Цель этой книги – снабдить информацией о раннем буддийском происхождении практики внимательного наблюдения, вместе с практическими упражнениями, тех, кто уже воспользовался программой развития внимательности, осваивает соответствующее учение или же исследует то, что связано с этими программами. Для этого я попытался представить здесь главные аспекты внимательности, которые доступны тем, кто имеет лишь общее представление о буддийских учениях и не обязательно знаком со всеми специальными концепциями и терминами. Когда в ходе обсуждения появляются буддийские термины или понятия, я всегда стараюсь максимальным образом их разъяснить. Встроенные ссылки на другие мои публикации предназначены для того, чтобы читатели могли обратиться к теме, которая представляет особую важность для дальнейшего изучения.
Мое представление данной темы здесь опирается на источники из «раннего буддизма», относящиеся примерно к первым двум векам истории буддизма, начиная с пятого и вплоть до третьего веков до нашей эры. Главным историческим свидетельством этих первых двух веков являются «ранние проповеди», а также сравнительно немногочисленные артефакты и археологические находки из буддийских исторических мест, также относящихся к этому или немного более позднему историческому периоду. Ранние проповеди восходят к инструкциям и наставлениям, которые Будда устно передавал своим ученикам. В те времена записи для этих целей не использовалось, и поэтому на протяжение более чем ста лет эти учения передавались лишь изустно. Конечный результат этой устной передачи доступен нам сегодня в виде письменных текстов, широко известных как собрание «Палийских проповедей». Пали – это один из древнеиндийских языков.
Среди этих передаваемых изустно ранних проповедей содержатся некоторые представления о внимательном наблюдении. Очевидно, что наибольшее внимание в них уделяется внимательности на пути «к пробуждению», то есть к пробуждению к пониманию реальности, как она есть. Другим термином, связанным с целью практического буддийского пути, является «освобождение», которое имеет смысл освобождения ума от оков того, что рассматривается как три коренных загрязнения: жадность, ненависть и заблуждение. Согласно раннему буддийскому исследованию, нахождение под влиянием этих загрязнений ведет к таким действиям, которые причиняют ущерб нам самим, а также другим живым существам. Внимательность, при этом, является главным инструментом для распознавания этого влияния, а также для избавления от него посредством развития ясного видения реальности и постепенного освобождения ума от оков.
Ранняя буддийская доктрина представляет восьмеричный путь к освобождению от этих загрязнений, в том смысле, что систематическое развитие внимательности происходит во взаимодействии с другими семью факторами на этом пути. Иными словами, внимательность осуществляется в сочетании с другими качествами и практиками, многие из которых связаны с этическим поведением. Как седьмой фактор этого восьмеричного пути, внимательность имеет форму четырех «установлений внимательности (satipaṭṭhāna)». Ими являются:
1. прямое внимательное созерцание тела,
2. оттенки ощущения с точки зрения аффективных аспектов переживания (восприятия),
3. состояния ума и
4. «дхаммы».
Последнее соответствует особым буддийским учениям о том, каким образом следует направлять свой ум к освобождению, которые в совокупности называются «Дхаммой».
Восьмеричный путь к освобождению также встраивается в другое учение, которое известно как «Четыре благородные истины». Оно, в соответствии с традицией, считается первым учением, переданным Буддой после своего пробуждения. Судя по всему, эта конструкция из четырех истин была построена по образцу индийской медицинской диагностической схемы.
В основании этой диагностической схемы, или алгоритма, лежит принцип причинности, или «зависимого возникновения». В традиции ранней буддийской мысли принято считать, что все, что мы делаем или переживаем, – результат причин и условий. Некоторые из этих условий подчиняются нашему намеренному воздействию, и, в данном случае, внимательность может иметь существенное влияние.
В первой главе я буду более глубоко рассматривать эти аспекты ранней буддийской доктрины. Представленный здесь краткий обзор призван дать лишь первый набросок наиболее важных учений.
