ЧАСТЬ 2. КАРП СТАНОВИТСЯ ДРАКОНОМ

Карп преодолевает Драконьи врата

Загадочная и преисполненная многоплановых смыслов легенда о карпе, который поднимается вверх по течению, преодолевает Драконьи врата и превращается в дракона, особенно актуальна в условиях современности. Во всяком случае, именно в XXI веке вьетнамцы проявляют живейший интерес к этой старинной истории.

В городе Дананге в центральной части Вьетнама в 2016 году даже поставили большой памятник карпу, который превращается в дракона. Описывающие красоту, символизм и прочие достоинства памятника источники утверждают, что вес этой архитектурной формы составляют приблизительно 200 тонн.

Древняя легенда о карпе, который превращается в дракона, занимает почетное место в сокровищнице фольклора и литературного наследия философской мысли многих народов Азии.

Эта мистическая история, повествующая об алхимической трансформации, является носителем глубочайших смыслов восточной культуры. Вокруг карпа, который преодолевает Небесные врата и превращается в дракона, в странах азиатского Востока столько же интереса, гипотез и теорий, прямо как вокруг философского камня в европейской культуре. Широко известны китайская и японская версии легенды о карпе. Вьетнамцы же рассказывают эту историю приблизительно следующим образом.

После сотворения неба и земли Небесный Владыка создал дождь, гром и молнию. Вода с небес поступает из дождя и питает на земле реки, моря и прочие водоемы. Именно поэтому дождь как источник воды чрезвычайно важен. Процесс творения отнимал у Небесного Владыки много времени, потому некоторые обязанности были делегированы доверенным лицам. В частности, вопросы регулярной организации дождя были переданы драконам. В обязанности драконов входило разбрызгивать воду на землю, чтобы вызывать дождь. Однако количество драконов в мире было невелико. Надо отдать должное, что дракон – это редкое мифическое существо. Драконы просто не могли поспеть повсюду, чтобы своевременно обеспечивать дождь и ветер на широких просторах сотворенного мира. То из одного, то из другого района в адрес небесной канцелярии поступали многочисленные жалобы на засуху и отсутствие дождя.

Перед лицом таких обстоятельств Небесный Владыка принял решение провести специальный конкурс с целью определить, какие из живых существ обладают достаточными способностями, чтобы стать драконом. Небесный Владыка возложил на управителя водного царства ответственность за поиск кандидатов на звание дракона среди обитателей вод. Все водоплавающие создания были должным образом проинформированы об условиях экзамена и о высокой чести, которой будет удостоен победитель.

Содержание конкурса включало три этапа, в каждом периоде обитателям водных просторов предстояло преодолевать большие волны. Кандидат, который продемонстрирует на деле достаточно силы и таланта, чтобы пройти три конкурсных этапа, будет признан драконом. Экзамены проводились в течение месяца. В них участвовало много разных морских животных и рыб. Однако большинство из них не прошли испытательный отбор. Пройти все преграды и преодолеть все препятствия смог только один карп.

Разумеется, добавляют вьетнамцы, этот карп был не простой, а особенный. Внутри карпа, по одной версии – во рту, по другой – в желудке, находился драгоценный камень, предположительно сверкающая дивным светом жемчужина. Бог ветра заинтересовался необычным явлением и приблизился поближе к водному потоку, который полагалось преодолевать во время испытаний. Это вызвало сильный ветер, облака закружились в небе, сверкнула молния, ударил гром, вода поднялась выше, и на этом импульсе карп усилием совершил невероятный прыжок и перепрыгнул Драконьи врата. И превратился в дракона.

Так на почетных условиях под аплодисменты всех обитателей Неба, благодаря собственным усилиям и упорству карп присоединился к числу могущественных мифических существ.

Именно этот момент мистической трансформации художники стран Востока любят запечатлевать на шелке, на бумаге и в камне. Устремленный в небо карп, голова которого уже обрела черты дракона, а хвост по-прежнему как у рыбы. О дополнительных смыслах и символизме этой поучительной истории и современной интерпретации этой легенды читатели узнают из следующей главы.

Тайный смысл образа

Вьетнамцы при анализе символического значения карпа, превращающегося в дракона, рассуждают следующим способом. Среди многочисленных обитателей водного мира, которые принимали участие в конкурсе, все без исключения желали преодолеть Драконьи врата и превратиться в дракона. Преимущества такого магического преображения более чем очевидны. Драконы бессмертны. Драконы могут летать в небе и почивать на облаках. Драконы обладают мудростью и могуществом, силой и властью. Любой хотел бы стать драконом. Но далеко не каждый способен на это превращение. Среди бесчисленного разнообразия обитателей водного мира в победители вышел только карп.

