Глава 1. Социальная работа как феномен современного мира

1.1. Исторические модели социальной работы

Социальная работа как общественное явление прошла очень длительный исторический путь. Изучение различных эпох показывает, что общество в каждый конкретный исторический период реализует определенную модель социальной помощи нуждающимся.

Глубинные традиции взаимопомощи и поддержки у людей проявляются в так называемой архетипической модели помощи. Изучение жизни современных аборигенов в дебрях Амазонки дает наглядные примеры взаимовыручки в трудных жизненных ситуациях в условиях первобытно-общинного строя. Защиту от различных опасностей (голод, стихийные бедствия, войны) индивиду обеспечивают его семья, род. Формы помощи, основанные на кровно-родственных отношениях, не претерпели существенных изменений и в настоящее время.

Филантропическая модель помощи зародилась в период Античности, сделавшей высшей ценностью человеческую свободу, основу которой составляла частная собственность. Филантропия связывалась с появлением особых форм поддержки нуждающихся. С превращением античного государства в инструмент господства частных собственников социальная помощь приобретает избирательный характер. Социальная помощь не распространялась на рабов, а только лишь на свободных граждан. Им предоставлялась помощь в виде раздачи продовольствия, денежных средств, полученных, как правило, в результате войн. Богатые семейства греческих городов-полисов выделяли их старикам, обездоленным детям, вдовам.

Традиции социальной помощи существовали и в Древнем Риме. Но помощь оказывалась лишь тем, кто был внесен в списки граждан. Для их поддержки были созданы системы пожертвований бедным. Сбором пожертвований занимались специальные общественные посредники (фасилитаторы).

Данные системы борьбы с бедностью стали прообразом современных социальных акций по сбору средств для нуждающихся. Сегодня в качестве филантропов выступают не только предприниматели, но и известные спортсмены, музыканты, художники, которые активно пропагандируют фактом своего участия идеи частной благотворительности при проведении различных социальных акций.

В период Средневековья в Европе стало активно развиваться церковно-монастырское попечение. Распространение христианского понимания благотворительности как богоугодного дела стало альтернативой сложившемуся в Античности избирательному подходу к социальной помощи. Согласно христианским догматам, милосердие и сострадание, активная поддержка должны оказываться всем без исключения страждущим и нуждающимся людям. Деятельность церкви осуществлялась через монастыри, выступавшие в качестве благотворительных организаций. При монастырях орденов доминиканцев, иезуитов, тамплиеров, францисканцев существовали больницы и богадельни для нищих и убогих, дома призрения для одиноких стариков, благотворительные школы, где дети из бедных семей обучались грамоте по Библии. В этих учреждениях закладывались основы медицинской помощи и просветительской деятельности для всех нуждающихся. Христианские идеи милосердия, заботы о больных и немощных нашли широкое распространение не только в поведенческих установках, но и на уровне обыденного сознания людей, со временем они приобрели форму определенных традиций. И сегодня те же идеи христианского милосердия часто объединяют религиозные и добровольческие организации во многих странах для благотворительной деятельности и решения проблем отдельных людей и территорий.

Наряду с религиозной благотворительностью в Средние века в Европе начинает развиваться и светская благотворительность, которая во многом была вызвана идеями гуманизма. Культурное движение, вошедшее в историю под названием «гуманизм», возникло во Флоренции в XIV в., когда она стала экономическим центром Италии. Через два столетия гуманизм распространился в Германии, Франции и других европейских странах. Сторонники данного подхода полагали, что в каждом человеке заложены безграничные возможности, развитие которых составляет смысл его жизни. Гуманисты создали новое мировоззрение, сущностью которого стало признание человека наивысшей ценностью.

