Ришелье – это ажурная вышивка. Ее относят к городскому типу вышивки. В этой технике нитки всегда подбирают в тон ткани. Чаще ришелье выполняли цветными нитками, что смотрелось очень нарядно. В прошлые века этот вид был исключительно привилегией богатый людей. Его использовали для украшения постельного и столового белья, воротников, жабо, носовых платков. В былые времена эта вышивка на белье помогала не перепутывать его при сушке и отбеливании на солнце.
Существуют 3 вида однотонной вышивки: выпуклая, ажурная и ришелье. Все они переплетены между собой. Нередко в 1 работе можно встретить сразу все 3 разновидности. Выпуклая вышивка очень точно передает все контуры, ее обычно используют при выполнении инициалов. При ажурной вышивке небольшой участок ткани вышивают по краям, закрепляя их, после чего вырезают середину. Все элементы обычно обшивают петельным швом, а вырезанные участки ткани бывают самых разных форм и размеров. Ришелье – самый известный вид этой техники. Характерная ее особенность – бриды. Это перемычки, соединяющие вырезанные участки и создающие узор. Их можно оформлять разными способами. Ажурную вышивку с геометрическими узорами, соединенными гладкими перемычками, называют «Ренессансом». Внешний край такой вышивки дополняли пико.
Для того чтобы наточить ножницы, несколько раз «порежьте» ими иголку или наждачную бумагу.
Чаще в ришелье использовали растительные узоры, которые соединяли между собой перемычками с пико. Это придавало работе особую выразительность и легкость. Раньше в этой технике применяли и венецианский шов. По контуру узора петельный шов делали выпуклым, фон выполняли множеством разделок, имитировавших разную фактуру ткани. В результате получался кружевной фон.
Вышивали по очень тонкому полотну, отсчитывая нити. Эта вышивка довольно сложная и в настоящее время используется очень редко.
Сегодня ришелье выполняют на любой ткани, подобрав нитки нужного цвета и соответствующей толщины. Эта вышивка до сих пор считается одной из самых благородных и изысканных.
Вышивание имеет многовековую историю. Оно возникло в первобытный период. Именно тогда первые люди стали украшать свои изделия из различных материалов орнаментальными узорами и сюжетными рисунками. В своей работе они использовали подручные средства, такие как жилы животных, льняные и конопляные, хлопковые и шелковые нити, волосы, шерсть, ракушки, острые кости или точеный камень вместо игл. Самые первые стежки носили, скорее, практический характер: ими женщины сшивали куски кожи. Немного позже они стали декорировать свои изделия примитивными орнаментами. Впоследствии изобрели костяную, позже – бронзовую и стальную иглы, что способствовало усовершенствованию новых способов шитья и вышивки.
Первые вышивки на ткани появились в древнем Китае примерно в V–IV вв. до н. э. Вышивку выполняли на шелковых тканях. Мотивы для нее были связаны с природой, очень часто изображали птиц. Самые древние вышивки, дошедшие до нас, датируют V в до н. э. Они выполнены в Китае волосом, серебряными и золотыми нитями и шелком-сырцом. Шелковые ткани стоили очень дорого, поэтому вышиванием занимались только женщины из знати. Вышивка Древнего Китая оказала большое влияние на вышивальное искусство Японии.
Немного позже в Иране и Древней Индии также начали вышивать. В работах этих стран преобладали растительные мотивы и жанровые сцены. Сначала вышивали на шерстяных тканях, позже – на льняных и хлопчатобумажных, так как они были намного белее и тоньше.
В Древнем Египте вышивка была довольно распространенным видом рукоделия среди знатных женщин. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вышитые одежды фараонов и их изображения. В Древнем Израиле богатой и искусной вышивкой украшали одежды священнослужителей и различные предметы церковной утвари.
Из Азии вышивание распространилось по всему миру, начиная с Византийской империи. Византийская вышивка отличалась своей роскошью золотого и шелкового шитья. На работах изображали разнообразные растительные узоры. Вышивкой декорировали одежду, седла, предметы быта. Греки в своих работах очень многое переняли у персов. Кроме того, на их вышивальное искусство оказала большое влияние вышивка индийских мастериц.
