Первое письменное упоминание о профессиональном выгорании содержится в Ветхом Завете. «На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. И видел Иофор, тесть Моисеев, все, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю им уставы Божии и законы Его. Но тесть Моисеев сказал ему: нехорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его» [(Моисей: Исх., 18 (17–18)].
В XVII в. голландский врач Николас Ван Тульп, изображенный на известной картине Рембрандта «Урок анатомии», предложил в качестве эмблемы медицинской деятельности горящую свечу и девиз Гиппократа: «Светя другим, сгораю сам». Этот девиз выбит на памятнике знаменитому русскому врачу Николаю Склифосовскому.
В художественной литературе земский доктор А. П. Чехов в конце XIX в. впервые описал динамику личностной деградации и выгорания врача в повестях «Палата № 6» и «Ионыч».
Герой «Палаты № 6» Андрей Ефимович Рагин работал в «богоугодном» заведении, которое находилось в ужасном состоянии: «В палатах, коридорах и в больничном дворе тяжело было дышать от смрада. Больничные мужики, сиделки и их дети спали в палатах вместе с больными. <…> На всю больницу было только два скальпеля и ни одного термометра, в ваннах держали картофель».
Андрей Ефимович не смог ничего изменить в силу своего характера. «Андрей Ефимыч чрезвычайно любит ум и честность, но, чтобы устроить около себя жизнь умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право. Приказывать, запрещать и настаивать он положительно не умеет. Похоже на то, как будто он дал обет никогда не возвышать голоса и не употреблять повелительного наклонения. Сказать “дай” или “принеси” ему трудно. <…> Когда обманывают Андрея Ефимыча или льстят ему, или подносят для подписи заведомо подлый счет, то он краснеет, как рак, и чувствует себя виноватым…».
А. П. Чехов с клинической точностью описывает нарастание симптомов выгорания врача: постепенную утрату эмоциональной и физической энергии, личную отстраненность и снижение удовлетворения от работы. «В первое время Андрей Ефимыч работал очень усердно. Он принимал ежедневно с утра до обеда, делал операции и даже занимался акушерской практикой. <…> Но с течением времени дело заметно прискучило ему своим однообразием и очевидною бесполезностью».
Постепенно Рагин отходит от своей профессиональной деятельности. «Во время приемки Андрей Ефимыч не делает никаких операций; он давно уже отвык от них, и вид крови его неприятно волнует. <…> от шума в ушах у него кружится голова и выступают слезы на глазах. Он торопится прописать лекарство и машет руками… На приемке скоро ему прискучают робость больных и их бестолковость … и свои собственные вопросы, которые он задает неизменно уже более двадцати лет. И он уходит, приняв пять-шесть больных. Остальных без него принимает фельдшер».
Андрей Ефимыч часто размышлял о смысле своей работы, который казался ему сомнительным, а утрата осознания смысла собственной профессиональной деятельности является одним из симптомов выгорания.
«Сегодня примешь тридцать больных, а завтра, глядишь, привалило их тридцать пять, послезавтра сорок, и так изо дня в день, из года в год, а смертность в городе не уменьшается, и больные не перестают ходить. Оказать серьезную помощь сорока приходящим больным от утра до обеда нет физической возможности, значит, поневоле выходит один обман <…> Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого? <…> Если же видеть цель медицины в том, что лекарства облегчают страдания, то невольно напрашивается вопрос: зачем их облегчать? <…> Я служу вредному делу и получаю жалованье от людей, которых обманываю; я нечестен».
«Подавляемый такими рассуждениями, Андрей Ефимыч опустил руки и стал ходить в больницу не каждый день» (Чехов А. П., 1988).
В рассказе «Ионыч» сын дьячка Дмитрий Ионыч Старцев становится земским доктором. Он делает предложение богатой девушке, но получает отказ. Несколько дней он переживает, но потом уходит в работу. «Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращается домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой.
<…> когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и все, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал <…> От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это – по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек – желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, – было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет.
<…> Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. <…> У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит:
– Это кабинет? Это спальня? А тут что?
И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот.
У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем.
<…> Вероятно оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. <…> Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о́ пол и кричит своим неприятным голосом:
– Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!
Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.
По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает. <…> уже все – и старшины клуба, и повар, и лакей – знают, что он любит и чего не любит, стараются изо всех сил угодить ему, а то, чего доброго, рассердится вдруг и станет стучать палкой о́ пол». (А. П. Чехов, 1988).
Я получил счет от хирурга. Теперь мне ясно, почему эти парни работают в масках.
В 1953 году М. С. Шварц и Дж. Т. Уилл (M. S. Schwartz & G. T. Will) опубликовали в американском журнале «Psychiatry» статью «Low morale and mutual withdrawal on a mental hospital ward» («Низкая мораль и взаимное отстранение в больничной палате»), где на примере медицинской сестры психиатрической больницы впервые представили клиническую картину профессионального выгорания.
