Помимо приемов самозащиты, к которым относятся многие описанные здесь умения, обычный человек может позаимствовать немало ценного из образа мышления оперативника. И главное – это информированность и подготовленность.
Находясь ли дома, не на задании, или работая под прикрытием, агент непрерывно изучает обстановку и оценивает степень опасности. Обычному человеку тоже под силу выработать такие привычки: обращать внимание на запасные выходы в людном ресторане или за секунды продумывать план бегства. Бдительность помогает агенту моментально реагировать на внезапные угрозы. Пересекает ли он границы, организует наблюдение, уничтожает цель или скрывается, не оставляя следов, чаще всего ему приходится действовать в одиночку. Учитывая, что на вражеской территории подмоги ждать неоткуда, он должен не только обладать военной подготовкой и шпионскими навыками, но и уметь оценивать риски. В нашем все менее безопасном мире обычный человек, подготовленный к внезапной угрозе (особенно в путешествиях, хотя и не только), получает огромное преимущество перед всеми остальными.
Агенту по определению свойственно стремление к анонимности. Каждого бойца невидимого фронта обучают «уходить в тень»: длительное время действовать, почти не вступая в контакт с товарищами. Работая под прикрытием, агент может принять облик студента, бизнесмена или туриста: он понимает, что террористические группы и спецслужбы враждебных государств могут следить за его перемещениями, а если его раскроют и схватят, впереди тюрьма, допросы и пытки. Кроме того во время поездок агент может стать мишенью обычных преступников или похитителей, как и любой штатский, путешествующий за границу. Для того чтобы свести риски к минимуму, агент создает себе как можно более заурядную наружность. Общее правило: чем неприметнее Кочевник, тем лучше.
В силу секретности выполняемых заданий агенты стараются максимально слиться с окружением. Тщательная работа над внешностью позволяет действовать, не привлекая внимания ни случайных свидетелей, ни спецслужб противника. Однако неприметность – не единственное обязательное качество одежды и вещей агента: в них должно быть удобно прятать снаряжение, необходимое при выполнении задания и последующего отхода из зоны операции. (Например, пояс и отвороты брюк или язычки ботинок идеальны для того, чтобы скрыть ключи от наручников и бритвенные лезвия.)
Агенты предпочитают надежные и добротные бренды с абсолютно невоенным дизайном, например Panerai. В любой момент готовые к рукопашной схватке и кроссу, они носят закрытую обувь с кевларовыми шнурками, и распределяют по разным участкам тела аварийное снаряжение. Даже некурящие обязательно имеют при себе сигареты и зажигалку: с их помощью можно ускользнуть от погони или просто отвлечь чье-то внимание. А чтобы светить в темноте и подавать сигналы, агенту необходим светодиодный фонарик.
Что касается вооружения и техники, то оснащение оперативника заметно отличается от того, что мы представляем себе по фильмам. Нелегал не может пронести в пассажирский самолет оружие или спрятать в багаже сложную шпионскую аппаратуру, а потому он предпочитает простую технику или обходится без нее, изготавливая едва ли не все необходимое из подручных средств. Киношные шпионы применяют всевозможные блестящие штучки и хитрые устройства, но в реальности каждая такая «игрушка» повышает риск провала и ареста. Поэтому агенты умеют делать все сами и решать технические задачи с помощью средств, доступных в стране пребывания. Один пример: в каждом гостиничном номере в тумбочке у кровати лежит Библия или Коран – стопка из двух таких книг, стянутых скотчем – это уже своего рода броня, неплохо защищающая от пуль.
И хотя этот «низкотехнологичный» подход обычно не распространяется на средства связи, агент крайне осторожно использует цифровые каналы коммуникации. Он любой ценой старается не оставлять за собой цифровой след, понимая, что любая электронная коммуникация ненадежна по определению. В эпоху, когда данные твоего банковского счета и местоположение друзей и родных могут стать известны любому злоумышленнику, имеющему выход в Интернет, предосторожность не бывает излишней.
