Мы знаем, что многие руководители – слишком амбициозные люди, чтобы ограничиваться какими-то незначительными достижениями как в своей жизни, так и в бизнесе. Большинство руководителей стремятся сделать что-то выдающееся: стать выдающимися лидерами, построить лидирующую на рынке компанию, создать лучшую команду менеджмента, достижения которой даже спустя многие годы сохранятся в памяти людей. Весь вопрос в том, как это сделать. Как проложить мост между тем, где мы находимся сейчас, к тому великому будущему, где мы хотим быть завтра? Нам приходится решать эти головоломки для разных бизнесов постоянно. Потому что рост и развитие выдающихся лидеров, повышение эффективности руководителей и компаний – это наша ежедневная работа. Чтобы поделиться нашим опытом с еще большим количеством руководителей бизнеса, мы написали эту книгу. В ней собраны необходимые руководителю инструменты и примеры лучших практик менеджмента, которые используют в компаниях, преуспевших в своем деле. Все это позволит и вам самим создать более успешную и даже выдающуюся компанию, которая будет конкурентоспособна как на местном рынке, так и на мировой арене.
На сегодняшний день на рынке существует небольшое количество компаний, в которых управление бизнесом осуществляется высокопрофессионально и системно, а менеджмент работает на высочайшем уровне. Если же выделить бизнесы, которые на протяжении длительного периода времени выдают отличные результаты, то их еще меньше. А тех, которые смогли осуществить бизнес-прорыв в кризис, и вовсе можно сосчитать на пальцах.
Проблема профессионального управления бизнесом беспокоила нас давно. Мы глубоко вникали в ее суть и искали решение на протяжении последних 20 лет всей своей карьеры управленцев, а сейчас – в качестве бизнес-тренеров и консультантов. Мы стали активно изучать опыт руководителей успешных компаний, чтобы понять, что они делают иначе, что помогло им достичь выдающихся результатов. Затем мы начали помогать руководителям внедрять эти лучшие практики менеджмента в их компаниях. И многим компаниям и их лидерам действительно удалось стать более успешными, даже невзирая на кризис и экономический спад, в немалой степени благодаря этим технологиям. Наша книга целиком и полностью основана на нашем опыте повышения эффективности и коучинга руководителей, собственников и топ-менеджмента компании.
Рекомендации, которые даны в нашей книге, позволят вам добиваться более весомых результатов, а может, и выдающихся результатов, обеспечив существенный рост бизнеса и вашей личной эффективности как руководителя.
Мы не утверждаем, что в книге приведен универсальный рецепт превращения любой компании в выдающуюся. Для такой амбициозной цели, конечно, одной книги будет слишком мало. Однако наша книга дает представление о том, как при желании и последовательных усилиях можно этого достичь. Нам, так же как и вам, нравятся пошаговые инструкции и четкие маршруты – как прийти к какой-то цели или какому-то результату. Именно поэтому, взяв за основу 100 %-ную практичность, мы положили ее в концепцию нашей книги, наполнив ее самыми разнообразными примерами и историями успешных компаний. Преимущество книги – ее практичность. Прочитал, сделал пометки того, что понравилось, а после внедрил у себя в компании. Все просто, – читаешь и применяешь. Внедряйте рекомендации книги у себя в компании и будьте готовы разделить успех, которым будут сопровождаться ваши усилия!
О менеджменте, управлении, руководстве и руководительстве написано огромное количество книг. В то же время действительно успешных и результативных руководителей по-прежнему не так уж много. В чем причина такого разрыва и зачем нужна еще одна книга? Проблема заключается в том, что значительная часть написанной на эту тему литературы содержит лишь теоретическую и, зачастую, противоречивую информацию. К сожалению, многие авторы пишут о том, что нужно делать руководителю, но мало кто пишет о том, КАК это нужно делать. В этой книге мы взяли на себя смелость показать, КАК необходимо эффективно управлять, больше останавливаясь именно на практической составляющей работы руководителя. Мы не претендуем в этой работе дать исчерпывающие ответы, мы всего лишь попытались «приподнять занавес» и показать работу выдающегося руководителя-лидера как она есть.
Данная книга является синтезом знаний и опыта в управлении, полученных нами на протяжении более чем 20 лет управленческой деятельности. Все это время нам приходилось сталкиваться с различными задачами, трудностями, искать решения, изучать и отбирать наиболее результативные методы управления. Взяв за основу модели поведения результативных руководителей, мы создали систему результативного управления, ключевые элементы которой описаны в данной книге. Используя эту систему в своей ежедневной практике, каждый из вас сможет добиться поразительных успехов в руководстве и стать поистине выдающимся руководителем.