Отечественный психолог Б. Г. Ананьев в 1968 году в своем труде «Человек как предмет познания» назвал «эмоциональным сгоранием» состояние, возникающее у людей коммуникативных профессий и связанное с межличностными отношениями.
В 1969 году американский психолог Х. Б. Брэдли (H. B. Bradley) в научной статье впервые использовал термин «выгорание персонала» (staff burnout) для описания переутомления у офицеров, проходящих испытательный срок, реализуя программу воздействия на молодых правонарушителей.
Через пять лет американский психиатр Герберт Фройденбергер (Freudenberger H. J., 1974) применил термин «эмоциональное выгорание» для характеристики психологического состояния профессионалов, находящихся в интенсивном и тесном общении с обслуживаемыми людьми в эмоционально насыщенной атмосфере.
Фройденбергер описал «выгорающих» профессионалов как «пламенных» и сочувствующих идеалистов, интровертированных, но воображающих себя харизматичными личностями, ориентированными на людей. Жесткая, построенная на иррациональных внутренних установках тенденция постоянно сдерживать выражение своих чувств в эмоционально напряженном общении сопровождается у этих людей неустойчивостью, выраженным нарушением вегетативных реакций и хронизацией расстройств.
Еще через три года немецкий психоаналитик Вольфганг Шмидбауэр (Schmidbauer W., 1977) описал феномен «беспомощного помощника», ныне известный как «синдром спасателя». Чаще всего им страдают врачи и медсестры, учителя и психологи, воспитатели детского сада и сиделки. Чем интенсивнее «спасатели» жертвуют собой, заботясь о других, тем беспомощнее они становятся, когда речь заходит об их собственных интересах.
С утопающим надобна сугубая осторожность – дабы и его спасти, и самому не утонуть.
С точки зрения концепции стресса (Селье Г., 2013), профессиональное выгорание – это дистресс, или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения. В 1994 году синдром выгорания (burnout syndrome) был признан проблемой, требующей медицинского вмешательства, и внесен в «Лексиконы психиатрии Всемирной организации здравоохранения» (К.: Сфера, 2001).
Синдром описан как «состояние физического или эмоционального утомления, развивающееся в результате стресса, причиной которого являются жесткие требования, вытекающие из характера деятельности, которой занимается индивидуум. Это состояние характеризуется снижением качества работы, усталостью, бессонницей, депрессией, обращением к алкоголю или другим наркотическим средствам в надежде на временное облегчение состояния, а иногда и суицидальным действиям».
На Европейской конференции ВОЗ в 2005 году были опубликованы данные, в соответствии с которыми каждый третий трудящийся в ЕЭС страдает синдромом профессионального выгорания (СПВ). Этот синдром обычно расценивается как стресс-реакция в ответ на безжалостные производственные и эмоциональные требования, происходящие от излишней преданности человека своей работе с сопутствующим этому пренебрежением семейной жизнью или отдыхом. В зоне риска находятся педагоги, психологи, медицинские и социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов.
В 2008 году Европейская исследовательская группа по изучению СПВ у врачей общей практики (European General Practice Research Network Burnout Study Group – EGPRN) провела масштабное исследование медиков. У 43 % опрошенных обнаружены признаки СПВ по шкале эмоционального истощения, у 35 % – по шкале цинизма, у 32 % – по шкале профессиональных достижений (Soler J. K., Yaman H., Esteva M. et al., 2008). В США в общенациональных исследованиях с 2011 по 2017 г. обнаружено, что распространенность СПВ среди американских врачей варьируется от 40 до 54 % (Shanafelt T. D., West С. Р., Sinsky С. et al., 2019).
Опрос, проведенный холдингом Ромир в 2021 году, выявил СПВ у 64 % россиян. Признаки выгорания различной степени выраженности имеют 85 % социальных работников, почти 80 % психиатров и наркологов, 73 % психотерапевтов и психологов-консультантов, 72 % стоматологов в государственных клиниках и 63 % медицинских сестер психиатрических отделений (Подсадный С. А., Орлов Д. Н., 2008).
Среди обследованных Л. Золотухиной 2011 врачей-психиатров выгорание в различной степени выраженности встречается в 73 % случаев. Около 20 % молодых специалистов скорой помощи уходят в первые пять лет своего трудового стажа (Балахонов А. В. и др., 2009).
По данным всероссийского исследования программы «Я Учитель», проведенного в 2020 г., у 75 % из 38000 опрошенных учителей присутствовали симптомы выгорания, а у 38 % они проявлялись в острой фазе (Профессиональное выгорание школьных учителей… 2020). Из десяти молодых учителей через год после начала работы в школе остаются шестеро (Баксанский О. Е., Сафоничева О. Г., 2021).
Учительница с зарплатой 20 тысяч рублей плачет, когда пишет на доске «Классная работа».