Распространению модели общественной благотворительности способствовали также идеи Просвещения, которое появилось как европейское идейное течение в XVII–XVIII вв. Система взглядов просветителей (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер и Т. Джефферсон) существенно поменяла представления о роли искусства, философии и политики. Согласно этим представлениям, общество должно находиться в гармонии как с окружающим миром, так и с человеческой природой. Средством достижения такой гармонии просветители считали образование, которое должно было положить конец невежеству, являвшемуся, по их мнению, главной причиной социальных бедствий. Эти идеи нашли свое выражение в создании учебно-воспитательных, социальных благотворительных учреждений, основанных на принципах человеколюбия. Они существовали за счет частных пожертвований, обширной филантропической деятельности. Тогда перед государством еще не стояла задача оказания систематической помощи нуждающимся. Поэтому частная благотворительность оставалась основной формой социальной помощи.

В начале XIX в. в странах Европы и Америки началась промышленная революция, которая резко обострила социальные проблемы. Деятельность благотворительных организаций не могла снизить рост безработицы, нищеты и преступности среди населения. Становилось все более очевидным, что невмешательство государства в решение социальных проблем чревато самыми серьезными последствиями. В различных странах начинают создаваться национальные программы локализации социальных патологий. Так, в Англии оформляются закрытая (в специализированных учреждениях) и открытая (на дому) системы помощи. В ряде стран появляются первые школы профессиональной подготовки добровольных благотворителей. Активно развивается государственная благотворительность, которая проявляется в разработке социального законодательства, введении налогов и страхования, развитии системы образования и воспитания, проведении мероприятий по предупреждению профессионального нищенства. В истории социальной работы эта модель помощи нуждающимся получила название модели социального обеспечения. Особым ее достижением стала разработка для проблемных групп населения особых социальных программ: в области здравоохранения, образования, профилактики правонарушений. Система социального обеспечения в ряде стран стала развиваться в виде агентств, организуемых и финансируемых местными властями. Однако в данной модели государственная помощь не носила систематического характера, кроме того, в ней отсутствовали единые подходы к организации социальной благотворительности.

Сочетание частных и общественных инициатив при государственном законодательном регулировании социальной помощи и поддержки нуждающихся в истории социальной работы можно назвать моделью общественного призрения. Ведущая роль в ней принадлежит благотворительным обществам и организациям, которые находятся под законодательным контролем государства. Общественное призрение включает в себя не только поддержку разных групп нуждающихся людей, но и меры по интеграции женщин в различные сферы общественной деятельности, мероприятия по борьбе с безработицей, профессиональное обеспечение инвалидов, перевоспитание малолетних преступников, противодействие социальным болезням. Для данной модели характерны децентрализация финансовой политики, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, периодический характер социальной деятельности [2].

Таким образом, допрофессиональный этап социальной деятельности характеризуется разнообразными формами оказания помощи на основе самоорганизации различных общественных сил. Накопление богатого эмпирического опыта в этой области способствовало возникновению на рубеже XIX–XX вв. института профессиональной социальной работы. Главным гарантом социальной защищенности становится государство. Организации общественного призрения трансформируются в комплексную систему государственной, общественной и частной благотворительности.

Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX начале XX в. в США и странах Западной Европы способствовали формированию идеологии ответственности государства перед личностью. Экономический прогресс, которым было отмечено развитие стран Запада в XIX в., сопровождался небывалым обострением социальных проблем, делавших необходимым создание профессиональной помощи нуждающимся. Главным гарантом социальной защищенности становится государство, что не снижает значение неорганизованной благотворительности и филантропии.

Во многих европейских государствах (Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция, Франция), а также в США и Канаде на рубеже XX в. появляется профессиональная форма социальной работы. Главной ее целью становится борьба с бедностью. Официальное признание социальной работы как профессии было связано с появлением профессиональных школ по подготовке социальных работников. В США эту профессиональную деятельность стали называть социальной работой, а в странах Европы – социальной медициной.

