Примечания

1

Бланшо М. Арто // Комментарии. 1995. № 5. С.37.

2

О восприятии Арто этих представлений речь пойдет в 3-й главе данного сочинения.

3

Здесь и далее ссылки на собрание сочинений А. Арто приводятся в тексте. Римская цифра обозначает том, арабская – страницу. Цитаты приводятся по изданию: Artaud A. CEuvres completes. Т. 1. Paris: Gallimard, 1956; Т. 2 – 1973; Т. 4 – 1974. Статьи из сборника «Театр и его Двойник» – в переводе Г. В. Смирновой.

4

Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. С. 298. Это издание воспроизводит перевод ранней редакции текста. В позднейших редакциях этот текст отсутствует. Так, нет его в современном переводе (Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., Мысль, 1993), выполненном с немецкого издания 1924 года.

5

Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. С. 155.

6

Там же.

7

Борхес X. Л. Письмена бога. М., 1992. С. 389.

8

Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. С. 189.

9

Метерлинк М. Поли. собр. соч.: В 4 т. Т. 2. СПб.: Товарищество А. Ф. Маркс, 1915. С. 30.

10

Там же. С. 31.

11

Там же. С. 30.

12

Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994. С. 312.

13

Там же. С. 318.

14

Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М., 1994. С. 311–312. Подробнее о концепции мана-личности речь пойдет в связи с артодианским понятием «Двойник».

15

Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 143–144.

16

См: Неизвестная Россия. XX век: Вып. 2. М., 1992. С. 156.

17

У Ницше: «Та тень, которую отбрасывают все предметы при свете познания, – эта тень тоже я» (Ницше Ф. Странник и его тень. М., 1994. С. 271.)

18

Бергсон А. Два источника морали и религии. С. 145.

19

Театральная жизнь. 1988. № 12. С. 29.

20

Неизвестная Россия. XX век: Вып. 2. М., 1992. С. 159.

21

Бюклинг Л. Михаил Чехов в западном театре и кино. СПб.: Академический проект, 2000. С. 109.

22

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 236.

23

Бычков В. В. Aesthetica Patrum. Эстетика Отцов Церкви. Т. I. М., 1995. С. 456.

24

Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М., 1994. С. 105.

25

Там же. С. 110.

26

Гротовский Е. Театр и ритуал // Театр. 1988. № 10. С. 64.

27

Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Юнг К. Г. Собрание сочинений: В 19 т. Т. 15: Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. С. 117.

28

Гротовский Е. Оголенный актер // Актер в современном театре. Л.: ЛГИТМиК, 1989. С. 132.

29

Юнг К. Г. Ответ Иову // Юнг К. Г. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1995. С. 112.

30

Юнг К. Г. Психология бессознательного. С. 307.

31

Там же. С. 122.

32

Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 651.

33

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 4: Аристотель и поздняя классика. М., 1975. С. 180.

34

Там же. С. 213.

35

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 20–21.

36

Флоренская Т. А. Катарсис как осознание // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования: В 4 т. Т. 2. Тбилиси, 1978. С. 568–569.

37

Мамардашвили М. К. Метафизика Арто // Московский наблюдатель. 1991. № 4. С. 14.

38

Мамардашвили М. Время и пространство театральности // Театр. 1989. № 4. С. 106.

39

Там же. С. 107. Курсив мой – В. М.

40

Малявин В. В. Театр Востока Антонена Арто // Восток – Запад: [Вып. 2]. М., 1985. С. 217.

41

Artaud A. Messages revolutionnaires. Р., 1971. Р. 118.

42

Цит. по кн.: Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991. С. 111.

43

Хайдеггер М. Время и бытие. С. 19.

44

Там же. С. 21.

45

Там же. С. 22.

46

Bonardel F. Antonin Artaud, ou Fidelite a I’infini. P.: Balland, 1987. P. 416.

47

Проблеме «Арто и живопись» посвящена статья Жана-Мишеля Рея «Поэтика живописи», опубликованная в кн.: Антонен Арто и современная культура: Материалы межвузовской конференции. СПб., 1996.

48

Комментарий. 1995. № 5. С. 38–40.

49

Ревальд Дж. Постимпрессионизм. М. – Л., 1962. С. 64–66, 81–81.

50

Гительман Л. И. У истоков режиссуры XX века: Постановка «Вознесение Ганнеле» Герхарда Гауптмана на сцене Свободного театра Андре Антуана // Проблемы реализма в зарубежном театральном искусстве. Л.: ЛГИТМиК, 1979. С. 89–90.

51

Лапина Е. В. О влиянии «примитивного» искусства на европейский авангардизм начала XX века. М., 1988. С. 154.

52

Ортпега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.304.

53

Там же. С. 305.

54

Дмитриева М. «Природа природствующая и природа оприроденная»: к истории термина «примитив» // Примитив в искусстве. Грани проблемы. М., 1992. С. 123–124.

55

Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 295–298.

56

Рей Ж. М. Поэтика живописи // Антонен Арто и современная культура: Материалы межвузовской конференции. СПб., 1996. С. 107.

57

Декру Э. Слово о миме. Архангельск, 1992. С. 37.

58

Малявин В. В. Театр Востока Антонена Арто // Восток – Запад: [Вып. 2]. М., 1985. С. 218.

59

Метерлинк М. Полное собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. Петроград, 1915. С. 73.

60

Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. М., 1994. С. 144–151.

61

Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995. С. 113.

62

См.: Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., 1979. С. 144–151.

63

Там же. С. 135.

64

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 24.

65

Там же. С. 26.

66

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997. С. 132.

67

Там же. С. 134.

68

Мочалова В. В. Философия и поэтика: Casus Станислава Игнатия Виткевича // История культуры и поэтика. М., 1994. С.139.

69

Лосский О. Н. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 8.

70

Якобсон Р. Беседа о кино // Киноведческие записки: Вып. 4. М., 1989. С. 48.

71

Манцов И. В. Братья Маркс как квитэссенция модернистской культурной парадигмы // Киноведческие записки: Вып. 22. М., 1994. С. 186–188.

72

Шимчик-Клющчинска Г. Антонен Арто и идея кино без пленки // Киноведческие записки: Вып. 9. М., 1991. С. 116.

73

Арто А. Кино и реальность. Предисловие к «Раковине и священнику» // Из истории французской киномысли. Немое кино, 1911–1933. М., 1988. С. 185. Курсив мой – В. М.

74

Шимчик-Клющчинска Г. Антонен Арто и идея кино без пленки. С.125.

75

Арто А. Кино и реальность. С. 185.

76

Там же.

77

Там же. С. 186.

78

Шимчик-Клющчинска Г. Антонен Арто и идея кино без пленки. С.125.

79

Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993. С. 44.

80

Там же.

81

Artaud A. Messages revolutionnaires. Р., 1971. Р. 25.

82

Бергсон А. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2. СПб., 1913. С. 111.

83

Брук П. Пустое пространство. М., 1976. С. 78.

84

Фуко М. Слова и вещи. С. 65.

85

Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993. С. 45.

86

Там же.

87

Стриндберг А. Поли. собр. соч.: В 12 т. Т. 8. М., 1909. С. 109.

Загрузка...