Путь к освобождению, как главная задача ранних буддийских учений, это не единственная установка, при которой внимательность может разворачивать свой полезный потенциал. Кроме этого, она также может применяться для таких медицинских целей, как снижение веса посредством внимательного принятия пищи, которое признавалось как один из аспектов внимательности уже в ранней буддийской традиции. Поскольку это уже является прецедентом современного клинического использования внимательности, в первой главе я начинаю с рассмотрения данного примера. Во второй и третьей главах я обращаюсь к этической внимательности, а также к связи между внимательностью и состраданием.
Опираясь на основу, заложенную в первых трех главах, в следующих главах, с четвертой по шестую, я обращаюсь к исследованию таких трех тем, как воплощенная внимательность, отношения между внимательностью и сфокусированным вниманием (как явствует в инструкциях по наблюдению за дыханием), а также связь между внимательностью и мудростью (лежащей в основе практике четырех установлений внимательности). Эти три темы нацелены на то, чтобы привести к постепенному углублению понимания ранних буддийских аспектов формальной практики внимательности.
Главы с седьмой по девятую посвящены более специальным аспектам внимательности. Ими являются важность простого осознавания (я использую «осознавание» здесь и в других местах как синоним для «внимательности»), связь между внимательностью и здоровьем, а также развитие внимательности к смерти. Все они выявляют определенные аспекты раннего буддийского использования внимательности, остающиеся актуальными и сегодня.
В последних трех главах я попытался дать общий обзор истории внимательности. Десятая глава начинается с добуддийских примеров, после чего рассказывается о стремлении Будды к пробуждению к внимательности. В одиннадцатой главе описываются практики медитации прозрения (также известные в палийской терминологии как vipassanā) со времен Будды и до настоящего времени, распространившиеся от Южной и Юго-восточной Азии вплоть до Запада. Здесь я постарался обрисовать доктринальное развитие, которое, очевидно, привело к определенной форме внимательности, развиваемой в этих традициях медитации прозрения. Далее, в двенадцатой главе продолжается рассмотрение исторического развития от раннего буддизма до недвойственных практик в гималайских и восточноазиатских буддийских традициях, известных как «Великое совершенство» или «Дзен» («Чань» или «Сон»). Эти три главы призваны показать все разнообразие моделей внимательности буддийских традиций, которые все имеют своим исходным пунктом богатые и многогранные учения раннего буддизма, связанные с внимательностью.
Внимательность – это то, что требует практики, чтобы быть понятым. По этой причине в конце каждой главы своего исследования я предлагаю практические инструкции. Последовательность глав в этой книге непосредственно связана с постепенным продвижением в процессе освоения данных инструкций, чтобы шаг за шагом они приводили к результатам внимательности. Эти наставления служат углублению практического понимания ключевых аспектов внимательности, а также делают их предметом индивидуального переживания.
Развитие в этих практических инструкциях делится на четыре группы по три главы в каждой. Первая тройка (главы с первой по третью) соответствуют практикам внимательности в повседневной жизни, в том смысле, что они могут быть легко выполнены, поскольку не требуют выделения времени для формальной медитации. Вторая тройка (главы с четвертой по шестую) представляет собой знакомство с полноценным осознаванием и внимательным наблюдением за дыханием, как более формальной практикой медитации. Инструкции, которые даются в следующих главах, продолжают иметь связь с различными способами внимательного наблюдения за дыханием. Третья тройка (главы с седьмой по девятую) сочетает восприятие дыхания со специальным применением внимательности. И последняя тройка (главы с десятой по двенадцатую) содержит инструкции для исследования различных подходов к внимательности, которые развивались в ходе истории, начиная с ранних буддийских истоков.
В заключение я свожу различные нити своего исследования воедино и связываю их с современным распространением внимательности, а также с текущей ситуацией, в которой мы, как люди, сталкиваемся с конфликтными ситуациями на этой планете. Я уверен, что внимательность может предложить многое, что позволит нам противостоять современному экологическому и климатическому кризису.