Уже перед Второй мировой войной социальная работа вошла в повседневную жизнь многих стран в связи с созданием различных социальных служб, которые стали формироваться как определенный сектор права, экономики и общественных связей. Появление модели социальных служб обусловлено общественной потребностью в данных учреждениях, наличием профессионально подготовленных социальных работников и богатой исторической практикой оказания различных видов социальной помощи проблемным группам населения.

Для сети социальных служб общими стали следующие принципы деятельности:

• всестороннее развитие «человеческого потенциала»;

• изучение нужд и потребностей всех групп населения;

• содействие институциональным процессам для дальнейших социальных изменений;

• активность населения в решении своих проблем через участие в социальных проектах.

Социальная работа стала разворачиваться в различных сферах жизнедеятельности, включая школы, образование, здравоохранение, армию, досуг и т. д.

В 1960-е гг. появился новый подход к пониманию социальной работы – как непосредственного взаимодействия (интреакции) социального работника и клиента. Это привело к постепенному стиранию стереотипа клиента как объекта действия. Клиент стал рассматриваться как равноправный участник изменений. Социальные работники стали концентрировать свое внимание на жизненных проблемах клиентов. Эти проблемы объединяются в три вида:

1) проблемы, которые обусловлены задачами переходных периодов жизненных циклов,

2) проблемы негативного влияния социальной и природной среды,

3) проблемы, вызванные межличностными отношениями, нарушающими нормальное функционирование семьи как малой социальной группы.

Начало XXI в. связывают с периодом интернационализации социальной работы. Сегодня сформированы национальные школы социальной работы и национальные модели помощи и защиты, которые разворачиваются на основе единой профессиональной идеологии. Ее целью является деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам и общинам для восстановления и усиления их способности к социальному функционированию и созданию условий, способствующих реализации этой цели. Она призвана содействовать приспособлению индивидов и групп к достойной жизнедеятельности в правовом социуме. Как и любая другая профессия, социальная работа представляет собой сообщество специалистов, получающих за свой труд материальное вознаграждение.

Модель социальных служб в опыте зарубежных стран постепенно трансформируется. Это связано с сокращением государственных расходов на социальные нужды, с приватизацией социальных служб, децентрализацией социального обслуживания. Эти процессы дополняются активным внедрением рыночных механизмов, расширением спектра платных социальных услуг и ориентацией на разветвленную систему социального сервиса. Так, в США и Канаде государственные службы в основном занимаются оказанием финансовой помощи нуждающимся и малообеспеченным гражданам. Большую часть социальных услуг предоставляют социальные службы общественных и добровольческих организаций, а также частные агентства. Социальные работники работают в так называемых мультидисциплинарных командах. Работа в них предполагает вовлечение специалистов различного профиля (социальных работников, врачей, юристов, психологов, представителей органов) для решения проблем клиентов, повышения их жизненного уровня, социализации, реабилитации.

В скандинавских странах социальная работа рассматривается как деятельность по оказанию помощи инвалидам, семьям, группам риска в реализации их социальных прав и компенсации физических, психических, интеллектуальных или иных недостатков. В частности, для Швеции характерна психологическая структурная социальная работа, направленная на достижение «индивидуальных и общественных изменений». Важную роль играет социально-педагогическая практика. Это связано с тем, что в процессе социализации у подрастающего поколения могут формироваться негативные качества, приводящие к различным патологиям (наркомания, игромания, алкоголизм). Специализированные социальные службы призваны скорректировать негативные процессы, параллельно осуществляя функции социального контроля. Охраной социальных прав граждан занимаются административные областные суды. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитеты.

Спектр действий социальной работы включает в себя не только различные мероприятия социальной политики, но и различные формы помощи на индивидуально-личностном уровне. Практическая помощь нуждающимся лицам включает в себя различные виды консультирования, групповую социальную работу, социальную терапию, управление социальными службами и агентствами. Социальные работники решают разноплановые проблемы в различных сферах жизнедеятельности. Они могут заниматься административной работой и социальным планированием, поиском финансовых ресурсов для осуществления социальных акций и проектов. Многообразие направлений в социальной работе отражает спектр существующих проблем и их возможного решения совместными усилиями государства, общества и институтами социальной работы.