В Англии с XIII в. стали вышивать различные орнаментальные мотивы растительного характера серебром, золотом, шелком. Англичане первыми из всех стран Западной Европы прославились своими вышивками.
Немного позже, в XV в., вышивка распространилась во Франции. Здесь решающую роль приобрели связи с Грецией. Но в отличие от последней во Франции первыми сюжетами для вышивки были библейские мотивы. В те времена все материалы и инструменты для вышивания были довольно дороги, поэтому им занимались исключительно знатные дамы или в монастырях.
Если вы работаете с толстой тканью, то для облегчения работы натрите иголку мылом. Так она станет легче проходить сквозь ткань.
Ажурная вышивка возникла в период эпохи Возрождения в Италии. Ее расцвет приходится на XV–XVII вв. В те времена стали очень модными кружева из стран Востока. Кружевной лихорадкой была охвачена Италия, вслед за ней Франция, из которой мода распространилась по всем остальным странам Западной Европы. Ажурной вышивкой занимались исключительно знатные дамы. Существуют несколько легенд, объясняющих, почему эту технику назвали именем кардинала Ришелье – известного французского деятеля. По одной из версий, он ввел огромные пошлины на все ввозимые товары, посчитав, что Франция должна быть совершенно независимой и все производить сама. Он выписал лучших итальянских вышивальщиц-кружевниц, научивших французских мастериц своему искусству. После чего Франция стала лидером по производству кружев. По другой версии, кардинал Ришелье очень любил кружева и украшал ими воротники, манжеты, перчатки и ботфорты. Существует еще 1 версия, по которой кардинал сам увлекался этой вышивкой и достаточно преуспел в этой области. Он довел эту технику до совершенства.
Во времена Карла Великого вышивальное искусство распространилось не только по всей стране, но и по Европе. В те времена было принято надевать очень красивую одежду, украшенную вышивкой. Все женщины при дворе умели искусно вышивать.
Из Англии и Франции вышивка постепенно распространилась по всему миру. Во времена Крестовых походов западные мастерицы познакомились с восточными вышивками и заимствовали различные сюжеты у мусульманских вышивальщиц. Жители Италии, Испании, Венесуэлы во все времена славились своей любовью к роскоши. Именно богатые и искусные вышивки мастеров этих стран славились по всему миру в эпоху Возрождения. Эскизы к вышивкам делали знаменитые художники тех времен.
Известные женщины Запада были увлечены вышиванием. Например, Екатерина Медичи и ее дочери, их кузины де Гиз, Мария Стюарт, госпожа де Ментенон, Мария Антуанетта. Они вышивали портреты, панно с изображениями людей, животных, пейзажей, замков, мифологических сюжетов и сцен охоты. Чаще работы выполняли шелковыми, серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями.
Сюжеты для своих работ мастерицы передавали из рук в руки или сами их рисовали. После того как стали печатать книги, узоры издавали в специальных сборниках.
Постепенно во многих западных странах вышивку стали использовать для украшения народных костюмов и предметов быта. В это время большое распространение получила белая гладьевая вышивка, сквозная, с растительными и геометрическими узорами. Вышивка перестала быть увлечением исключительно знатных особ.
В России история вышивки несколько отличается. Все девушки любого сословия, начиная с 7-летнего возраста, брались шить и вышивать себе приданое. Каждая молодая особа должна была изготовить праздничную и будничную одежду, скатерти, полотенца, подзоры. Одежду украшали лентами, кружевами и вышивкой. Среди узоров преобладали растительные орнаменты, цветы, изображения животных и людей. Вышивали гладью, крестом, мережками, цветной перевитью, полукрестом, сквозным шитьем. Вышиванием золотом и бисером занимались девушки и женщины богатых слов населения.
Постепенно вышивку стали разделять на народную и прикладную. Это связано с европеизацией дворянского быта. Знатные мастерицы стали украшать вышивкой не только одежду, но и предметы обихода и аксессуары к одежде: портьеры, ковры, панно, постельное и столовое белье, шали, накидки, сумочки, шляпки, зонтики, перчатки и т. д.