Почему же книга будет полезна именно вам?
Во-первых, в книге приведена разработанная нами пошаговая технология становления выдающегося руководителя – лидера и формирования компании, которая сможет добиваться выдающихся результатов на рынке. Мы постоянно сами используем эту технологию на наших проектах, потому, что она проверена и отшлифована на огромном количестве компаний. Сама технология – авторская, и она работает. И не просто работает, а дает отличный результат. Многие компании уже многократно увеличили свою прибыль и стали успешными лидерами, используя нашу технологию. Почему бы и вам не достичь того же и даже большего?
Во-вторых, мы приводим огромное количество примеров лучших «практик управления» руководителей компаний, которые достигли в своей сфере отличных и выдающихся результатов. Примеров около сотни.
И в-третьих, книга, которую вы держите в руках, – это своего рода практическая пошаговая энциклопедия построения успешного бизнеса. В ней заключены идеи, которые вы можете использовать уже сегодня в своей работе, и чрезвычайно нужные инструменты для повышения эффективности. А примеры того, как это делают другие руководители, подскажут вам, как это можно использовать у вас.
Информация, которую вы найдете в книге, применима во всех сферах управления и повышения личной эффективности руководителя и построения успешного бизнеса.
• Огромное количество примеров «лучших практик управления».
• Авторская технология Немировского & Старожуковой построения системы управления и достижения выдающихся результатов в бизнесе и построения великой компании.
Для руководителей, собственников и топ-менеджеров компаний, стремящихся к лидерству в своих сферах деятельности. И, конечно, для бизнес-консультантов.
Когда мы анализируем работу компаний, мы сталкиваемся с тем, что некоторые компании добиваются отличных результатов вопреки рыночным тенденциям, например на падающем или высококонкурентном рынках. В таких случаях у нас всегда возникают вопросы: «Почему это происходит?», «Что они делают иначе?» Почему на одном и том же рынке результаты бизнеса некоторых компаний намного выше, чем у конкурентов, и почему другие компании не могут добиться аналогичных результатов? И самый важный вопрос: за счет чего компаниям удается достигать и сохранять высокие результаты вопреки рыночным спадам?
Например, почему компания Apple продолжает быть лидирующей и настолько инновационной? Как ей удается зарабатывать огромные прибыли, всего на 10 продуктах? Ведь на рынке спад! Год за годом она не перестает удивлять результатами и быть более креативной, чем конкуренты. Поверхностный взгляд показывает, что это всего лишь компания, производящая компьютеры и телефоны. Люди, работающие в ней, такие же, как все. Они пользуются той же информацией что и вы, услугами тех же поставщиков, нанимают сотрудников на том же рынке труда и применяют те же технологии, которые доступны каждой компании. Так что же в них есть такого особенного, что делает их компанию лидером?
Мы на протяжении более чем 20 лет искали ответы на вопросы: «Как создать лидирующую и даже выдающуюся компанию? Как руководителю стать выдающимся лидером? Как обеспечить долгосрочный успех бизнеса? Как одержать победу в конкурентной борьбе?» Все эти многочисленные «как?» превратились в наш интерес, нашу личную Миссию, в страсть и одержимость одновременно. Все эти годы мы собирали лучшие практики управления и старались понять, из чего, кирпичик за кирпичиком, создается лидирующая, иногда и выдающаяся компания? Что делает изо дня в день ее руководитель? Какие необходимо создать условия в компании для сотрудников, какую атмосферу и систему мотивации, какие сформировать бизнес-процессы, чтобы компания стала сверхуспешной и однозначно лидирующей в своем бизнесе? Мы хотели понять, какова в этом роль руководителя компании, что он делает ежедневно и чем его работа отличается от работы его менее успешных коллег.
