ГЛАВА 1. КИТАЙСКИЕ ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ И ОЛИМПИАДА


Олимпиаду в Пекине в 2008 году сопровождало появление китайских высокоскоростных железных дорог. Олимпийский девиз наделил высокоскоростные железнодорожные магистрали особой энергией и запечатлел путь развития высокоскоростных железных дорог Китая. Завершив непростой, полный трудностей этап накопления, китайские высокоскоростные железные дороги возродились как феникс, чтобы воплотить в жизнь олимпийский девиз и достигнуть цели – стать быстрее, выше, сильнее.

Первая в мире высокоскоростная железная дорога была введена в эксплуатацию одновременно с открытием Олимпийских игр. Это произошло в 1964 году накануне восемнадцатых летних Олимпийских игр в Токио: было открыто высокоскоростное железнодорожное сообщение между столицей и Осакой по магистрали Токайдо – Синкансэн, установившее прочную взаимосвязь между высокоскоростными железными дорогами и Олимпиадой. Так, 8 августа 2008 года в столице Китая в Пекине состоялось торжественное открытие двадцать девятых летних Олимпийских игр, а чуть раньше, являясь одним из основных проектов инфраструктурного строительства, 1 августа 2008 года была официально запущена в эксплуатацию железная дорога Пекин – Тяньцзинь, придавшая особый лоск Китайским железным дорогам и ставшая хорошей возможностью продемонстрировать олимпийскую стать Китая всему миру. До сих пор в памяти хозяев Олимпиады сохранились яркие впечатления о том, с какой радостью и восторгом пользовались китайскими высокоскоростными поездами иностранные туристы. Китайские высокоскоростные железные дороги по духу идеально перекликаются с олимпийским девизом «Быстрее, выше, сильнее»: быстрее – это про скорость, выше – про превосходство, сильнее – акцент на качестве.




Ожидающие поезд пассажиры смотрят церемонию закрытия Олимпийских игр на большом экране в зале ожидания Пекинского южного вокзала 24 августа 2008 года (фото: Чэнь Тао)


В 2022 году с 4 по 20 февраля в Пекине и в городе Чжанцзякоу провинции Хэбэй прошли двадцать четвертые зимние Олимпийские игры. Это была первая зимняя Олимпиада в истории Китая, еще одни очень значимые олимпийские соревнования, проводимые в Китае после летних Олимпийских игр в Пекине и юношеских Олимпийских игр в Нанкине.

В преддверии игр 29 апреля 2016 года было официально развернуто строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Пекин – Чжанцзякоу, которая стала важным объектом транспортного сообщения во время зимней Олимпиады в Пекине в 2022 году. Работы по укладке рельсов на всей протяженности линии полностью завершились 12 июня 2019 года, а официальный ввод в эксплуатацию предварительно был намечен на 31 декабря 2019 года.

Высокоскоростная железная дорога Пекин – Чжанцзякоу – это ключевой строительный проект, осуществленный согласно государственному планированию, это восточный участок железнодорожного транспортного коридора Пекин – Ланьчжоу, который является одной из «восьми вертикалей и восьми горизонталей»6. Строительство этого участка имело большое значение для успешного проведения зимних Олимпийских игр в 2022 году: оно помогло ускорить темп возведения транзитного участка для быстрой перевозки пассажиров из северо-западного региона в столицу, также сыграло большую роль для укрепления контактов между северо-западным и «столичным» (Пекин, Тяньцзинь, провинция Хэбэй) регионами и способствовало их развитию.




Высокоскоростная железная дорога Пекин – Чжанцзякоу, моторвагонный состав «Возрождение», цифровой эскиз (фото: Ян Ян)


Олимпийский девиз – это не только спортивный дух, к которому стремится человечество, это также и те внутренние качества, к которым стремятся высокоскоростные железные дороги. Ведь строительству высокоскоростных железных дорог необходимы более быстрый темп развития, более высокий уровень управления, более сильные профессиональные навыки. Олимпиада проверяет не только общую мощь спортсменов, представляющих страну, но также может показать и менталитет страны. А высокоскоростные железные дороги, как и олимпийские игры, демонстрируют всему миру общую мощь страны в политической, научно-технической, экономической, культурной и других областях. Когда спортсмен получает награду, это прославляет страну, так и функционирование высокоскоростных железных дорог становится лучшим свидетельством высокоразвитого государства!

Олимпийские игры, для принимающих их стран, всегда являются демонстрацией их технических и организационных возможностей. И высокоскоростные железнодорожные магистрали – это не только символ скорости, но это также и отражение силы и воли государства.

Располагать высокоскоростными железными дорогами значит обладать передовыми технологиями и наукой, сильной экономикой, интегрированной культурой!

Располагать высокоскоростными железными дорогами означает удобство и скорость передвижения, изменение пространства и времени, изменение жизни!

Высокоскоростные железные дороги проходят насквозь через огромные территории, прочерчивая сеть путей сообщения. Вчера и сегодня – за это время высокоскоростные железные дороги принесли радость. Сегодня и завтра – высокоскоростные железные дороги зажгли пламя надежды. Высокоскоростные железные дороги – это символ качества и луч надежды. Под влиянием высокоскоростных железных дорог в Китае произошли перемены исторического масштаба…

1.1.Какая линия является первой китайской высокоскоростной железной дорогой с конструкционной скоростью 350 км/ч?


ВСМ – это сокращенное название высокоскоростных железнодорожных магистралей. Оно указывает на то, что речь идет о дороге или о системе «дорога + транспортное средство» в целом. В Китае так называют железные дороги с проектной скоростью хода поезда от 250 км/ч и выше (включая запас), и выделенные пассажирские линии, первоначальная эксплуатационная скорость которых превышает 200 км/ч. Государственный комитет по развитию и реформам часть железнодорожных путей, предназначенных для скорости эксплуатации 200 км/ч, относит к сети высокоскоростных железных дорог КНР. Стоит обратить внимание на то, что аббревиатура «ВСМ» в то же время используется обычными людьми и системой продажи билетов на поезда (портал 12306), принадлежащей Китайской государственной корпорации железных дорог для обозначения Китайских высокоскоростных пассажирских моторвагонных подвижных составов (номера их рейсов начинаются с буквы «G»).

Внимательные читатели наверняка давно догадались, какая линия является первой китайской высокоскоростной железной дорогой с конструкционной скоростью 350 км/ч? (При отсутствии особых пояснений, согласно полным статистическим данным, не учитывая Гонконг, Макао и Тайвань.) Верно, это междугородная железная дорога Пекин – Тяньцзинь!

Междугородная железная дорога Пекин – Тяньцзинь, соединившая два города, это первая высокоскоростная железнодорожная магистраль высокого стандарта с конструкционной скоростью движения 350 км/ч. Ее протяженность составляет 120 километров, на линии спроектированы пять станций, в том числе конечные станции Пекинский южный вокзал и Тяньцзиньский вокзал и промежуточные станции Ичжуан, Юнлэ и Уцин. К строительству линии официально приступили 4 июля 2005 года, а 1 августа 2008 года состоялся официальный ввод в эксплуатацию. В 2009 году проект междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь удостоился награды как «Высококачественный инженерный проект локомотива» и наивысшей награды в области гражданского строительства «Премии имени инженера Чжань Тянью». В 2010 году проект Междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь был включен в Список ста классических строительных проектов, составленный к шестидесятилетию основания Нового Китая. Январь 2013 года ознаменовался присуждением проекту междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь государственной награды 1-й степени «Научно-технический прогресс Китая».




