В поисках Тридевятого царства
Россия сильно изменилась за последнее столетие. Великая крестьянская культура канула в Лету – то есть просто умерла. Люди, смотревшие на небо, пахавшие землю на лошадке и жившие по годовому хороводу праздников (замечу – жившие счастливо) ушли от нас. Но это наши деды и прадеды! В нас течет их кровь и мы говорим на языке, что они создали для нас. Замечательное наследство – наши народные сказки! Великий русский этнограф Дмитрий Зеленин (1878 – 1954), родом вятчанин, в годы своей молодости (1900-ые годы) собрал и опубликовал в 1915 году большой сборник «Великорусских сказок Вятской губернии». Он записывал сказки, в основном, сам у последних сказителей нашего края.
Кроме сказок с первой по шестую первого раздела этой книги – все сказки взяты из зеленинского сборника но упрощены и адаптированы мной для современного читателя. Некоторые сказки найдены мной в рукописных записях и впервые опубликованы. Это – «Богатырская сказка», «Сказка о царе и его славной дочери Марусе», «Сказка об умной Марьюшке и дураке Иванушке», «Сказ о разбойничке Илье – Уполовничке». Язык живой русской речи, во многом нами утраченной, поражает и удивляет. Это – язык другого мира, но мира замечательного и интересного. Дело ведь не в диалектизмах и просторечиях. Канула в Лету вся повседневная жизнь нашего народа со всеми предметами обихода в избе, с пашней и жатвой на ниве, песнями в сенокос и хороводами на лужку: праздниками и буднями. И мне этой жизни жалко!
В первую часть книги «Вятские сказки для детей» вошли тексты попроще, которые можно читать детям или с детьми любого возраста. Во вторую часть книги вошли сказки немного посложнее. Их также можно читать с детьми любого возраста. Но они, пожалуй, нужны взрослым даже больше чем детям. Почему? Да мы напрочь забыли наследство наших дедов – крестьянскую Россию, чью тысячелетнюю мощь и богатство держал на своих плечах простой русский мужик. Это было богатство духа, красота души! И все это отразилось в сказке как в зеркале. Что такое русская народная сказка? Как ее рассказывали и как слушали? О чем идет в ней речь? Давайте задумаемся над этими непростыми вопросами.
Без сказок крестьянский быт был немыслим. В каждом приходе, околотке, волости были свои знатоки и рассказчики сказок. Знали они их много и могли рассказывать подолгу. Но не в обычную пору. Нужен был для этого серьезный повод – свадьба, праздник или что-то другое, значимое для семьи, которая приглашала к себе на праздник сказочника, чтобы потешить гостей. Труд мастера чаще всего оплачивался.
Такими сказителями на Вятке в конце XIX – начале XX веков, как правило, становились бывалые мужики, хорошо знавшие несколько ремесел, уходившие на заработки по зимам, иногда очень далеко от своего дома. Это плотники и пимокаты, портные и сплавщики леса… Именно у них Дмитрий Константинович Зеленин записывал сказки для своего замечательного сборника, изданного в Петрограде.
Сказки как неотъемлемая часть русского крестьянского быта, повседневного обихода, жили в каждой деревне и в каждой семье. Кроме мастеров-сказочников, почти в любом селе были или бобыль-старичок или вдова-старушка, к которым в избу зимними вечерами гуртом шли местные мальчишки и девчонки и, словно завороженные, слушали в неверном свете лучины таинственные и холодящие сердце сказки о богатырях и многоголовых драконах, удачливых дураках и глупых царях. Мир за околицей наполнялся чудесами и его с трепетом постигали дети.
Ксения Афанасьевна Рублева (родилась в 1918 году в селе Шестаково Слободского уезда; она и все цитируемые далее старожилы являются коренными вятчанами) вспоминает: «Сказок много слыхивала – и про зверей, и про людей, и про чудовищ. А слушали их ночью, летом на сеновале, а зимой на полатях. Много сказок было, порой до поздней ночи досиживали».
Рассказывали зачастую сказки матери своим домашним. В дневном распорядке дня это был особый час.
«Как начнет темнаться, так все ложились на полати. Света не было, а керосина мало и дорого. Сказки все рассказывали – часа два-три. Потом лучину зажигали – ужинали. Потом в темноте день обсуждали. Сказок-то было много, да я уж не помню», – вспоминает вятчанка Н. В. Метелева. Другая наша землячка, вспоминая 1910-1920-с годы, добавляет: «Сказочники и сказочницы были во всех деревнях. К ним в дом собирались вечером взрослые с ребятами. Чего там только не рассказывалось! И дома мать прядет, так сидишь около нес вечерами и слушаешь сказки».
Без чудесных историй скучна зима в деревне на теплой печке с завыванием ветра в трубе.
«Помню, зимой забирались на печь и рассказывали сказки. Обязательно про царя, царицу, царевну, царевича и Ивана-дурачка, чтоб он был умнее царевича, чтоб обязательно совершил подвиг и женился на царевне. Просмеивались богачи и восхвалялась беднота в этих сказках» (А. А. Кожевников). Эмоционального голода у детей не было. Сопереживание рассказчику было полным и всеобщим. «Когда училась в Мурашах, жила на квартире. Хозяин был пожилой человек, почти старик. Он такое рассказывал, что мы, сидя на скамейках, прижимались друг к другу. Черти, лешие, домовые… Рассказывал, что сам чуть ли не разговаривал с «лесным дядюшкой». Шел он как-то по лесу домой, впереди него бежала собака. Вдруг он слышит топот копыт. Показывается пара вороных, а в санях сидит такой великан, что наравне с деревом. Собака прижалась к хозяину, а он и сознание потерял. Очнулся – сидит под елкой. Ведь немного и выпил-то, говорит, в селе, а поди ж ты, не помню, когда и сел под елку. Вот и верь ему, что видел! А мы с тех пор стали бояться. Особенно, когда ходили рано утром в школу… Старались идти где-то в середине ватаги, а не последними» (Н. А. Нохрина).
