Как уже упоминалось, йога-терапия состоит из трех частей: йоги, аюрведы и джьотиш (ведической астрологии). Каждая из частей йога-терапии занимается изучением определенных сторон человеческой природы и воздействием на них различными методами.
Так, джьотиш помогает выявить наши конституциональные особенности при рождении (пракрити), а также врожденную предрасположенность к определенному виду заболеваний. Астрологические прогностические расчеты выявляют неблагоприятные периоды для здоровья, что позволяет заранее к ним подготовиться.
Аюрведа занимается в основном плотным телом, состоящим из пяти первоэлементов. При помощи аюрведы определяется текущая конституция человека по дошам (викрити). Различные аюрведические методы лечения выравнивают и балансируют доши, что приводит организм пациента в здоровое состояние. Аюрведическая расаяна омолаживает тело.
Йога благотворно воздействует на все тела-оболочки человека (коши). Инструментами йоги является весь богатый арсенал восьмизвенной (аштанга) йоги и хатха-йоги, в том числе асаны, пранаямы, пратьяхара, самьяма, мудры, бандхи и шаткармы.
Йога оперирует понятиями гун, т. е. сил, которые формируют тело и сознание человека. Гуна раджас (деятельность, страсть) обозначает абсолютную кинетическую энергию. Гуна тамас (инерция, невежество) – суть абсолютная потенциальная энергия. Гуна саттва (благость) – гуна равновесия. Состояние здоровья предполагает гомеостаз, равновесие во внутренней среде организма.
Первой задачей йоги является увеличение в человеке гуны саттва, т. е. благости и равновесия.
В процессе йога-терапии (йога чикитсы) необходимо пройти восемь последовательных ступеней.
Определить пракрити, с использованием данных, полученных методами джьотиш.
Определить викрити (с помощью опросной таблицы).
Выявить причины заболевания (нарушения в диете, режиме дня, в образе жизни, наследственный характер заболевания и др.).
Устранить причины заболевания.
Определить правильный режим, с назначением диеты, распорядка дня и упражнений (асаны, пранаяма, медитация).
Провести очистительные мероприятия (шамана, шодхана).
Применить терапию, направленную на успокоение и балансировку дош.
Омолодить организм (расаяна).
Исторически сложилось так, что асана, четвертая ступень восьмизвенной йоги Патанджали, стала фактически единственной визитной карточкой практики йоги на Западе. При слове «йога» у западного человека в голове возникает именно образ человека в асане. Прежде всего это обусловлено зрелищной составляющей асан. Йоговские позы красивы и элегантны, они завораживают и являются своеобразным показателем здоровья и молодости тела.
Однако желание выполнить сложную асану любой ценой, без реальной оценки собственных возможностей, зачастую приводит к травмам. Многие травмы возникают от отсутствия техники безопасности при выполнении асан, при неграмотном их выполнении.
Многие люди, привыкшие тренироваться в фитнес-клубах, переносят этот спортивный опыт тренировок в йогу. Они готовы усердно тренироваться, иногда по нескольку раз в день. Некоторые из них признаются, что если они не «упахались» до седьмого пота, то тренировка прошла даром. Практика, выполняемая в таком экстремальном режиме, подсаживает этих людей на своеобразную «адреналиновую иглу». Организм в процессе таких тренировок вырабатывает большое количество адреналина, который вызывает на непродолжительное время приятные ощущения, «драйв». Со временем адреналиновый эффект уходит, но остаются боли в суставах и мышцах, которые находятся в длительном спастическом состоянии, крепатуре.
У каждого человека есть свои пределы выносливости, силы и гибкости. Одни ограничения можно преодолеть с помощью постепенной и постоянной практики. Другие обусловлены нашей природой, мы никак не сможем их преодолеть.
Главным ограничителем практики являются хрящевые структуры в суставах и позвоночнике. Все спортивные врачи знают, что лечить растяжение мышц и связок гораздо легче, чем травмы хрящевых структур. Это связано с тем, что хрящевая ткань восстанавливается в 50 раз (!) медленнее, чем другие ткани.
