После покупки автомобиля прежде всего необходимо поставить его на учет в ГИБДД и застраховать. Если вы приобретаете подержанную машину, то понадобится техническое обслуживание и, возможно, доукомплектование.
Рассмотрим нюансы, которые нужно учесть при покупке как подержанного, так и нового автомобиля.
Осматривать понравившийся автомобиль начинайте с кузова и салона: оцените внешний вид, состояние, степень изношенности и снаружи, и внутри (рис. 1.1).
Многие ошибочно думают, что кузов – не главное: мол, даже если имеются дефекты – это не так важно, как состояние двигателя и подвески. Однако кузов – лицо машины, которое во многом характеризует ее общее состояние. У авто с гнилым кузовом вряд ли будут нормальными двигатель или ходовая часть: ведь все элементы машины изнашиваются примерно одинаково.
Рис. 1.1. Перед покупкой машину нужно тщательно осмотреть
С подозрением относитесь к грязным авто: грязь прекрасно прячет дефекты кузова, в то время как на чистой машине все отлично видно.
Проверьте, нет ли на кузове элементов, отличающихся оттенком: если какая-то деталь была перекрашена – скорее всего, машина попадала в дорожно-транспортное происшествие.
Для проверки состояния кузова можно использовать магнит. Он в каком-либо месте не пристает к кузову? Вероятно, здесь лежит толстый слой шпаклевки, а значит – автомобиль побывал в аварии. Непременно приложите магнит к торцам дверей, колесным аркам и у изгибов крыльев, поскольку это одни из самых слабых мест любой машины. Неприлипание магнита свидетельствует о том, что металл сильно подвержен коррозии.
О многом скажет состояние колес: если резина изношена неравномерно – возможно, у автомобиля проблемы с подвеской или нарушена геометрия кузова. У водителей есть такое выражение: «машина ест резину». Это говорит о том, что вдоль одной из кромок покрышка как бы срезана. В лучшем случае причина заключается в неотрегулированных развале и схождении колес, в худшем – автомобиль был участником серьезного ДТП.
Несколько раз откройте и закройте капот. Посмотрите, плотно ли он прилегает, одинаковое ли расстояние между капотом и кузовом справа и слева. Если нет – то также велика вероятность, что автомобиль попадал в аварию.
Уделите внимание состоянию хромированных деталей кузова. Учтите: даже на ухоженных машинах эти части теряют блеск, ржавеют и т. п., причем ржавчину невозможно убрать даже с помощью полировочной пасты.
Нередко при покраске машины стекла с нее не снимают, а лишь закрывают их бумагой. Однако на предприятии-изготовителе вначале красят кузов и только после этого ставят стекла. Поэтому вы можете быстро узнать, перекрашивалась ли машина, немного приподняв уплотнительную прокладку лобового или заднего стекла. Если краска под ней не такая, как на остальном кузове, – значит, машина перекрашивалась. Кстати, при данном процессе краска может попасть и на сами уплотнительные прокладки: в таком случае все понятно сразу.
Есть и другой способ проверить, перекрашивался автомобиль или нет. Откройте багажник и сравните цвет внутри и снаружи. Посмотрите на состояние краски под ковриками багажника: на любой неновой машине краска в этих местах обязательно имеет характерные следы (царапины, пятна ржавчины и т. п.). Оцените также состояние краски под капотом (на лонжеронах, подставке аккумулятора).
Осматривая салон, обращайте внимание на руль, обивку дверей, сиденья (рис. 1.2). В частности, сильно потертый руль (когда почти или вообще не видно на ободе рельефного рисунка) говорит о том, что машина интенсивно эксплуатировалась. Высокий износ сидений однозначно указывает на то, что машина использовалась как такси (от таких авто лучше держаться подальше). Продавленные сиденья свидетельствуют о долгой и активной эксплуатации автомобиля.
Проверьте, как выглядят резиновые накладки на педалях. Их сильный износ обычно наблюдается у машин с большим пробегом (даже когда показания спидометра говорят об обратном). Особое внимание уделите тормозной педали: на ней не должно быть потеков и следов тормозной жидкости. Посмотрите на водительский коврик: если он сильно затерт – данный автомобиль прошел большое расстояние.