Со временем накопив огромный опыт работы с тысячами руководителей и внушительную базу примеров «лучших практик управления» от гуру успешного руководства и лидерства, мы создали собственную технологию достижения выдающихся результатов, системное внедрение которой позволяет превращать организации из просто хороших в лидеров. Этими ценнейшими (со слов наших клиентов) знаниями и опытом мы хотим поделиться с большим количеством руководителей, не ограничиваясь только теми, кто проходит у нас обучение. Мы хотим помочь руководителям стать Лидерами с большой буквы, а их организациям стать успешными и всегда добиваться исключительных результатов. И это не просто красивые слова, это нечто большее. Ведь мы пришли к выводу, что любая организация может достичь выдающихся результатов, если ее лидер сменит мысленную установку и подход к работе, как свой, так и своих сотрудников. Что же отличает лидирующие компании? Наш подход к построению лидирующей компании и формированию выдающихся лидеров, которые ими управляют, состоит из семи ключевых элементов:
1. Все и всегда начинается с руководителя, поэтому мы описали, что ему делать в своей ежедневной работе. Ведь именно с его желания сделать этот мир чуточку лучше с помощью вклада своей компании начинается построение лидирующей компании. Только его личное желание создать компанию-лидера, а не быть просто одной из десятков тысяч аналогичных, положит начало этому процессу. Такому руководителю присуще мышление определенного типа. Более того, он опирается на принципы выдающегося лидерства, что позволяет ему стабильно добиваться высочайших результатов. Такие лидеры преуспевают как в финансовых показателях, так и в операционной деятельности, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Узнать и освоить руководящие принципы лидерства вам поможет система критериев по оценке и развитию лидерских качеств. Выдающиеся лидеры также создают сильнейшие команды, которые и совершают великие дела и осуществляют бизнес-прорывы. Мы ознакомим вас с основами создания сильнейших команд. Мы можем вас заверить, что когда вы захотите отправиться на покорение вершины успеха, то это будет вам по плечу. В лидирующих компаниях очень многое зависит от лидера. Отличные компании выделяются из общей массы устойчивым финансовым положением, преданностью клиентов, организационной культурой и особым подходом к созданию рынка. Лидирующие компании создаются выдающимися лидерами, которые умело мотивируют сотрудников на работу с полной отдачей.
2. Это личная эффективность руководителя – лидера. Мы покажем как стать максимально эффективным лидером и руководителем, для которого это не просто выполняемая работа, это нечто большее, это призвание. Мы дадим понимание, по каким критериям отбирать лидеров в менеджмент компании, которые имеют большой потенциал для роста и развития как себя лично, так и компании.
3. Организация добивается самых высоких результатов с помощью команд высшей лиги, в которых стратегически важные должности занимают талантливые люди. Как сформировать первоклассную команду, по каким критериям подбирать людей, как сплотить единой целью – все то, что необходимо для создания выдающихся команд.
4. Лидирующие организации налаживают работу так, чтобы люди «горели» своей работой. Это мотивация людей и система управления нового поколения – 3.0, когда каждый сотрудник предан организации и душой болеет за общее дело. Это происходит тогда, когда сотрудники, которые работают в компании, не просто довольны своей работой, а она является для каждого из них источником вдохновения и самореализации одновременно. То, что они делают, они считают своим призванием и любимым делом и отдаются работе со всей страстью и энергией.
Конечно же, такая компания создает отличные продукты, чем заслуживает лояльность, преданность и любовь своих потребителей.
В основе «горения» на работе лежит и качество личных взаимоотношений сотрудника и руководителя и «человеческого» фактора в работе с людьми. Что превращает обычное место работы в работу мечты? Прежде всего, важность того, что вы делаете, то, как вы ее делаете и какова атмосфера в офисе. Чтобы создать работу мечты, вам придется изменить подход к работе. Мы рассмотрим, как зажечь людей и сделать так, чтобы они любили то, что делают. Более того, мы рассмотрим, как это сделать фактически без бюджета. Речь идет и о новом поколении МОТИВАЦИИ – мотивации 3.0, когда:
• подбирают работу исходя из сильных сторон каждого сотрудника;
• четко формулируют цели и объясняют, какой вклад в ее достижение вносит каждый участник команды;
• раскрывают таланты своих сотрудников, помогают им поднять планку до полного раскрытия их потенциала и работы на пике возможностей.
Изложенные в этой книге идеи позволят вам сформировать новый образ мышления, освоить набор навыков и инструментов, необходимых для развития ваших лидерских качеств.
5. Команды трансформации бизнеса. Каждый бизнес требует постоянных улучшений, и именно с целью их осуществления мы будем использовать проектные команды для трансформации бизнеса.
6. Как добиться от людей достижения результатов, управляя с помощью опережающих показателей. Мы рассмотрим, как обеспечить ответственность людей за работу, используя визуальный менеджмент и совещания по стратегически важным целям.