Сегодня мастерицы активно используют опыт прошлых веков, привнося в каждую работу современные технологии.
Вышивкой сейчас украшают женскую и детскую одежду, предметы интерьера (салфетки, занавески, скатерти, наволочки на диванные подушки, панно), полотенца, сумки, кошельки и другие изделия.
В вышивке, как и в любом другом виде прикладного творчества, существуют основополагающие моменты. Их должна учитывать каждая мастерица: и опытная, и начинающая.
Перед работой всегда мойте руки с мылом, чтобы не испачкать изделие. На колени необходимо класть белую чистую тряпочку с этой же целью. Если вышивку выполняют достаточно долго, то в перерывах между работой изделие хранят завернутым в чистую материю. При вышивании желательно сидеть прямо, немного опираясь на спинку стула. Под ноги для большего удобства ставят небольшую скамеечку. Работать лучше при дневном свете. Вечером включают настольную лампу и направляют свет с левой стороны работы.
Вышивать предметы одежды лучше после того, как ткань раскроили на детали. Можно также сначала нанести на материю контуры деталей, а потом вышить узоры. Небольшие и простые выполняют и на готовом изделии.
Каждый час целесообразно делать небольшой перерыв на 5—10 мин, давая глазам отдых. При работе следите за своей осанкой, не наклоняйте сильно голову и не сутультесь. Между вышивкой и глазами должно быть не менее 25–30 см.
Во время вышивания очень важно правильно держать руки: правая должна находиться сверху работы, левая – снизу. При работе с редкими тканями правой рукой вводят иголку в материю, вкалывая острым концом; выводят ее на лицевую сторону левой рукой ушком вверх. Нить всегда затягивают правой рукой. На плотных тканях иглу всегда вводят в вышивку острым концом.
Соблюдайте технику безопасности. Булавки и иглы храните в игольнице или вкалывайте их в мягкую подушечку. Иглу с нитью нельзя близко подносить к лицу или вкалывать в свою одежду. По окончании работы иголку обязательно поместите в игольницу или вколите в подушечку. Булавки вкалывайте в ткань по направлению от себя. Отрезайте нить только ножницами. Их располагайте острыми концами от себя.
Перед вышивкой ткань прежде всего выравнивают по основе и утку, намечают расположение узора и переводят его. Для выравнивания края ткани крайнюю нить выдергивают и по ее следу отрезают лишнюю ткань. После чего край детали следует обметать, чтобы избежать его осыпания. Длину и ширину изделия можно наметить точно так же.
Если узор расположен в виде полосок или же в квадратах или прямоугольниках, то перед переводом рисунка на ткани предварительно размечают расположение этих полос. Для чего в нужных местах из ткани выдергивают по 1 нити. В результате рабочая поверхность будет разделена на полосы или квадраты. Далее ткань как следует разглаживают. Только после этого узор переводят на ткань, располагая его в полосах или квадратах. Геометрический узор выполняют по счету нитей ткани.
Рисунки для вышивки разделяют на изображения свободного контура и специальные. Рисунки 1-го вида вышивают ришелье, украшающими швами, стеклярусом, бисером, аппликацией и всеми видами глади, кроме счетной. Специальные рисунки ограничены определенными рамками клетки или длиной стежка. По ним вышивают крестом, счетной гладью, белой строчевой вышивкой, строчевым гипюром.
Чаще для вышивания применяют готовые узоры, которые переснимают из вышитых изделий, альбомов, журналов и т. д. Но народная вышивка в наши дни нередко выступает источником вдохновения и способом изучения законов пропорции и сочетания цветов, а также совмещения различных техник.
После изучения старинных вышивок нетрудно самостоятельно придумывать новые узоры и орнаменты. Но перед этим решите, из каких элементов они будут состоять, как сочетаются между собой, как их можно упростить или изменить. Это можно сделать, используя узорные мотивы разных размеров. Их вырезают из бумаги по несколько экземпляров. Для чего на полосе бумаги нужной ширины отмеряют длину узора, складывают полосу гармошкой и вырезают узор. Мотивы располагают на столе, создавая узор. Для этого их сдвигают или раздвигают, кладут в разном порядке для получения красивого орнамента. В полосе рисунок получится довольно эффектным, если 2–3 детали ритмично повторяются. Это могут быть листья, плоды, цветы. При составлении своего рисунка соблюдайте пропорциональное соотношение всех частей мотива. Кроме того, рисунок должен соответствовать форме и размерам основного изделия.
