Первое, что потребуется для вышивки гладью – это непосредственно сама ткань. Выбор ткани для вышивки, особенно при создании панно или картин, зависит от техники глади. Для несчетной глади подойдет практически любая ткань с плотным переплетением нитей, такая, как тонкие виды хлопчатобумажных тканей, шелк, тонкая шерсть, лен, смесовые ткани. При этом для работы гладью можно выбирать как однотонные материалы, так и с рисунком, но при этом важно учитывать, насколько будет сочетаться набивной рисунок ткани с создаваемым вручную узором. При выборе ткани необходимо обращать особое внимание на ее прочность: при создании глади каждый фрагмент ткани испытает на себе неоднократной прокалывание иглой с протягиванием через сделанную дыру нити, нередко толще, чем нить самой ткани, и необходимо, чтобы нити ткани выдержали такое давление. При вышивке по прозрачным тканям необходимо учитывать тот факт, что обратная сторона глади будет неминуемо просвечивать через нее, поэтому для таких тканей лучше использовать двусторонние виды глади.
Слишком плотная ткань может использоваться в качестве основы для вышивки, но работать с ней не очень удобно, так как каждый прокол будет даваться с трудом. Впрочем, для создания рисунков на таких плотных тканях, как, например, толстая шерсть или флис, можно использовать дополнительно либо шило, либо толстую штопальную иглу, которые помогут протыкать плотное полотно.
Для создания узоров счетной гладью для работы необходимо выбирать материалы с выраженным переплетением, такие, как миткаль, или же использовать для работы канву. Канва бывает нескольких номеров, которые зависят от размера ячеек, а точнее, от количества нитей, приходящихся на каждый дюйм ткани. В зависимости от переплетения и размера ячеек, канва подразделяется на одинарную или канву равномерного переплетения, двойную, которая образуется переплетением не двух, а четырех нитей, крупноклеточную, или страмин.
При выборе канвы следует учитывать, что чем плотнее переплетение нитей в ней, тем мельче будут стежки и тем аккуратней получится конечный результат. Однако работа по частой канве потребует усидчивости и терпения, которых может не хватить на начальном этапе освоения техники. Поэтому для освоения счетной глади лучше использовать канву с большим размером ячеек, а уже после освоения этого вида можно переходить на работу по частой канве. Современная канва бывает нескольких цветов, выбор ее зависит от желаемого конечного результата: должна ли она будет полностью слиться с картиной или будет дополнять фон отдельными своими видимыми нитями.
Вторая необходимая вещь для любой вышивки – это непосредственно сами нити, из которых и создается узор.
Для вышивки гладью используются преимущественно два вида нитей: хлопчатобумажные мулине и шелковые. Оба эти вида характеризуются главным для аккуратной вышивки гладью качеством: они очень тонкие, благодаря чему плотно ложатся, создавая при наложении друг на друга красивый шелковистый отблеск. Для создания матовых вышивок используется хлопчатобумажная нить. Если необходимо создать полотно, поражающее живым блеском, похожим на переливы натурального шелка, то для вышивки нужно использовать шелковые нити. Для создания аккуратной, профессиональной вышивки немаловажным фактором является не только наличие определенного опыта работы с материалом и освоение техники (так называемое набивание руки), но и выбор качественного исходного материала, а именно нитей для выполнения вышивки. Обычные нити в катушках, которые продаются в швейных магазинах, использовать для вышивки нельзя, они слишком сильно скручены, из-за чего при частых стежках начнут перекручиваться, завязываться узлами, расщепляться и махриться, поэтому вышивка получится неровной. Для качественной вышивки следует использовать только специальные нити для вышивания.
Одной из лучших фирм, производящих в настоящее время нити для вышивания, остается немецкая компания Madeira, основанная в начале XX столетия. У данного производителя всегда можно найти широкий ассортимент хлопчатобумажных, шелковых и металлизированных нитей под золото и серебро. В отличие от более дешевого люрекса, металлизированные нити Madeira не расщепляются в процессе работы, не обрываются, что позволяет использовать их как в ручной вышивке гладью, так и в машинной. Еще одной особенностью данной компании является цветовое многообразие выпускаемых нитей, при этом каждый цвет представлен в родственных оттенках, что немаловажно при создании высокохудожественной вышивки с переходом цвета. Единственным существенным недостатком продукции компании является ее довольно высокая цена, поэтому для обучения вышивке лучше использовать более дешевые китайские и российские нити мулине, и уже только после освоения техники приобретать немецкие нити для вышивания.
Кроме этих видов нитей, для создания глади можно использовать более грубый ирис, который подойдет для вышивки по плотным, толстым и грубым видам ткани. Для создания орнаментов и рисунков в народном стиле можно брать тонкие шерстяные нити, гобеленовую нить и даже тонкую пряжу для ковров или вязания.
