Общекультурные и профессиональные компетенции

Переход страны в 2015 г. на новые образовательные стандарты и переход СПбГУ на свои стандарты и компетентностно-ориентированные учебные планы (далее КОУП) вместо прежних дисциплинарно-ориентированных обусловливает формирование компетенций, многие из которых приобретаются при выполнении курсовой и выпускной работ бакалавра.


Общекультурные компетенции:

Способность аргументированно, логически верно и содержательно ясно строить письменный текст (в том числе на английском языке, а при его защите – использовать навыки публичного выступления, ведения дискуссии и участия в полемике.


Профессиональные компетенции:

– Готовность представлять результаты исследования в письменной форме в соответствии с научными и формальными требованиями к тексту;

– готовность использовать знания, навыки, полученные в ходе обучения, для преподавания социологии (обществознания) в средней школе и средних специальных учебных заведениях, включая руководство письменными работами учащихся.


Практический опыт самостоятельной подготовки студентами таких работ в рамках КОУП еще не накоплен и не обобщен в достаточной степени. В течение четырех десятилетий обязательного выполнения выпускных (дипломных) работ в вузах страны были подготовлены соответствующие учебно-методические материалы и пособия в помощь студентам, но большинство из них были предназначены для технических дисциплин и непригодны для студентов-социологов. Они малодоступны, так как распространялись только в своих вузах и оседали в специальных фондах крупнейших библиотек.

К изданиям, которые восполняли этот дефицит, можно отнести пособия, разработанные преподавателями факультета социологии СПбГУ[1]. Однако к настоящему времени и они уже устарели по двум причинам.

Во-первых, в 2000–2013 гг. Санкт-Петербургский государственный университет перешел на трехуровневую подготовку социологов в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре, что создало дефицит учебников и учебных пособий, в первую очередь для бакалавриата, а также для учащихся следующих уровней подготовки.

Во-вторых, в результате интенсивного развития информационных технологий и связанного с ним общенаучного движения Открытого Доступа к публикациям (Open access) с начала 2000-х гг.[2] существенно изменилась техника научной работы, прежде всего поиск и подбор литературы по теме, расширились возможности работы с ней из любой точки планеты. Теперь каждому интересующемуся доступны не только журналы и журнальные статьи в классической бумажной форме, но и цифровые научные ресурсы, фонды, крупные собрания журналов и книг в стране и мире начиная с первого научного журнала, вышедшего во Франции в XVII в. Однако использование таких возможностей требует соответствующих технических и профессиональных навыков, которые следует приобрести в бакалавриате на начальном этапе обучения.

Кроме того, изменились и требования к оформлению текста работы. В 2000 г. и в последующие годы были приняты новые государственные и межгосударственные стандарты по оформлению научного аппарата книг, статей, диссертаций и авторефератов, которые вместе с другими стандартами по информации и издательскому делу унифицируют оформление текста, его научного аппарата и дают полный ответ на вопрос о том, как должна выглядеть завершенная квалификационная работа[3].

Настоящие рекомендации учитывают названные изменения и содержат советы в отношении содержания, структуры и оформления ВКР бакалавра социологии. Текст пособия написан автологично: содержащиеся в нем рекомендации студентам уже использованы в нем самом и могут рассматриваться как пример их реализации. Так, данное пособие воспроизводит рекомендуемую структуру ВКР: оно состоит из введения, основного текста из двух пунктов по два подпункта, заключения, примечаний, списка литературы и приложений. Настоящее пособие в целом является примером структуры и оформления ВКР[4].

В первом пункте раскрываются квалификационные требования к работам в зависимости от года обучения студента и общий порядок работы над ВКР, причем в двух аспектах – внешнем и внутреннем. Внешним аспектом является организация процесса подготовки и оценки курсовых и выпускных работ, а внутренним – выбор темы, подбор литературы и источников, разработка научных основ работы и развертывание ее содержания.

Второй пункт посвящен оформлению работы, которое также имеет два аспекта – внешний и внутренний. Сначала раскрывается внутренний аспект, т. е. логика построения научного текста и язык изложения. Затем приводятся нормы внешнего оформления работы: правила цитирования, оформления ссылок, примечаний, сносок, создания списка литературы – соответствующие страницы пособия иллюстрируют эти нормы.

В издании не рассматриваются вопросы методики и техники научной работы, использование которых необходимо для успешной подготовки курсовых и выпускных текстов; пути доступа к добротной социологической литературе и эмпирическим данным по конкретной тематике. Эти вопросы относятся к практике подготовки работы и являются предметом консультации с научным руководителем.

Исходя из автологичности данных рекомендаций, читать предлагаемый текст нужно с учетом его внешних и внутренних аспектов. Следует обращать внимание не только на содержание, но и на оформление текста, помнить, что научное содержание курсовых и выпускных работ всегда несет на себе печать творческой индивидуальности автора, в то время как организация их подготовки подчиняется общему порядку, а оформление – действующим государственным стандартам и другим правилам, т. е. унифицировано. Исходя из этого рекомендации в отношении научного содержания работ следует воспринимать как консультативные, в то время как сведения об организации подготовки работ в университете и правила их оформления носят обязательный, нормативный характер.

Итак, всякая курсовая или выпускная работа начинается с введения, которое прежде всего ставит конкретную проблему. Затем следуют обоснование актуальности избранной темы и краткий обзор литературы по теме. Далее определяются вопросы, рассматриваемые в работе, и оговаривается, какие из них, важные для решения проблемы, не будут затронуты. Наконец предлагается структура работы и дается сжатое изложение ее основных результатов.

В завершение следует привести важное правило: введение к научной работе, как и заключение, пишется после завершения основной части. До того как будет закончена основная часть текста, невозможно написать хорошее введение, поскольку автор еще не вполне овладел материалами по теме, не реализовал логику его изложения и не сформулировал собственных выводов.

Загрузка...