Сказки часто были тесно связаны с особенностями образа жизни конкретной деревни – обычаями, традициями, верованиями ее жителей. Рассказчики импровизировали – одну и ту же сказку могли повторять детям во многих вариантах.
«У нас вот в деревне был дедушка Миша, старенький такой, с бородой седой. К нему все собирались. Он столько сказок знал, и каждый день все вроде про новое. Вот запомнилась сказка про сизое перышко. Как девушка друга милого ждала. Он в виде птицы должен был прилететь. А мачеха узнала про это, в окна стеколья понатыкала. Он и порезался. Плакала девушка над птицей (своим милым), а как упала слеза ее горячая птице на сердце – переметнулась птица и в друга милого превратилась. Я очень любила эту сказку» (Н. Ф. Стремоусова).
Вятский край – деревянное царство. Где, как не в здешних дремучих еловых и сосновых чащобах, вспомнить о сказочных непроезжих дорожках! Странные легенды о марийских и удмуртских языческих божествах, таинственных курганах и древних кладах встречаются здесь на каждом шагу. Это ли не благодатная почва для сказителя! В рассыпанных и по сегодня там и сям в глубине области инородческих поселениях их жители поддерживают существование многих мифов. Причем обширная Вятка и ныне и в стародавние времена всегда была настоящим этнографическим котлом. Булгары и удмурты, марийцы и татары, русские и чудь… Канули в Лету бесермяне и тептяри, ушли в прошлое языческие божества нерусских народов, окрещенные здесь в XVIII-XIX веках – но дух инородческого прошлого вятских земель, начавших заселяться русскими только с XIII века, незримо витает над ними и по сей день. Влияние на север Вятки Великого Устюга и Новгорода, Галича и Вологды, на юг – Казанского ханства, на центр – Суздаля и Нижнего Новгорода определяло культурное развитие этих земель и неизменно сказывалось и в народной сказке. Вовсе не случайно первая сказка настоящего сборника («Богатырская сказка») записана на самом севере – в Лузе. Ниточка к ней идет из Новгорода Великого.
Все, собранные в сборнике вятские сказки, – типично русские народные. Местные особенности, по существу, не бросаются или почти не бросаются в глаза. В чем же прелесть и сила этих сказок?
Именно в народной сказке наиболее полно раскрывается душа народа, его мечты и особенности мышления. Но сказка общечеловечна, она странствует не только из области в область, но и от народа к народу. Есть общие, излюбленные для многих народов сюжеты, есть и наслоения от разных исторических эпох. И в самой сердцевине сказки – ее волшебная сущность, унаследованная от глубокой древности.
Почему сказка сохранялась многие столетия? Видимо, потому, что запечатлены в ней какие-то вечные, неумирающие ценности народной жизни. Ведь из поколения в поколение передастся только то, что дорого людям, их вечные мечтания и поиски.
Одно из первейших таких мечтаний – найти иное царство и иное место в жизни для себя; вырваться из бедности и скудности, разыскать молочные реки с кисельными берегами. Не всем подобное посильно. А лучше удается тем, кому в этой жизни больше всего не везет – Иванушке-дурачку. Дурак – любимец народной сказки, ибо он не простой дурак, а вещий. Все его поступки несуразны, глупы, с точки зрения здравого смысла. А между тем дурак неизменно оказывается мудрее всех, словно он угадывает своим вещим инстинктом нечто, недоступное другим. Вот сказка про Митю Волочащего. Здравый смысл посрамлен, зато есть вера в запредельную силу и мудрость. Это-то и даст нам ощущение радости, внутреннего ликования, когда мы читаем русские сказки, постигаем их радости.
Герой в наших сказках (и в вятских, представленных в сборнике, и в русских вообще) идет от скудости к богатству и почестям. Но путь этот труден. Много опасных подвигов должен совершить солдат («Сказка о царе и его славной дочери Марусе»), чтобы жениться на прекрасной царевне. Путь-дорога многих героев лежит через иной мир – тридевятое царство. Влечет сказочного героя к пределу, где кончается обжитая, знакомая земля, и начинаются всякие чудеса. Опасно добираться туда, и чуть не погибает герой, мчась на волшебном коне или гигантском орле. Исключительные подвиги совершают богатыри и дураки, чтобы помочь добру и погубить зло в облике страшных драконов или злых колдунов.
Борясь за добро, наш герой всегда не один. Ему помогают звери, рыбы, растения, добрые ведуньи, подсказывающие, где искать волшебный меч или смерть Кащею. Человек в сказке понимает язык птиц и зверей, он един со всем миром в страдании и радости. Он борется со злом в любой его форме, он своим примером показывает живым существам, как им жить по законам Добра.
Злые колдуны и другая нечисть превращаются в ужасных зверей и птиц, вообще делают все, чтобы погубить воителя доброго начала – Ивана-дурака или Ивана-царевича. Они – выразители тьмы, злобы и низменных чувств и поэтому должны погибнуть – сгинуть во мрак, который их породил.
Свет и добро в сказке несут, кроме главного героя, также богатыри и вещие люди. Мы это хорошо видим на примере. самой первой сказки этого сборника – «Богатырской сказки». Она, конечно же, вышла из русской былины, и во многом не очень далеко от нее ушла. Но раз богатыри здесь пользуются помощью чуда, применяют волшебные средства, значит, перед нами несомненная сказка.
Народные герои поздних сказок 19ого века – солдаты. Они мудры, опытны в любом деле и добры. Уволенные из армии после многолетней службы с наказом – «бороду брить и по миру не ходить» (подаяние не просить) они могут справиться с любой бедой. Во втором разделе несколько солдатских сказок. Большая трудность для всех читателей сегодня – предметы крестьянского быта, среди которых живут герои. Они, увы, ушли из обихода! Что такое голбец, полати, душник, ухват и чугунок – знают далеко не все родители детей. Крестьянский быт: то чем люди работали, ели, пили, с помощью чего веселились – утонул в бурях промышленной модернизации России 20ого века. Но сколько там было поэзии, добра, красоты! Попробуем просто прикоснуться к строю той жизни, непонятной для нас как быт космонавтов на далекой орбите.