В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед социальной работой, выделяют:

• патерналистскую модель социальной работы (преобладание государственных форм поддержки);

• либеральную модель социальной работы (преобладание общественных инициатив).

Так, социальная работа в Великобритании осуществляется в основном государственными, а в США – негосударственными социальными агентствами.

Частная практика через патентованные формы социальной работы становится в разных странах мира важной альтернативой деятельности государственных социальных служб. В частном секторе социальные работники нанимаются на работу не агентствами, а самими клиентами. Такие работники сами устанавливают и финансируют свои услуги и предоставляют тот же спектр услуг, что и государственные социальные службы.

Частнопрактикующие социальные работники всегда были включены в число наиболее высокооплачиваемых профессионалов клинической (практической) социальной работы. Они не загружены административными и контролирующими обязанностями, что делает их услуги для клиентов более привлекательными. В США более 25 % социальных работников занимаются частной практикой. Она стала самым быстро растущим сектором социальной работы, потому что приносит профессиональное признание и предоставляет возможности для улучшения финансового положения. в практической деятельности социальные работники должны руководствоваться следующим правилами.

• Работники определяют, кто будет их клиентами.

• Они нанимаются своими клиентами и несут ответственность перед ними.

• Сами устанавливают и применяют на практике собственный метод лечения или вмешательства.

• Используют в большей степени профессиональные, нежели бюрократические, нормы для определения методов работы.

• Получают плату за услуги непосредственно от клиентов или от финансовых агентств своих клиентов.

• Придерживаются стандартов, этики и ценностей социальной работы.

• Несут ответственность как профессиональные социальные работники [9, – с. 402–403].

Фундаментальный вопрос социальной работы, который активно обсуждается в западных странах: чьи интересы должен защищать социальный работник – государства, налогоплательщиков (работающего населения) или клиентов социальных служб? – остается открытым.

Библиография и рекомендуемая литература

1. Козлов А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспектива. М., 1998.

2. Некрасова А. Я. Международный опыт социальной работы. М., 1994.

3. Соболева М. Е. Социальная работа за рубежом. СПб., 1999.

4. Социальная работа: учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 2007.

5. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / Отв. ред. А. А. Козлов. М., 2004.

6. Хатчинсон Г. С. Модели в социальной работе: из разных источников к одному полю деятельности / под ред. Р. И. Даниловой. Архангельск, 1999.

7. Холостова Е. И. Социальная работа как феномен цивилизованного общества // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992.

8. Чорбинский С. И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992.

9. Энциклопедия социальной работы: в 3 Т.: пер. с англ. т. 3. М., 1993.

Вопросы и задания

1. Раскройте особенности филантропической деятельности.

2. Сравните истоки светской и религиозной благотворительности.

3. В чем своеобразие модели общественного призрения?

4. Каковы причины появления профессиональной социальной работы?

5. Охарактеризуйте модели социальных служб.

Темы для докладов и рефератов

1. Национальные школы социальной работы.

2. Перспективы развития социальной работы в условиях глобализации.

3. Зарубежный опыт социальной работы (на примере любой страны).

Основные понятия

Модель социальной работы, взаимопомощь, благотворительность, филантропия, церковно-монастырское попечение, добровольческий и институциональный уровни социальной работы, общее призрение, профессиональная социальная работа, интернационализация социальной работы, частная практика социальной работы.