При этом вьетнамцы обязательно подчеркивают, что для превращения в дракона недостаточно просто быть карпом. Далеко не каждый карп способен преодолеть Драконьи врата. Не все карпы обладают способностью преодолевать волны, ветры, грозы и молнии. Не все карпы имеют возможность превращаться в дракона. Нужно быть карпом, обладающим особенными качествами. В их числе упорство, трудолюбие, прилежание, стремление к победе, способность преодолевать препятствия.

Далее вьетнамцы обращаются к историческим фактам и приводят в качестве примера старинную многоступенчатую систему конкурсных экзаменов для чиновников в провинции, в столице и в королевском дворце. Ученые люди, которые смогли успешно преодолеть все уровни конкурсных экзаменов, получали возможность занять высокие государственные должности.

После исторического отступления вьетнамцы переходят к современному истолкованию значения образа карпа, который превращается в дракона. И цепочка рассуждений развивается приблизительно следующим образом.

Многие люди хотят быть успешными, быть теми, кто стоит на вершине славы. Однако не все добиваются одинаковых результатов. Многие люди терпят неудачу, не достигают своих желаний. Есть люди, которые вкладывают в дело много сил, но им не хватает способностей и талантов. Встречаются люди одаренные, но недостаточно старательные и настойчивые в достижении своих целей. Образ карпа, превращающегося в дракона, хочет показать людям, что только те, кто действительно талантлив, упорно трудится, стойко переносит трудности и преодолевает препятствия, могут приблизиться к дверям славы и достигнуть успеха.

Этот архетипический образ из восточной культуры находится очень далеко от культивируемого в русском фольклоре подхода: по щучьему веленью – по моему хотенью – и всегда готовых решить за героя любые задачи Конька-Горбунка и Василисы Премудрой.

Фактор удачи для вьетнамцев, конечно же, чрезвычайно важен. Никто не умаляет его значения. Когда судьба благоприятствует, то все дела складываются самым удачным образом по умолчанию, будто по взмаху волшебной палочки. Именно поэтому в Азии люди постоянно обращаются к мастерам фэншуй, составителям гороскопов и консультантам по вопросам удачи для того, чтобы определить, когда наступит тот самый благоприятный момент для начала того или иного действия, будь то в бизнесе или личной жизни. Об этом более подробно поведают главы «Метафизика бизнеса», «Консультанты по вопросам удачи» и «Самые суеверные бизнесмены». Однако, наряду с фактором удачи, для вьетнамцев трудолюбие, прилежание и личные усилия играют чрезвычайно важную роль в достижении успеха. Вьетнамцы относятся к этому вопросу очень серьезно и ответственно.

Согласно традиционным представлениям вьетнамцев, образ карпа, который преодолевает Драконьи врата и превращается в дракона, является назидательным примером для школьников и студентов. Одновременно пример карпа является источником вдохновения для бизнесменов. Потому что в мире бизнеса и инвестиций разочарования и неудачи случаются гораздо чаще, чем громкие успехи. Кроме того, по мнению вьетнамцев, образ карпа-дракона является важным уроком для артистов эстрады и людей творческих профессий.

Светлая жемчужина, которая была у карпа-победителя из легенды, является аллюзией на наличие выдающегося таланта, который следует развивать и взращивать. Простого факта наличия таланта и способностей недостаточно для достижения успеха. Требуется в течение долгого времени прилагать постоянные усилия для того, чтобы дарованные небом таланты ярко засверкали своими прекрасными гранями.

Другое истолкование образа жемчужины внутри карпа заключается в том, что прекрасная драгоценность является символом чистой и светлой души, моральной чистоты, значение и ценность которых чрезвычайно велики, когда речь идет о значительном таланте и достижении выдающегося успеха.

Из следующей главы читатели достоверно узнают о том, какое влияние имеет дракон на глобальные вопросы и мелочи повседневной жизни.

Дракон всегда рядом

Близость вьетнамцев к дракону не ограничивается легендой о происхождении нации. В повседневной жизни вьетнамцев на любом отрезке истории и на современном этапе роль дракона гораздо более значима, чем может показаться на первый взгляд. И присутствие этого мистического персонажа во Вьетнаме легко обнаружить практически повсюду.

Внешние характеристики экстерьера дракона, такие как наличие гребня, рогов, усов, чешуи, количество лап, пальцев и когтей, пропорции тела и количество изгибов, варьировались в зависимости от исторического периода. Во Вьетнаме выделяют типичные признаки изображения дракона времен династии Ли, династии Ле, династии Чан, династии Нгуен. Однако единого мнения по данному вопросу вьетнамские ученые не достигли, каждый исследователь отстаивает свою позицию и придерживается собственного мнения.