Тестовый поезд следует по пекинскому мосту Юндинмэнь междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь (фото: Юань Жуйлунь)


1.Междугородная железная дорога Пекин – Тяньцзинь: поиск и прорыв


Когда эксплуатационная длина китайских высокоскоростных железных дорог к концу 2018 года достигла почти 30 000 километров, протяженность железнодорожной линии Пекин – Тяньцзинь составляла всего 120 километров, но ее новаторское значение в самом начале пути развития вызывает безграничное восхищение у последующих строителей железных дорог. Проектировщиком междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь выступила корпорация «Третий проектно-изыскательный институт железнодорожных путей»7, будучи первопроходцем, эта организация с помощью прошла множество дорог на пути научных исследований и совершила настоящий прорыв в современной реальности.

Междугородная железная дорога Пекин – Тяньцзинь – это прежде всего прорыв конструкторской мысли. Территория, по которой проходит железная дорога Пекин – Тяньцзинь, это зона с распространением мягких рыхлых грунтов, породы фундамента на Тяньцзиньском участке находятся на глубине 1000 метров от поверхности земли. Подобный грунт обладает высокой обводненностью, высокой сжимаемостью, плохой водопроницаемостью и низкой прочностью. Несмотря на то, что Китайские железные дороги (КЖД) во время ранних тестов укладывали безбалластные пути (использовали бетон, битумоминеральные материалы и другие монолитные фундаменты, заменяющие рассыпчатый щебеночный балласт в конструкции путей, что на сегодняшний день является передовой технологией укладки путей в мире), в то время ни за рубежом, ни внутри страны не было достаточного опыта укладки безбалластных путей на такое основание. «Третий желдорпроект» в тесном сотрудничестве со строительной организацией, выполняющей работы, загерметизировали часть колодцев, уменьшив или ограничив добычу подземных вод на прилегающих территориях вдоль путей, увеличили высоту и диаметр свай мостов, использовали фундамент опор с возможностью регулировки высоты, для путей использовали регулируемые крепежные элементы, а также провели ряд других мероприятий, что позволило взять под контроль дорожную деформацию земляного полотна из мягкого рыхлого грунта и просадку моста. Таким образом, были выполнены обязательные требования к укладке безбалластных путей в условиях мягкого грунта с оседанием отдельных участков. Сегодня, наблюдая за тем, как ровно и уверенно мчится по этой магистрали высокоскоростной поезд, я испытываю бесконечное восхищение проектировщиками тех лет и преклоняюсь перед их духом новаторства.

Штат проектировщиков для междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь выполнил проектирование, основанное на научных принципах: они уменьшили земляное полотно и, насколько это было возможно, использовали мосты, занимающие меньшую площадь. Междугородная железная дорога Пекин – Тяньцзинь в основном состоит как раз из мостов, протяженность которых составляет 87% от общей протяженности этой железнодорожной линии, каждый километр моста в среднем сэкономил около 44 му земли (1 му = 666,6 м2), и таким образом по всей протяженности линии было сэкономлено примерно 4593 му земли. Такое конструктивное решение значительно уменьшило земельные участки, необходимые для строительства, и одновременно решило проблему местного населения с доступностью транспортного сообщения и с разрушением местной экологии. Впоследствии принципы этой конструкции стали использоваться при строительстве практически каждой новой высокоскоростной железнодорожной магистрали. Можно сказать, что начиная с междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь китайские железные дороги стали уделять значительно больше внимания экономии ресурсов и защите окружающей среды при строительстве.




1 августа 2008 года, 10 часов 57 минут, первый китайский моторвагонный поезд с конструкционной скоростью 350 км/ч «Гармония» мчится по междугородной железной дороге Пекин – Тяньцзинь по большому мосту Янцунь по территории Тяньцзиня. Это еще одна знаменательная веха в истории строительства железных дорог в Китае (фото: Юань Жуйлунь)


Пекинский южный вокзал – это первый вокзал высокоскоростной железной дороги в Китае, его проект и строительство превзошло концепцию традиционного железнодорожного вокзала, что до сих пор вызывает у людей восхищение. Овальное здание Пекинского южного вокзала венчает гиперболический купол – издалека оно напоминает летающую тарелку. В его дизайн был включен характерный для классических архитектурных строений элемент традиционной культуры – «трехъярусная крыша», отсылающий к изящному китайскому стилю, что позволило выйти за рамки традиционного дизайна железнодорожных вокзалов и воплотило в себе идеальное сочетание функциональности и эстетики. Конструктивная форма Пекинского южного вокзала изящная, просторная и светлая является прекрасным примером для дальнейшего строительства вокзалов высокоскоростных железных дорог в плане объемных высоких конструкций и длиннопролетных перекрытий. После по всему Китаю стали появляться вокзалы, сочетающие в себе яркий колорит местной культуры и современные строительные технологии. Такие вокзалы формируют облик городов и становятся знаковыми сооружениями высокоскоростных железнодорожных магистралей!

Междугородная железная дорога Пекин – Тяньцзинь преодолела множество трудных задач в технике проведения строительных работ. Большой пекинский кольцевой мост – это мост междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь, который берет свое начало от Пекинского южного вокзала и проходит над территорией Пекина. Мост начинается примерно в 700 метрах от западных ворот Цзоаньмэнь района Пекина Дунчэн и тянется в юго-восточном направлении, подряд пересекая поверху вторую, третью, четвертую и пятую кольцевые автодороги, он проходит над районами Фэнтай и Чаоян и после того, как перешагнет дорогу Тунхуан, заканчивается в районе Тунчжоу поселка Тайху в деревне Гуйцзяфэнь. Общая протяженность моста составляет 15,6 километров, самый длинный пролет моста – это главный пролет, проходящий над четвертой и пятой кольцевыми дорогами: длина пролета здесь составляет 128 метров, при переходе через вторую и третью кольцевые дороги длина главного лонжерона равняется 100 метрам. Строительные работы по возведению этого большого моста позволили получить богатый опыт для дальнейшего возведения линии Пекин – Шанхай и других высокоскоростных железнодорожных магистралей.




Панорама Пекинского южного вокзала (фото: Юань Жуйлунь)




Моторвагонный поезд «Возрождение» мчится по эксплуатационной линии (фото: Ян Ян)


Многочисленные испытания возможности стремительного разгона моторвагонных поездов были проведены на междугородной железной дороге Пекин – Тяньцзинь. Первоначально там использовались моторвагонные поезда модели CRH2C, спроектированные и произведенные АО «Подвижные составы железных дорог Наньчэ Сыфан»8 по японскому техническому проекту, а также моторвагонные поезда модели CRH3C, и произведенные по заимствованной немецкой технологии ООО «Пассажирские поезда и железнодорожные пути Таншань»9. Начиная с 6 апреля 2009 года на междугородной железной дороге Пекин – Тяньцзинь эксплуатировались только поезда модели CRH3, а с 1 августа 2018 года все моторвагонные подвижные составы были заменены на поезда «Возрождение» модели CR400BF.

«Мозг», отвечающий за безопасную эксплуатацию поезда – система контроля состава (подробнее см.: Глава 3, часть 4) – стал просто волшебным приспособлением для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь. При превращении обычной железной дороги в высокоскоростную магистраль «мозг» также нуждается в обновлении. На железной дороге Пекин – Тяньцзинь использована система контроля состава CTCS-3D, где по проекту максимальная скорость поездов равна 350 км/ч, а минимальный интервал следования поездов равен трем минутам.