Непременно проверьте состояние тормозных трубок (шлангов) на предмет наличия повреждений, ржавчины, следов тормозной жидкости. Если данные детали в плохом состоянии – лучше отказаться от приобретения машины или сразу же заменить их.
Рис. 1.2. Салон выглядит идеально
Запустите мотор, пусть прогреется и поработает несколько минут. После этого загляните под капот и внимательно послушайте работу двигателя: не «троит» ли он, нет ли лишних шумов, стуков. Подойдите к автомобилю сзади и понаблюдайте за дымом, выходящим из выхлопной трубы: он не должен быть слишком густым, иметь черный или синий цвет.
Ярко-голубой или синий дым из выхлопной трубы автомобиля, работающего на бензине, однозначно говорит о неисправности мотора, а точнее, об износе поршневых колец. Такой цвет отработавших газов возникает в результате попадания моторного масла в камеру сгорания, из-за чего повышается его расход («двигатель ест масло»). Данному мотору требуется капитальный ремонт, который стоит весьма недешево.
Напротив, в случае дизельной машины появление густого черного дыма из выхлопной трубы сразу после запуска мотора не говорит о наличии какой-то неисправности (как ошибочно полагают многие новички). Это нормальное явление. Некоторые дизельные двигатели с прямым впрыском выпускают голубой дым при прогреве, но впоследствии (когда мотор прогреется) этот дым исчезает.
Если вы приобретаете новый автомобиль в специализированном салоне, то обязательно проверьте его комплектность. В частности, возможна подмена магнитолы, ковриков в салоне (которых вообще может не оказаться, хотя они входят в комплект), шин на колесах, аккумулятора и др. С другой стороны, бывает, что на автомобиль устанавливается лишнее оборудование (сетка в багажник, обтекатели, боковые пороги и т. д.), которое будет стоить как минимум вдвое дороже, нежели в автомобильном магазине или на рынке. Кстати, часто подобные излишества заметно ухудшают эксплуатационные свойства машины. Например, боковые пороги обычно уменьшают дорожный просвет.
В случае покупки автомобиля в начале года обязательно обратите внимание на дату его выпуска. Учтите, что в начале года реализуются машины, произведенные и в предыдущем году, хотя работники автосалона могут убедительно доказывать обратное. Стоимость новой машины с каждым годом снижается, даже если на ней почти не ездили.
Перед приобретением автомобиля уточните курс доллара, евро или другой валюты, который будет использован для расчета в российских рублях. Дело в том, что почти всегда он значительно выше официального курса, установленного Центробанком Российской Федерации. Если в данном автосалоне так и есть – потрудитесь произвести расчеты. Ведь если новая машина стоит очень дорого, на разнице курсов вы потеряете весьма чувствительную сумму.
Не забывайте, что работники автосалона (торговые представители, менеджеры, продавцы) редко являются специалистами, знающими все технические характеристики, достоинства и недостатки конкретной машины. В худшем случае они могут преднамеренно пытаться обмануть вас. Фирма в первую очередь заинтересована в продаже тех машин, которые в данное время имеются в наличии. Знайте, что продавцы-консультанты умеют приукрасить реальные возможности автомобиля и выдать желаемое за действительное. Например, работник салона может рассказать про оцинковку кузова (которая отсутствует), «добавить» объем багажника, «сократить» время разгона машины до 100 километров в час и количество потребляемого топлива и т. п. Вам также могут заявить, что у машины кожаный салон, в то время как он является комбинированным (кожа и кожзаменитель).
Иногда в автомобильных салонах покупателю предлагают вариант, который на самом деле ему не нужен (автомобиль более дорогой комплектации или повышенной комфортности). Не следует поддаваться на подобные провокации и покупать не то, за чем вы пришли.
Многие автосалоны предлагают купить автомобиль в кредит. Здесь существует масса нюансов. Часто в договоре присутствует ряд положений, которые устно не оговариваются. В итоге может получиться так, что, кроме взносов за автомобиль и процентов по кредиту, вам придется оплачивать «комиссию за обслуживание». Подобные положения в договоре обычно печатают мелким шрифтом, чтобы покупатель мог их не заметить. Кстати, такое часто происходит и при оформлении кредита в банке.