Есть в сказке и прикосновение к Вечности, то – что никогда не стареет. Величайшая ценность русской народной сказки – ее отрешенность от мелкого и суетного в обыденной жизни, поиски высокой духовности, поиски добра, красоты и справедливости.
Выдающийся русский языковед Евгений Трубецкой, размышляя о том, как отразилась русская душа в народной сказке, удачно подметил: «Есть две черты, которые в ней поражают: с одной стороны – глубина мистического проникновения в жизнь, головокружительная высота полета, с косой открываются сказочные красоты Вселенной, с другой – женственный характер этих волшебных грез. В русской сказке мы имеем яркий образец мистики пассивных переживаний человеческой души». Да, мечта о Тридевятом царстве живет и сейчас в наших сердцах. А русская народная сказка – это окно в волшебный мир души русского человека. Давайте же вчитаемся в нее.
I. СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Богатырская сказка
Однажды осенью ненастной ехал всадник прекрасный на гнедом, но измученном коне. То и дело понукал он коня. Это ехал из Новгорода в Киев новгородский витязь Громобой. И вот попадает навстречу ему старушка.
– Здравствуй, бабушка.
– Здравствуй, – отвечает бабка, а потом и говорит: – Ты едешь в Киев, а попадешь в Новгород.
– Вот так-так, – удивился воин, – да неужели ты бабка-угадка?
– Да, мерекую малую толику.
Подивился Громобой, однако поехал дальше. Ехал до вечера, не мог добраться до Киева. Нужен ночлег. Смотрит, стоит огромный дом. Зашел, увидел старичка.
– Дедушка, пусти переночевать.
– Ночуй, пожалуйста, – говорит старичок, – коня поставь под навес.
Только прилег витязь – слышит за стеной красивое пение.
– Кто это у вас так красиво поет?
– Одна красавица, – сказал старичок и замолчал. Ну ладно. Ночь прошла – поблагодарил Громобой хозяина за ночлег и поехал дальше. Второй день ехал и не мог доехать до Киева. Стемнело. Привязал коня к дереву витязь, лег спать. Утром просыпается и видит того самого старичка, у которого оставался на ночлег намедни.
– Что стоишь, старый человек? Мысли мои угадываешь?
– Тебя красавица ждет.
– Мое ли дело с бабами возиться?
Протянул витязь десницу, взял меч да и вонзил его по рукоять в землю.
– Вот моя забава!
Старичок тут же исчез. Сел витязь на коня и поехал дальше. Но видится ему образ красавицы и чудится пение: «О добрый молодец, первый раз я вижу тебя, но знаю – ты хороший человек. Прошу, спаси меня, спаси меня!» Не дает ему пение покоя. Что же делать? Кто такая эта красавица? Пока думал, забрел конь к речке; глядь – живут люди, старички-отшельнички. Спешился воин, подошел, рассказал отшельничкам о своем горе, об образе красавицы, попросил совета. Один старичок пообещал помочь и помог: накатал комок из разных трав и прицепил на пояс витязю. Сказал – волшебный. И верно, образ девушки исчез, исчезло и пение. Поблагодарил Громобой старичка и поехал дальше. Заехал в лес и тут на него напала шайка печенегов. Все с топорами. Делать нечего – стал махать витязь мечом налево и направо. Обезглавленные трупы печенегов падали на землю, а буйные их головы катились по сторонам, как капустные кочаны.
Вдруг из леса выскочил еще один печенег и ударил топором витязя в спину. Спину не разрубил, а разрубил пояс, где был волшебный комок. Комок упал в траву. Громобой повернулся и мечом сразил печенега, а после стал искать стариков подарок. Но не нашел его в высокой траве. И снова возник в голове у новгородича образ девушки и ее пение. Что тут будешь делать? Поехал тогда витязь обратно к старичку, у которого останавливался на ночлег, узнать, что это за красавица поет и какое с ней горе. Старичок попросил прежде выслушать его.
– В одной деревне, – рассказал он, – жил боярин с боярыней, они имели много сел и деревень. Однажды боярин уехал проверять свои владения. Боярыня осталась одна, а в то время она ждала ребенка. Без мужа родила девочку. А когда услышала ее первый плач, стала думать, как извести дитя. Это была злая женщина и не хотела она девочку. Велела служанке убить ребенка. Но добрая служанка отдала девочку крестьянке, которая не имела детей. Когда вернулся боярин, жена сказала, что родила мертвого ребенка. Боярин потужил-потужил, но делать было нечего.
Через 12 лет боярин снова поехал проверять владения. В одной деревне попросил у хозяйки воды напиться. Добрую чару ему принесла справная молодая девушка.
– Какая красивая, – сказал боярин.
– Это твоя служанка принесла мне ее. Я воспитываю ее уже 12 лет, – ответила крестьянка. Понял тогда все боярин, приехал домой, расспросил служанку. Та не стала таить, все ему рассказала: что это его дочь, которую его жена приказала убить. Боярин велел молчать служанке, а жене сказал, что в услужение возьмет одну молодуху. И стала девушка жить у боярина. Но хозяйка все злилась на молодую, до того злилась, что стало ей невмоготу. Тогда она пришла за советом к колдунье – кто такая молодуха и как ее извести. Старая ведьма и поведала боярыне, что с ней в доме живет ее родная дочь.
Колдунья пообещала, что спрячет девушку в стену на 300 лет.
А кто вызволит ее оттуда, через 12 лет отдаст душу дьяволу. Дала старая карга боярыне злого зелья, велела сначала брызнуть на девушку, потом на стену и смотреть, что будет. Боярыня так и сделала, и дочь ее ушла в стену, только лицо осталось видно. А боярин в это время отсутствовал. Приехав домой и увидев все это, он тут же изрубил свою жену на куски.