В принципе, для вышивки можно использовать абсолютно все виды существующих на сегодняшний день нитей. Однако качество конечного продукта будет напрямую зависеть от исходного качества самих нитей: чем тоньше и в то же время глаже нить, тем профессиональней будет выглядеть вышивка в итоге, без пушистости, неровных стежков, без спутывания нитей и завязывания их в процессе работы узелками.
Пяльцы не являются обязательным инструментом для вышивки, но обойтись без них без ущерба для качества работы может только опытная вышивальщица. Для получения аккуратного вышитого узора с плотными, ровными стежками ткань, по которой производится вышивка, должна быть равномерно натянута как в продольном, так и в поперечном направлении, иначе ткань на границе с вышивкой может деформироваться, а сам вышитый фрагмент из-за этого перекосится. Пяльцы позволяют легко разрешить проблему натяжения ткани, и только самые опытные вышивальщицы способны равномерно натягивать ткань на указательном пальце, без использования этого инструмента. Пяльцы состоят из двух деталей: внешней и внутренней, между контурами которых и зажимается ткань (рис. 1).
Большинство пялец круглой формы, которая позволяет равномерно натянуть ткань в веерообразном направлении, но и в старину, и в наши дни есть пяльцы квадратной формы, которые удобны для создания больших вышивальных полотен, панно, картин. Такие пяльцы-рамки можно закрепить на подставке и получить вышивальный станок, который помогает высвободить руку от удерживания пялец и тем самым задействовать в процессе вышивки обе руки (рис. 2).
Рис. 1. Пяльцы
Рис. 2. Вышивальный станок
Раньше пяльцы делали только из дерева, но в наше время инструменты могут изготавливаться как из традиционного, так и более современных композитных материалов. Как правило, внешнее кольцо делается разъемным, а концы соединяются при помощи винтового крепления, которое позволяет изменять диаметр внешнего кольца. Перед помещением ткани между кольцами винт ослабляют, а для закрепления постепенно заворачивают, подтягивая ткань в продольном и поперечном направлении. Винтовое крепление позволяет использовать одни и те же пяльцы при работе с материалами разной толщины.
Широкое распространение у начинающих вышивальщиц из-за невысокой стоимости и доступности получили пластмассовые пяльцы, к тому же в пластмассовых пяльцах внутреннюю поверхность большой рамки делают рельефной, благодаря чему ткань лучше зажимается между кольцами и не выскальзывает в процессе работы над вышивкой.
При работе на деревянных пяльцах необходимо постоянно следить за тем, чтобы ткань не провисала, а натяжение не ослабевало, для чего ткань время от времени необходимо натягивать повторно. Некоторые профессиональные вышивальщицы больше ценят пяльцы из упругой резины, которая позволяет мягко зажимать ткань, не повреждая ее структуру. У резиновых пялец есть еще одно несомненное достоинство: они более упругие, чем деревянные, и для хорошего зажима ткани здесь не требуется винтовое крепление. А это значит, что работа продвигается быстрее, а процесс вышивания становится комфортнее. По диаметру пяльцы могут быть как совсем маленькими, около 10 см, так и большими– до 45 см.
Большинство рукодельниц в домашних условиях предпочитает пяльцы среднего размера, до 30 см, так как в большие пяльцы трудно равномерно натянуть ткань, а маленькие пяльцы приходится постоянно передвигать, из-за чего ткань может мяться и пачкаться.
Одним из главных недостатков пяльцев является именно сминание ткани в процессе работы. И если хлопчатобумажное полотно с вышивкой мулине после работы легко постирать, а затем прогладить утюгом, то вышивка по шелку или бархату может быть безнадежно испорчена: на бархате сомнется ворс по месту зажима ткани, а нежный и тонкий шелк растянется или испачкается, а стирать такие капризные материалы не рекомендуется. Поэтому вышивку на таких дорогих материалах лучше выполнять без пялец, натягивая ткань на указательном пальце. Не потребуются пяльцы и при комбинированной вышивке с использованием бисера и бусин, которые станут мешать плотному зажиму ткани между кольцами. Но во всех остальных случаях пяльцы послужат надежным подспорьем в работе, но ткань после работы стоит вынимать из пялец и хранить в расправленном виде, особенно если выполнять вышивку от случая к случаю, а не работать над ней каждый день.
Еще один инструмент, без которого трудно обойтись при работе с тканями, это ножницы. Для вышивки их потребуется как минимум двое, но для профессионального занятия вышивкой их потребуется не меньше трех. Первые, основные ножницы – портновские, с широкими прямыми лезвиями. Они необходимы для раскроя полотнища ткани выбранного размера, отреза канвы и выполнения других работ с тканью. Главные требования, предъявляемые к данному инструменту – острота и удобство в работе. Подбирают портновские ножницы только визуально, в магазине, так как их необходимо подержать, проверить, удобно ли они лежат в руке, не слишком ли тяжелые, насколько остры. Эти ножницы должны использоваться только для резки ткани, ни бумагу, ни нитки, особенно металлизированные, ими резать нельзя, иначе дорогие ножницы быстро утратят свою остроту.
