Из последования на праздник Пятидесятницы и чина Божественной литургии (см.: Служебник : [В 2 ч.]. [Ч. 1]. М. : Моск. патриархия, 1977. С. 168; Триодь Цветная. М. : Моск. патриархия, 1992. Л. 238).
Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины : Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М. : Путь, 1914. К читателю. С. 8.
1 Тим 3:15; ср. прим. 1.
Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины. К читателю. С. 3.
Во всяком случае, против его точки зрения можно привести последнюю прижизненную запись Мартина Лютера: «Пусть никто не думает, что достаточно вкусил от Священного писания, если он не управлял на протяжении сотен лет общинами совместно с пророками, например, с Илией и Елисеем, Иоанном Крстителем, с Христом и апостолами» (Köstlin J. Martin Luther : Sein Leben und seine Schriften : 2 Bde. Bd. 2. 5. Aufl., fortgesetzt von G. Kawerau. Berlin, 1903. S.621).
Evdokimov Paul. Christus im russischen Denken / Übers, von H. Blersch. Trier : Paulinus, 1977. S. 236-239.
Лосский Владимир. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // ВТ. М. : Изд. Московской патриархии, 1972. Сб. 8. С. 7—128.
См. об этом ниже, в гл. 2.
Лосский Владимир. Очерк мистического богословия. С. 25.
Транскрипция греческих имен в дальнейшем, как правило, следует новогреческому произношению.
Yannaras Christos. Person und Eros : Eine Gegenuberstellung der Ontologie der griechischen Kirchenvater und der Existenzphilosophie des Westens. Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. S. 71 f.
Γιανναρᾶς Χρῆστος. Ἡ θεολογία στὴν Ἑλλάδα σήμερα // Γιανναρᾶς Χ. Ὀρθοδοξία καὶ Δύση : Ἡ θεολογία στὴν Ἑλλάδα σήμερα. Ἀθῆναι : Ἀθῆναι, 1972. Σ. 68.
Γιανναρᾶς Χρῆστος. Ἡ θεολογία. Σ. 85. Те же упреки адресованы и богослову П. Трембеласу (Π. Τρεμπέλας). Ibid. Σ. 89.
Γιανναρᾶς Χρῆστος. Ἡ θεολογία. Σ. 84.
Яннарас Христос. Вера Церкви : Введение в православное богословие / Пер. с нoвогреч. Г. В. Вдовиной под ред. А. И. Кырлежева; предисл. М. Ставру. М. : Центр по изучению религий, 1992. С. 89.
George Martin. Mystische und religiose Erfahrung im Denken Vladimir Solov’evs. Gottingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1988. 384 S.
Track Joachim. Erfahrung. III. 2. Neuzeit// TRE. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1982. Bd. 10. 122 f.
Cp.: Ibid. S. 121.
Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины. Кчитателю. С. 7 сл.; ср. также: Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж : [б. и.], 1937. С. 178, 222,252,492.
Ср.: George Martin. Mystische und religiöse Erfahrung. S. 204—210 ff.; Idem. In der Kirche leben : Eine Gegenüberstellung der Ekklesiologie Wilhelm Löhes undA. Chomjakovs // KD. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1985. Bd. 31. S. 212-248.
Cp.: Felmy Karl Christian. Predigt im orthodoxen Rußland : Untersuchungen zu Inhalt und Eigenart der russischen Predigt in der zweiten Hälfte des 19. Jh. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1972. S. 99 —169 ff.
Амвросий (Ключарев), архиеп. Полное собрание проповедей с приложениями: В 5 т. Т. 2. Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. училища, 1902. С. 61.
Наиболее значительная школа ортодоксального лютеранского богословия, свободного от влияний кальвинизма (с центром в Богословском факультете Эрлангенскогоуниверситета). Эрлангенское «опытное богословие» стремилось доказать истинность вероучений, исходя из опыта пакирождения христианина.
За данное указание я благодарен г-ну д-ру Рексу Рексхойзеру. Ср. также: George Martin. Mystische und religiöse Erfahrung. S. 127 f.
Ivanov Vladimir. Die Lehre von der Heiligen Dreieinigkeit in der russischen Theologie // Philoxenia. Fürth : Flacius, 1986. Bd. II. Begegnung mit der Spiritualität orthodoxer Kirchen / R. Thöle, I. Friedeberg. S. 79—84.