– А теперь пойдем, посмотришь девушку, – закончил сказ старичок. – Многие витязи пытались ее высвободить, но ломались их топоры. Знаю я заклятье, но кто скажет его, будет отдан сатане. Того никто на хотел…
– Я скажу, – решил Громобой. Встал он у стены, проговорил дьяволов стих, и стена рассыпалась. Девушка была освобождена. Обнялись они с добрым молодцем, поцеловались. Потом разрезал витязь палец и кровью написал клятву, что через 12 лет отдаст душу дьяволу.
– Молодец, – сказал старик, – что не побоялся. Когда так, попробуем твою душу у сатаны назад вымолить. А вот если б испугался, пути назад бы не было.
Пошел он за подмогой и привел двенадцать старцев. Двенадцать дней и ночей молились они и вымолили-таки душу Громобоя у дьявола. За это дьявол велел строить Громобою на большой поляне монастырь. К тому времени витязь со своей зазнобой поженились и вскоре родился у них сын Средислав. Громобой стал строить монастырь. Построил, выполнил дьяволов наказ. Шли годы. Сын у Громобоя вырос, влюбился в девушку Светлану, которая, однако, Средислава не любила. Пришел Средислав к колдунье и попросил такого зелья, чтобы Светлана его полюбила. Не знал он, что ведьма эта – та самая, что пыталась извести его мать. "Хотя отцову душу вымолили у дьявола, но отомщу сыну", – подумала нечистая. Дала зелья Средиславу, велела умыться им и три дня по одному разу проходить мимо окон Светланы. В первый день Светлана должна была, по ее словам, взглянуть на Средислава, на второй улыбнуться, а на третий – выбежать на улицу и броситься ему на шею. Но когда Средислав умылся снадобьем и прошел первый раз мимо окон Светланы, она отвернулась. А на второй день крикнула: "Противный, не ходи мимо моих окон!" Средислав рассердился, не пошел в третий раз, а нашел колдунью – так, мол, и так, не помогает твой наговор. Тогда ведьма сказала, что она бессильна и послала его за советом к своему брату, куда должен был привести юношу волшебный клубок: днем обыкновенный, ночью – огненный. И Средислав отправился за клубком в путь. Долго пришлось идти ему, шел он по полям, лесам, лугам, обходя реки, моря. Шел, куда указывал клубок. И дошел до старого колдуна Лютобора, брата колдуньи. Все ему рассказал. Ведьмак обещал помочь, но поставил условие: через 12 лет Средислав должен отдать душу дьяволу. Затмила любовь ум у юноши, он уже достал нож и собирался писать клятву. Но про все это тут же узнал ведун-старичок, который прибежал к Громобою и сказал, что надо спасать его сына. Прыгнули они на коня и помчались. Конь летел как молния. И успели старик с Громобоем!
– Сын мой, что ты делаешь? Опомнись! – крикнул Громобой.
Средислав выронил нож. Громобой замахнулся мечом на Лютобора, но меч его в воздухе рассыпался. Однако вынул старичок откуда-то волшебный клинок и зарубил Лютобора как муху. Грянул гром, и земля зашаталась, а потом солнце взошло. Доброе дело сделали. Старик и говорит:
– Я спас душу тебе, Громобой, и твоему сыну. Теперь сослужите мне службу. За морем есть двенадцать красавиц. Их заколдовала злая колдунья, жена Лютобора. Их надо освободить.
Рассказал им старичок, как добраться. Однако заблудились Громобой с сыном, не дошли до места и легли спать. Приснился им старичок и указал верный путь. Отправились они утром – и верно, вскоре встретили большой дом. У ворот стоял арап с топором, но они его не испугались, прошли дальше. В первую комнату зашли – увидели скелеты, которые бросались на Громобоя со Средиславом, но они их тоже не испугались. А во второй комнате увидели двенадцать девушек невиданной красоты, которые сидели и пряли. И стояла над ними колдунья с плетью:
– Прядите тоньше и ровнее, будет дело ладнее.
– Бабушка, отдай нам красавиц, – выступил Громобой.
– Попробуйте возьмите, – ответила колдунья. Тогда Громобой достал волшебный меч и сказал, что этим оружием сражен сам Лютобор. Колдунья увидела свою смерть, разъяренная, она бросилась на самую красивую девушку и принялась ее душить. Еле успел Громобой ударить мечом. Зашатались стены дома и обратились в пыль. Брызнула черная кровь, и упала ведьма. А потом повеял ветерок и ласковое солнце встало. Повезли витязи спасенных девушек через леса и долы, реки и поля к себе на родину. И дошли. И стали жить счастливо. И был пир на весь мир. Тут и сказке конец, кто слушал – молодец.
ПРО ТРЕХ СИЛЬНЫХ БОГАТЫРЕЙ:
ЗОРЬКУ, ПОЛУНОЧКУ И ВЕЧЁРКУ
В некотором царстве, в некотором государстве, именно не в том, в котором мы живем, в городе Париже – сюда было поближе, в городе Москве, на сухой доске, в городе Модесте, ровно как на бороне, в городе Варшаве, я там был, так весь заржавел, жил-был князь Костоус, он надел на голову арбуз. Взял в руки огурец – стал прекрасный молодец. Это не сказка, а только присказка. Сказка вся впереди.
Жил-был царь. У него не было детей. А ему страшно хотелось, чтобы дети были. Вот у того спросит, у другого, почему детей нет у него. Никто не может дать ответа. Наконец, один старик сказал, что в лесу есть такой знахарь-затворник. Он все объяснит.
Царь посылает послов к знахарю, дает им подарки. И отправились они разыскивать затворника.
Отыскали. Тот на пороге встречает их:
– Знаю, зачем пришли ко мне. Теперь спать ложитесь, а завтра все расскажу вам. Утро вечера мудренее.
