Наряду с этим трансперсональная психология оперирует огромным количеством практических, абсолютно научных методов. Перечислим некоторые из них.
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – график электрической активности головного мозга, получаемый в процессе электроэнцефалографии. Применяется для исследования активности мозга при измененных состояниях сознания.
Самочувствие. Активность. Настроение. Тест (САН) – разновидность опросников состояний и настроений. Разработан В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 году.
САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение – могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако сегодня получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А. Б. Леонова, 1984). САН широкое применяется при оценке психического состояния больных и здоровых людей, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
Методика INSPIRIT (Индекс базовых духовных переживаний). Изначально была разработана для изучения «базовых духовных переживаний», убедивших человека в существовании Бога, оценки их значимости для личности, а также определения отношения респондента к религиозным практикам. Ниже приведены примеры из опросника.
Насколько религиозным или духовным человеком вы себя считаете? Примерно, как часто вы уделяете время религиозным или духовным
практикам?
Насколько часто вы ощущали присутствие мощной духовной силы? Насколько близким (-ой) к Богу вы себя ощущаете?
Было ли у вас когда-нибудь переживание, которое убедило вас в существовании Бога?
Согласны ли вы или не согласны с утверждением «Бог находится внутри человека?»
Данная методика, переведенная по согласованию с автором на русский язык специально для нашего исследования, была апробирована на выборке здоровых студентов, испытывающих повседневный стресс. В оригинальной версии INSPIRIT оценки по всем семи заданиям методики в финальной факторизации образовывали одну шкалу, характеризуя тем самым полюс «внутренней религиозной ориентации» по типологии Г. Олпорта, определяющей, в частности, динамику духовного роста личности.
По данным Левина и Шиллера, изучавших взаимосвязь здоровья и духовности, внутренняя или зрелая религиозность способствует формированию у субъекта положительных психологических отношений, которые являются своеобразным буфером, предохраняющим человека от стрессорного воздействия различных эндо- и экзогенных факторов. Валидизация шкалы INSPIRIT была проведена на базе ряда кардиологических, травматологических и онкологических стационаров в США, где у пациентов изучалась связь выраженности базовых духовных переживаний и динамики выздоровления (модель стресса, обусловленного соматической патологией). Выборка насчитывала 83 испытуемых в возрасте от 25 до 72 лет, преимущественно женщин (66%) и белых американцев (94%). Из них 37% были католиками, 23% протестантами и 40% исповедовали иудаизм.
Тест-опросник (уровня) религиозности («ТОР»; Ю. В. Щербатых с соавторами, 1996), состоявший из 40 вопросов, которые можно было разбить на 8 субшкал (гносеологические корни религиозности и склонность к идеалистической философии; отношение испытуемого к магии; тенденция личности искать в религии поддержку и утешение; внешние признаки религиозности; тенденция веры в Творца и признание существование высшей силы, создавшей мир, и др.).
Опросник ИСС («Признаки измененных состояний сознания», Л. И. Спивак, 1992, модификация 2004) был разработан в рамках отечественной научной школы исследования ИСС по данным массовых обследований, а также с учетом структуры наиболее авторитетных зарубежных опросников. Опросник ИСС направлен на измерение выраженности тех составляющих религиозно-психологического опыта, которые мы определяем в порядке первого приближения как «предрелигиозные». Включенные сюда необычные психические переживания, такие как прекогнитивные («вещие») сны, когнитивные инсайты («прозрения»), мистические озарения, аудиовизуальные иллюзии, яркие амбивалентные эмоции, весьма часто служат промежуточной стадией при нарастании религиозно-психологической доминанты либо же, при «задержке» на данной стадии, в течение достаточно долгого времени могут подменять собой отправление религиозного культа (в современной культуре они проявляют тенденцию к оформлению в виде самодостаточной «новой духовности» типа нью-эйдж. Опросник состоит из 15 шкал, представляющих основные признаки качественного изменения сознания, по данным которых рассчитывается интегральный индекс.
Опросник ИСС направлен на регистрацию достаточно краткосрочных, волатильных, реактивных компонентов религиозно-психологических переживаний.
Психологический опросник «Особенности мистической личности» (А. В. Тулин) состоит из 81 утверждения и из восьми шкал. Цель ОМЛ – исследование предрасположенности личности к мистическим верованиям и роли в них самого человека, а также изучения влияния мистических учений на детей и взрослых. Психолог должен понимать, что «трансцендентное», с которым человек столкнулся, будь это инопланетяне или что-либо еще, как правило, сильно меняет мировоззрение. Во многих случаях человек не может справиться с возникшей у него проблемой, в том числе может переживать так называемый духовный кризис.