ГВ для обывателя: любому человеку, особенно в путешествии, хорошую службу сослужит умение растворяться в толпе. Выбирайте одежду и вещи по принципу практичности и нейтрального вида. Во время уличных волнений яркая одежда и бросающиеся в глаза логотипы представляют собой удобные мишени для снайперов.
Обыватель думает о подготовке к чрезвычайной ситуации главным образом в аспекте жизнеобеспечения: он заботится, прежде всего, о запасе еды и воды (упрятанном глубоко в погребе), а не об оружии и маршрутах отхода. Между тем настоящая готовность – это осознание опасностей современного мира и умение противостоять им. Чтобы пребывать в постоянной готовности, Грозный кочевник имеет при себе до трех видов носимого аварийного запаса (НАЗ), каждый из которых помогает выполнить задание и избежать критических ситуаций. Будет случай или нет, но этот набор также дает агенту преимущество в случае любых неожиданных угроз, от стихийных бедствий до террористических актов и нападения преступника-одиночки. На потенциально опасной территории и в моменты политической нестабильности Кочевник несет на себе несколько слоев скрытого в одежде и вещах снаряжения для жизнеобеспечения и самозащиты: в случае, если его схватят и разоружат, он имеет шанс сохранить при себе несколько не замеченных противником инструментов на самый крайний случай. Средства спасения нужно располагать так, чтобы какие-то из них оставались доступными, даже если ты связан.
Самый базовый комплект, «карманный», должен состоять из основного оружия, средств освобождения и ухода от преследования и «чистого» (секретного) мобильного телефона. Все эти предметы не должны быть упакованы или спрятаны вместе, их надо распределить по разным местам в предметах одежды и на теле. Пистолет или револьвер помещается в поясную кобуру – оттуда его можно быстро выхватить. Необходимо также иметь устройство экстренной связи, а прочее содержимое комплекта зависит от местности, куда внедряется агент. Авторучкой Zebra из нержавеющей стали можно писать записки для потенциального спасителя, а можно обороняться. Ключ от наручников и светодиодный фонарик, замаскированные под ключи от машины или гостиничного номера, могут спасти жизнь в случае похищения или задержания. А на случай, если карманы обыщут, запасной ключ от наручников должен быть спрятан в манжете рубашки или в бегунке молнии на брюках. Некоторые агенты имеют при себе боксерскую капу: она может очень пригодится на случай рукопашной схватки.
«Сумочный комплект» – обычно хранимый в куртке или тактической сумке (см. ниже) – формируется на тот случай, если у агента отняли основное оружие или сумку. Этот минимальный набор предметов включает в себя компактное оружие из подручных предметов (горсть монет, завязанная в носовой платок), все, что необходимо для передвижения по местности (налобный фонарик и портативный GPS), а также инструмент для взлома замков, который обеспечит агенту доступ к информации, провизии или укрытию. Приобретенный на месте набор заготовок для ключей поможет, если возникнет необходимость проникнуть в запертые помещения. Хранить его удобно в прочном и неприметном жестком футляре для солнечных очков.
Последний из трех вариантов – тактическая сумка. Чтобы быть готовым к возможной эвакуации и отходу в случае слежки или при попытке захвата, агент должен иметь в тактической сумке складывающийся рюкзак и комплект одежды, по цвету противоположный тому, который он носит. Следует обдумать даже обувь – если ходишь в кроссовках, упакуй пару резиновых сандалий. В потайном кармане сумки хранятся строго секретные данные на запоминающих устройствах типа флеш-накопителя или SD-карты; кевларовый планшет для бумаг не вызывает подозрений, но может послужить щитом от пуль, а пачка купюр поможет Кочевнику «не светиться», сколько того потребует ситуация.
Дополнительное оборудование и сопутствующие навыки (см. далее): собираем сумку аварийного запаса для транспортного средства; срочная маскировка; использование пулеотражающего щита; выбор укрытия.