Cp.: Federer K. Lex orandi – lex credendi // LThK. 2. völlig neu bearb. Aufl. Freiburg : Herder, 1961. Bd. 6. S. 1001 f.
Felmy Karl Christian. «Was unterscheidet diese Nacht von allen anderen Nächten?» : Die Funktion des Einsetzungsberichtes in der urchristlichen Eucharistiefeier nachDidache 9 f und dem Zeugnis Justins // JLH. Kassel: Stauda, 1983. Bd. 27. S. 13-15.
Cp.: Felmy Karl Christian. Die Deutung der Göttlichen Liturgie in der russischen Theologie : Wege und Wandlungen russischer Liturgie-Auslegung. Berlin; New-York : W. de Gruyter, 1984. S. 2.
Cp.: Schulz Hans-Joachim. Ökumenische Glaubenseinheit aus eucharistischer Überlieferung. Paderborn : Bonifacius-Druckerei, 1976. 128 S.
Ср. в первую очередь: Лосский В. Очерк мистического богословия.
Ср.: Wellesz Egon. A History of Byzantine Music andHymnography. 2ed., revised and enlarged. Oxford : Clarendon Press, 1961. 476 p.
Вследствие тогдашней персональной и финансовой политики турецкого правительства Иеремию несколько раз сводили с патриаршего престола и за новые выплаты возводили на него вновь. Он был патриархом в 1572—1579, 1580 – 1584 и 1586—1595 гг.
Так называемое Аугсбургское Исповедание веры было прочитано 23 июня 1530 г. на Рейхстаге в Аугсбурге. Оно состоит из 28 статей по вопросам веры и церковных обычаев и является вплоть до настоящего времени учительной основой Лютеранской Церкви. Ср.: Андреев И. Аугсбургское Исповедание и его апология // Христианство : энцикл. слов.: В 3 т. Т. 1. М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 137 сл.
Καρμίρης ’Ιωάννης. Τά δογματικά και συμβολικά μνημεία της Ορθοδόξου Καθολικής ’Εκκλησίας : 2t. Τ. 1. 2εκδ. Graz: Akademische Druck- u. Verlagsanst., 1968. Σ. 470-476; Wort und Mysterium : Der Briefwechsel über Glauben und Kirche 1573 bis 1581 zwischen den Tübinger Theologen und dem Patriarchat von Konstantinopel / Hrsg, vom Außenamt der Evangelischen Kirche in Deutschland. Witten : Luther-Verlag, 1958. S. 85—93; cp.: Wendebourg Dorothea. Reformation und Orthodoxie : Der okumenische Briefwechsel zwischen der Leitung der Wurttembergischen Kirche und Patriarch Jeremias II. von Konstantinopel in den Jahren 1573–1581. Gottingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1986. S. 272–304.
Wendebourg Dorothea. Mysterion und Sakrament: Zu einigen frühen Zeugnissen scholastischer Einflüsse auf die griechische Theologie // Unser ganzes Leben Christus unserm Gott überantworten / Hrsg. P. Hauptmann. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. S. 293.
Доротея Вендебург (D. Wendebourg) усматривает начало влияния и еще раньше (см. примечание 34).
Догматические определения соборов называются как раз «оросами».
Γιανναρας X. Ή θεολογία. Σ. 54.
Это наименование о. Георгий Флоровский перенял от Освальда Шпенглера и внес в российские исследования истории богословия. Можно спорить о том, удачно ли выбран термин, но стоящее за ним содержание тем не менее ясно распознано многими богословами, особенно самим о. Георгием Флоровским. Cp.: Felmy К. Ch. Die orthodoxe Theologie in der Begegnung mit westli chen Einflussen : Zur Auseinandersetzung um die Theorie der westlichen Pseudomorphose der Orthodoxie // OS. 2010. Bd. 59. Heft 1. S. 8–27.
Cp.: Felmy K. Ch. Die Deutung. S. 309—351.
Cp.: Гнедич Петр, прот. Догмат искупления в русской богословской науке, 1893—1944. М. : Изд. Сретенского монастыря, 2007. 493 [1] с.
Felmy Karl Christian. Die orthodoxe Theologie in kritischer Selbstdarstellung // KO. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1985. Bd. 28. S. 53-79.