Вышивальщицы столетиями вырабатывали умение грамотно расположить и соотнести детали узора, соединить их с кроем изделия, размещать мотивы таким образом, чтобы они подчеркивали линии фигуры человека или декорируемых предметов. Узоры располагают или на всей поверхности изделия, или на каких-либо его частях (краях, углах, середине). Узор может быть размещен в полосах разной ширины или разбросан в виде фигур непохожих форм.
При составлении узора всегда выделяйте его центр. После того как узор составлен, переводите его на ткань. Это можно сделать разными способами в зависимости от рисунка и ткани-основы. Чаще рисунок переводят на ткань с помощью копировальной бумаги. На ткань копировальную бумагу (лучше желтую, зеленую или красную – они меньше пачкают) накладывают краской вниз. Поверх бумаги помещают мотив и остро отточенным карандашом переводят все контуры рисунка. При этом следите за тем, чтобы линии всегда были тонкие. В противном случае, слишком жирные линии станут проглядывать сквозь вышивку. Если это геометрический орнамент, воспользуйтесь линейкой. В углах каждого крестика следует ставить точки.
На прозрачные тонкие ткани узор обычно переносят с помощью стекла и лампы под ним. На стекло кладут узор, поверх него – ткань и булавками скрепляют их между собой. Включают лампу и все линии рисунка обводят мягким карандашом.
Если ткань блестящая, темная или ворсовая, то рисунок на нее переносят с помощью папиросной бумаги, кальки или целлофана. Рисунок переводят на бумагу, накладывают ее на ткань, прошивают по его контуру частыми стежками швом «вперед иголку». Бумагу убирают, а наметку удаляют после окончания вышивки.
При переводе рисунка на ткань материю расстилают на ровной поверхности. Следите за тем, чтобы не было перекосов по утку или оси.
Рисунок можно переводить и «припорохом». Обычно этот способ применяют на таких тканях, как шелк, сукно, бархат, полотно. На ткань помещают специально выполненный трафарет-сколок. Для его изготовления на стол, застланный тканью, сложенной в несколько раз, помещают лист бумаги с узором. Под него кладут тонкую бумагу. Все это булавками прикрепляют к подстилке. Тонкой или толстой иглой в зависимости от толщины ткани, осуществляют проколы по контуру рисунка на расстоянии 2–3 мм друг от друга. Далее полученный трафарет с обратной стороны протирают наждачной бумагой. Это необходимо для того, чтобы уничтожить выпуклости контура. Готовый трафарет прикрепляют к ткани для вышивания. Контуры рисунка наносят ватным тампоном, смоченным в смеси машинного масла и зубного порошка – для темных тканей, смеси машинного масла и синьки – для светлых. По консистенции раствор должен напоминать сметану. Проходя через отверстия, он оставляет след в виде контура рисунка.
При переводе рисунка с вышитого изделия на бумагу на изделие кладут прозрачную бумагу. Далее скалывают все слои, обводят линии узора твердо-мягким карандашом, фломастером или тушью. Можно также положить изделие с вышивкой на стекло, которое помещают над лампой. На вышитую ткань кладут тонкую бумагу и обводят все темные линии карандашом.
Узор ажурных вышивок обычно переносят на клетчатую бумагу цветными карандашами или тушью. Для счетных вышивок узоры также переводят на бумагу в клетку, где каждый стежок располагают в клеточке.
Все вышивки делят на счетные и свободные. Первую группу вышивок осуществляют по счету нитей ткани. Обычно их вышивают по полотну или другим тканям полотняного переплетения. На них очень удобно считать нити. Чаще счетной вышивкой выполняют различные геометрические узоры. Все счетные вышивки подразделяют на сквозные, или строчевые, и вышивки по целой ткани. Большинство старинных вышивок причисляют к счетным.
