египта, а с Рима Энея-Рюрика, то есть, с Ярославля, с Империи эпохи великого завоевания. Великий Новгород – это Первый Рим, Константинополь – Второй Рим, Москва – Третий Рим. Позднее историки подменили здесь Великий Новгород на Рим в Италии и получилась нынешняя искаженная картина истории.
Повторим: первоначальный ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ИЕРУСАЛИМ (город Иерос, Ерос) находится на восточном, азиатском берегу Босфора, ближе к Черному морю, совсем рядом с горой Бейкос (Голгофой) [ЗИ].
В XII веке происходят важные события, описанные в Евангелиях: пришествие Иисуса Христа, Его жизнь и распятие. Впрочем, дошедший до нас текст Евангелий отредактирован и относится, скорее всего, к XIV–XV векам.
Итак. В середине XII века, в 1152 году, рождается Иисус Христос. В светской византийской истории он известен как император Андроник и апостол Андрей Первозванный. В русской истории он описан как великий князь Андрей Боголюбский. Более точно, Андрей Боголюбский – это летописное отражение Андроника-Христа во время его пребывания во Владимиро-Суздальской Руси XII века, где он провел бо`льшую часть своей жизни. Вифлеемская звезда на самом деле вспыхнула в середине XII века. Это дает абсолютную астрономическую датировку жизни Христа [ЦРС], гл. 1. «Вифлеемская звезда» – это вспышка сверхновой звезды, ошибочно относимой сегодня к середине XI века. Остатками этой вспышки является современная Крабовидная туманность в созвездии Тельца.
Дева Мария, мать Андроника-Христа, была родом из Руси. Недаром Русь в старых документах иногда именовалась Домом Богородицы. Потом Мария жила в Царь-Граде = «античной» Трое. Андроник-Христос и Мария Богородица много времени провели на Руси. Они бежали сюда, то есть вернулись на родину, спасаясь от преследований в Царь-Граде. Это событие описано в Евангелиях как бегство Святого Семейства в Египет от царя Ирода.
Вернувшись затем из Руси снова в Царь-Град (Ерос), император Андроник-Христос (по русским летописям – великий князь Андрей Боголюбский) провел важные государственные реформы, ограничил взяточничество, облегчил жизнь простого народа. Бурно развилась торговля и сельское хозяйство. Но реформы вызвали раздражение и ненависть знати. В результате, в столице сложился заговор, приведший к кровавому мятежу. В 1185 году император Андроник-Христос был низложен и распят в Царь-Граде, на горе Бейкос = евангельской Голгофе, на азиатском берегу Босфора, рядом с Еросом.
На вершине горы до сих пор сохраняется огромная «могила», носящая название: «могила Юши (Иисуса)». Бейкос – самая высокая гора Верхнего Босфора, 180 метров над уровнем моря. Она расположена рядом с развалинами города и крепости Ерос (евангельский Иерусалим). «Могила Юши» – это не настоящая могила Иисуса, а обнесенный решеткой большой участок земли, размером примерно 3 на 17 метров, где распяли Андроника-Христа (он же – князь Андрей Боголюбский), рис. 1, рис. 2. Так сказать, отметили ставшее священным «место действия» [6т2], гл. 5.
Таким образом, события, описанные в Евангелиях, произошли в Еросе (Иерусалиме) на Босфоре во второй половине XII века. А город в современной Палестине, именуемый сегодня Иерусалимом, был на самом деле «изготовлен» в довольно пустынной местности Ближнего Востока из небольшого арабского поселения Эль-Кудс не ранее XVIII или даже XIX века. Объявлен центром поклонения. Никакого отношения к евангельским событиям не имеет. Фальсификаторы XVII–XIX веков преследовали четкую цель: перенести – на бумаге! – евангельские события далеко в сторону от настоящего Иерусалима = Царь-Града, дабы погрузить в забвение важную часть подлинной истории.
Рис. 1. Символическая могила «святого Иисуса» на Бейкосе. Фотография 1995 года.
В результате наших исследований мы обнаружили сто двадцать одно отражение Андроника Христа (под другими именами) на страницах всемирной истории. См. Приложение 2 в нашей книге «Как было на самом деле. Инки пришли в Америку из Руси-Орды. Англия тоже была ордынской колонией».