Спецагент не имеет возможности вернуться на базу и пополнить запас провизии или оружия, так что его эффективность как самостоятельной боевой единицы целиком зависит от подготовки, а подготовка – это значит всегда быть готовым к худшему. Если предстоит выполнять задание на территории другой страны, одна из первых задач Кочевника – собрать сумку аварийного запаса. В экстренной ситуации эта сумка (еще называемая «тревожным комплектом») превращается, по сути дела, в систему жизнеобеспечения. Там есть все необходимое агенту для поддержания жизни на случай, если ему придется уйти в подполье и скрываться, пока он не завершит задание или не подготовится к тому, чтобы безопасно покинуть зону операции.
В сумке аварийного запаса обычно лежит одно- или двухдневный запас самого необходимого: воды, продовольствия, наличных денег; средства первой медицинской помощи, навигационные приборы и «чистый» телефон – так называемый «одноразовый». Сумка должна находиться в оперативном автомобиле, спрятанная там, куда легко дотянуться с водительского места, например в ящике центральной консоли (между креслами) или под сиденьем. (Если автомобиль агента перевернется в результате столкновения с машиной противника, надо, чтобы до сумки можно было без труда дотянуться). Как ясно из самого названия, сумка должна быть легкой – консервы и другие массивные грузы не очень удобны в транспортировке.
ГВ для обывателя: в обычной жизни сумку аварийного запаса можно держать на случай критических ситуаций – и не только жителям территорий, где велик риск природных катаклизмов, но и всякому, кто осознает опасность техногенных катастроф и террористических атак.
Проведение секретных операций нередко заставляет заменять те или иные технические приспособления надежными и простыми аналогами, которые легко скрыть, – и если речь идет о компасе, то здесь можно обойтись просто парой магнитов. Попав в руки врага, агент рискует лишиться GPS-навигатора, кроме того, он может оказаться в ситуации, когда такое устройство привлекает слишком много ненужного внимания. Скрытый компас гарантирует, что Кочевник всегда сумеет успешно сориентироваться на незнакомой местности, сколь бы труднодоступной она ни была.
В развитых странах в любом туристическом магазине можно купить мини-компас, но не во всем мире этот товар так доступен. В то же время самодельный компас легко изготовить из материалов, приобрести которые в большинстве стран не проблема. В нем используется сила редкоземельных магнитов, по сути тот же механизм, что лежит в основе любого компаса. Соединенные и подвешенные на нити над круговой шкалой, эти магниты превращаются в естественный компас: один будет указывать на юг, другой на север.
Поскольку покупка редкоземельных магнитов может вызвать подозрение, рекомендуется приобретать более заурядные предметы, например, сувенирные магнитики на холодильник, магнитные фишки для демонстрационной доски или магнитные защелки для сумок – всегда четное количество. Собранный прибор необходимо тщательно проверить, иначе агент может в самый неподходящий момент оказаться с неисправным компасом в руках.
ГВ для обывателя: согласно инструкции, для изготовления компаса (см. рис. ниже) нужны два магнита и отрезок кевларовой нити (этот материал выбран за его прочность), но можно обойтись и тем, что насквозь проткнуть пробку намагниченной иглой и опустить это устройство в воду.
Тайные агенты умеют приобретать огнестрельное оружие по нелегальным каналам на месте проведения операции, поскольку никакие его системы не подлежат транспортировке через границу без разрешения страны вывоза и страны ввоза. Однако специальное снаряжение, например кобуры для скрытого ношения, зачастую достать труднее, а попытка провезти его неизбежно обернется задержанием на таможне.
Чтобы не привлекать внимания, агенты обычно путешествуют с минимумом вещей, восполняя недостающий инструментарий доступными на месте товарами ширпотреба. Это стремление к простоте создает свои трудности, но не ограничивает агента в возможностях, так как многие самодельные инструменты – в том числе кобура – оказываются более функциональными, чем фабричный товар.