Дополнение. Из истории социальной поддержки нуждающихся

В своем первом, ставшем затем ежегодным, докладе в 1818 г. Нью-Йоркское общество по борьбе с нищетой предложило организовать визиты добровольцев с целью установления личных контактов с неимущими для оказания им необходимой помощи. Предлагалось «…разделить город на очень небольшие районы и выделить из числа членов общества двух-трех человек для каждого района, в чьи обязанности входило бы налаживание знакомства с его жителями, обследование семей неимущих, оказавшихся в трудном положении, помощь советом в их профессиональной деятельности, обучении детей, ведении домашнего хозяйства, оказание поддержки или предостережение в зависимости от обстоятельств». В целях оказания помощи бедным людям были созданы ассоциации по улучшению условий жизни неимущих. Для членов ассоциаций, наносящих дружеские визиты в бедные семьи, проводились конференции в целях обмена опытом и идеями. Добрый совет, который должен был зажечь луч надежды, стал предпочтительным методом работы. Материальная помощь предоставлялась в крайних случаях и в такой форме, чтобы не обидеть. Предметы первой необходимости выдавались в небольших количествах, лишь для удовлетворения самых насущных потребностей. Выдача пособий неимущим, живущим самостоятельно, а не в домах призрения, считалась пустой тратой средств, вредящей их нравственности. Лица, наносившие визиты (обычно женщины, принадлежавшие к состоятельным кругам), видели в своем клиенте объект для воспитательной работы. По их мнению, скромное положение или несчастье клиентов было результатом невежества и обусловлено отсутствием умеренности, трудолюбия, бережливости, предусмотрительности, сдерживающих моральных начал, присущих среднему классу [3, с. 390].

В Германии и Франции для практической социальной работы с нуждающимися группами населения важное значение имели принципы Эльберфельдской системы. Она получила свое название от города, где была эффективно применена. Помощь нуждающимся основывалась на следующих принципах:

• самостоятельность каждого попечителя при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;

• индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;

• привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных [3, 4].

1.2. Пути развития социальной работы в россии

У древних славян основные формы поддержки были в руках родоплеменной общины. Род поддерживал своих сородичей, обеспечивая всех пропитанием, одеждой, жильем, опекал малолетних. Социальная взаимопомощь проявлялась в совместной хозяйственной деятельности, в защите своих территорий от завоевателей, в различных ритуальных действиях. Так называемые «помоги» оказывались членам рода при пожаре, наводнении, внезапном нападении. В хозяйственной деятельности осуществлялись совместная обработка земли, использование животных, заготовка кормов и уборка урожая. Род вырабатывал особые обычаи охранительного порядка, которые помогали выжить в тяжелых условиях его сородичам. Особо выделялась общинная помощь немощным старикам, детям-сиротам, вдовам. Нуждающимся оказывалась не только помощь продуктами, но и особая «мирская» помощь, когда нуждающийся переходил из дома в дом на кормление. Особое место отводилось круговой поруке («верви») как системе взаимоподдержки членов общины. Уже в этот период складывались специфические формы заботы о нуждающихся. Многие историки связывают эти традиции с особенностями русского национального характера, которому присуще обостренное чувство справедливости, милосердия и сострадания. Общинная жизнедеятельность способствовала распространению чувств равенства и солидарности людей.

Появление в 863 г. славянского алфавита, а затем и письменного славянского языка стали важнейшими факторами развития самобытной славянской цивилизации, главными чертами которой стали сострадательность и взаимопомощь. Для народов России милосердие, будучи выражением совестливости и особого состояния души, исторически являлось не просто проявлением жалости и сочувствия, а служило средством духовного очищения, внутреннего совершенствования.

Начиная с X в. на Руси постепенно разрушаются родоплеменные отношения, что приводит к созданию новых форм поддержки и защиты нуждающихся. В период с X по XIII в. складывается модель княжеского и церковно-монастырского попечения, в рамках которой создавались приюты, ночлежные дома и богадельни. Многие князья лично раздавали нуждающимся деньги и продукты. По свидетельству летописцев, на княжий двор позволялось приходить «всякому нищему и убогому» для того, чтобы прокормиться. Больным, которые не могли самостоятельно приходить, отправлялись повозки с продовольствием, им оказывали и врачебную помощь. При князе Ярославе были открыты первые училища для обучения юношей из малообеспеченных семей. Первые больницы для бедных, где они получали бесплатную помощь, были учреждены киевским митрополитом Ефремом в 1090 г.