Рис. 2. Комплекс сооружений на вершине горы Бейкос у Босфора, недалеко от Стамбула. Храм, минарет, а справа – огороженное решеткой и двойной стеной пространство, называемое «могилой святого» Иисуса (Юши). По краям «могилы» лежат два круглых камня, напоминающих жерновы. К одному из них привязан шест (изображающий копье?). План составлен Т. Н. Фоменко во время посещения горы Бейкос в октябре 1995 года.
◾ Первичным, евангельским Иерусалимом был город Иерос = Троя на азиатском берегу Босфора. Здесь в XII веке распяли Христа и здесь находится гора Бейкос = Голгофа с символической могилой Иисуса. Позднее столицу перенесли на европейский берег Босфора, где возник Константинополь.
◾ Затем, образ евангельского Иерусалима проник в христианскую литературу и идеализировался. Образ Небесного Иерусалима начал жить самостоятельной жизнью, оторванной от своего земного прообраза.
◾ В XVI веке началось возведение Московского Кремля, а затем и московской городской стены, названной Скородомом. Строительство московских городских стен – не кремлевских! – велось по идеальному плану Небесного Иерусалима. Кроме того, при строительстве Москвы воспроизвели и некоторые характерные черты Царь-Града.
◾ И лишь после этого, в конце XVI – начале XVII века, написали или существенно отредактировали ветхозаветные книги Ездры и Неемии, где СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ изложено во всех деталях и названо «восстановлением Иерусалима». Поэтому Иерусалим в библейской книге Неемии сильно отличается от идеального Иерусалима, как он описан, например, в Апокалипсисе. Иерусалим книги Неемии – это конкретное сооружение, а именно – Московский Кремль. А Иерусалим Апокалипсиса – это некий идеальный образец. Его в той или другой степени воплощали при строительстве не только Москвы, но и некоторых других столиц.
◾ Таким образом, в Москве несколько раз воплотили образ евангельского Иерусалима. Сначала в эпоху опричнины построили Иерусалим = Московский Кремль. А потом, в конце XVI века, построили Скородом – внешние стены Москвы. Вот здесь уже воспроизводился идеальный образец Небесного Иерусалима из христианской литературы.
В начале XVII века на Руси вспыхнула смута. Москва горела, и Московский Кремль переходил из рук в руки. Считается, что Москву почти полностью сожгли. Итак, Иерусалим-Москва XVI века сожжен и сильно поврежден в конце Великой Смуты, во время междуцарствия и крупных сражений на улицах Москвы в начале XVII века, перед приходом Романовых к власти. При этом сильно пострадал Московский Кремль. Как сообщает И. Е. Забелин, даже в конце правления Михаила Романова в 1645 году «по всему Кремлю-городу, по городовой стене и в башнях местами на десятки сажен кирпич осыпался, стены отсели, белые камни вывалились, своды в иных башнях расселись или обвалились» [284], с. 165. Начинается восстановление Московского Кремля [284], с. 165. То есть – «сожженного Иерусалима».
По-видимому, это восстановление описано в библейской книге Неемии как восстановление сожженного Иерусалима. Поэтому возникает мысль, что под именем библейского Неемии, руководящего восстановлением Иерусалима, Ветхий Завет описал знаменитого Кузьму Минина. Напомним, что Кузьма Минин Сухорукий собирал деньги на ополчение для освобождения Москвы от поляков [799], кн.4, т. 8, с. 641. Именно его назначили ведать казной ополчения [578], кн.2, с. 943. Не связано ли имя – или прозвище? – МИНИН с тем, что он собирал деньги? Ведь деньги, собираемые на восстановление библейского Иерусалима, назывались или измерялись МИНАМИ. Об этом говорят книга Неемии (7:71) и книга 1 Ездры (2:69). Да и само библейское имя НЕЕМИЯ, вероятно, является обратным прочтением того же самого слова МИНА или МИНИН.
Нельзя не отметить, что тема освобождения Иерусалима звучит ярко в источниках, рассказывающих об освобождении Москвы ополчением Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского в начале XVII века. Вот что сообщает С. М. Соловьев: «Князь Димитрий, Кузьма и все ратные люди положили упование на Бога, И КАК ИЕРУСАЛИМ, ГОВОРИТ ЛЕТОПИСЬ, БЫЛ ОЧИЩЕН ПОСЛЕДНИМИ ЛЮДЬМИ, ТАК И В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ последние люди собрались и пошли против безбожных латин» [799], кн. 4, т. 8, с. 644. Так говорит русская летопись.