Системная интеграция на этапе монтажа инженерных сетей междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь стала инновационным проектом, не имеющим аналогов в истории железных дорог Китая. Системная интеграция – это высокотехнологический комплексный проект, в котором пересекается множество специальностей. Этот технически сложный процесс затрагивает информационные технологии, технологию автоматического контроля, технологии применения новых материалов и связан со многими другими отраслями; для него характерны понятные функции, четкая коммуникация, подробный план работ и согласованность действий, что значительно сократило обозначенные сроки выполнения работ по проекту. Вслед за стремительным развитием китайских высокоскоростных железных дорог многократно увеличилось количество возводимых проектов высокоскоростных магистралей на дальние расстояния, сроки выполнения работ стали более сжатыми, ответственность возросла, как и степень сложности, что стало основной особенностью возведения будущих комплексных проектов высокоскоростных железных дорог в Китае. Системная интеграция значительно уменьшила сроки решения проблем, вследствие чего сократились и общие сроки выполнения проектов. Инновационный опыт системной интеграции на междугородной железной дороге Пекин – Тяньцзинь открыл новый путь для последующих крупных высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Являясь первой высокоскоростной железнодорожной магистралью с конструкционной скоростью в 350 км/ч, железная дорога Пекин – Тяньцзинь воспитала для Китая первую партию специалистов ВСМ: технический персонал, строителей и специалистов, управляющих эксплуатацией. Накопленный здесь опыт проектирования, строительства и эксплуатации стал образцом при возведении других высокоскоростных железнодорожных линий.


2. Междугородная железная дорога Пекин – Тяньцзинь – это важная веха в развитии китайских высокоскоростных железных дорог.


Являясь «первенцем» китайских ВСМ, железная дорога Пекин – Тяньцзинь в истории развития высокоскоростных магистралей в Китае играет большое значение. Она не только воплотила заветную мечту сделать подарок к Олимпийским играм, но и положила начало крупномасштабному строительству ВСМ в Китае.

Оглянувшись назад на строительство междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь, возможно в проекте того времени мы обнаружим несовершенства и ограниченность отдельные технических моментов, но концепция проекта этой магистрали, использованные технологии, а также поиск и новаторство в управлении всегда будут стоить того, чтобы остаться в памяти людей. Эта линия дала китайцам возможность продемонстрировать веру в свои силы, проявить креативность мышления и позволила открыть абсолютно новую эпоху железных дорог КНР. С этой поры Китай вступил в эпоху высокоскоростных железных дорог!

1.2. В чем «быстрее» китайские высокоскоростные железные дороги?


В чем же «быстрее» китайские высокоскоростные железные дороги? Это достаточно трудный вопрос. На первый взгляд эксплуатационная скорость китайских ВСМ нисколько не превосходит зарубежные высокоскоростные линии, но при внимательном рассмотрении оказывается, что китайские ВСМ в своем развитии прошли такой путь, с которым трудно сравнить опыт других стран в развитии их высокоскоростных магистралей. Этот путь развития состоял не только из стремительного взлета китайских железных дорог, но также и из одновременного развития, идущего в ногу со всем миром с последующим постепенным выходом на лидирующие позиции. Являясь миниатюрным отражением развития китайского государства, развитие высокоскоростных железных дорог в Китае позволяет нам с разных сторон взглянуть на такое качество китайских высокоскоростных железных дорог как «скорость»!


1. Быстрое увеличение скорости движения поезда


От первоначальной скорости движения поезда 20 – 30 км/ч до скорости в 40 – 50 км/ч после основания Нового Китая – вот так степенно и неторопливо несколько десятков лет ходили поезда по китайским железным дорогам. Но даже за эти несколько десятилетий масштабы использования железных дорог расширились, сеть КЖД очень скоро разрослась, линии протянулись из экономически развитых районов в сравнительно отсталые, но поезда по-прежнему ходили неторопливо. Вплоть до 90-х годов 20-го века, когда в Китае свое быстрое развитие получили скоростные автомагистрали и народная авиация, железные дороги из-за серьезного отставания в провозной способности стали тормозить развитие народного хозяйства в стране. Первое большое увеличение скорости железных дорог, начатое в 1997 году, словно молния перед неожиданным раскатом грома встряхнуло и разбудило неторопливо следующий по земле поезд. Пройдя крещение шестью подряд повышениями скорости железных дорог по всей стране, КЖД начали избавляться от оков медленного движения, неустанно стремясь вперед. Эксплуатационная скорость постоянно увеличивалась: 140 км/ч, 160 км/ч, 200 км/ч, 250 км/ч… Китайцы стали испытывать радость «полета», почувствовали на себе те самые ощущения «словно ктото дополнительно помогает человеку бежать, подталкивает его», которые испытал товарищ Дэн Сяопин в 1978 году, проехав по японской высокоскоростной магистрали Синкансэн. У китайских же высокоскоростных железных дорог «вызрела» своя «китайская скорость», ставшая нарицательной для китайских ВСМ. КНР потребовалось несколько десятков лет, чтобы от обычных медленных железных дорог перейти к почти высокоскоростным магистралям, а на прогресс до настоящих ВСМ, мчащихся со скоростью 350 км/ч, они не потратили и шести лет. Эта скорость вызвала гордость у граждан Китая и поразила весь мир, приковав к себе все внимание, заставляя китайские высокоскоростные железные дороги постоянно меняться.


2. Заимствование, переработка, усвоение, быстрое воссоздание


Сегодня, бросая взгляд назад на историю развития китайских высокоскоростных железных дорог, мы можем отметить, что в процессе технического заимствования всей технологии целиком ранее уже возникали некоторые опасения «слепого копирования зарубежного опыта», но железнодорожники справились и с этой задачей. Одновременно опираясь на свои собственные силы и знания, железнодорожники с помощью заимствования большого количества инженерных технологий, применяющихся за границей при производстве высокоскоростных поездов, строительстве ВСМ и для системы контроля движения поезда, стимулировали постоянную переработку, усвоение и создание нового на основе заимствований китайскими ВСМ, что помогло вступить в новый исторический этап.

Китайские высокоскоростные железные дороги прошли путь от частного к целому, от производства моторвагонного поезда до технического новаторства во всех направлениях непосредственно на месте эксплуатации: от общих испытаний выделенной пассажирской высокоскоростной железнодорожной линии Циньхуандао – Шэньян с конструкционной скоростью в 200 км/ч до частичного технического заимствования для шестикратного увеличения скорости железных дорог по всей стране, от волнительного ожидания открытия междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь до полномасштабных технических инноваций на каждом из этапов заключительной стадии, от инновационных технологий для инженерных систем до инноваций в системе моторного вагона и затем до обновления всей системы в целом.




Ночное депо в г. Ухань (фото предоставлено Китайской государственной железнодорожной корпорацией)


В своей инновационной деятельности Китайские высокоскоростные железные дороги использовали метод «сотрудничества», объединяющий производство, обучение и исследование – в ключевых сферах и на важных узлах разворачивались научно-исследовательские работы для решения возникающих задач, сооружались испытательные стенды государственного уровня, чтобы помочь китайским ВСМ преодолевать технические ограничения одно за другим. За десять с небольшим лет Китай стал обладателем абсолютного права эксклюзивной интеллектуальной собственности на передовой стандарт моторвагонного поезда мирового уровня, при этом на площадке самостоятельных разработок все время продолжают разрабатываться новые модели высокоскоростных поездов, например, моторвагонные подвижные составы с возможностью расформирования.


3. Высокая скорость строительства


Инженерное строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, благодаря прорыву в технологиях строительства Китайских железных дорог, пошло вверх. Китай имеет обширную территорию, богатую природными ресурсами, но сложные геологические условия задали трудную задачу строителям КЖД. Придерживаясь основ регламента инженерного строительства, китайские железнодорожники в процессе строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей активно использовали передовые зарубежные технологии, объединив их с собственным многолетним инженерно-техническим опытом и добившись прорыва особенно при проектировании и строительстве протяженных тоннелей, при работах в условиях лессового грунта с риском обрушения и оседания, при укладке безбалластных путей и производстве особо больших масштабных мостов.