В описании собирательного портрета дракона, характерного для живописных и скульптурных изображений времен династии Ли, встречается описание, что изгибы дракона подобны форме буквы S. Разумеется, такая подача информации весьма импонирует вьетнамцам, потому что на карте мира территория современного Вьетнама напоминает латинскую букву S. Другими словами, те самые знаменитые изгибы длинного и гибкого тела дракона. Это хорошая иллюстрация на тему связи Вьетнама с драконом на макроуровне.

Объемные фигуры драконов часто встречаются в современном ландшафтном дизайне, для украшения улиц и площадей больших и маленьких городов. Особенно во Вьетнаме любят подстригать в виде дракона декоративный зеленый кустарник на разделительной полосе вдоль автомобильных трасс. Мост в форме золотого дракона в Дананге является визитной карточкой этого города.

Изображение дракона присутствует во Вьетнаме на многих памятниках культуры и архитектуры. На изогнутых крышах вьетнамских храмов и пагод обычно греется на солнышке извивающаяся пара драконов. Драконы оборачиваются кольцами вокруг колонн. Драконы спускаются по ступеням лестниц. При посещении императорских дворцов и усыпальниц посетители всегда оказываются в окружении бесчисленного числа драконов.

На бытовом уровне драконы также присутствуют практически везде. Дракон – это самый любимый персонаж для росписи фарфоровой посуды, декоративных тарелок и ваз. Дракон присутствует на всех ритуальных предметах и атрибутах культа поклонения духам предков. Во Вьетнаме пользуются большой популярностью футболки и халаты, на которых нарисован или вышит дракон. В XXI веке по мере роста интереса к мужскому варианту национального платья аозай дракон занял прочное место на этом предмете мужского гардероба. На женской версии национального костюма обычно вышивают птицу феникс или цветы.

Символические картины, декоративные изделия и предметы интерьера для привлечения удачи с изображением дракона пользуются огромной популярностью и повышенным спросом у современных вьетнамцев. И разумеется, изображение дракона можно встретить на ювелирных украшениях и даже инвестиционных золотых слитках вьетнамских банков.

Наличие одного важного атрибута является критически важным для определения степени благосклонности дракона. Если вам любопытно узнать, что это такое, прочтите следующую главу.

Жемчужина дракона

Внимательно рассматривая художественное или скульптурное изображение дракона, всегда можно заметить рядом некий шарообразный предмет. Это и есть знаменитая сакральная жемчужина дракона. Символ внутренней мудрости и просветления. Именно к этому древнему архетипическому символу восходит происхождение известного выражения: «жемчужины мудрости».

Расположение жемчужины относительно дракона бывает разным. В частности, жемчужина может находиться рядом с головой дракона, или дракон может держать жемчужину в своей когтистой лапе. В скульптурном изображении дракон может сидеть на жемчужине. В этом случае шарообразная сфера, на которой расположился дракон, является гипертрофированным образом жемчужины. Кроме того, достаточно часто встречаются изображения, где жемчужина находится у дракона во рту. По мнению вьетнамцев, жемчужина в зубах или жемчужина на языке – это самое правильное расположение жемчужины дракона, потому что мудрость должна быть внутри, а не снаружи.

Если ранее вам никогда не доводилось лицезреть, как именно выглядит жемчужина во рту дракона, но вам было бы любопытно увидеть эту картину собственными глазами, то это желание может исполниться прямо сейчас. Просто посмотрите на обложку этой книги. Дракон держит в зубах ту самую жемчужину.

Накануне миллениума во Вьетнаме значительно возрос интерес к установке парных статуй дракона или цилиня у парадного входа в здание. Разумеется, мистическое существо в обязательном порядке держит во рту пресловутую жемчужину просветления.

Многие вьетнамцы, проходя мимо такой статуи, считали нужным засунуть руку в раскрытую пасть и покатать во рту дракона мраморный шарик жемчужины для привлечения удачи и обретения мудрости. Страстное желание поскорее обрести высшую мудрость у отдельных вьетнамских граждан доходило до того, что они выбивали зубы статуе и уносили мраморную жемчужину с собой в качестве талисмана. Это сильно огорчало владельцев статуй. Согласно представлениям вьетнамцев, дракон обязательно должен иметь жемчужину. Наличие жемчужины является свидетельством благорасположения дракона. Без жемчужины сила дракона легко приобретает опасный характер. Потому в последние двадцать лет вьетнамцы широко используют антивандальный прием: жемчужина мудрости во рту мифического существа является неотделимым продолжением, шарообразным выступом на нижней челюсти. Такую мраморную жемчужину уже нельзя вытащить и положить себе в карман. Однако это не снижает потока энтузиастов среди отдельных возрастных групп ныне живущих многочисленных потомков дракона, которые всегда готовы с удовольствием положить пальцы в широко раскрытый рот мраморной головы.

Загрузка...