Это – не единственный пример сравнения в летописях освобождения Москвы от поляков с ветхозаветным восстановлением Иерусалима. Напомним, что в Библии, в книгах 1,2 Ездры и в книге Неемии, вместе с Неемией постоянно упоминается Зоровавель, как один из главных участников восстановления Иерусалима. См. 1 Ездры 2:2, Неемия 7:7, 12:47, 2 Ездры 5:8. А вот в каких выражениях описывали действия Кузьмы Минина современники. При этом, конечно, надо понимать, что их тексты дошли до нас в переработке XVII века. «Воздвизает Бог некоего мужа… который видя многих насильствуемых, зело оскорбился и ЗОРОВАВЕЛЬСКИ поболел душою за людей Господних». Цит. по [578], кн. 2, с. 938.
И. Е. Забелин написал следующее про Минина: «Душа его способна была заболеть ЗОРОВАВЕЛЬСКИ, то есть заболеть чувством народной свободы, КАК БОЛЕЛА ДУША ЗОРОВАВЕЛЯ, ОСВОБОДИВШЕГО СВОЙ НАРОД ОТ ПЕРСИДСКОГО ПЛЕНА, ВОССТАНОВИВШЕГО ЭТОМУ НАРОДУ ЕГО ХРАМ ИЕРУСАЛИМСКИЙ… СХОДСТВО ЛИЧНОСТИ МИНИНА С ЭТОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ ВСПОМЯНУЛОСЬ НЕ БЕЗ ОСНОВАНИЯ, ибо и Минин служил правде, занимая (как земский староста) начальство судных дел у своей братии». Цит. по [578], кн.2, с. 938.
Надо полагать, в первоначальных текстах речь шла о Минине-Зоровавеле и лишь затем романовские редакторы «оторвали» два прозвища друг от друга. И начали объяснять нам, будто речь идет всего лишь об «аналогии».
Мы уже много раз видели, что подобные сравнения с Библией на страницах летописей часто есть результат поздней их редакции. Прямые отождествления с библейскими событиями искусственно переделали в «параллели», «аналогии», «ассоциации».
Что касается второго героя, вошедшего наряду с Мининым в анналы русской истории, – князя Дмитрия Пожарского, – то он тоже отразился на страницах Библии. Вероятно, это библейский князь Шешбацар (1 Ездры 1:7–8, 1:11). Именно Шешбацар получает для восстановления Иерусалима сосуды Дома Господня из рук Мифредата, сокровищехранителя (1 Ездры 1:8). Может быть, в библейском имени ШЕШБАЦАР преломилось имя ПОЖАРСКИЙ: бацар – пожар.
Итак, получается, что известный монумент Минина и Пожарского на Красной площади в Москве является памятником ветхозаветным ордынским героям Неемии и Шешбацару, жившим в конце XVI–XVII веке, рис. 3. На рис. 4 приведена старинная гравюра 1818 года, изображающая военный парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Было бы правильно указать на постаменте памятника также и библейские имена Минина и Пожарского.
Рис. 3. Памятник Минину и Пожарскому на Красной Площади в Москве. Поставлен в 1818 году. Взято из [549].
Рис. 4. Военный парад 20 февраля 1818 года при открытии памятника Минину и Пожарскому. Первоначально памятник поставили по оси Сенатской башни и Торговых рядов. В 1930 году монумент передвинули к собору Покрова на рву, то есть к собору Василия Блаженного [96], с. 113. Взято из [773], с. 172. См. также [96], с. 113, илл. 93, а также [708], с. 356.
У средневекового человека был непривычный для нас религиозный взгляд на географию. Согласно нему, некоторые, вроде бы чисто географические названия, связывались в сознании людей не с местом, – то есть с какой-то точкой на карте, – а с вероисповеданием.
Географические названия зачастую имели другой смысл, чем сегодня. Они были более подвижными – по карте. Для средневекового человека подвижность и повторяемость названий имела свой смысл. Сегодня он забыт. Разбирая старые источники, мы подсознательно стремимся втиснуть их в наши современные представления о географии.
Яркий пример такого подвижного названия – Иерусалим. Например, якобы в XIV веке была некая секта Пепузиан или Пелузиан, утверждавших, что Иерусалим – это некая Пепуза. При этом Пепуза была просто селением. Вот что говорит Матфей Властарь: «Монтанисты назывались и пепузианами, потому что считали БОЖЕСТВЕННЫМ МЕСТОМ ПЕПУЗУ, селение во Фригии, и именовали ее ИЕРУСАЛИМОМ» [17], с. 47.