Значительное усовершенствование технологии строительства китайских ВСМ произошло благодаря стремительному развитию строительной промышленности Китая. Строительство крупных проходческих щитов, производство высокоточных геодезических измерительных приборов, исследование и разработка новых видов строительных материалов оказало всестороннюю поддержку строительству китайских ВСМ и продемонстрировало совокупную государственную мощь Китая.




Первое инженерное бюро Китайской железнодорожной корпорации ведет строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Сиань – Чэнду (фото: Сюй Лян)


С момента ввода в эксплуатацию междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь по конец 2018 года эксплуатационная длина китайских высокоскоростных магистралей приблизилась к 30 000 километров, за десять лет она выросла почти в 250 раз, не каждая страна сможет с легкостью обеспечить такие темпы строительства! Но за стремительным развитием прокладки высокоскоростных железных дорог в Китае стоит очень быстрый подъем инженерных технологий, боевой дух железнодорожников и поддержка ВСМ населением, проживающим вдоль железнодорожных линий. Все это оказало огромное влияние и стало серьезной движущей силой в ускорении темпов строительства китайских высокоскоростных железнодорожных магистралей. Например, реквизиция земельных участков, прилегающих к высокоскоростным железнодорожным магистралям, с последующим переселением и сносом построек, получила максимальную поддержку местного правительства и народных масс. После реализации законопроекта об оценке и выкупе земель местное правительство смогло значительно увеличить интенсивность работ по реквизиции земельных участков и сносу строений по пути следования железной дороги. Если взглянуть на множество стран, также возводивших высокоскоростные железнодорожные магистрали, то тех, где из-за проблем с переселением и сносом жилья были затянуты или сорваны сроки строительных работ, окажется немало. Скорость строительства китайских высокоскоростных железных дорог отражает решительность и волю нашей страны в решении крупных задач с помощью общих консолидированных усилий.


4. Высокая скорость выхода строительства ВСМ на мировой рынок


Скорость развития китайских высокоскоростных железных дорог также проявила себя в появлении китайских магистралей за рубежом. Вслед за предложенной инициативой «один пояс – один путь» китайские высокоскоростные железные дороги были наделены новым смыслом, став визитной карточкой Китая на мировой арене. Железная дорога из столицы Венгрии Будапешта до столицы Сербии Белграда, индонезийская ВСМ из Джакарты до Бандунга и другие строительные проекты позволили китайским высокоскоростным железным дорогам выйти за границы своей страны и получить признание международного сообщества. Китайские высокоскоростные железные дороги не только поставляют китайские моторвагонные поезда иностранным государствам, но и экспортируют технологии строительства ВСМ не только в слаборазвитые, но и в развитые страны, а также экспортируют за рубеж технологии системной инженерии ВСМ.

1.3. В чем «выше» китайские высокоскоростные железные дороги?


«Высота» – это высокий стандарт качества; «Высота» – это высокий уровень эксплуатационного контроля; «Высота» – это высокая эстетика; «Высота» – это высокий индекс глобализации; «Высота» – это хорошо, это положительное понятие и одновременно это жесткие требования.


1. Высокий стандарт качества


Высокий стандарт качества китайских высокоскоростных железных дорог выражается в тщательном внимании к множеству мелочей.




Вагон первого класса моторвагонного поезда CRH3 «Гармония» (фото: Юань Жуйлунь)


Тонкости в производстве моторвагонных составов подтверждают высочайшие требования к качеству китайских высокоскоростных железных дорог. Даже при разработке и производстве обычных дверей моторвагонного поезда применяются принципы эргономики. Так, чтобы сделать вход и выход пассажиров из вагонов более комфортными, на заводе-изготовителе и в лаборатории были проведены многочисленные испытания методом имитационного моделирования. Если присмотреться к кажущимся привычными роллетам от солнца на окнах вагонов моторвагонного поезда, то можно увидеть, что они есть воплощение заботы о людях. Такие рулонные шторы очень эргономичны, они выполнены из плотной ткани, защищающей от солнца, их по желанию можно убрать наверх или вытянуть пониже до удобного уровня, и избежать неудобной ситуации, которые обычно возникают в вагонах обычных поездов, когда закрыться от солнца просто невозможно. Туалеты высокоскоростных поездов не просто имеют тщательно продуманный дизайн с заботой о пассажирах, они одинаково удобны как для лиц с ограниченными возможностями, так и для детей. Обеспеченный технически эргономичный дизайн китайских высокоскоростных поездов демонстрирует высокий стандарт качества китайских высокоскоростных железных дорог. Один фотограф, специализирующийся на фотографии железных дорог, в течение года целенаправленно снимал высокоскоростные поезда, мчащиеся по всему Китаю, в пейзажах четырех времен года, запечатлев китайские ВСМ во всей их красе. Он был безгранично восхищен красотой и утонченностью дизайна локомотивов. На самом деле за таким изящным дизайном стоит неизмеримое количество труда и душевных сил, вложенных конструкторами. Например, для создания проекта передней части локомотива многие конструкторы могут обратиться к исследованию древних китайских мечей, алебарды Цзи и других артефактов. А сколько бессонных ночей кроется за этими изысканными формами высокоскоростных моторвагонных составов! За каждой маленькой деталью скрывается трогательная история, в каждой успешной истории создания такого элемента есть искреннее стремление железнодорожников к совершенству.




Большой морской мост Ниндэ на линии Вэньчжоу – Фучжоу (фото: Чжан Вэйдун)


Стремление к совершенству в деталях отражается как в эстетике наружного дизайна, так и в точности внутреннего технического контроля. Моторвагонные поезда китайских ВСМ получают только хвалебные отзывы, а инженерные проекты Китайских высокоскоростных железных дорог вызывают только восхищение. Если прокатиться по японской высокоскоростной магистрали Синкансэн в былые времена или воспользоваться высокоскоростными поездами Испании, Германии или другой европейской страны, то непременно от всей души захочется воскликнуть «браво!» – «браво!» качеству инженерных работ на китайских ВСМ сегодня. В прошлом на протяжении очень длительного периода мы были ограничены отсталыми представлениями о дизайне и недостаточным качеством строительных материалов, а железнодорожные проекты в основном отличались грубыми устаревшими и громоздкими формами и недостатком эстетики. Но сегодня мосты и тоннели китайских ВСМ составляют более 70% от общей протяженности магистралей страны, что является прекрасным бескрайним полем для демонстрации мощи и широты размаха китайских ВСМ. От протянувшихся стройными рядами промежуточных мостовых опор до тоннелей с изысканной конструкцией, от величественных зданий вокзалов до унифицированных ограждений на высокоскоростных магистралях, от прекрасных словно картины зон озеленения до гладкого как зеркало безбалластного железнодорожного полотна, каждая деталь, каждая мелочь в проекте вызывает гордость у строителей высокоскоростных железнодорожных магистралей и заставляет рассыпаться в комплиментах иностранных коллег по отрасли. Эти детали говорят о прогрессе технологий строительства китайских ВСМ, а также и о совершенствовании китайских строительных материалов и конструкторского мышления. Красота качества строительных объектов ВСМ показала изысканную «высоту» китайских высокоскоростных железных дорог.