Простейшие виды помощи заключались в кормлении нищих. В старину говорили: «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молится [8, – с. 26].

Милостыня как подаяние в виде денег или иных материальных средств нуждающимся впоследствии была вознесена церковью в религиозную обязанность. Милостыня сохранилась и до наших дней как форма сострадания нуждающимся.

В Московской Руси дело призрения бедных и немощных было в основном сосредоточено в монастырях и церквах. «Призреть» означало «опекать» или «заботиться о ком-то». Призрение выражалось, прежде всего, в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. Благодаря десятине и обычаю частных лиц оставлять церкви свое имущество в монастырях имелись средства для оказания помощи нуждающимся.

Церковная практика призрения развивалась не только в монастырях, но и в приходах. Приходская благотворительность выражалась в виде выдачи ссуды из церковной казны деньгами, хлебом, семенами. Ссуды выдавались «скудным» крестьянам и целым деревням, которые подверглись стихийному бедствию. В северных землях, а затем в Сибири, начиная с XVII в церковная казна играла роль народных благотворительных банков. Ссуды выдавались без процентов и без заклада имущества. Приходы защищали слабых, прежде всего женщин от тирании мужчин. Для больных и одиноких при приходах создавались богадельни. Для детского призрения при богадельнях устраивали приюты для сирот. Важную роль приходы играли в распространении грамотности среди населения, много внимания уделялось и духовному перевоспитанию.

Свой вклад в развитие благотворительности внесли и православные братства, которые считали ее своей основной задачей. Братства выдавали пособия для бедных, учреждали больницы, богадельни, заботились о воспитанниках духовных учебных заведений. С укреплением крепостного права и централизацией церковного управления приходские общины и православные братства были вынуждены закрывать богоугодные заведения.

Первые попытки создания системы общественного призрения были предприняты во времена царствования Федора Алексеевича. Делами призрения стали ведать особые Приказы, которые в рамках государственной, а не церковной службы принимали решения об открытии богоугодных заведений.

При Петре I идеи общественного призрения как особой отрасли государственной опеки активно воплощаются в жизнь. Ограничивается роль церкви в социальной политике, забота о бедных и немощных превращается в обязанность государственных служб. Петр I положил начало развитию государственной системы попечения о нуждающихся.

Выделяются отдельные категории нуждающихся, для которых рассматриваются особые меры попечения. Ставятся вопросы о профессиональном нищенстве и его искоренении. Государство приглашает частных лиц направлять свои пожертвования в закрытые учреждения (богадельни, госпитали, школы), для того чтобы помощь нуждающимся носила постоянный, систематический характер. Решаются задачи предупреждения воспроизводства нищеты, бедности, тунеядства. Предпринимаются меры по созданию специализированных социальных учреждений, таких, как больницы, богадельни, приюты для «зазорных» (незаконнорожденных) младенцев, смирительные дома, прядильные дома для лиц, склонных к профессиональному нищенству. Постоянное внимание уделяется призрению солдат, матросов, офицеров, получивших ранения и увечья в ходе многолетних войн. Только в Москве было устроено более 90 богаделен, в которых находилось до 4500 человек, получавших содержание от казны.

Растет роль государства в деле борьбы с голодом. Издается ряд законов, регламентирующих действия властей, церкви, помещиков, крестьян в период голода. Предусматриваются введение государственной монополии на цены, раздача хлеба в долг, формирование запасов зерна и продовольствия на случай неурожая или других стихийных бедствий. При оказании социальной помощи государство стремилось проводить политику, направленную на ограничение деятельности церкви, пресечение распространения профессионального нищенства, на борьбу с голодом и эпидемиями.