Утром они встают. Знахарь говорит:
– Я знаю, почему нет у вашего царя детей. И помочь могу. В землях царя есть озеро. В озере есть щука. Она-то нам и нужна. Только достать ее трудно. Нужно через реку мост построить на остров. Озеро это на острове. Прямо – три часа. Когда мост готов будет, пусть послушает царь людские речи, что и как скажет о нем народ. Может, и поймет, как дальше быть.
Послы отправились к царю, сказали, что и как нужно сделать. Тот дал приказ строить мост. Долго ли, коротко ли строили, наконец мост готов. Докладывают ему об этом. Царь требует коня и обновляет сам постройку. Затем садится под мост и слушает, что люди скажут о нем, когда пойдут мимо.
Вот ночью бредут два странника. Жалуются, что нет беседок на мосту. Сразу видно, что царь не знает нужды народа.
Другие идут и говорят, что царь доброе дело сделал: мост построил. Видно, хороший царь, народу служит. А третьи шли и беседу вели:
– В озере есть щука. Если покормить ее мясом бездетную царицу, она бы сразу богатыря родила.
Царь обрадовался и тому, что народ похвалил его, и тому, что узнал, как сделать свою жену беременной.
Едет царь домой и сразу посылает рыбаков с неводом. Те закидывают два раза – пусто. Закидывают в третий раз – поймали щуку. Везут рыбину, чтобы зажарить и покормить царицу.
Понесла служанка царице готовую рыбу да и соблазнилась перышком щуки. А навстречу ей другая. И тоже съела щучье перышко. А все остальное съела царица.
Вдруг все трое забеременели. Вот приходит время родить им. Первая родила на заре – назвали сына Зорькой-богатырем. Другая в полночь – это царица. Сын получил имя Полуночка. Третья – вечером, ее сына назвали Вечёркой.
Растут все трое ребят не по дням, а по часам. Царя называют все папой. Приходит время учить их. Ну раз учить – отдали в школу.
Но в школе они начали уродовать кого попало, хватать за руки-ноги товарищей, баловали, а меры не знали. Больно сильные стали, а куда девать силу – не могут понять.
Что царю делать с ними? Тут в одно прекрасное время получил царь послание от индийского царя: «Нет ли у тебя сильно могучих богатырей, чтобы отыскать дочерей моих, которых утащил двенадцатиглавый змей?»
Подозвал царь сыновей и ведет совет.
– Вот, – говорит, – дети, бумага от индийского царя. Как вы на это смотрите? Если отыщете дочерей его, он отдаст вам их в жены.
Зорька-богатырь отвечает смело:
– Я поеду.
За ним все согласились. Только требуют богатырских лошадей. Царь дает им со своей конюшни:
– Выбирайте, какие вам нравятся.
Но все конюшни обошли богатыри, а таких коней, какие им нужны, нет. Докладывают царю об этом. Да, кстати, и о том, что богатырского оружия тоже не нашли для себя.
Царь задумался: «Что делать? Где найти таких коней и такое богатырское оружие?» Потом говорит:
– Идите в лес. Там есть знахарь. Я уж его знаю. Он скажет вам, где достать.
Пошли сыновья в лес. Взяли с собой пока самострелы. Пока шли, промеж собой заспорили – кто из них набольший. Зорька-богатырь говорит:
– Чья пуля дальше улетит, тот и набольший. Выстрелили. Пошли искать пулю. У Зорьки и Вечёрки нашли, а у Полуночки не нашли. Зорька говорит:
– Тогда давайте, братья, на кулачный бой.
Придумали правила: Зорька и Вечёрка должны стать друг против друга, а Полуночка – между ними. Полуночка ударил по головам Зорьку и Вечёрку – обоих по колени в землю посадил.
Потом переменились, и Вечёрка ударил по головам Полуночку и Зорьку – по пояс всадил обоих в землю.
Потом Зорька ударил по головам Вечёрку и Полуночку – по шею в землю всадил их. Они и выйти из земли не могут.
Зорька вытащил братьев, и они признали его старшим.
Долго ли, коротко ли, отыскали братья в лесу знахаря. Заходят к нему в хижину.
– Знаю, детки, зачем явились. Ложитесь пока спать. Утро вечера мудренее.
А наутро бает:
– Вот, детки, идите от меня на восход, там найдете плиту в земле. Поднимите ее – там кони: один на двенадцати цепях, другой – на шести, третий – на трех.
Пошли богатыри искать плиту. Шли, шли. Нашли ее. Полуночка подошел – не может поднять камень. Вечёрка подошел – приподнял лишь наполовину. А Зорька подошел – одним пальцем бросил в сторону. Лошади, как увидели богатырей, стали биться. Значит, дождались своих седоков. Зорька усмирил коня на двенадцати цепях, Вечёрка – на шести, Полуночка – на трех.
Вывели лошадей, оседлали, вооружились и поехали к знахарю. Отблагодарили вещуна и, попрощавшись с ним, направились к себе на родину.
Был назначен день отправки в индийскую землю. Устроили бал и пир у царя по такому случаю. А наутро поехали богатыри отыскивать дочерей индийского царя. Едут день, два, месяц, год.
Доехали до реки Смородинки, до куста калинова. Вдруг лошади пошли по колено в человеческих костях. Вот чудо!
Зорька говорит:
– Стой, братцы! Не честь нам и не хвала будет, если мы не узнаем, кто виновен в гибели этого народа. И если не накажем супостата.
Свернули в сторону от дороги, раскинули шатер и ждут. Зорька кинул жребий, кому первому дежурить на посту. Выпал жребий Полуночке первому ночь стоять. В полночь Зорька вышел проверить, как караулит Полуночка. А тот спит. Зорька сам стал на пост, чтобы Полуночка поспал. Пожалел брата.
После полуночи видит – летит Чудо-Юдо, трехглавый змей, да еще на коне. А конь под ним спотыкается. Чудо-Юдо и говорит:
– Что ты, волчья сыть, травяной мешок, спотыкаешься?