2. Высокий уровень системы эксплуатационного контроля


Говоря о высокоскоростных магистралях Китая, невозможно забыть о страшной железнодорожной аварии, которая произошла 7 июля 2011 года на магистрали Нинбо – Тайчжоу – Вэньчжоу. Государственный совет КНР назвал причиной серьезную ошибку в проектировании оборудования центра управления движением поездов. Недостаточно строгая проверка перед отправлением, удар молнии, повлекший за собой сбой в работе оборудования, а также неэффективное и недостаточное реагирование в чрезвычайной ситуации и другие факторы привели к аварии, произошедшей по халатности. Это происшествие в крайней степени отрицательно сказалось на репутации китайских высокоскоростных железных дорог как бренда. С момента открытия движения на междугородной железной дороге Пекин – Тяньцзинь в 2008 году и до страшной аварии «7.23» на линии Нинбо – Тайчжоу – Вэньчжоу в 2011 году железнодорожники в основном прибывали в полном ощущении собственного величия, обладая передовыми технологиями строительства ВСМ. Но эта трагедия встряхнула их и разбудила осознание важности обеспечения безопасности высокоскоростных железных дорог, заставив людей заново тщательно пересмотреть нормы строительства и эксплуатации ВСМ в нашей стране, а также технологические проблемы управления безопасностью. За несколько последующих лет железнодорожники обратили внимание на каждое звено в системе контроля движения высокоскоростных поездов, старательно перепроектировали и заново дали оценку безопасности ее работы, что наконец позволило китайским ВСМ добиться обеспечения стабильного, надежного контроля движения на новом витке своего развития. В средствах массовой информации люди стали реже встречать негативные репортажи о китайских высокоскоростных железных дорогах, а на улыбчивых лицах путешествующих по стране пассажиров высокоскоростных поездов теперь можно прочитать спокойствие и доверие.


3. Высокая эстетика


Китайская корпорация «КЖД-строй», будучи «основной силой» в возведении зданий вокзалов для китайских железных дорог, построила несколько сотен железнодорожных вокзалов и станционных зданий по всей стране и несомненно может называться «элитным бойцом» в строительстве железнодорожных вокзалов. Но после наступления эпохи китайских высокоскоростных железных дорог проектирование вокзалов для ВСМ больше не является прерогативой исключительно связанных с железными дорогами предприятий. Многие проектно-строительные предприятия, работающие в отраслях, не связанных с железными дорогами, тоже вошли в игру и стали участниками процесса, открыв окно в мир прекрасного для концептуального дизайна зданий вокзалов высокоскоростных железных дорог.

Шведский ученый китайского происхождения господин Фэн Янь, увлеченно снимающий китайские вокзалы, не устает восхищаться дизайном китайских вокзалов для ВСМ. Он потратил огромное количество времени и сил, объездив весь мир, только для того, чтобы снимать вокзалы высокоскоростных железных дорог, построенные Китаем. Свежие идеи наружного оформления, изящные интерьеры, огромные пространства – все это отличает облик нового поколения китайских вокзалов для ВСМ. После возведения здания Пекинского южного вокзала начала прослеживаться тенденция к развитию разнообразия и открытой конкуренции среди зданий китайских вокзалов для ВСМ – вокзалы на юге, на севере, на западе и на востоке имеют выраженные отличия. В дизайне практически каждого вокзала заложена глубокая философия проектировщика. Взяв за основу цель удовлетворить все требования к функциональности, проектировщик каждого вокзала ВСМ многократно обдумывает как сделать составляющей частью дизайна национальные, региональные, территориальные, исторические и культурные черты, подчеркнув уникальность каждого отдельного здания вокзала ВСМ. Изысканные детали оформления, которые можно увидеть в каждом из зданий вокзалов, с одной стороны, украшают панораму высокоскоростных железнодорожных магистралей, а с другой – становятся посредником в культурной коммуникации между местной культурой и внешнем миром. Вокзалы высокоскоростных железных дорог словно жемчужины, нанизанные на нити магистралей, подчеркивают «сияние» китайских высокоскоростных железных дорог.


4. Высокий индекс глобализации


«Высота» китайских высокоскоростных железных дорог выражается также в образе, который они сформировали в мировой технической культуре. Одновременно создавая техническое совершенство в деталях, китайские ВСМ непрерывно расширяют поиск тонкостей и нюансов других культур. Ведь в процессе экспорта китайских ВСМ за рубеж проектировщикам необходимо спроектировать моторвагонные поезда, задействовав местную окружающую географическую среду, религию, верования, быт, нравы и традиции, а также эстетические стандарты и представления о прекрасном и другие факторы, чтобы удовлетворить запросам и ожиданиям местного населения. Это еще одна возможность повысить уровень строительства китайских ВСМ. В то же время требования иностранных пользователей высокоскоростных железных дорог стимулируют совершенствование строительных технологий ВСМ и технологии производства моторвагонных поездов внутри страны. Китайские высокоскоростные железные дороги и сейчас идут по пути непрерывного самосовершенствования.




Зал ожидания Пекинского южного вокзала, 2008 год (фото: Лю Куньди)

1.4. В чем «сильнее» китайские высокоскоростные железные дороги?


Сила китайских высокоскоростных железных дорог – это результат многолетнего накопления собственных технологий и мастерства китайскими железными дорогами, а также результат заимствования передовых зарубежных технологий ВСМ, которыми были вдохновлены инновации. Но во многом это также результат непрекращающегося повышения самоконтроля, это результат выбора пути стандартизации строительства, что отражает высокий уровень консолидации, согласованности китайских высокоскоростных железных дорог и преимущество социалистического строя.


1. Сила китайских высокоскоростных железных дорог в богатом техническом опыте и кадровом резерве


Стремительный подъем китайских высокоскоростных железных дорог и их быстрый прогресс в дальнейшем состоялись благодаря тому, что после основания Нового Китая китайские высокоскоростные дороги придерживались строгого порядка управления и технических норм. За несколько десятков лет было воспитано большое количество кадров и накоплен огромный технический опыт в строительных технологиях, связанных с железными дорогами, в производстве локомотивов, в системах контроля движения поездов и других областях железнодорожного дела. Эти профессиональные кадры прошли многолетнюю закалку разработкой технологий железнодорожного строительства и культурным влиянием, в условиях жесткой системы управления они обеспечили осуществление стандартизации работ. Повысив скорости железных дорог по всей стране в шесть раз, и благодаря строительству выделенной пассажирской высокоскоростной магистрали Циньхаундао – Шэньян и самостоятельной разработке и производству моторвагонных поездов собственного «китайского стандарта», железнодорожники обрели умение стремительно превращать накопленный технический опыт в качество строительства (и производства) китайских высокоскоростных железных дорог.

Богатый технический опыт и проверенная кадровая система заложили крепкий фундамент для мощного взлета китайских высокоскоростных железных дорог и привели КЖД к огромным переменам на качественном уровне, предав им созидательной энергии на долгие годы вперед. Это результат передачи китайских железнодорожных технологий от поколения к поколению и в то же время – это основная причина того, что китайские ВСМ получили возможность развиваться и становиться сильнее, при этом сохраняя свои мощные корни.


2. Сила китайских ВСМ в стремительно растущей молодой энергии


Я много раз брал интервью на передовой у представителей системы, к которой относится Китайская корпорация «CRRC» – производитель железнодорожный подвижных составов, и видел, что костяк технического персонала самой начальной ступени представлен в основном молодыми людьми. Также уровень смартизации управления многих заводов-производителей превзошел мои ожидания. Если сравнивать с заводами, работавшими на китайские железные дороги в 20-м веке, то китайские железнодорожники тогда находились еще на этапе, когда все делалось за счет физической силы, и жертвовали здоровьем, а сейчас современные китайские железнодорожники перешли к этапу, когда важны не физические, а интеллектуальные способности. Проектирование и строительство ВСМ в Китае позволило вырасти и окрепнуть новому поколению железнодорожников – большое количество молодых инженерно-технических работников прошли беспрецедентную закалку. Войдя в эпоху смартизации, освоив современные информационные технологии и профессиональные знания по железнодорожной специальности, молодые инженерно-технические кадры обрели силы, превосходящие своих предшественников – обычных железнодорожников. Глядя на них, можно отчетливо ощутить уверенность в сегодняшнем дне и надежду на будущее китайских ВСМ. Китайские высокоскоростные железные дороги сейчас являются отраслью, принадлежащей молодым людям, отраслью полной надежд. Факты подтверждают, что это поколение молодых людей в полной мере обладает способностью брать на себя большую ответственность за еще более стремительный прорыв в будущее. На передовой строительных работ технические специалисты, обладающие инструментами современного управления и разбирающиеся в концепции технического управления, даже после сравнительно непродолжительного опыта работы имеют возможность занимать важные посты в области технического управления. Место эксплуатации высокоскоростных поездов и есть их сцена для проявления своих талантов и умений, сеть – это пространство для их связи, а технология информационного моделирования в строительстве (Building Information Modeling, BIM) – технический инструмент, чтобы умело и свободно справляться с задачами непосредственно на месте проведения работ. Железнодорожники нового поколения владеют обновленными знаниями и современными технологиями управления, пользуются разнообразными инструментами современного управления и отдают свою молодость и талант китайским высокоскоростным железным дорогам.