Наряду со специальными исследованиями, относящимися, правда, больше к области религиозной философии и богословия мирян, cp.: Felmy К. Ch. Die Auseinandersetzung mit der westlichen Theologie in den russischen theologischen Zeitschriften zu Beginn des 20 Jahrhunderts // ZKG. 1983. Bd. 94. S. 66-82; Wasmuth Jennifer. Der Protestantismus und die russische Theologie : Zur Rezeption und Kritik des Protestantismus in den Zeitschriften der Geistlichen Akademien an der Wende vom 19. zum 20. Jahrhundert. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 2007. 387 S.
Cp.: Hauptmann Peter. Die Katechismen der Russisch-orthodoxen Kirche : Entstehungsgeschichte und Lehrgehalt. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1971. S. 66—92 passim.
Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. С. 515.
Я, правда, иногда в разговорах слышал, будто бы Гарнак владел русским языком с юных лет, которые он провел в Дерпте (Тарту).
Ср.: Hauptmann Peter. Johann von Kronstadt : Der große Hirte des russischen Landes // KO. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1960. Bd. 3. S. 33-71; Felmy К Ch. Predigt im orthodoxen Rußland. S. 170—278.
Ср.: Hauptmann Peter. Die Katechismen der Russisch-orthodoxen Kirche : Entstehungsgeschichte und Lehrgehalt. Gottingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1971. S. 66–92 passim.
Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. С. 400 сл.
Там же. С. 182.
Zander Vera. Seraphim von Sarow : Ein Heiliger der orthodoxen Christenheit, 1759-1833. Düsseldorf, 1965. 176 S.
Cp.: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов, 949—1022. Paris : YMCA-Press, 1980. 358 с. Благодаря определяющему участию архиеп. Василия труды св. Симеона были впервые опубликованы в серии «Sources Chretiennes» (SC. N. 51, 96, 104, ИЗ, 122, 129, 154, 174, 196).
Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. С. 392.
Cp.: Felmy Karl Christian. Heilsgeschichte und eschatologische Fülle im orthodoxen Gottesdienst: Das Verhältnis von eucharistischem Gottesdienst und Tagzeiten in der östlich-orthodoxen Kirche // JLH. Kassel: Stauda, 1980. Bd. 24. S. 10.
См.: Тереза//Христианство : энцикл. слов.: В 3 т. Т. 3. Μ.: Большая Российская энциклопедия, 1995. С. 20 сл.
Γιανναρᾶς Χ. Ἡ θεολογία. Σ. 53.
Γιανναρᾶς Χ. Ἡ θεολογία. Σ. 54.
Ibid.
Ср. также: Lossky Wladimir. Schau Gottes. Zürich : EVZ-Verl., 1964. 133 S.
Stäniloae Dumitru. Teologia moralä ortodoxä pentru institutele teotogice : 3 v. V. 3. Spiritualitetea ortodoxä. Bucure§ti, 1981. 320 p.
См.: Henkel Jurgen. Eros und Ethos : Mensch, gottesdienstliche Gemeinschaft und Nation als Adressaten theologischer Ethik bei Dumitru Stăniloae / Mit einem Geleitwort von Metropolit Serafim. Munster; Hamburg; London : LIT, 2003. 344 S.
Zizioulas Ioannis. Die Eucharistie in der neuzeitlichen orthodoxen Theologie // Die Anrufung des Heiligen Geistes im Abendmahl : Viertes Theolog. Gespräch zwischen dem Ökumenischen Patriarchat und der EKiD vom 6. bis 9. Oktober 1975 in der Evangelischen Sozialakademie Friedewald. Frankfurt am Main : Lembeck, 1977. S. 173.
Geleitwort von Metropolit Serafim. Münster; Hamburg; London : LIT,
Cp.: Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия.
Cp.: Felmy К. Ch. Die Deutung.
Cp.: Felmy К. Ch. Die Deutung. S. 131 f.
О нем см.: Фельми Карл Христиан. Значение Креста в жизни и творчестве протоиерея Павла Светлова // Память и история : На перекрестке культур : Материалы ежегодной международной конференции «Успенские Чтения» / Сост. К. Б. Сигов. Киев : Дух i Лггера, 2009. С. 98—109.
Преподавательская деятельность богословов в университетах была не правилом, а исключением.