Екатерина II продолжила политику Петра I. Система общественного призрения стала охватывать практически все слои населения. Приказы общественного призрения осуществляли попечение и надзирание народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен для убогих, увечных и престарелых, которые не имели пропитания, особых домов для неизлечимо больных; домов для сумасшедших и смирительных домов; работных домов для лиц обоего пола. Эту систему дополнили учреждения Вдовьей ссудной и сохранной казны. Важное значение имело создание Воспитательных домов в Москве и Санкт-Петербурге – заведений для призрения незаконнорожденных детей. Воспитательные дома строили попечительскую деятельность через систему округов, расширяя зону своего влияния и обеспечивая максимальный охват нуждающихся в помощи. Средства Воспитательного дома складывались из пожертвований царской семьи, доходов от предприятий и капиталов самого дома, государственных субсидий, благотворительных взносов, прибыли игорных домов и др. Через 100 лет своего существования, в 1892 г., под опекой Воспитательного дома Санкт-Петербурга находилось 34 тыс. детей и взрослых, которые были распределены в семьях, в приютах, в больницах, на обучении в училищах, в земледельческих колониях, на служебных должностях. Воспитательный дом представлял собой комплекс разнообразных учреждений, выступая как центр попечительства и опеки, социальной защиты обездоленного детства [6, – с. 54].

С 1802 г. Приказы общественного призрения были отнесены к ведению Министерства внутренних дел, а затем к ведению Министерства полиции. До середины XIX в. вся благотворительная деятельность и социальное вспомоществование были преимущественно сосредоточены в рамках государства и церкви. Это выражалось в установлении чиновничьего контроля за деятельностью учреждений общественного призрения.

Для улучшения призрения детей и женщин Указом Павла I его супруга Мария Федоровна была назначена руководителем Ведомства учреждений императрицы Марии, которое взяло под свою опеку почти все образовательные учреждения для детей и все воспитательные дома. Ведомством была основана система женского обучения для девочек из бедных сословий, а также для слепых и глухих детей. В 1797 г. было учреждено сиротское училище для детей разночинного сословия: дочерей купцов, мещан, ремесленников, священников. Позже училище было переименовано в Мариинский институт, просуществовавший до 1917 г. Знаменательным актом Ведомства было открытие в 1806 г. первого в России училища для глухонемых детей, а в 1807 г. – первого института для слепых.

Почти одновременно с Ведомством учреждений императрицы Марии по инициативе Александра I была основана еще одна крупная благотворительная организация – Императорское человеколюбивое общество, также находившееся под патронатом двора. В ведении человеколюбивого общества в конце XIX в. находились:

• 57 учебно-воспитательских заведений, призревавших и обучавших 5,5 тыс. сирот и детей бедняков;

• 63 богадельни, где призревались 2 тыс. престарелых и увечных;

• 32 бесплатных дома с дешевыми квартирами, в том числе 3 ночлежных приюта;

• 7 народных столовых, ежедневно отпускавших 2500 бесплатных обедов;

• 6 домов трудолюбия на 1000 человек;

• 19 медицинских учреждений, оказывавших лечебную помощь 140 тыс. неимущим больным [6, с. 62].

Отличительной чертой Императорского человеколюбивого общества была централизация благотворительности, даже пожертвования от частных лиц принимались с его разрешения. Для поощрения частной благотворительности были учреждены специальные нагрудные знаки (золотой, серебряный и бронзовый), которыми награждались жертвователи крупных сумм. На благотворительные цели вносились суммы от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. В течение только одного 1898 года благотворительностью в России воспользовались более 7 млн. человек, не считая 20 млн. разовых обращений к благотворительной помощи.