Как мы уже сообщали, об этом писал и Евсевий Памфил: «Небольшие города Фригии: Петузу [Пепузу] и Тимион, называл он (Монтан – Авт.) ИЕРУСАЛИМОМ». Цит. по [295], с. 893.
Конечно, надо всегда помнить, что изначально был один, главный Иерусалим, где произошли евангельские события XII века. Это – Царь-Град (крепость Ерос) на Босфоре. Затем в XVI веке был создан ветхозаветный Иерусалим, а именно, город Москва с Московским Кремлем. Но помимо этих двух подлинных Иерусалимов, были и другие «Иерусалимы» – центры религиозного поклонения. Об этом – ниже.
Существенный вклад в «размножение» названия ИЕРУСАЛИМ на картах внесла эпоха Реформации и Великой Смуты на Руси, когда Великую Империю раскалывали. При переписывании истории реформаторы, конечно, стремились погрузить в небытие подлинную картину Руси-Орды, ее религиозных центров и святынь. В первую очередь, это касалось евангельского Иерусалима = Ероса = Царь-Града и ветхозаветного Иерусалима = Москвы XVI – начала XVII века. Решили «назначить Иерусалимом» другую точку на карте.
Кроме того, появление «Новых Иерусалимов» диктовалось еще одним важным соображением. В эпоху Великой Империи XIII–XVI веков географические места, связанные с Христом и Святым Семейством, стали объектами поклонения верующих. Это понятно. Христианство превратилось в государственную религию всей огромной Ордынской Империи. Ясное дело, множество людей захотели поклониться святым местам христианства. Многочисленные паломники стали стекаться к месту Рождения, к месту Крещения, к месту распятия, к месту Вознесения, к месту захоронения, к горе, где Бог дал Моисею каменные скрижали Завета и т. д.
Но вскоре ханы-императоры озаботились возникшей проблемой: святые места начали «затаптываться», разрушаться. Ведь сюда начали стремиться тысячи и тысячи людей. Многие паломники хотели унести с собой щепотку священной земли, отколоть кусочек камня от гробницы и т. п. Памятники начали разрушаться. Более того, со временем, толпы «простого народа» стали мешать узкому слою имперской знати совершать здесь тайные родовые, семейные ритуалы, не предназначенные для «простолюдинов».
Кроме того, святые места были разбросаны по карте Европы и Азии на большие расстояния друг от друга. Например, Рождество Христово было на мысе Фиолент в Крыму. Крещение Христа было в проливе (реке) Босфор, именовавшемся также рекой Иордан. Распятие Андроника-Христа произошло в Еросе = Царь-Граде, на горе Бейкос = Голгофе. Захоронение Христа и Богородицы сначала было в Египте, в Прото-Абу-Симбеле, а потом перенесено в грандиозный курган на горе Немврода в Юго-Восточной Турции. Библейская гора Сион-Синай – это вулкан Везувий в Италии. И т. д. При всем желании, искренний паломник не мог за разумное время посетить все подлинные святые места христианства, находящиеся в разных землях и разнесенные на тысячи километров.
Таким образом, власти Империи были поставлены перед необходимостью отделить священные мистерии, совершаемые знатью, то есть «для себя», для посвященных, от массовых поклонений толп паломников. Найденное решение было новым и перспективным. Решили создать «для народа» компактные макеты-выставки-декорации, где на ограниченном пространстве были бы представлены все основные «модели святых мест». А подлинные святые места, то есть оригиналы-первоисточники, решили скрыть «от народа», оградить от посторонних взоров, от возможного осквернения и разрушения, сделать секретными.
При этом решалось сразу несколько задач.
Во-первых, места поклонения немногочисленной знати отделили от новых мест поклонения множества простых людей.
Во-вторых, на созданных выставках-макетах многочисленные модели всех святых мест были собраны на сравнительной небольшой территории. Это существенно облегчило для паломников сам процесс поклонения. В самом деле. Паломник прибывал издалека, преодолевая на своем пути много препятствий, рис. 5. Например, из туманной Англии долго добирался до территории нынешней Иордании. Сначала морем, потом по суше, через горные ущелья и перевалы, безлюдные пространства. Но зато, оказавшись, наконец, в «Новом Иерусалиме», он мог посетить практически все основные святыни-декорации. Вот здесь, авторитетно рассказывали ему гиды и путеводители, находится пещера Рождества Христова. Там, недалеко, – место Крещения. Правее – гора Голгофа. А вон там, в нескольких километрах, знаменитая гора Сион-Синай. И так далее. Искреннее вдохновение охватывало паломника.