Планируя получить кредит, определитесь с его валютой. Сравните процентные ставки по рублевому и валютному кредиту. Выясните, нет ли каких-то дополнительных условий. В частности, банк может выдавать рублевые кредиты для покупки машины не более чем на три года, в то время как валютный кредит для этой же цели вы возьмете и на пять лет. Учитывайте и то, какую валюту желает получить продавец. Если он хочет продать машину за евро – очевидно, что оформление кредита в национальной денежной единице не имеет смысла.
Обсудите с работниками банка возможность досрочного погашения кредита. Дело в том, что некоторыми банковскими учреждениями в таких случаях предусматриваются солидные штрафные санкции.
Автомобиль в обязательном порядке должен быть зарегистрирован (то есть поставлен на учет) в ГИБДД. Порядок регистрации транспортных средств регламентируется Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила), последняя редакция которых вступила в силу 1 июля 2007 года (приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 488).
В соответствии с Правилами владелец автомобиля обязан поставить его на учет в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» либо в течение 5 суток со дня приобретения, таможенного оформления или снятия с учета.
Для того чтобы поставить транспортное средство на учет, необходимо представить в местное отделение ГИБДД следующее:
► заявление по установленной форме;
► паспорт или иной заменяющий его документ, выданный в установленном порядке, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий;
► документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника при совершении регистрационных действий;
► документы об уплате платежей, установленных пунктом 13 Правил;
► регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался;
► транспортное средство, за исключением случаев его утилизации. При наличии обстоятельств, препятствующих представлению транспортных средств, допускается представление актов технического осмотра, выданных с соблюдением требований Правил подразделениями Госавтоинспекции по месту нахождения транспортных средств и заверенных главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, районов, городов, округов и районов в городах или их заместителями, начальниками регистрационных подразделений или начальниками станций государственного технического осмотра Госавтоинспекции. Срок действия акта технического осмотра – 20 суток;
► справку-счет, выданную торговой организацией или предпринимателем, либо заключенный в установленном порядке договор или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации. К иным документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, могут относиться:
♦ документы, выдаваемые органами таможни на транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации;
♦ документы, выдаваемые органами социальной защиты населения, о выделении транспортных средств инвалидам либо об изменении права собственности на такие транспортные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
♦ решения судов, судебные приказы, постановления органов принудительного исполнения по исполнению судебных актов;
♦ документы (свидетельства) на высвободившиеся номерные агрегаты, выданные регистрационными подразделениями;
♦ выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы); выписки из разделительного баланса (касающиеся транспортных средств) при разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц;
♦ договоры, свидетельства о праве на наследство и другие документы на право собственности, заключенные и (или) составленные в соответствии с законодательством или международными договорами Российской Федерации;
► страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т. п.), – в случаях регистрации, в том числе временной, и изменения регистрационных данных транспортных средств, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом;
► регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки «Транзит», а также регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случаях, установленных Правилами.
В соответствии с пунктом 35.1 Правил представляемые для регистрации автомобиля документы, удостоверяющие право собственности на него, должны включать в себя следующие сведения: дата и место их составления, сущность и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства, адреса, реквизиты и подписи сторон (для юридических лиц – подписи, заверенные печатью), сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация (тип), год выпуска (год изготовления), идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией-изготовителем, цвет, порядковый производственный номер шасси (рамы), кузова (кабины, коляски, прицепа), модель, номер двигателя (блока двигателя), серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и наименование организаций, их выдавших.
В соответствии с пунктом 35.2 Правил не принимаются к совершению регистрационных действий документы, исполненные карандашом или имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова, а также неоговоренные исправления. Текст указанных документов должен быть написан ясно и четко. Фамилии, имена и отчества физических лиц должны быть написаны полностью с указанием места их регистрации, а наименования (фирменные наименования) юридических лиц – без сокращений и с точным указанием места нахождения юридических лиц. Копии представляемых для совершения регистрационных действий документов, а также регистрационных и иных выдаваемых регистрационными подразделениями документов (в том числе фотокопии и светокопии) не могут служить заменой подлинников, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
После того как автомобиль будет зарегистрирован (часто этот вопрос решается в течение одних суток, максимум – двух-трех дней, если не требуется дополнительная проверка документов или автомобиля), вам на руки выдадут:
► свидетельство о регистрации транспортного средства установленного образца;
► паспорт транспортного средства в порядке, предусмотренном Правилами;
► регистрационные знаки, соответствующие государственным стандартам Российской Федерации.