Другим ограничивающим фактором в практике асан является состояние сухожильно-мышечной ткани и связочного аппарата. Чем лучше растяжка у человека, тем больше он может расслабиться в асане и глубже проработать тело. Способность к растяжке у всех разная, во многом она зависит от упругости мышц. Излишняя жесткость мышц, как правило, вызывается их гипертонусом. Задачей практики на начальном этапе занятий является снятие закрепощенности мышц. Это достигается с помощью специальных приемов, например постизометрической релаксации, применением специальных пранаям во время выполнения асан и через работу с умом, направленным на осознанное расслабление рабочей зоны.
Тот, кто занимается в режиме «фитнес»-йоги, достигает, как правило, обратного эффекта. Мышцы не выдерживают перегрузок, становятся жесткими и болезненными, образуются мышечные функциональные блоки (миофасциальный синдром).
Структура суставов также является одним из ограничивающих факторов при выполнении асан. Это врожденное ограничение трудно поддается корректировке. Так, если головка бедренной кости глубоко утоплена в вертлужной впадине, то возможны трудности с позами на раскрытие тазобедренных суставов, таких как поза лотоса (падмасана), поза бабочки (баддхаконасана).
Если практикующий доводит себя до травм и продолжает практиковать через боль, то может возникнуть целый «букет» заболеваний: перерастяжение и микроразрывы связок, повреждение хрящей и суставных сумок. Воспалительные процессы приводят к отеку суставов, накоплению синовиальной жидкости в суставной сумке. Если эта жидкость не удаляется, то через какое-то время в месте травмы и около нее происходит замена эластина (эластичной соединительной ткани) на коллаген, более жесткую ткань.
Пребывание в асане тоже имеет свои физиологические особенности [2.2]. Асана – это неподвижная поза, и ее неподвижность обеспечивается медленными (красными) мышечными волокнами, работающими в режиме аэробного энергообмена. Сильная сторона медленных волокон заключается в том, что они могут удерживать нагрузку в течение длительного времени. Слабая сторона – в том, что при нагрузке свыше 40 % максимальное давление внутри мышцы становится больше давления внутри капилляров. Это приводит к уменьшению, вплоть до остановки, кровотока в мышцах.
Исследования показывают, что корректная практика асан выполняется в определенном положении суставов и при определенном натяжении мышц. Тело фиксируется в таких позах, в которых оно раньше никогда не было. При этом происходят экстремальные воздействия на рецепторы нервной системы. В этих условиях наблюдается удивительный эффект: при предельном растяжении мышц происходит максимальная разрядка афферентного возбуждения.
Корректная практика асан воздействует на такие рецепторы нервной системы, которые в обычном состоянии малоактивны или не задействованы вовсе.
Сигналы от внешних (висцеромоторных) и внутренних (висцеральных) рецепторов образуют общий сенсорный эффект в рефлекторных зонах (Захарьина–Геда). Эффект от стимуляции этих зон с помощью асан схож с эффектом от рефлексогенного массажа или акупунктуры. Исследования показали, что такая стимуляция ведет к привыканию, к снижению раздражительности нервной системы при внешнем воздействии на нее. В то же время часть афферентного сенсорного потока приводит к повышенной активности нейронов мозга, что способствует образованию новых нейронных связей, и в конечном итоге к новым сенсомоторным навыкам, более полному контролю своего тела.
В асане наблюдается еще один удивительный эффект. Сознательно расслабляясь в позе, человек может «добраться» до глубинных нервных структур и управлять ими с помощью силы мысли. Д. Эберт пишет, что надспинальное торможение рефлекторной дуги, т. е. осуществленное посредством сосредоточения на общем расслаблении, вызывает обрыв так называемой гамма-петли. При этом сознательное расслабление превалирует над спинальными нервными центрами [2.2].
Исследования показали, что максимальная эффективность медленных мышц в асане достигается при 30 %-й нагрузке от максимальной силы. При данном усилии медленные мышечные волокна задействуются наиболее полно, при этом стимулируется процесс образования новых капилляров, увеличивая тем самым объем медленных мышц. В этом случае со временем наблюдается прирост силы до некоторого нового значения.
Упражнения, где нагрузка меньше 20 % от максимальной, не дают такого эффекта, а нагрузки свыше 40–50 % от максимальной тормозят прирост силы, в связи с торможением развития капиллярной системы.