3. Сила китайских ВСМ в стандартизации изготовления технического оборудования


Для китайских железных дорог стандартизированное строительство всегда было традицией, с одной стороны, это связано с отраслевыми особенностями железных дорог, с другой – с культурной преемственностью китайских железных дорог. Такое стандартизированное строительство используется как при инженерном проектировании и строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей, так и при производстве моторвагонных подвижных составов, а также на каждом этапе управления эксплуатацией, что делает стандартизацию строительства скрытым качеством китайских высокоскоростных железных дорог, уверенно обеспечивающим безопасность китайским ВСМ на пути их развития. В процессе строительства высокоскоростной магистрали Пекин – Шанхай, независимо от того, строили ли тоннель или укладывали участок земляного полотна, шла ли речь о стандартизации заводов по изготовлению конструкций для строительства мостов или точная корректировка для укладки бесстыковых путей, о нюансах дизайна здания вокзала ВСМ или о проектировании строительных работ по возведению большого моста через реку в экстремальных погодных условиях китайские строители ВСМ, все время придерживались технических нормативов и строгого порядка проведения строительных работ. В компании «Чжунчэ Сыфан» каждый вагон перед пуском в производство тщательные испытывают, при отсутствии надежных данных о безопасности к производству не приступают. Локомотив тем более должен пройти множество видов технических испытаний и только при успешном прохождении полного цикла тестов может быть пущен в производство.

Испытания надежности китайских моторвагонных высокоскоростных поездов гарантируют нормальное функционирование моторвагонных составов в различных внешних условиях на всех магистралях страны. Именно так, испытания каждого технического нюанса, каждой мелочи, осмотр, анализ накопленных данных и корректировка по-настоящему обеспечивают безопасность движения высокоскоростного поезда.




Тоннель Нанькоу высокоскоростной магистрали Пекин – Чжанцзякоу (фото: Ван Бинхуа)


4. Сила китайских ВСМ в новаторском подходе к сервису и инициативном мышлении


По сравнению с обычными железными дорогами китайские ВСМ предлагают внимательный, всесторонний, интеллектуальный, новаторский, быстрый и удобный, комфортный стандарт обслуживания. Такой сервис дает каждому пассажиру высокоскоростного поезда возможность почувствовать себя как дома. С одной стороны, это становится возможно благодаря точности, безопасности и эргономичности аппаратных средств высокоскоростного поезда, а с другой – благодаря повышению качества обслуживания.




Проводник поезда «Гармония» CRH3 встречает пассажиров в новом стиле (фото: Юань Жуйлунь)


Движение китайских высокоскоростных поездов имеет мощную система сервисной поддержки: обслуживающий персонал вокзалов и поездов прошел серьезную подготовку и все свои силы отдает на обеспечение теплого приема и внимательного обслуживания пассажиров. Машинисты китайских ВСМ тем более проходят тщательный отбор, для которого необходимо не только в совершенстве владеть техникой управления поездом, но также следует обладать сильным чувством долга и умением брать на себя ответственность за принятие решений. Пример товарища Ли Дунсяо, известного как «Первый машинист китайских высокоскоростных железных дорог», демонстрирует качества, присущие обслуживающему персоналу китайских ВСМ. На своем рабочем месте он каждым своим действием подтверждает строгое соблюдение норм и правил, присущее «характеру» высокоскоростных железных дорог. Этот характер обеспечивает взаимную координацию и баланс между «гибким мягким сервисом» и «крепким надежным оснащением» на высокоскоростных магистралях. Также существует множество сотрудников, которые работают «за кулисами» и делают большой вклад в обеспечение нормальной эксплуатации ВСМ в штатном режиме. Например, ночью, когда все стихает, и поезда один за другим прибывают в пункты для осмотра и исправления обнаруженных неисправностей, тогда за работу принимаются проверяющие – ремонтники высокоскоростных поездов. Их тщательный осмотр и ремонт гарантирует поездам ВСМ безопасный ход. Каждую ночь, когда у высокоскоростных поездов появляется свободное «окно», специалисты по техническому обслуживанию, техники, электрики и отвечающие за энергоснабжение независимо от сезона ночами выполняют самое полное качественное обслуживание поезда для его стабильной эксплуатации днем. Именно благодаря работе этих железнодорожников – всестороннему качественному обслуживанию, тщательному осмотру и ремонту – китайские высокоскоростные железные дороги могут функционировать без сбоев, надежно и легко.




19 февраля 2019 года, «Праздник фонарей», проводники рейса G7 поезда «Возрождение», отправляющегося с Пекинского южного вокзала до станции Шанхай Хунцяо, вместе с пассажирами украшают вагоны и радостно отмечают праздник (фото предоставлено Китайской железнодорожной корпорацией)


5. Сила китайских ВСМ в высоком уровне внутренней согласованности их системы


Если обычная железная дорога – это один большой централизованный аппарат, то высокоскоростные железные дороги тогда можно назвать высокоинтеллектуальной согласованной системой. Хоть пассажиры ВСМ видят только чистые и уютные вагоны, но на самом деле если немного задуматься и проанализировать, то можно обнаружить, что высокоскоростные железнодорожные магистрали это полноценная совершенная большая система, которая включает в себя подсистемы, состоящие из множества более мелких систем. Каждая подсистема образует собственную систему со строгим стандартом управления, а межсистемное управление между подсистемами осуществляется главной системой с высоким уровнем системной самосогласованности. Технологии высокоскоростных железных дорог Китая реализуются в высокой степени аппаратно-программной интеграции и во взаимной согласованности как единого целого. Согласованность такого высокого уровня стала гарантом надежности для развития китайских ВСМ.


6. Сила китайских ВСМ в превосходной системе государственной поддержки


Как было сказано ранее, такая быстрая скорость строительства китайских высокоскоростных железных дорог воплотила мощное превосходство государственной системы китайского социализма. Аналогична ситуация и с реквизицией земель для строительства китайских ВСМ: при реализации проекта реквизиции местных земель (оценка и выкуп), местное правительство, являясь участником строительства ВСМ, с одной стороны, демонстрировало поддержку строительства ВСМ местным населением, а с другой стороны, устраняло препятствия системы для ускорения темпов возведения магистралей. Говоря о темпах реквизиции земель в пользу китайских ВСМ, несмотря на то, что в разных регионах ситуация с реализацией соответствующих политических мер и с юридической составляющей процесса несколько отличается, в целом, в процессе строительства высокоскоростных железных дорог можно почувствовать огромную постоянную поддержку со стороны местного правительства прилегающих территорий. Многие зарубежные специалисты завидуют скорости возведения китайских высокоскоростных железных дорог и с сожалением отмечают, что китайский «пример», скорее всего, будет крайне сложно реализовать в их странах. Основная причина этого в том, что в случае, если один собственник земли не пойдет на встречу, то прекрасный проект может быть отложен на долгие годы. А в социалистическом Китае использование земель под строительство высокоскоростных магистралей рассматривается как использование для строительного проекта государственной важности, поэтому правительство и население дают ВСМ зеленый свет – в этом заключается преимущество социалистического строя. Другое значение государственной системы заключается в том, что господдержка может предоставить огромную площадку для инноваций и силы для технической интеграции китайских ВСМ на любом этапе создания нового. В широком смысле, государственная система может определить пятилетний план технического развития высокоскоростных железнодорожных магистралей или же наоборот составить долгосрочный или умеренный по срокам реализации план, создавая тем самым благоприятную среду для строительства высокоскоростных железных дорог. Именно в условиях такой превосходной системы китайские ВСМ получили возможность уверенного и стремительного развития. Социалистическая государственная система имеет преимущество в «консолидации общих усилий для решения больших дел», и стремительное развитие китайских высокоскоростных железных дорог за десять с небольшим лет еще раз подтвердило преимущества этой системы.