Регистрационные знаки крепятся спереди и сзади автомобиля в специально предусмотренных местах. Регистрационные документы водитель обязан всегда иметь при себе и предъявлять их по требованию сотрудников ГИБДД.
Помните, что управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации карается штрафом в размере 100 рублей, а управление зарегистрированным транспортным средством без государственных регистрационных знаков – штрафом 5000 рублей либо лишением водительского удостоверения на срок от 1 до 3 месяцев.
В соответствии с действующим законодательством каждый водитель в обязательном порядке должен застраховать свою гражданскую ответственность. Смысл данной процедуры заключается в том, что в случае ДТП возмещать ущерб безвинным участникам аварии будет не виновник, а страховая компания. Тем самым исключается вероятность возникновения ситуации, когда небогатый человек на каком-нибудь «Москвиче» или «Запорожце» разбивает дорогой «Мерседес» или джип и попадает чуть ли не в пожизненную кабалу, будучи вынужденным выплачивать неподъемный долг.
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств введено с 1 июля 2003 года Законом об ОСАГО № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года. Под гражданской ответственностью подразумевается обязанность физического или юридического лица, причинившего вред, возместить его потерпевшему(им) в полном объеме (статья 59 Гражданского кодекса Российской Федерации). Порядок страхования регламентируется Правилами ОСАГО, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года № 263. Эти Правила предусматривают, что страховать свою гражданскую ответственность обязаны владельцы всех российских или иностранных транспортных средств, эксплуатируемых на территории Российской Федерации, за исключением:
► владельцев транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
► владельцев транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории России;
► владельцев транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности;
► владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация;
► владельцев транспортных средств, риск ответственности которых уже застрахован иным лицом (страхователем) в соответствии с Законом об ОСАГО.
В соответствии с пунктом 7 части II Правил ОСАГО страховым случаем признается причинение в результате дорожно-транспортного происшествия в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.
Однако не всегда вред подлежит возмещению. В соответствии с Правилами ОСАГО не возмещается вред, который был причинен вследствие:
► непреодолимой силы либо умысла потерпевшего;
► воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
► военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;
► гражданской войны, народных волнений или забастовок.
Кроме перечисленного, Правилами ОСАГО определено, что не относится к страховым случаям наступление гражданской ответственности владельцев транспортных средств вследствие:
► причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
► причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
► причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
► загрязнения окружающей природной среды;
► причинения вреда в результате воздействия перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
► причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
► возникновения обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
► причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому в них грузу, установленному на них оборудованию;
► причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
► причинения вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации;
► повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного культа, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
► возникновения обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором).
Страховой полис ОСАГО входит в число документов, которые водитель транспортного средства обязан иметь при себе и предъявлять по требованию работников ГИБДД (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Страховой полис ОСАГО
Застраховать свою гражданскую ответственность вы можете в любой страховой компании, которая имеет право осуществлять данный вид деятельности. Чтобы заключить договор о страховании автогражданской ответственности, вы должны представить следующие документы (пункт 15 части IV Правил ОСАГО):
► заявление о заключении договора обязательного страхования по установленной форме;
► паспорт или иное удостоверение личности (если страхователем является физическое лицо);
► свидетельство о регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо, зарегистрированное в Российской Федерации);
► паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации указанного в заявлении о заключении договора обязательного страхования транспортного средства;
► доверенность на управление указанным в заявлении о заключении договора обязательного страхования транспортным средством либо иной документ, подтверждающий право владения этим транспортным средством;
► водительское удостоверение (или его копия) лица, допущенного к управлению транспортным средством, а также документы, подтверждающие право водителя на управление транспортным средством (в случае если договор обязательного страхования заключается с условием, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица).
Отмечу, что при отсутствии возражений со стороны страховой компании можно предоставлять копии перечисленных документов. При этом ответственность за достоверность представленных сведений возлагается на страхователя (то есть на владельца или водителя транспортного средства).