В какие-то периоды за посещение священной земли-новодела взимали плату с посетителей, рис. 6. Причем, с разных людей по-разному. С одних брали дороже, с других (например, «со своих») – подешевле. Так зародился и начинался туристический бизнес. Весьма выгодный для организаторов, «туристических фирм». В книге-альбоме «2000 лет паломничества в Святую Землю» есть раздел, где рассказывается о средневековых пилигримах в Иерусалим. Он выразительно называется так: «Хочешь быть пилигримом? Покажи мне деньги» [1083], с. 133. На иллюстрации, приведенной на рис. 6, солдаты взимают плату с пилигримов при входе в прибрежный город Яффу (ныне Тель-Авив). Вдали, по морю, к городу подплывает еще один корабль с новым паломниками. Каждый из них заплатит.
Надо полагать, на дальнейшем пути в Иерусалим было много таких военных застав, где пилигримы должны были оставлять свои сбережения. В общем, дело было исключительно доходное и поставлено на широкую ногу. От желающих «обслуживать и направлять» паломников не было отбоя. На рис. 7 показана старинная иллюстрация: Пилигримы прибывают в порт города Яффы на венецианских кораблях. Видно, что паломников было очень много. Венецианский флот с радостью перевозил из Европы все новые и новые толпы. За плавание, ясное дело, тоже надо было платить. Сойдя на берег, паломники падали на колени и целовали Святую Землю, рис. 8.
Рис. 5. Караван паломников на пути к Иерусалиму. H. Wölffli. Взято из [1083], с. 135.
Рис. 6. Городская военизированная охрана берет деньги (транзитный налог) с паломников за разрешение войти в город Яффу (сегодня Тель-Авив), дабы потом продолжить свой путь в Иерусалим. Иллюстрация из книги Sir.J.Mandeville. Взято из [1083], с. 133.
Рис. 7. Паломники, прибывающие в порт Яффы на венецианских кораблях. Из книги K. R. Grünemberg. Взято из [1083], с. 132.
Рис. 8. Паломники сходят с корабля и целуют Святую Землю. H. Wo» lffli. Взято из [1083], с. 146.
После трудностей и страданий долгого пути, оказавшись, наконец, в «Новом Иерусалиме», люди испытывали душевный подъем и восторг. Теперь они могли осмотреть сразу много компактно расположенных священных мест и прикоснуться к святыням. Поклониться, помолиться, предаться размышлениям. Тот факт, что все это – макеты, декорации, понимали лишь посвященные. Простой народ искренне верил, что прикасается к священным подлинникам. И опять-таки, пилигримы стремились унести с собой хотя бы частицу священной земли, гробницы и т. п. В книге «2000 лет паломничества в Святую Землю» есть специальный раздел под названием «Пилигримы варварски относились к Святым Городам». Пишут так: «За столетия огромное число пилигримов отламывали куски камня от святых мест и уносили их с собой на память. Очевидно, эта практика привела к серьезным разрушениям святых мест» [1083], с. 133. Так что даже Новые Иерусалимы, то есть новоделы, стали подвергаться «восторженному разрушению».
По-видимому, первым выставочным Новым Иерусалимом было сделано (приспособлено) святилище царского христианства, получившее название Джераш (Джараш) и расположенное на территории сегодняшней Иордании. То есть, попросту, Ерос, поскольку звуки Ш и С часто переходили друг в друга (и многочисленные примеры этого мы уже приводили), а сочетание ДЖ даже сегодня звучит, например, в английском произношении ДЖерусалем (Jerusalem) для Иерусалима. Сообщается, что в римскую эпоху Джераш именовался ГЕРАСОЙ [2:2], с. 85. Но ведь это очень близко к названию ЕРОС, а также к форме GERUSALEMME, по-итальянски, и HIEROSOLIMA по-латински.