Вторые ножницы – специальные рукодельные с изогнутыми в форме аиста или цапли ручками, за что их в профессиональной среде так и прозвали: ножницы «аистом» или «цапельками» (рис. 3).
Рис. 3. Ножницы для рукоделия «Аист»
Благодаря длинным тонким лезвиям и идеальной остроте до самых кончиков, ножницы отлично справляются с функцией обрезки нитей, при этом кончики нити не расщепляются и не портят вышивку. Эти же ножницы используются и в том случае, если часть вышивки из-за огрехов в работе необходимо удалить. В этом случае одним лезвием ножниц поддевают стежки вышивки, разрезают их, после чего поддевают нити иголками и вынимают из ткани.
Наконец, последние ножницы нужны для работы с металлизированными нитями, которые нельзя резать ни первыми, ни вторыми ножницами, так как они затупятся. Для обреза металлизированных нитей можно использовать недорогие маникюрные ножницы, которые не жалко будет сменить через год-два, после того как они затупятся из-за излишней прочности нитей.
В идеале, для работы с копировальной бумагой нужны четвертые ножницы, но можно для этих целей использовать обычные канцелярские и не приобретать специально еще одну пару.
Иглы относятся к категории обязательных инструментов, необходимых для выполнения любого вида вышивки. Если без пялец можно обойтись, а ножницы на крайний случай заменить лезвием или ножом, то без игл выполнить вышивку невозможно. При этом качество вышивки напрямую зависит от правильного выбора толщины и длины иглы по отношению к рабочему материалу. Для вышивания можно использовать два основных вида игл: швейных и бисерных, с ультратонким ушком и удлиненным острием. При выборе необходимо обратить внимание на остроту игл, поверхность должна быть гладкой, без ржавчины, шероховатостей. Также аккуратно должно быть обработано ушко иглы. Лучше всего выбирать иглы ровной толщины по всей поверхности, без расширения в области ушка, это поможет снизить величину прокола. Для работы с тонкими материалами лучше всего использовать бисерные иглы с минимальной толщиной или швейные иглы от единицы до тройки. Для вышивки по хлопку и льну, смесовым и тонким шерстяным тканям можно использовать швейные иглы № 4–8 с небольшим ушком, а для вышивки «ирисом» и другими толстыми нитками следует подобрать иглы № 9–12, так как через слишком тонкое ушко невозможно продеть толстую нить. Толстые нити, а также тонкие виды пряжи используются преимущественно при работе с плотными шерстяными тканями, например, драпом или гобеленом.
Эта тонкая прозрачная бумага необходима для переноса рисунка на ткань. Сначала рисунок наносится непосредственно на кальку, затем его переводят на ткань. Сделать это можно, либо прошив контуры рисунка редкими стежками, после чего удалить сверху бумагу, после выполнения вышивки контуры рисунка можно удалить ножницами для вышивания и иглой. Второй способ подойдет, если ткань слишком тонкая либо контур слишком сложный для его прошивания. В этом случае нужно наложить ткань на кальку и прорисовать по ней контуры карандашом или специальным исчезающим маркером. Калька не является обязательным материалом, вышивальщицы с хорошими навыками рисования наносят рисунок непосредственно на ткань, без использования бумаги.
Для нанесения рисунка на ткань можно взять как простой карандаш, предварительно остро заточенный, так и специальные маркеры для нанесения рисунка на ткани. Для рисования по ткани используют, как правило, мягкие карандаши с маркировкой от 1 до 3 В. Главные недостатки карандашей: они могут повредить тонкую ткань, испачкать светлую ткань, оставить на ней следы даже после стирки, а при работе с темными материалами их использовать нельзя, так как их не видно. Хорошей альтернативой простым и дешевым карандашам являются более дорогие, но технологичные исчезающие маркеры, которые держатся на ткани несколько суток, а затем бесследно исчезают. Главным недостатком такого маркера является то, что контуры рисунка могут исчезнуть раньше, чем закончится работа над вышивкой. Поэтому после нанесения рисунка лучше прошить его контуры вышивальными нитями, которые затем сверху закрыть стежками. Это позволит решить сразу несколько задач: сохранить рисунок, укрепить края вышивки, предотвратить деформацию ткани.
Этот швейный инструмент в последнее время постепенно уходит в прошлое, но если необходимо выполнить вышивку слишком тонкой иглой или вышить на утолщенной ткани, наперсток поможет защитить нежную кожу подушечек пальцев от проколов тыльной стороной иглы.