Следует оговориться, что процесс увеличения силы и выносливости требует времени. Мышцы должны адаптироваться к новому режиму, поэтому очень важно не прерывать тренировки и настроиться на постепенное наращивание усилий. В момент выполнения асан очень важно отслеживать ощущения, которые возникают в процессе практики. Как правило, сигналы от внутренних (висцеральных) рецепторов здорового органа не воспринимаются сознанием, они находятся на подпороговом уровне. Эти сигналы мы можем почувствовать только при больших нагрузках или в случае травмы. Очень важно отслеживать свои ощущения. У нас очень мудрый организм, он врать не будет, и если вы почувствовали резкую боль, то это явный признак неправильности выполнения упражнения. То, что для одного человека будет простой позой, для другого будет запредельным усилием.
Йога тем и отличается от стретчинга и фитнеса, что человек отслеживает свои внутренние ощущения для достижения почти предельных поз, но на уровне 30 % от максимального усилия (усилие и растяжка – это разные вещи).
С другой стороны, в йоге человек активно воздействует сознанием на практику в асанах, сознательно достигая расслабления в них.
«Асаны надо делать так, как они получаются, без лишних усилий, только такой подход вызывает самонастройку, естественный процесс, реализующий действительные потребности системы… В каждой асане (как и в промежутках между ними) мы тормозим лишнюю активность и передаем полномочия системе, все остальное, как то: улучшение самочувствия, прирост гибкости, сброс вытесненного и т. д., возникает и разворачивается само по себе» (В. С. Бойко) [2.28]. В йоговской науке есть много классификаций асан: силовые и на растяжку, прогибы и наклоны, скрутки и балансы. В положении стоя, сидя, лежа, перевернутом и т. д. Каждая асана обладает свойственным только ей эффектом. Воздействие асан на организм зависит от многих факторов: от вашего доша-типа, от физической подготовки, настроения, морального состояния, вплоть до фазы Луны и атмосферного давления.
Можно представить вашу йоговскую практику в виде приготовления праздничного обеда, где асаны играют роль ингредиентов блюд. Гармонично сочетая различные асаны, можно создать действительно «полезную и вкусную» практику. Так же, как и с едой, вы не можете есть одно и то же блюдо до бесконечности. Практика асан должна быть разнообразной и сочетать все возможные для вашей конституции позы. Грамотно отстроенная последовательность, с учетом ваших индивидуальных особенностей, позволит сбалансировать ваш доша-тип, наиболее эффективно задействовать энергетический и ментальный потенциал.
В таблице 1.1 приведены общие рекомендации по технике выполнения асан для конкретных дош.
Таблица 1.1
Практика асан в зависимости от доша-типа
В части II представлены йога-терапевтические комплексы для лечения различных заболеваний. Они составлены с учетом особенностей дош.
Следует знать простое правило воздействия асан: прогибы увеличивают вату, наклоны – успокаивают ее. Быстрые движения возбуждают ее, медленные – успокаивают. Силовые асаны увеличивают питту. Перенапряжение увеличивает вату.
По своему опыту преподавания йоги мы можем с уверенностью сказать, что большинство вновь пришедших на занятия не умеют правильно дышать. Те, кто умеет, – дышат слабо или неритмично.
Основная «неправильность» дыхания заключается в том, что люди дышат не брюшным, а грудным дыханием, т. е. поверхностным и неглубоким.
Обычно это наблюдается у офисных работников, так как неправильная сидячая поза приводит к искривлению реберного корсета и сдавливанию диафрагмы, что не позволяет человеку сделать полноценный дыхательный цикл. Такой человек не дышит, а «пыхтит» с КПД паровоза. Свою лепту вносят также тесная одежда и тугие поясные ремни.
Дыхание в йоге выполняется носом, за исключением отдельно оговоренных случаев. Йоги шутят, что дышать ртом так же противоестественно, как есть пищу носом.
По мнению кишиневского йога-терапевта Л. Гарценштейна, правильное дыхание и удджайи пранаяму следует осваивать раньше, чем любую из асан. Наш опыт также это подтверждает; часто пациенты, которые приходят к нам на консультацию, уже имея многолетний опыт занятия йогой, не умеют правильно дышать.