Этот грандиозный комплекс храмов, аллей, зданий, колоннад был создан, вероятно, в XIII веке как памятное место, где на время остановились саркофаги с мумиями Христа и Богородицы при их переносе из Египта (Прото-Абу-Симбела) в Юго-Восточную Турцию, в курган на горе Немврода. Затем Джераш был превращен в выставку-макет «Иерусалима». Это был, так сказать, ПЕРВЫЙ Новый Иерусалим. Он находился на территории Османии = Атамании и контролировался султанами. Прежнее святилище приспособили к новым задачам.
Комплекс-декорация действовал до середины XVII века, когда султан Мурад IV, рис. 9, (правил с 1623 по 1640 годы, предположительно сын знаменитой правительницы Кесем-султан) сменил государственную религию. Фактически он отменил прежнее древнее православие и ввел то, что сегодня именуется исламом. Ясное дело, после такой серьезной религиозной реформы Джераш потерял свое значение как место поклонения христиан, и был заброшен. Его занесло песками, а через некоторое время, в XVII или XVIII веке, на него обрушился мощный сель, разрушивший многие храмы и покрывший многометровыми наносами основную часть древнего города. В таком виде забытый Джераш простоял до начала XX века, когда его, наконец, стали раскапывать. Более подробно о Джераше-Еросе мы расскажем в следующих главах нашего исследования.
А сейчас вернемся в XVII век. Итак, прежний Новый Иерусалим в иорданском Джераше «был закрыт», покинут и погружался в забвение. Но Романовы – новые правители Руси, не могли допустить потери места поклонения «для народа». Ведь в эпоху Великой Империи из Руси-Орды множество паломников посещали далекий Джераш в Иордании. И оставляли там свои деньги. Теперь надо было дать им «новую площадку». И вот тогда принимается решение создать «Иерусалим» под Москвой. Идея была реализована. Это и был знаменитый Новый Иерусалим патриарха Никона. К нему мы сейчас и перейдем.
Рис. 9. Cултан Мурад IV. Правил с 1623 по 1640 годы. Предположительно сын знаменитой правительницы Кёсем-султан. Взято из Википедии.
«Новый Иерусалим» под Москвой, недалеко от Звенигорода, строился так. «Новый Иерусалим был основан в 1656 году на землях села Воскресенского (другое название – Сафатово). В центре обширной территории, на холме, ПОЛУЧИВШЕМ НАЗВАНИЕ СИОН, был заложен мужской монастырь. Его окрестности в соответствии с замыслом тоже ПОЛУЧИЛИ ПАЛЕСТИНСКИЕ НАЗВАНИЯ: холм к востоку от монастыря НАЗВАЛИ ЕЛЕОНОМ, основанный Никоном небольшой девичий монастырь – ВИФАНИЕЙ; на севере находились холм ФАВОР, село Микулино, ПЕРЕИМЕНОВАННОЕ В ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ, и деревня КАПЕРНАУМ, бывшая Зиновьева Пустошь. Река Истра БЫЛА ПЕРЕИМЕНОВАНА В ИОРДАН… Для осуществления замысла была произведена НЕОБХОДИМАЯ ПЕРЕПЛАНИРОВКА МЕСТНОСТИ: очищен от леса берег Истры, ПОДСЫПАН И УКРЕПЛЕН МОНАСТЫРСКИЙ ХОЛМ… Центральная часть холма предназначалась для каменного Воскресенского собора» [555], с. 18–19. Таким образом, как мы видим, «на местности» воспроизводились все основные святыни главного евангельского Иерусалима.
Строительство Нового Иерусалима под Москвой было задумано с большим размахом и велось без спешки. Однако через несколько лет положение неожиданно изменилось и строительство было свернуто. Согласно новому решению, ему было определено место обычного монастыря. «Строительство Воскресенского храма на первом этапе велось довольно медленно. К концу 1666 года он был только доведен до сводов. После церковного собора 1666–1667 годов… возведение его прекратилось… Новый Иерусалим начал создаваться как выражение ГРАНДИОЗНОЙ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, а церковный собор определил ему место рядовой церковной обители… У Воскресенского монастыря сохранилось хозяйство средних размеров, обеспечивающее жизнь братии монастыря, но не его строительство» [555], с. 22–23.