– А я чую: перед нами есть Зорька-богатырь, – отвечает конь. Змей рассердился и кричит:
– На одну ладонь посажу его, а другой прихлопну – мокренько будет.
Ах так? Тогда Зорька снес три головы у змея и бросил под мост. А Полуночка ничего не слыхал. Зорька спать ушел после этого.
Когда рассвело, Полуночка проснулся и приходит к Зорьке, докладывает, что никого не было на дозоре за ночь. Тот ничего не сказал.
День прошел, на ночь стоять Вечёрке. На эту ночь является уже шестиглавый змей. И Зорька опять побеждает его, хотя брат хвастался: «Мимо меня ни муха, ни комар не пролетывали». А сам все проспал. Вот и на войне так – нельзя никогда на неопытных солдат надеяться.
На третью ночь Зорька сам стоит на посту. Он братьям наказывает:
– Сегодня я иду на смертный бой. У змея, я знаю, есть палец для приращивания голов, который я отрублю. Вот я тут миску оставлю. Следите за ней: если полная накаплет крови – идите мне на помощь.
Зорька пошел на пост. В самую полночь летит на коне двенадцатиголовый змей. Конь под ним спотыкается.
– Что ты, волчья сыть, травяной мешок, спотыкаешься! – кричит змей на коня. – Али ты не видывал видов? Я вот Зорьку на ладонь посажу, другой прихлопну – мокренько будет.
Зорька говорит ему:
– Давай попробуем. Только уговор: мы должны три раза отдыхать от битвы, а там кто кого победит.
И снес ему шесть голов сразу.
Змей тронул пальцем шею и прирастил их опять. Потом взял да ударил Зорьку – по колено в землю всадил.
Зорька просит уговор держать, а сам снимает с левой ноги сапог и бросает в палатку Полуночки и Вечёрки. А те спят и горя не ведают.
Затем Зорька снес семь голов змея. Тот снова прирастил их. Теперь змей ударил Зорьку – по пояс его в землю всадил. В миске крови уже половина, а братья спят.
Выходит Зорька из земли, с правой ноги сапог бросает в палатку, чтобы пробудить братьев.
В третьем бою Зорька снес восемь голов у змея, а змей ударил его – по шею в землю всадил. Тогда Зорька бросает в палатку братьев стальной шлем. Только теперь братья проснулись. Смотрят – крови в миске почти полно. Схватили оружие, побежали на помощь Зорьке. Только не понадобилась витязю помощь; ухватился он за повод коня, и тот вытащил его из земли. Сел Зорька на коня и давай рубить головы змею. Отрубил и волшебный палец у него.
Подоспели братья к тому случаю. Зорька и говорит им:
– Засони! Я чуть не погиб. А вы?
Вот и на войне так бывает, если попадется товарищ неверный.
И стал Зорька упрекать их за прошлые ночи. Ведь это он победил трехглавого и шестиглавого змеев, которые могли погубить Полуночку и Вечёрку, спавших на посту! «Вам было наказано, а вы чуть сами не погибли и меня смерти не предали». Потом остыл: «Ну ладно. Мы теперь знаем, кто нарубил тут народу много. Теперь не будет этого».
А потом решил Зорька проверить, нет ли змеенышей: он бдительный был. Взял и сел под мост на ночь. А братья вперед двинулись. Смотрит: выходят в полночь жены-змеихи. Первая говорит:
– Как нам умертвить этих богатырей? Другая отвечает:
– Будет день жаркий. Я обернуся яблоней. Они упрячутся под меня и будут яблоки есть. Их и разорвет.
Третья:
– Напущу жару, а сама буду колодцем. Они напьются – их и разорвет.
А первая снова:
– Я напущу ненастья, сама стану избушкой. Они войдут в избушку, я их задушу там.
Вот они ушли. Зорька вышел из-под моста и догнал своих братьев. А те ехали-ехали и наехали на богатыря Белого Полянина. Подъезжают к нему. А тот сильный да здоровый был. Взял да ударил пальцем того и другого по лбу, они и лапки кверху. Богатырь запинал их под колоду.
Зорька подъезжает, тот тоже – тяп его по лбу. Но не тут-то было. Схватил Зорька его за бороду и стал бросать через лошадь со стороны на сторону.
Белый Полянин просит:
– Не предавай меня смерти, Зорька!
– А ты не охальничай со своими-то!
Потом расщепил мечом дерево да бороду его в щип зажал. Тут увидел братьев под колодой, достал их оттуда, посрамил за то, что его не подождали.
Белый Полянин запросил, чтобы достали его бороду. Ну Зорька что – чирк мечом, взял да освободил его. А бороду отрезанную в карман спрятал. Поехали дальше все вместе четверо.
Вдруг случилась жара. Видят богатыри по дороге яблоню. Все было бросились к ней, но Зорька закричал:
– Не трогайте, а то помрете!
Потом с колодцем так же и с избушкой. Все живы остались. Вдруг доезжают они до владений Бабы-Яги. Белый Полянин и говорит ведьме:
– Помнишь, как я намедни победил тебя, карга? Жизнь тебе оставил. Теперь скажи: знаешь ли дорогу в подземное царство, где сидят индийские царевны? Их туда двенадцатиголовый змей по садил. А ну, езжай с нами, показывай!
Бабе-Яге делать нечего – поехала. Показала глубокую пропасть – вот, мол. Стали братья спускаться вниз на ремнях из звериных шкур. А Бабу-Ягу отпустили. Что с ней делать?
А Белый Полянин наверху остался. Стал караулить, когда подадут братья сигнал, и обещал поднять их. Вот братья спустились, идут под землей, смотрят: пожар где-то вдали. Шли-шли – оказалось, не пожар, а это дворец змея двенадцатиголового – не того, что они убили, а другого. Змей заметил пришельцев, налетел на них и завязался бой. Бьются братья с чудищем сутки, двое, трое. Но в конце концов одолели воины нечистую силу. Сели, пот омыли, отдохнули и пошли в змеевы палаты.