К сквозным вышивкам относят мережки – узкие строчевые вышивки. Для чего выдергивают нити ткани в виде полос. Самые простые среди них – это столбик, «козлик», «жучок». Этот вид вышивки чаще входит в другие виды.
Строчку «перевить» также относят к сквозным вышивкам. Здесь основой для вышивки служит сетка. На нее и наносят рисунок. Для сетки сначала продергивают нить ткани по контуру будущего узора и под ней пропускают цветную нить, строго считая нити. Ткань натягивают на пяльцы, а поднятые цветной ниткой поперечные и продольные нити ткани выдергивают. Полученную сетку перевивают рабочей нитью по диагонали.
Штопка – это еще 1 вид сквозной вышивки. Она может быть одинарной и двойной. При одинарной штопке каждую клеточку заполняют 2 стежками в виде крестика. При двойной в клетке получается такой же крестик, только 2 нитками.
При вышивке паутинкой при перевивании сетки в каждой клетке рабочей нитью делают воздушную петлю.
Стлань – это штопка сетки без перевития, что создает впечатление ненарушенной ткани. Очень часто ее сочетают с цветной перевитью.
Гипюры стоят отдельно в строчевой вышивке. Здесь сетка крупнее, чем у предыдущих видов. Кроме того, часто сетку делают разной формы в виде сновок, звездочек, паучков, уголков, ромбиков. В результате различают несколько разделов гипюра:
• рассыпной гипюр, выполняют по крупной сетке и сочетают с длинными сновками и паучками разной величины; рисунок получается в виде розеток или звезд;
• вологодское стекло, сетку покрывают настилом и воздушными петлями в виде узора;
• стяги, тонкую ткань стягивают в сетку без продергивания ниток.
Счетные вышивки осуществляют и по целой ткани. К ним относятся крест, роспись (полукрест), набор, косая стежка, счетная гладь и др. В любом из перечисленных видов при работе считают каждый стежок, который кладут в определенном направлении в зависимости от вида вышивки.
Вторая большая группа – это свободные вышивки. В них всю работу выполняют по свободному рисунку, который наносят на различные ткани.
Самая известная такая вышивка – это гладь. Существует множество ее разновидностей.
Одностороннюю гладь осуществляют верхошвом. Здесь стежки кладут практически полностью на лицевой стороне, закрывая участки ткани узором. На изнанке иголка захватывает всего несколько нитей ткани. В результате рисунок получается только на лицевой стороне.
Бельевой гладью чаще украшают белье, носовые платки, блузки. Вышивка получается довольно выпуклой, так как под гладьевые стежки кладут настил. Здесь также есть свои швы и приемы, например листочки, горошки, лапочки, цветочки и т. д. Очень часто ее сочетают с другими видами вышивки.
Атласную гладь вышивают стежками, располагая их справа налево так, чтобы они заходили друг за друга. В результате получается гладкое полотно.
Русскую гладь применяют для украшения одежды и предметов быта. Весь рисунок заполняют швом по прямой нити ткани в вертикальном и горизонтальном направлениях. На изнаночной стороне видны только мелкие стежки. На лицевой стороне стежки размещают в шахматном порядке без счета. На обратном ходе кладут стежки так, чтобы они плотно прилегали к 1-му ряду, полностью закрывая ткань. Все стежки стараются делать одинаковой длины. Начинают всегда в середине предыдущего стежка.
Цветная гладь может быть односторонней и двусторонней. Все стежки в этом виде вышивки плотно прилегают друг к другу.
В старину существовало множество разных способов переноса рисунка на ткань. Их переводили с помощью угля, положив вышитое изделие на стекло, или с помощью свинца, мыла, мела, алюминия, а также методом намачивания.
Прорезная гладь – это сквозная вышивка. Для нее характерны небольшие отверстия, края которых вышиты гладьевым валиком.
Гобеленовое шитье выполняют специальным гобеленовым стежком. Обычно эти стежки кладут в диагональном или вертикальном направлениях, полностью закрывая ткань нитками разных цветов.