7. Ваша стратегия. Стратегия – это не тома пылящегося на полке стратегического плана, это простые вещи, которые нужно воплотить в жизнь. Это знание своего клиента и его потребностей. Это предложение продукта, который является особенно ценным для своего целевого клиента, решает его насущные задачи и проблемы, делает его максимально удовлетворенным от сотрудничества с компанией и лояльным к ней.
Все результаты, которых вы сможете добиться, воплощая наши рекомендации, – измеримы в каждом процессе, и, что самое главное, – они достижимы для любой компании, которая готова с этим активно работать. Другой вопрос – зачем вам все это? Какой смысл компании и вам как руководителю создавать лидирующую компанию, вместо того чтобы просто хорошо и стабильно работать?
Наш опыт показывает, что те компании, которые сфокусированы на производстве лидирующих продуктов, гораздо прибыльнее и показывают рыночный рост гораздо более высокий, чем их конкуренты. Они завоевывают самую большую лояльность как своих клиентов, так и сотрудников и владельцев.
Так что же требуется компании для достижения успеха?
Чтобы выстроить лидирующую организацию, необходимы:
1. Выдающиеся руководители-лидеры, способные внушать доверие своим последователям и вести их за собой.
2. Эффективные сотрудники-исполнители – те, кто будет ежедневно воплощать в жизнь видение компании самым лучшим образом. Без личной эффективности каждого сотрудника компания обречена.
3. Процесс, обеспечивающий всеобщую фокусировку на единственно важной цели и ее воплощении в жизнь.
Независимо от того, работаете ли вы на растущем или на падающем рынке, вы как руководитель сталкиваетесь с необходимостью достижения амбициозных целей в бизнесе. Данные цели обычно относятся к прорывному росту продаж или значительному повышению эффективности и производительности, существенному улучшению сервиса компании. Вы можете обеспечивать прорыв и необходимые результаты с помощью новой стратегии, каких-то стратегически важных и глобальных проектов или даже с помощью постановки важных оперативных целей, исходя из напряженных бюджетных показателей текущего года. Решая данную задачу, каждый руководитель сталкивается с серьезной проблемой, которая требует адекватного решения. Эта проблема состоит в том, что для реализации стратегии или достижения других значимых целей необходимо полностью изменить подход к работе большинства сотрудников компании. Чтобы получить новые результаты, необходимо новый подход к работе. Если сотрудники будут работать завтра, так же как работали вчера, вы будете получать те же результаты, которые получали вчера и даже хуже, потому, что большая часть затрат ежегодно показывает рост. Рост цен на энергоносители, топливо, другие ресурсы и все это при том, что ценовая конкуренция усиливается и маржинальная рентабельность бизнеса снижается. Бессмысленно надеяться на то, что можно, ничего не изменяя в своей ежедневной работе и ежедневной работе каждого сотрудника, улучшить результаты.
Все руководители рано или поздно сталкиваются с проблемой необходимости изменения поведения и подходов к работе своих сотрудников. Если вы руководитель, то, возможно, прямо сейчас вы пытаетесь заставить своих подчиненных изменить подход к работе. Причем, независимо от того, являетесь ли вы руководителем огромной компании или даже небольшой команды, существенных изменений вам не достичь до тех пор, пока ваши сотрудники не изменят свой подход к работе. Для достижения лидерства вам необходимо обеспечить полную самоотдачу каждого из них. Любому руководителю достаточно сложно обеспечить преданность и максимальную вовлеченность своих людей. Какое название вы стали бы использовать – «стратегия», «цель-прорыв», любая инициатива, выдвигаемая вами как руководителем для продвижения вашей команды, требует изменения в подходе к работе.
Например, вы хотите, чтобы все сотрудники магазина начали приветствовать посетителей в первые 30 секунд. Для этого вам придется изменить устоявшуюся за многие годы практику, а это очень непросто. Обычно руководитель считает, что если ваши сотрудники не в состоянии справиться даже с такой мелочью, то вся проблема в них. Однако это не так. Эдвардс Деминг, специалист в области управления качеством, говорил, что если большинство людей большую часть времени ведет себя определенным образом, то проблема не в людях, а в самой СИСТЕМЕ. Поэтому создать ПРАВИЛЬНУЮ СИСТЕМУ – обязанность каждого руководителя. В определенных случаях некоторые сотрудники действительно будут вашей проблемой. Прежде чем возлагать всю вину на людей, подумайте над тем, что люди хотят быть успешными и хотят вносить свой вклад в создание чего-то значимого, в достижение амбициозных целей. Многие компании, к сожалению, не имеют сформированной и ПРАВИЛЬНОЙ СИСТЕМНОЙ работы, необходимой для реализации целей «прорывов» на высоком профессиональном уровне. Финансовые результаты неудачной реализации целей могут быть удручающими, и это – лишь одно из возможных последствий. Что еще хуже, так это психологические последствия для людей, которые могли бы выложиться по максимуму, чтобы стать частью команды лидеров. Что может мотивировать лучше, чем желание стать командой победителей, людей, которые знают свою четкую цель, упорно идут к ней и достигают ее, имея в своем распоряжении систему достижения выдающихся результатов в бизнесе и построения великой компании?
