Псевдоним Иуды использовался для обозначения всего периода (167–134 гг. до н. э.), когда он и его братья правили Иудеей. Поэтому его называют периодом Маккавеев.
Старая легенда, встречающаяся как у Иосифа Флавия (Древности 13.288-98), так и в Талмуде (р. Киддушин 66 а), гласит, что Гиркан спросил фарисеев, что еще он может сделать для того, чтобы точно исполнять закон. Один из фарисеев ответил: «Откажись от первосвященства». Причина заключалась в том, что, по слухам, мать Гиркана была в плену во время правления Антиоха IV (и поэтому могла быть осквернена). Гиркан был в ярости от такого ответа и разорвал отношения с фарисеями.
Трудный вопрос о ссылке Луки на перепись населения (Лк. 2:1–3) не может быть рассмотрен здесь. Среди обширной литературы на эту тему см. SVM, Vol. I, Excursus I; и R. Brown, The Birth of the Messiah, Appendix VII.
Это, конечно, не Иуда Искариот, человек, предавший Иисуса. В 6 г. н. э. этот Иуда был бы слишком молод. Имя Иуда было обычным для потомков колена Иуды, особенно со времен героя Хасмонеев Иуды Маккавея.
См. важную статью Смита “Zealots and Sicarii, Their Origins and Relation,” HTR 64 (1971) 1-19. Смит следует Лейку (в K. Lake and F. Jackson, Beginnings of Christianity).
Позже, после того как война была проиграна и сотни тысяч погибли вслед за ним, его еврейские недоброжелатели называли его бар Козиба, «сын Лжи».
В раввинистических источниках описывается совет, бет-дин (בית-דין), который возглавляли фарисеи и решал также религиозные вопросы. Существовало ли два совещательных органа, уголовный и религиозный суд – что сомнительно – или только уголовный суд, мы точно решить не можем. Однако всегда нужно быть осторожным, некритически используя Талмуд в качестве исторического источника.
Часто встречающееся утверждение, что фарисеи руководили синагогой, несостоятельно. Для того чтобы одна религиозная партия контролировала тысячи синагог, потребовалась бы необычайная организация и взаимодействие.
Возможно также, что богослужение и учеба проходили по понедельникам и четвергам.