Примерно треть благотворительных сумм расходовалась на помощь взрослым; другая часть – на помощь детям и учащимся; еще треть – на медицинскую помощь. В зависимости от типа заведения на каждого призреваемого тратилось от 60 до 130 руб. в год. Им предоставлялись бесплатно помещения для жилья, пища, одежда, необходимые для жизни предметы, а иногда небольшие денежные пособия.

В условиях крайней поляризации богатства и бедности благотворительность выступала некоторым регулятором социального равновесия, центром устранения острых социальных конфликтов.

В зависимости от своего назначения благотворительные учреждения подразделялись на шесть типов:

• призрение детей и взрослых;

• дешевое и бесплатное обучение;

• дешевое и бесплатное проживание;

• дешевое и бесплатное пропитание;

• трудовая помощь;

• лечебная помощь.

Система защиты детей и подростков включала в себя специфические учреждения общественной помощи. Передовые технологии социально-помогающей деятельности, патронаж и усыновление позволяли вовлекать призреваемых в решение их жизненных проблем.

Немаловажное значение в расширении опыта и осмыслении дореволюционной российской практики благотворительности имели работы общественных деятелей. Их исследования публиковались в специальных брошюрах и на страницах периодической печати, в сборниках, таких, как «Вестник благотворительности», «Детская помощь», «Трудовая помощь детям» и др.

О развитии благотворительных учреждений в России в XIX в. можно судить по данным из отчетов Ведомства императрицы Марии (табл. 1) [2, – с. 18].

Расцвет благотворительности приходится на вторую половину XIX – начало XX вв. – период «Великих реформ» в России, высокого социально-экономического уровня развития государства. К этому времени благотворительность сложилась в общероссийскую систему солидных обществ и учреждений государственного, церковно-общественного и частного вспомоществования «недостаточным» (бедным) и нуждающимся. Наиболее признанными в обществе благотворителями были Ведомство учреждений императрицы Марии, Императорское человеколюбивое общество, Общество Красного Креста, городские и земские благотворительные учреждения, сословные благотворительные учреждения. Существовала широкая сеть церковно-приходских обществ и братств, благотворительных заведений при церквах иноверных исповеданий, иностранных благотворительных учреждений. Были организованы благотворительные учреждения для увечных воинов, их семей и вдов, лиц, убитых на войне; общества попечения о слепых, глухонемых, калеках, идиотах и эпилептиках; благотворительные общества при больницах; общества попечения об освобожденных из тюрем и о семьях заключенных. Получили распространение благотворительные заведения разных обществ и частных лиц, многие из которых имели профессионально подготовленных сотрудников, служебную форму одежды по образцу государственного служащего [2, – с. 12].


Таблица 1. Развитие благотворительных обществ в России


В 1910 и 1914 гг. прошли съезды деятелей социальной сферы, где обсуждались назревшие проблемы и направления дальнейшего совершенствования различных форм благотворительности (государственной, общественной, включая общинную и церковную, а также филантропическую деятельность и меценатство).

Особой славой благотворителей пользовались в Москве купеческие дома Бахрушиных, Щукиных, Рябушинских, Морозовых, Третьяковых, которые открывали больницы для неизлечимо больных, сиротские приюты, приюты-колонии для беспризорных детей, «дома бесплатных квартир», где действовали детские сады, реальные училища, профессиональные училища для глухих, немых и слепых, профессиональные школы для девочек, дома для вдов и сирот художников [6, с. 65].

В дореволюционной России сложилась следующая система призрения:

• учреждения и общества, состоявшие в ведении Министерства внутренних дел (земские, городские, приказы общественного призрения);

• благотворительные учреждения, состоявшие под непосредственным покровительством императорского дома;

• попечительства о бедных разных ведомств.

Примечательно, что большая часть расходов Российской империи на благотворительность приходилась на Прибалтийские губернии, где на эти цели тратилось 14 % всех мирских расходов. В то же время по всем другим губерниям России (Европейской части) – меньше 1 % (в некоторых губерниях доходило до 0,3 %).

Загрузка...