Английское шитье – 1 из видов глади, сочетающий прорезную гладь с простой. Его используют для украшения скатертей, салфеток, белья, блузок, воротников. Все отверстия прокалывают толстой палочкой, заостренной с 1 конца. Часто английское шитье дополняют разными фестонами, выполненными петельным швом.
Ришелье напоминает прорезную гладь и английское шитье. Отличие этого вида вышивки от последних заключается в использовании брид и вырезании отверстий. Ни в английском шитье, ни в прорезной глади отверстия не вырезают. Ришелье часто сочетают с белой гладью и ажурными сетками. Бриды выполняют гладьевым валиком, петельным или штопальным швом.
Отдельно хочется выделить машинную вышивку. Она может быть как с бридами, так и без них. В безбридном ришелье детали рисунка должны соприкасаться между собой.
Основной шов здесь – валик.
Если на рисунке детали расположены на некотором расстоянии друг от друга, тогда используют бриды.
Вышивать можно практически на любой швейной машинке. Ее просто следует подготовить к этому виду работы. Для чего снимают прижимную лапку, отвернув крепящий винт, а регулятор длины стежков ставят в нулевое положение. Снимают или опускают зубцы двигателя ткани. Зубцы при обычной строчке приподнимают ткань. При вышивании материя, натянутая на пяльцы, должна плотно прижиматься к стежечной пластине, иначе машинка станет пропускать стежки. Для того чтобы удалить зубцы, сначала отвинчивают 2 винта, удерживающие стежечную пластину. Снимают ее и отвинчивают 2 винта, крепящие зубцы. Убирают зубцы и привинчивают на место пластину.
На некоторых машинках для удаления зубцов есть специальная кнопка. Обычно она находится на правой стороне платформы возле колеса, внизу. Зубцы опускаются вниз после того, как кнопку переводят в противоположную сторону. На других машинках зубцы опускают, освободив винт, находящийся в нижней части машинки возле челнока. Для чего головку машинки приподнимают и прокручивают винт, на зубцы при этом слегка нажимают. Далее закручивают винт или оставляют в таком же виде – это зависит от устройства швейной машинки.
Можно также использовать специальную пластину, прикрывающую зубцы во время вышивания. Но ее применение сокращает расстояние между иглой и стежечной пластиной. В результате длинные стежки выполнить невозможно. Правда, вышивать узкий гладьевой валик довольно удобно. Для чего рычаг натяжения нитей опускают вниз, чтобы верхняя нить всегда была в натяжении.
На следующем этапе работы машинку тщательно протирают от пыли и различных загрязнений. Для этого небольшой лоскут мягкой ткани смачивают в керосине и хорошо вытирают им все запыленные места и участки от старого застоявшегося машинного масла. Особое внимание при этом уделяют участку под фронтовой доской, куда стекает масло, в результате чего работа может получиться грязной.
Для проникновения во внутренние части рукава машинки снимают крышку, которая находится с обратной стороны, и убирают фронтовую доску в головной части. После того как машинку вычистят от пыли, ее промывают керосином. Для чего машинка должна работать 4–5 мин. Керосин удаляют чистой мягкой тряпочкой и во все отверстия для смазки вливают по 2–3 капли машинного масла. Оно ни в коем случае не должно попасть на резиновые детали и приводной ремень.
Для смазки нижней части машинки отвинчивают винт с правой стороны, отсоединяют ремень и откидывают верхнюю часть машинки назад. Нижнее колесо и подножку также желательно регулярно смазывать. После этого выполняют несколько пробных строчек на любом кусочке ткани, чтобы очистить челнок и иголку от лишнего количества масла. Швейную машинку чистят и смазывают через каждые 40–50 рабочих часов. Качество машинной вышивки сильно зависит от правильного натяжения ниток. Его необходимо обязательно изменять в зависимости от толщины ткани, ниток и вида вышивки.
Натяжение верхней нити меняют регулятором натяжения, который находится на фронтовой доске машинки. Натяжение нижней нити – поворотом винта с помощью отвертки на регуляторе натяжения на шпульном колпачке.