Освободили из плена сначала старшую дочь индийского царя. Та на радостях подарила Полуночке свое кольцо – очень он ей понравился. Потом освободили среднюю. Та дала кольцо Вечёрке. Потом младшую. Ее кольцо досталось Зорьке.
Выпили и закусили на радостях. И пошли вылезть из подземелья – туда, где спускались. А Зорька и говорит:
– Не верю я Полянину. Не нравится он мне. Как бы не предал. Давайте сначала пленниц наверх отправим. Сами уж потом.
Решили начать со старшей дочери индийского царя. Белый Полянин вытащил ее и давай плясать на радостях. Потом среднюю дочь отправили наверх и потом младшую. А за ними засобирался Зорька. И верно говорил он про Полянина: только тот увидел, кого поднимает, – сразу обрезал ремень. Остались братья внизу.
Белый Полянин поехал с царевнами в индийское царство. Там его встретили честь-честью, назначили свадьбу с младшей дочерью. Пир горой идет уже.
А знахарь в лесу в то время стал перебирать волшебные книги, раскрыл одну и увидел, что три богатыря, три его друга, остались в подземном царстве. Взял он громкозвучную трубу, затрубил в нее. И прибежал конь Зорьки. Сообщает: действительно, его хозяин пропал в подземном царстве. Знахарь подзывает к себе подвластную птицу гоголь, дает ей приказ – вытащить из подземного царства трех богатырей.
Та улетела и вытащила братьев на волю. Поблагодарили они знахаря, сели на своих богатырских коней и поехали в индийское царство. Попали как раз на свадьбу Белого Полянина. А тот подвыпивший уже, хвастает в это время, рассказывает, как он сражался со змеем в подземном царстве, как освобождал дочерей индийского царя. Зорька-богатырь не вытерпел и спросил хвастуна:
– Не в том ли бою ты свою бороду потерял?
И вынимает ее из кармана. Сестры в один голос говорят на это:
– Вот, папаша, настоящие-то спасители наши. А Белый Полянин просто нас вытащил из пропасти – и все.
Тогда царь индийский приказал привязать Белого Полянина к жеребцу неезженному и пустить в поле. Так расправился он с хвастуном и изменником. А богатырей за стол посадили, и вскоре уж по-настоящему три свадьбы сыграли. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало. Дали мне синь колпак да стали меня в него толкать, дали мне красный шлык, а я в подворотню шмыг. Так-то я и пришел со знаменитой пирушки на свой двор. А что рассказал вам, то некоторым молодцам не в укор, а в поученье.
СКАЗКА О ЦАРЕ И ЕГО СЛАВНОЙ ДОЧЕРИ МАРУСЕ
В некотором царстве, в некотором государстве, не в том, в котором мы живем, а за тридевять земель жил-был царь со своей женой. У них была красавица дочь Маруся. За ней ухаживали царские слуги, а галантному политесу учили на дому иностранные учителя. И вот исполнилось ей 18 лет. Пришла она однажды к своему отцу, к батюшке-царю, и говорит: «Папа! Отпустите меня погулять в тот сад, что находится на берегу моря». Ну, царь ей разрешил, но следом послал верного слугу, который за ней всегда следил и ухаживал.
Гуляет Маруся по берегу моря, интересуется камышами и морскими птицами. Вдруг – откуда ни возьмись – парусный корабль подходит к берегу. Спрыгнули несколько моряков, схватили Марусю, утащили на палубу, и корабль помчался обратно на поднятых парусах. А слуга ничего не успел. Увидев, что судно скрылось, он с криком бросился к царю и рассказал ему, что его дочь увезли на корабле незнамо куда. Царь испугался и дал команду послать погоню. Но сколько царские воины не рыскали – даже следа ворогов не нашли. Рассердился царь, велел казнить верного слугу за то, что тот прокараулил его дочь Марусю. А сам заболел с горя, слег в постель и приказал своим воинам: по всем царствам-государствам, во всех лесах-полях искать его дочь. Те разъехались. Но царь шлет еще по всему государству указ: кто найдет его дочь в живых, тому отдаст ее замуж и полцарства в придачу. А если в мертвых найдет, отдаст коня.
Проходит неделя, проходит две – нет ответа от розыска. Что делать, сам царь не знает. Думал-думал и придумал сделать пир на весь мир в честь своих именин. Созывает бедных и богатых, знатных и незнатных, подтюремных и солдат. Открывает бал. Подает по первому стакану вина за свое здравие. Все пьют, а кто не пьет, того царские слуги заставляют насильно. Другой стакан пьют все за поиски дочери его красавицы Маруси.
Когда выпили все, царь встает и говорит:
– Граждане миряне! Всех я вас уважил, а сейчас уважьте вы меня – найдите мою дочь. Молодой найдет – отдаю замуж с половиной царства в придачу. А старый найдет – что потребует, то и отдам. Но если кто пообещает найти и не найдет – голову долой.
Зашумело в головах у мужчин от вина и царских обещаний. Но все призадумались. А царь торопит, требует – кто быстрей, кто смелей. И тут у одного солдата – Иваном звали – загорелось сердце. Встает он и говорит:
– Я поеду и найду твою дочь.
– Давай, давай, солдат, – закричал царь с радости, – чего тебе для такого дела надобно?
– Дай мне денег, сот пять, – говорит солдат, а когда я вернусь через три дня, дам наряд, что мне надобно для поездки за твоей дочерью.
Царь записал его имя и фамилию – выложил пять сот рублей. И солдат пошел со своими товарищами в кабак – выпивать да закусывать. А о царской дочери и разговору нет.
Прошло два дня – солдат Иван все пирует. На третьи сутки проснулся он от толчка в спину. Стоит царский слуга и говорит: «Батюшка-царь велит тебе к нему скорее идти, а не то казнить грозится». Испугался Иван, вскочил, пошел к царю. Царь на него закричал:
– Ты что, солдат, выпить на мои деньги захотел просто так? Смотри, слетит твоя голова с плеч!