Для решения этой задачи нами была разработана система Немировского & Старожуковой достижения выдающихся результатов в бизнесе и построения лидирующей компании, которая была использована в самых различных компаниях, от очень крупных до небольших и, дала отличные результаты. Эффективность данной системы управления обеспечивает достижение результатов за счет тех принципов и базовых элементов, которые используются в ежедневной деятельности. Они просты по сути, но требуют сознательных усилий в их использовании. Принципы неподвластны времени и естественны, как законы гравитации. Понимаете вы их или нет, согласны вы с ними или нет – это не имеет значения, так как они все равно действуют.
Многие полагают, что умение эффективно руководить – это некий дар свыше, харизма, черты характера и еще много всего, только не профессиональный навык. Если же оценивать работу руководителя с точки зрения предъявляемых к ней требований, можно сказать, что она заключается в одном – обеспечении необходимых результатов. Чем бы руководитель ни занимался, от него всегда требуется достижение результатов – рост рентабельности, рост рыночной доли бизнеса, обеспечение конкурентоспособности бизнеса и т. д.
Проблема заключается в том, что благодаря одним знаниям и талантам без ежедневных целенаправленных действий добиться значительных успехов в работе компании невозможно. Интеллект, воображение, информированность, харизматичность – безусловно, отличные качества, но полезны они только в том случае, когда воплощаются в конкретные результаты. Сами по себе все эти качества свидетельствуют лишь о возможностях менеджера – его потенциале, который, не будучи дополненным упорной работой, так и останется нераскрытым. Профессионализм людей зависит не от того, что они знают или кем являются, а от того, что они делают. Как говорил Томас Эдисон, гениальность – это 1 % таланта и 99 % труда. Что касается харизмы, – конечно, она дает свои преимущества, но не является ключевой областью для развития менеджерских качеств. Ведь работа руководителя – это не состязание в популярности. Скорее наоборот, это способность принимать и воплощать в жизнь свои решения и немалая часть из них – трудные и непопулярные, которые многие руководители не любят принимать. Кому понравится постоянное внедрение чего-то «нового и прогрессивного», повышение производительности и/или увольнение людей?
В ходе нашей многолетней работы пришло понимание того, что эффективное управление нужно превратить в системный бизнес-процесс. Огромный плюс системного управления в том, что оно, в отличие от интуитивного, может быть легко передано. Весь свой опыт мы вложили в систему результативного управления, основными элементами которой и делимся с вами в этой книге. Поэтому умение эффективно руководить – это не врожденное качество, а навык, который можно и нужно приобрести в процессе работы. В управлении, так же как и в спорте или любом другом деле, есть свои базовые приемы, навыки и принципы – фундамент, на котором строится менеджмент как профессия. И как в любой другой профессии, в менеджменте есть свои стандарты.
Чтобы стать выдающимся лидером, который поведет за собой людей и выведет компанию на ведущие позиции, вам необходимо понять суть и найти для себя ответы на три основных вопроса. Именно они будут определять в вашей работе индивидуальный подход к лидерству и позволят вести за собой людей и достигать высот. Вот эти вопросы:
1. Что является самым важным и даже единственно важным для роста вашего бизнеса?
2. Какие качества лидеров и ваших сотрудников вам нужны в команде – кого вам надо вести за собой для достижения успеха? По каким критериям отбирать? Что у каждого из ваших людей будет получаться делать лучше всего и чем он готов заниматься с полной отдачей сил?
3. Как организовать работу компании и ваших людей так, чтобы достичь максимума отдачи, какие модели поведения и убеждения сформировать, изменить или укрепить для достижения этой самой важной цели?
Ответы на эти вопросы вы найдете в этой книге. И начнем мы с профессионального управления людьми и лидерства: «Профессионального человекоменеджмента».