Глава 1 КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И РАЗВИТИЕ ТЕРМИНОВЕДЕНИЯ

Едва ли можно назвать другое направление исследований, вызвавшее и вызывающее такое количество неоднозначных оценок, дискуссий и обсуждений, как когнитивное. Идеи когнитивной науки и когнитивной лингвистики по-прежнему принимаются далеко не всеми учеными. Некоторые из критиков когнитивного направления утверждают, например, что те или иные важные для когнитивизма принципы уже были сформулированы в работах отечественных языковедов, что мнение о значимости когнитивизма весьма преувеличивается и что обращение к когнитивным исследованиям – всего лишь дань моде. Возможно, подобные упреки имеют под собой основание в том смысле, что зарубежные ученые, как правило, имеют весьма смутные представления о своих российских предшественниках и что предтечи когнитивизма можно обнаружить в высказываниях глубоких мыслителей прошлого, однако все же фрагменты знания не образуют никогда новой системы, а самые верные пророчества не могут приравниваться тщательной обработке эмпирических данных, приводящей к новому знанию.

Как отмечает Е.С. Кубрякова, «когнитивная наука – при всей раздробленности ее школ – представила миру некую единую научно-теоретическую программу исследований человеческого разума и человеческих возможностей и вовлекла в это исследование представителей разных наук и целые научные сообщества»[5].

Возникновение когнитивной науки датируется серединой 60-х годов XX в. Ее создатели стремились преодолеть сложившиеся к тому времени односторонние взгляды на природу поведения человека и механизмы протекания его мыслительных процессов, на границы интеллекта и саму когнитивную инфраструктуру мозга, на соотношение разума и языка как его материального воплощения.

Возникновение каждой науки знаменует собой прогресс в познании закономерностей мира, но рождение когнитологии по многим причинам оказалось особенно существенным. Во-первых, она посягнула на изучение исключительно сложных и важных феноменов – ментальных процессов, которые выделили человека как разумное существо, и на постижение результатов этой деятельности – знания. Во-вторых, постоянно усложняя программу своих научных интересов, когнитивная наука объединила под своей эгидой все те дисциплины, которые так или иначе были связаны с изучением человеческого мозга и его работой. В пределах этой науки пересеклись интересы не двух (как это часто происходило в XX в.), а сразу нескольких наук, среди которых оказались как смежные дисциплины, так и никогда прежде смежными не считавшиеся: математика и психология, лингвистика и моделирование искусственного интеллекта, философия и теория информации. Когнитивной науке удивительным образом удалось объединить старые традиционные фундаментальные науки с новыми и даже параллельно с ней развивающимися науками и теориями.

Загрузка...