– Обожди, батюшка-царь, дай сказать, что нужно для поиска царевны Маруси, – ответствует Иван. – Мне надо 11 солдат, пароход, на шесть лет продуктов и оружие с припасами.
Царь почесал затылок, но делать нечего, жаль ему дочери. Дал приказ строить новый пароход для солдата. Солдат же говорит: «А я пока поеду на родину повидаться с родными». Дал ему царь отпуск на месяц.
Построили все споро. Незаметно месяц прошел. Иван вернулся, подобрал себе солдат. Солдаты все пожитки погрузили, продукты получили. Выпили, повеселились, с царем-батюшкой простились, в путь-дорожку снарядились.
Подняли паруса и отчалил корабль. Плыли-плыли, близко ли, далеко ли, долго ли, скоро ли. Вот Иван приказывает причалить к левому берегу. Стали на якорь. Один солдат остался на охране, а остальные пошли на берег, узнать, где находятся. Ходили с оружием солдаты по лесам, по степям. Ни души человеческой, окромя зверя и птицы. На третьи сутки Иван команду дает: все на пароход и добычу с собой, которую настреляли. И опять пароход помчался по морю. Иван все смотрит вперед и думает – что будет дальше.
Плыли они – близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли – по расчету проходит полгода. Иван дает команду причалить к правому берегу. Пароход снова стал на якорь. Иван оставил охрану – одного солдата, а с остальными пошел на берег. И опять то же самое: ни следа, ни запаха человеческого – только приморские звери и птицы. Поохотились они два дня, а на третий Иван со своей командой вернулся на судно. Нет от царской дочери ни слуху ни духу. Солдаты начинают ворчать: «Куда, Иван, нас ведешь? Долго ли нам еще не бывать дома? Сам от казни бежишь и нас хочешь погубить?»
Отвечает Иван солдатам: «Слово мое крепкое, должен я найти царскую дочь, коли обещался. Чувствует мое сердце, что близко от нас сейчас царевна Маруся. Дальше уйти ей некуда».
Снова поплыли вперед. Плыли близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. Дело делается споро, сказка говорится скоро. Иван дает команду причалить прямо. Вышли все и пошли по лесу невиданной тропой. На вторые сутки набрели на терем. В верхнем этаже 12 комнат, а в нижнем – столовая и кухня. Открыли солдаты печи и нашли жареных гусей и уток. Поужинали и встали во все двери охраной. Всю ночь простояли часовые, но никто не подходил к терему. На день же оставили одного солдата готовить пищу для всех, а сами разошлись искать по лесу царевну.
И тут подходит днем невиданной тропой к терему великан, с трудом протискивается в двери и здоровается с кашеваром:
– Здравствуй, младший брат!
– Здравствуй, старший! Проходи вперед, гостем будешь.
– А для кого варишь обед?
– Для товарищей.
– Ну а мне как?
– А для тебя порции командир не положил. Не ждал я тебя. Незнакомец рассердился, взял да закинул кашевара под лавку.
Тот не смог подняться, пока великан все не съел. Пообедал великан и ушел. Еле солдат встал, заложил вновь суп и варит. Приходят его товарищи, готов ли обед спрашивают. Говорит солдат: «Нет, товарищ командир. Почему-то угорел и не успел приготовить». А сам думает – пусть все по очереди так угорают. Пообедали все и отдыхают. Только один «угорелый» места себе найти не может, не знает, сказать Ивану или нет. «Нет, – думает, – не скажу, пусть сам попробует».
Дело делается споро, в сказке говорится скоро. День за днем всех одиннадцать солдат великан угостил за ихний обед своим кулаком. Дошла очередь до Ивана. Иван наготовил дров, заложил в котел чего надобно, а сам сидит – играет на балалайке. Вдруг раскрылась дверь широко, входит тот самый великан.
– Здравствуй, малый брат! – Здравствуй, старший брат!
– Ну как, опять обед для товарищей?
– Да, надо.
– А мне как?
– А коли хочешь, – говорит Иван, – так давай пообедаем.
И собирает на стол. Великан же говорит: «А я сам себе блюдечко найду», – и вытаскивает огромный таз. «Давай, наливай, да сам садись. Из двенадцати одного встретил настоящего младшего брата».
Иван принялся угощать его, все скормил, сколько готовил на двенадцать человек. А тот ест да похваливает Ивана:
– Ай, да молодец, Иван.
– Молодец-то, молодец, да выпить-то нечего.
– А ты разве тоже любишь вино?
– Да с хорошими друзьями выпиваю по стаканчику. Великан встает, раскидывает скатерку-самобранку. А на ней
чего только нет – вина, закуски, музыка играет.
– Давай, младший брат, кушай, сейчас ты у меня в гостях. Сам распечатал литру, выпил ее целиком, открыл другую. А
Иван распечатал шкалик и сидит попивает да морщится. Сам себе думает – это, наверное, жених Маруси. Ну, перехитрю я его. Выпил он шкалик до конца и притворился, что очень пьян. Великан же доказать захотел, что крепче пьет – еще одну литру выпил, и совсем разобрало его. Повалился на пол, как дерево рухнул. Тут схватил Иван саблю, отрубил голову великану, а самого его закопал в землю. На столе все так и оставил, а сам пошел искать тропинку, откуда выходил великан. Шел-шел по тропинке, увидел дубовую дверь в подземелье. Взял ружье и саблю наизготовку и открыл дверь. Увидел длинный коридор, весь в мраморе. Пошел по нему. Открыл еще одну дверь железную, долго шел по второму коридору, который весь в золоте и серебре, и увидел третью дверь – стекольчатую. Старается, а никак не может открыть ее. Постучал – выходит красавица и говорит: «Опять с обеда еле домой идешь, даже дверь открыть не можешь?» Тут увидала она Ивана и испугалась: «Кто ты, добрый молодец, зачем сюда пришел?