Мощное техническое оснащение, внимательное гибкое обслуживание, огромная сила страны – все это сложилось в мощную основу китайских высокоскоростных железных дорог. И эту мощь может ощутить и прочувствовать каждый пассажир. Неважно будет ли это грандиозная инфраструктура здания вокзала или всестороннее внимательное обслуживание в высокоскоростном поезде в дороге, или же постоянно приходящие новости об открытии новых высокоскоростных железнодорожных линий – все это передает нам сигнал-информацию о великой силе китайских ВСМ. Мощь китайских ВСМ имеет внушительный грандиозный бэкграунд – воплощенный в мелочах гуманизм и стремление государства к обеспечению благополучия народа. Сила китайских ВСМ – это сила государственной идеи, попавшей в сердца людей, это сила постепенного поступательного развития, сила возможностей расширения и развития в будущее.

1.5. Как смыслы, заложенные в олимпийском девизе, сделали успешным путь развития китайских высокоскоростных железных дорог?


Олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее» имеет очень глубокое значение – он в полной мере отражает непрерывное стремление олимпийского движения вперед, неутолимый соревновательный дух, бесстрашие, решительность и смелость взобраться на вершину. Такой дух идеально совпадает с идеологией китайских высокоскоростных железных дорог, и такой настрой сделал успешным путь развития китайских ВСМ. Так говорят потому, что кроме вышеописанного неутомимого стремления китайских высокоскоростных железных дорог быть еще быстрее, выше и сильнее, китайские железнодорожники в полной мере продемонстрировали непримиримый дух борьбы за успех в своем деле.

Идея, которую воплощает олимпийский девиз, это стремление достичь предела и превзойти себя. Это не только требует от спортсменов достаточно сильного тела и духа, выправки, но и бросает вызов вере в себя, и тем более требует напористости и смелости преодолеть себя. Китайские железнодорожники, словно выдающиеся спортсмены, в максимально сжатые сроки завершили сложное с множеством тонкостей и деталей внедрение технических заимствований; бросая самим себе вызов, не переставали испытывать свои когнитивные способности и психологическую устойчивость в тысячах тестов, с искренним намерением успешно сотворить великое дело. Каждый железнодорожник, преодолевая трудности, стремится превзойти себя, что обеспечивает проекту продвижение вперед к общей цели. В постоянном процессе преодоления границ возможного китайские железнодорожники брали штурмом одну техническую «преграду» за другой. Начиная с шестиразового повышения скоростей железных дорог по всей стране до стабильной эксплуатации выделенной пассажирской линии Циньхуандао – Шеньян, от увеличения скорости на железной дороге Гуанчжоу – Шеньчжэнь до окончания строительства междугородной железной дороги Пекин – Тяньцзинь к открытию Олимпиады строители китайских высокоскоростных железных дорог с гордо поднятой головой демонстрировали дух железнодорожников, стремящийся преодолевать границы, рисковать и превосходить себя.


Значение олимпийского девиза заключается в непрестанном стремлении к совершенству. Развитие китайских ВСМ это развитие стремления к совершенству в деталях и мелочах, это развитие преодоления нехватки технологий. Преодолеть предел возможностей означает превзойти себя. В стремлении к совершенству воплощен дух китайских высокоскоростных железных дорог. Если рассуждать о том, что дух олимпийского девиза делает полным и завершенным образ атлета, то дух высокоскоростных железных дорог позволяет каждому строителю ВСМ на волне эпохи завершить становление себя как личности. Высокоскоростные магистрали позволили многим участвующим в строительстве организациям завершить модернизацию оборудования или заменить его на оборудование нового поколения. Строительство ВСМ предоставило возможность множеству организаций воспитать у своего строительно-технического персонала дух стремления к совершенству и борьбы за качество. Китайские ВСМ превратили многих своих строителей в трудоголиков и в то же время вывели на новую высоту их моральных дух и профессиональные навыки. Это и есть воссоздание духа олимпийского девиза в идейной составляющей высокоскоростных железных дорог. Китайские железнодорожники в своем стремлении к совершенству создали принадлежащий им и общий, подходящий для всех идеал.

Единство глубокого смысла, заложенного в олимпийском девизе, и инновационной практики китайских ВСМ воплотилось в уровне качества китайских высокоскоростных железных дорог. Дух олимпийского девиза – это дух интернационализма, а также признанный международной общественностью дух борьбы. Заимствование и применение на практике китайскими высокоскоростными железными дорогами духа олимпийского девиза, с одной стороны, проявляется в успехе и качестве китайских магистралей, а с другой стороны, воплощается в стремлении быть быстрее, выше, сильнее, которое красной нитью проходит через весь процесс становления китайских ВСМ. Стремительное развитие китайских высокоскоростных железных дорог обусловлено быстрым заимствованием и умелой локализацией зарубежных технологий высокоскоростных железнодорожных магистралей. Но без таких моральных качеств как скромность, добросовестность и любовь к учению, без уверенности в своих силах и смелости преодолевать технические «преграды» и решать трудные задачи, без широкого международного кругозора, стремительное развитие китайских ВСМ не привлекло бы так много внимания и совершенство китайских ВСМ само по себе значительно потускнело, а вероятность того, что китайские высокоскоростные дороги возьмут лидерство среди мировых технологий строительства ВСМ, была бы весьма невелика. Заимствование зарубежных технологий высокоскоростных железных дорог и в конечном итоге получение мирового лидерства в этой отрасли показало международный кругозор китайских железнодорожников и характерную для китайских ВСМ международную технологическую культуру.




Третье бюро китайской железнодорожной корпорации ведет напряженные работы по строительству тоннеля Юаньинцзы (фото: Юань Жуйлунь)


Самоотверженный вклад целого поколения китайских железнодорожников принес рассвет китайским высокоскоростным железным дорогам. Немало строителей ВСМ продолжили железнодорожное дело своих отцов и взяли на себя эту тяжелую ответственность. Некоторые отцы и их дети, старшие братья и сестры с младшими трудятся вместе на строительных площадках ВСМ. На самом деле в развитие китайских высокоскоростных железных дорог свой вклад внесло не одного поколение. Дух высокоскоростных железнодорожных магистралей – это жертвенность, превосходящая личную выгоду, он полон невыразимо глубокими чувствами к своей Родине. Дух ВСМ в простых строителях железных дорог воплощает единение личного с коллективным, унисон личностного роста и развития страны.