Отсюда видно, что дело могло бы повернуться и по-другому. Если бы первоначальный план не был отменен и возведение Нового Иерусалима на Руси было доведено до конца с тем размахом, как оно было задумано, то не исключено, что сегодня Иерусалим оказался бы не в современной Палестине, а на реке Истре под Москвой. Правда, никто бы уже, конечно, не помнил, что в XVII веке эта река называлась Истрой. Все искренне именовали бы ее «евангельской рекой Иордан». А многочисленные путеводители убежденно рассказывали бы нам о многовековой истории этого истринско-иорданского Иерусалима. Показывали бы «ту самую» гору Сион, на которую когда-то поднимался Моисей. И если бы кто-нибудь осмелился во всеуслышанье заявить, что город Капернаум в XVII веке назывался деревней Зиновьева Пустошь, то на такого человека посмотрели бы с тем же подозрением, как, наверное, посмотрят сегодня на того, кто попытается восстановить прежние арабские названия в современной Палестине. Например, арабское название Эль-Кудс современного Иерусалима, или арабское название деревушки, не так давно переименованной в «библейский Иерихон» и т. п.
Более того, редактирование Библии пошло бы, наверное, совсем в другом, противоположном направлении. Не стали бы позднейшие редакторы старательно уничтожать в Библии следы снега, мороза и вообще северной зимы. Наоборот, добавили бы про глубокие снега и лютые трескучие морозы. И все выглядело бы очень убедительно. Даже гораздо убедительнее, чем в современной «южной, палестинской версии».
Но вскоре Иерусалим на Истре был отменен. Причины этого публично не обсуждались. Почему на самом деле «подмосковный Иерусалим» затормозили, – мы объясним далее. И только ПОСЛЕ ЭТОГО Романовы стали именовать его НОВЫМ Иерусалимом. Мол, это – НОВЫЙ, «не настоящий» Иерусалим. И вообще, весь грандиозный замысел – якобы всего лишь личная причуда патриарха Никона. А «настоящий Иерусалим» находится совсем в другом месте. Якобы в современной Палестине. Сегодня тут размещен современный Иерусалим.
На самом же деле, на реке Истре изначально было задумано строительство «настоящего, древнего Иерусалима». Дело в том, что это громкое название решили навсегда отобрать у евангельского Иерусалима, находящегося в непосредственной близости (около 30 км) от Константинополя = Стамбула. И в то время еще искали – куда бы это название «пристроить», поместить на карте. Естественно, возникли споры и соревнование между разными группировками. Те, кто настаивал на строительстве Иерусалима под Москвой, сначала победили, но в итоге проиграли. После этого строительство, естественно, свернули и объявили чуть ли не недоразумением. По крайней мере – чем-то очень странным.
Интересно все-таки посмотреть, что же именно строил Никон на реке Истре-Иордане. Главной постройкой монастыря являлся Воскресенский собор, или собор Гроба Господня. Естественно, сегодня нам рассказывают, что он строился по точному образцу храма Гроба Господня в якобы палестинском Иерусалиме. Якобы некий Арсений Суханов посетил Иерусалим в 1653–1655 годах, тщательно обмерил храм Гроба Господня и вернулся в Москву с его подробным описанием. Правда, специалисты вынуждены отметить, что, «вероятно, в распоряжении патриарха Никона и его зодчих имелись и гравюры с планами и разрезами этой постройки, опубликованные в 1626 году во Флоренции» [555], с. 19. Так что надобности ездить в Палестину в 1653–1655 годах в общем-то не было. Тем более что – как мы уже подробно рассказали – даже если бы Арсению Суханову и удалось пробраться, со многими трудностями, в тогдашнюю турецкую (османскую) Палестину, то обмерять ему там было бы просто нечего.
Возникает вопрос, откуда взялся план Иерусалимского храма Гроба Господня – не путать с храмом Соломона! – опубликованный во Флоренции в 1626 году? И относимый сегодня историками к XII веку. Был ли он плодом чистой фантазии или отражал какую-то реальность? Вопрос, конечно, нуждается теперь в новом исследовании. На наш взгляд, в основе этого плана лежало действительно существовавшее сооружение на горе Бейкос на окраине Стамбула. Конечно, с тех пор как план был снят, постройки на горе Бейкос были как-то изменены. Да и план мог обрастать какими-то фантастическими подробностями. Однако в целом общий вид построек на вершине горы Бейкос довольно близок к флорентийскому плану и к тому, что получилось из него у Никона, на реке Истра. Конечно, масштаб никоновских сооружений существенно больше, чем на горе Бейкос. Тем не менее, архитекторы Никона довольно точно воспроизвели очень необычное устройство памятника на Бейкосе.