Светлов Павел, прот. Опыт апологетического изложения православно-христианского вероучения : В 2 ч. Ч. 2 : Θεολογία οικονομική. Т. 2 : Понерология и христология. Киев : Тип. Императ. универ. Св. Вл. Η. Т. Корчак-Новицкого, 1898. С. 25,27.
Zizioulas I. Die Eucharistie. S. 172.
Указатель к журналу «Богословский Вестник» (Издание Московской Духовной Академии) : Второе десятилетие : 1902—1911 годы / Сост. К. М. Попов. Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1912. 82 с.
Подобные подразделения обнаруживаются также в книге: Глубоковский Николай Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава : Воскресное чтение, 1928. 116 с.
Ср. также: Claus Claire Louise. Die religiöse und theologische Bildungsarbeit der Russischen Orthodoxen Kirche // Die Russische Orthodoxe Kirche in Lehre und Leben / Hrsg. R. Stupperich. Witten : Luther-Verl., 1966. S. 167—186.
К плодотворным началам исторической критической работы в Исторической школе русского богословия см.: Wasmuth Jennifer. Der Protestantismus und die russische Theologie : Zur Rezeption und Kritik des Protestantismus in den Zeitschriften der Geistlichen Akademien an der Wende vom 19. zum 20. Jahrhundert. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 2007. 387 S.
Kesich Veselin. Research and Prejudice // SVTQ. 1970. V. 14. N. 1—2. P. 28. Research 28.
Имеется в виду, что наследование вероучения всегда имеет место в определенных литературных или повествовательных формах. Так, Церковь наследует свою веру в форме песнопений или в форме вероисповедных текстов и т. д.
См. интересную в этом отношении последнюю главу книги о. Георгия Флоровского «Пути русского богословия».
Hauptmann Peter. Petrus Mogilas, 1596—1646 // Klassiker der Theologie : 2 Bde./ Hrsg. H. Fries, G. Kretschmar. Bd. 1 : Von Irenaus bis Martin Luther. München : Beck, 1981. S. 391.
Ср.: Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. С. 177; Florovsky Georges. Bible, Church, Tradition : An Eastern Orthodox View. Belmont, Mass.: Nordland Pub. Co, 1972. P. 48 f.
Florovsky G. Bible. Р. 50.
Ibid. Р. 84.
Ibid.
Alfejev Hilarion. Geheimnis des Glaubens : Einführung in die orthodoxe dogmatische Theologie / Aus dem Russischen übersetzt von H.-J. Rührig; Hrsg. B. Hallensleben, G. Vergauwen. Freiburg; Schweiz : Universitätsverlag, 2003. S. 15. (предисл. к нем. изд.; пер. с нем.)
Ibid. S. 16.
См. ниже гл. 7.
Ἀνδροῦτσος Χρῆστος. Δογματικὴ τῆς Ὀρθοδόξου Ἀνατολικῆς Ἐκκλησίας. 2 ἔδκ. Ἀθῆναι, 1956. Σ. 20.
См.: Пространный христианский катихизис. Введение. О Священном Предании и Священном Писании.
Florovsky G. Bible. Р. 48.
Bulgakow Sergius. Dialog zwischen Gott und Mensch: Ein Beitrag zum christlichen Offenbarungsbegriff. Marburg an d. Lahn : Edel, 1961. S. 31 f.
См. ниже раздел 8.4.
GOTR. 1971. V. 16. N. 1-2. Р. 34.
Ohme Heinz. Ikonen, historische Kritik und Tradition : Das VII. ökumenische Konzil (787) und die kirchliche Überlieferung // ZKG. 1999. Bd. 110. S. 1—24 passim.
Но cm. Wasmuth J. Der Protestantismus. Kap. 2. S. 121 – 173.
См. выше в той же главе.
Интересен учет о. Сергием Булгаковым результатов исторического изучения в вопросе священства (см. ниже раздел 8.4) в сравнении с его же отвержением любой исторической критики в том, что касается учения о Богородице (см. ниже раздел 4.3).
Gregoire de Nysse. La Vie de Mo'ise ou Tratte de la Perfection en mattere de vertu / Introduction, texte critique et traduction de J. Danielou. 3 ed. Paris : Cerf, 1968. P. 92. (SC; N. 1).
Galey John. Sinai und das Katharinen-Kloster. 4. Aufl. Stuttgart; Zürich : Belser, 1983. 111. 120-125.