1.6. Культурный код высокоскоростных железных дорог


За короткие десять с небольшим лет протяженность китайских высокоскоростных железных дорог увеличилась со 120 километров почти до 30 000, позволив Китаю стать мировым лидером по этому показателю, первой в мире великой державой ВСМ. Высокоскоростные железные дороги не только изменили привычный для китайцев способ передвижения по стране, но и внесли небывалые изменения в развитие экономики. Изучение культурного кода развития китайских ВСМ, сыграло важную роль в понимании пути развития китайских высокоскоростных железных дорог, в поднятии духа борьбы новой эпохи, и в дальнейшем развитии китайских высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Что такое культурный код высокоскоростных железных дорог? Китайские высокоскоростные магистрали появились не на пустом месте, они берут свое начало из практического опыта новаторства большого количества железнодорожников, из своевременного технического заимствования, из непоколебимого движения вперед на встречу трудностям и смелого их преодоления, из влияния модной современной культуры и мировых тенденций, и в еще большей степени из постоянно растущей совокупной государственной мощи Китая, из нашего социалистического строя и политики реформ и открытости.

Культура ВСМ в первую очередь зародилась в традиционной культуре Китая, которая и является корнями и основой культуры китайских высокоскоростных железных дорог. Многие считают, что высокоскоростные магистрали это одна из самых передовых высоких технологий современности, никак несвязанная с традиционной культурой Китая. Но автор считает, что это своего рода когнитивное искажение. В жилах бесчисленных строителей и проектировщиков ВСМ течет китайская кровь. Именно традиционная культура китайской нации воспитала одно за другим поколения железнодорожников, следующих духу борьбы, заложенному в традициях Китая, и своими силами продвигающихся вперед в упорной и настойчивой борьбе. В самый ключевой и ответственный момент развития китайские ВСМ решительно заимствовали зарубежные технологии и, стакиваясь с трудностями, не ждали ни чьей помощи, бросали вызов самим себе, не отступали и шли вперед, несмотря ни на что.




Работы по точной корректировке во время укладки безбаластного пути (фото: Чэнь Тао)


Культура ВСМ также происходит из культурных традиций, сформированных самой железной дорогой. С начала 20-го века, когда Чжан Тянью сделал новаторский вклад в развитие нашей страны и до первого поколения строителей и проектировщиков железных дорог Нового Китая, усердно прокладывающих путь и преодолевающих препятствия, продираясь сквозь тернии, железнодорожники сформировали дух железных дорог – «безопасность и высокое качество, прекрасные дороги, сильная страна», который теперь превратился в культурный код китайских ВСМ. С момента основания Нового Китая железные дороги нашей страны всегда имели традицию культурного образования со своими нормами, и преуспели в искусном совмещении повседневной работы с техническим образованием, и как следствие сформировали уникальную «культуру железных дорог». Это особый источник духа непрестанного развития китайских железных дорог, а также и духовный импульс инновационного развития китайских высокоскоростных железных дорог. В самом начале реализации политики реформ и открытости такое культурное образование воспитало строителей, работающих на железной дороге с 50-х годов по 80-е годы 20-го века. После политики реформ и открытости, в 90-х годах 20-го века только присоединившиеся к работе в отрасли товарищи сейчас уже дослужились до руководящих позиций, и в их представлениях по-прежнему есть отголоски «культуры железных дорог»: самоотверженность – «отказаться от личного ради блага государства», профессиональная культура – «народные железные дороги любят народ» и другие. Эти культурные традиции оказывают влияние на каждое последующее поколение железнодорожников и постоянно передаются в среде строителей ВСМ.

Культурная преемственность способна разбудить силу и работоспособность. То, что китайские высокоскоростные железные дороги смогли получить такое стремительное и высококачественное развитие, неразрывно связано с силой духа, заложенной в культурном коде строителей железных дорог. В новую эпоху строительства высокоскоростных магистралей к этой отрасли будет присоединяться все больше предприятий, что вольет новую культурную энергию в китайские высокоскоростные железные дороги.

Культура ВСМ обладает очевидными чертами духа своего времени. Развитие железных дорог дошло до этапа высокоскоростных магистралей, поставив перед строителями железных дорог новую задачу этой эпохи. Представ перед ожиданиями народа и его надеждами на ВСМ, а также в условиях серьезно тормозящей развитие ограниченной провозной способности железных дорог, железнодорожники выбрали воспользоваться технологиями ВСМ для увеличения провозной способности. Они старательно заимствовали и осваивали передовые зарубежные технологии ВСМ, приняли этот вызов, и непрестанно пробиваясь вперед и вглубь, преодолевая препятствия и создавая технические инновации, постепенно подарили китайским высокоскоростным магистралям абсолютно новый путь технического развития, а также наладили смартизацию управления, что подтолкнуло китайские ВСМ к выходу на более высокий уровень развития.

Культура ВСМ это соединение национального характера, технологий и интернационализма. В развитии китайских ВСМ остался след упорной борьбы китайских железнодорожников, отразились отчетливые яркие национальные черты. Но китайские высокоскоростные железные дороги – это не только квинтэссенция результатов усилий китайского народа, но и выражение технологичности, помимо национального характера она включает в себя и особенности передовых мировых технологий ВСМ. Поэтому культура китайских ВСМ это культура, развивающаяся и идущая в ногу со временем, обладающая национальными, технологическими и интернациональными чертами, собранными воедино. Такая интеграция позволила китайским ВСМ обрести уникальные культурно-технические качества и получить одобрение нашего народа и расположение мировой общественности!

Китайские высокоскоростные железнодорожные магистрали словно реки на территории Китая, в которых течет «кровь» китайской нации, демонстрируя нарастающую с каждым днем мощь Китая! Судьба страны – расцвет, дорога – свободная и гладкая. Без укрепления совокупной силы государства мы не осилили бы возведение китайских высокоскоростных железных дорог, не кому бы было строить китайские ВСМ, не было бы и средств на развитие ВСМ в Китае. Китайские высокоскоростные магистрали появились, когда в них возникла необходимость и пришло время, продемонстрировав научно-техническую мощь и экономический потенциал на современном этапе развития Китая, а также огромные усилия, которые прикладывают партия и правительство для обеспечения счастья и благополучия китайского народа! На китайские высокоскоростные железные дороги возлагается бесчисленное количество надежд китайцев, и сейчас они находятся в полной готовности выйти на мировую арену и ждут своего часа. Китайские высокоскоростные магистрали осуществили мечту китайских железнодорожников о возрождении своей Родины и прибавили живой энергии движению вперед к осуществлению «Китайской мечты»: к богатству страны, подъему и расцвету нации, к народному счастью и благополучию!

Выйдя на мировую арену, китайские высокоскоростные железные дороги возложили на себя ответственность представлять вклад Китая в развитие ВСМ в мире. Успешная практика по строительству ВСМ эксплуатационной длиной почти 30 000 километров позволила большему количеству стран разглядеть мощь брэнда китайских ВСМ, которые в некотором смысле из транспортного средства превратились в посланца культурного обмена. Это гордость китайских железнодорожников и всех граждан Китая. Китайские ВСМ вышли навстречу миру и показали великую державу, способную взять на себя ответственность за совместное развитие и процветание всего мира. В будущем, вслед за появлением китайских ВСМ в разных странах, они перестанут быть только лишь символом технологий, а станут символом дружбы.

Браво! китайские высокоскоростные железные дороги, корнями уходящие в национальную и железнодорожную культуру, совершившие стремительный прорыв за счет заимствования мировых передовых технологий ВСМ, выросшие в процессе этого развития, создавшие благополучие для нашего народа, предложившие всему миру модель развития ВСМ, осчастливив все человечество!

Великолепно! Китайские высокоскоростные железные дороги позволили китайцам за счет собственных усилий обрести уверенность в себе, в своем стремительном развитии сумели уловить информационный посыл и идти в ногу со всем миром. Китайские ВСМ, превзойдя прежние скорости, благодаря высочайшему качеству позволили китайцам обрести новую визитную карточку и взяли Китай с собой в блестящее будущее безграничных возможностей!

Загрузка...