Представляя Стига, вспоминаю нашу встречу за завтраком субботним утром в 8:00 в гостинице в Стокгольме, назначенную, чтобы составить план исследования.
Время встречи выбрал Стиг. Удивительно, что двигало 85-летним профессором, решившим встретиться в столь странный час. Ответ скоро станет очевиден. Все дело в увлеченности Стига идеей о том, как сделать нас здоровее, избавить от болезней благополучия, не дать оказаться на хирургическом столе. И медлить нельзя, так что назначить встречу субботним утром в 08:00 для профессора Стига вполне нормально.
Кто такой Стиг? Учёный, который в течение 30 лет занимался хирургией в университете Лунда, в том числе в должности главного хирурга университетской больницы Лунда. Список руководящих должностей Стига в области хирургии в Швеции и за рубежом настолько внушителен, что занял бы собой все предисловие к этой книге. В научной базе ПабМеда[1] собрано свыше 500 статей Стига Бенгмарка. Профессор был научным руководителем почти сотни аспирантов и докторантов, что говорит о высочайшем уровне производительности его труда. Среди хирургов он до сих пор является легендой благодаря новаторским идеям и методам, ставшими прорывом в медицине.
Кто же он на самом деле? Когда человек занимается поиском, важны увлеченность и любопытство. Специализируясь долгие годы на печени, одном из основных органов детоксикации в организме, Стиг начал задумываться о методах профилактики некоторых серьезных заболеваний, с которыми сталкивался в повседневной работе. Но каким образом можно добиться результата? Возможно, изменив свой образ жизни?
Когда пришло время выхода на пенсию, Стиг принял решение по вопросу, служившему ему путеводной звездой в течение 25 лет: он искал ответы на вопросы, почему так много людей страдают диабетом, ожирением, гипертонией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, не говоря уже о проблемах с кишечником. Пришло наконец время прочитать все написанное, собрав воедино все, что мы знаем. Сказано – сделано: вступив в должность приглашенного профессора в Лондоне, Стиг приступил к работе.
Вскоре он пришел к ряду выводов, сформулировав их в виде 12 заповедей (вы найдете их в книге). Возникла новая система знаний, в которой важны микрофлора кишечника, клетчатка, сахар, частота приемов пищи. Правильные жиры оказались не такими уж вредными. Особое внимание в новой системе знаний уделялось сахару и уменьшению вялотекущего воспалительного процесса, который способствует старению тканей, продолжаясь непрерывно.
Стиг протестировал сотни бактериальных штаммов, чтобы выявить те, которые лучше всего воздействуют на воспалительный процесс. Таким образом, на рынке появилось несколько новых продуктов. Теперь Стиг был не только врачом, ученым, профессором, но и социальным предпринимателем и был решительно настроен помочь нам всем улучшить качество жизни.
Говоря о социальном предпринимательстве, я думаю о том, что Стиг, возможно, получил подобный опыт задолго до того, как термин вошел в моду. Возможно, он – первый социальный предприниматель Швеции. На мой взгляд, профессор Стиг – один из величайших учёных и социальных предпринимателей, поскольку идея радикального воздействия на здоровье общества – путь к самой прекрасной цели, которую можно поставить перед собой, путь к здоровой, полноценной жизни.
Признаюсь, страстная увлеченность Стига передалась и мне. То, что начиналось как ряд совместных исследований, постепенно превратилось в рутину. Теперь хлебобулочным и мучным изделиям я предпочту овощи и зелень с грядки, а коктейль Стига я принимаю ежедневно. Я контролирую количество потребляемого сахара и мяса. Повлияло ли это на мое здоровье? Точно не знаю, но думаю, моему организму стало комфортнее. Будучи ученым, не могу удержаться, чтобы не измерить свои параметры. Согласно двум разным методам измерения, моим сосудам 42 года, хотя по паспорту мне 60 лет. Несмотря на небольшой избыточный вес, уровень сахара и липидов в крови и артериальное давление у меня такие же, как у подростка. У моего отца в этом возрасте все обстояло иначе. В этом возрасте он уже лечился в больнице с диагнозом кардиомегалии[2] и с изрядно постаревшими сосудами.
Возможно, это заслуга Стига? Трудно утверждать что-либо наверняка, говоря об индивидуальном здоровье человека. Заслуга профессора Стига в том, что, обобщив мировую литературу, собранную в крупных обзорах, и сформулировав свои выводы на основании научных источников и личных наблюдений, он перевел язык науки на доступный язык ради всеобщего блага.
Конечно, ученым есть еще что открывать, а у Стига нет ответов на все вопросы. Возможно, иной раз он ошибается в своем стремлении все понять. Возможно, не все сделанные им выводы о том, как изменить свой образ жизни, переживут время. Но обобщить актуальную картину знаний об образе жизни и здоровье в понятной для всех форме лучше и точнее, чем это сделал профессор, вряд ли возможно. Пожалуй, лучшее из заслуженных званий Стига – это звание народного просветителя!
Читателю этих строк повезло. Вам предстоит знакомство с работой всей жизни страстно увлеченного своим делом человека. Надеюсь, вы, как и я, заразитесь увлеченностью Стига!