Американский оккультист Пол Фостер Кейс (1884–1954) был без преувеличения одним из наиболее значимых лидеров западного эзотеризма середины прошлого века. Из-за труднодоступности большинства его работ для русскоязычного читателя до недавнего времени Кейс оставался в России фигурой малоизвестной, несмотря на то, что в американской аудитории он знаком как создатель одного из влиятельных эзотерических обществ XX столетия – «Строителей Святая святых» (Builders of the Adytum, сокращенно B.O.T.A.).
Отец Кейса был дьяконом в конгрегационалистской общине и работал библиотекарем. Конгрегационализм, к которому принадлежала семья Кейса, представляет собой разновидность протестантизма, утверждающую автономию каждой отдельной общины (конгрегации) и является относительно либеральным христианским течением, ориентированным на демократические формы управления. Конгрегационалисты, к которым непосредственно примыкают такие мистически ориентированные формы христианства как квакеры, выступают против идеи организации христианства в форме церкви, считая ее проявлением деспотизма и бюрократии. В их общинах нет строгого разделения между духовенством и мирянами, а большинство должностей являются выборными.
Кейс с детства воспитывался в религиозном духе и, благодаря музыкальным урокам матери, научился играть на пианино и органе. В девять лет он стал органистом в церкви, где служил его отец, и работа в качестве музыканта на долгие годы стала для Кейса основным источником доходов. В то же время с раннего детства Кейс проводил много времени вместе с отцом в библиотеке и много читал. Это способствовало как расширению его кругозора, так и тому, что он рано начал задумываться над мировоззренческими вопросами, размышления над которыми в итоге привели его к увлечению оккультным.
Еще в раннем возрасте Кейс столкнулся с необычными переживаниями, которые потом считал формой ясновидения. Под влиянием этих видений Кейс заинтересовался популярной в то время темой «четвертого измерения», в котором усматривал возможное объяснение феномена ясновидения. Около 1900 года он познакомился с архитектором и писателем Клодом Брэгдоном, известным, среди прочего, своим предисловием к книге Н. К. Рериха «Алтай – Гималаи». Брэгдон отличался широким кругом интересов: ему принадлежат статьи «П. Д. Успенский о любви», «Мои эксперименты с цветомузыкой» и др. Именно Брэгдон впервые обратил внимание Кейса на карты Таро, которые станут впоследствии одним из главных его эзотерических интересов.
Значительное влияние на Кейса оказало учение «Герметического ордена Золотой Зари» – организации, зародившейся в Британии в конце XIX века и за недолгое время своего существования значительно изменившей облик современного западного эзотеризма. Стоит только упомянуть, что в число членов этого ордена входили такие яркие фигуры как Артур Уэйт и Алистер Кроули, создатели двух наиболее популярных на сегодняшний день колод Таро, чтобы стало понятно: традиция «Золотой Зари» во многом оказалась определяющей для развития западного эзотеризма в XX веке.
Сам Кейс, правда, не застал расцвет «Золотой Зари», распавшейся в 1901 году, и не был ее членом, однако был хорошо знаком с публикациями ключевых деятелей ордена и впоследствии вступил в «Розенкрейцерский орден Альфы и Омеги», созданный одним из лидеров «Золотой Зари» и талантливым систематизатором эзотерических учений С. Л. Мазерсом. Этот орден, который после смерти Мазерса возглавила его жена Мойна, продолжал развитие идей «Золотой Зари» в том виде, как их видел С. Л. Мазерс, и, в итоге, стал эзотерической alma mater для таких известных эзотерических деятелей как Дион Форчун.
В 1918 году, в год смерти Мазерса, Кейс познакомился с активным членом «Альфы и Омеги» Майклом Уитти и впоследствии вступил по его приглашению в орден. С детства интересовавшийся оккультизмом Кейс к тому времени был уже весьма обстоятельно знаком с основными эзотерическими концепциями и имел хорошую репутацию в эзотерических кругах. По одной из версий, в 1908 году именно он совместно с Уильямом Аткинсоном (известным также как «Йог Рамачарака») опубликовал под псевдонимом «Трое Посвященных» герметический трактат «Кибалион», получивший широкое распространение[1].
Кейс быстро продвинулся по орденским ступеням, став одним из лидеров «Альфы и Омеги» в США, однако в начале 1920-х годов из-за конфликта с Мойной Мазерс и некоторыми другими членами ордена Кейс был вынужден покинуть его ряды. В 1922–1923 годах он активно работает над созданием собственной эзотерической школы, получившей название «Школы вечной мудрости» (School of Ageless Wisdom) и послужившей основой для создания будущего ордена.
В течение нескольких лет школа переродилась в оккультный орден «Строители Святая святых». К этому времени Кейс решил завершить свою карьеру музыканта, чтобы полностью посвятить себя оккультной работе и развитию ордена. Кейс позиционировал «Строителей» как своего рода наследника «Золотой Зари», в учении которого, однако, идеи оригинального ордена были очищены от ошибочных и опасных наслоений, в особенности связанных с применением енохианской магии, которая, по убеждению Кейса, была изначально ошибочной системой, опасной для духовного и физического благополучия практикующих ее. В то же время, Кейс не ограничивался наследием «Золотой Зари», творчески переосмысливая его и активно привнося собственные идеи в учение созданного им ордена.
Название «Строители Святая святых», происходит от латинского слова Adytum, означающего самое священное для еврейского народа место, Святая святых, где хранились Скрижали Завета. Изначально это место находилось в Скинии собрания, а позднее – в Иерусалимском храме. Доступ в Святая святых был открыт только раз в году (в Судный день) и только для первосвященника. Согласно учению «Строителей», члены ордена следуют наставлениям Иисуса, который был знаком с Каббалой, и стремятся построить храм внутри себя, «Внутренний Храм», воссоздав в нем собственную Святая святых.
Активно работая над созданием своего ордена, Кейс заинтересовался масонством и в 1926 году вступил в одну из масонских лож, впоследствии достигнув ступени Мастера. Стать масоном, то есть буквально «каменщиком», было вполне логичным шагом для Кейса, если помнить о том, что символизм его ордена выстраивался вокруг строительства «Внутреннего Храма», что, несомненно, гармонировало с учением и практиками масонства. Кейс также являлся священником Либеральной католической церкви – религиозной организации, учение и практики которой основаны на переосмыслении католицизма в духе идей Теософского Общества при общей либерализации вероучения. До конца жизни Кейс сочетал в себе роли руководителя оккультного ордена, масона и либерально-католического священника, продолжая активную работу вплоть до своей смерти в 1954 году.
Карты Таро были одним из главных интересов Кейса: фактически, именно они стали причиной его увлечения оккультным. Еще в 1916 году Кейс опубликовал свою первую работу о Таро, а впоследствии разработал для своего ордена оригинальную колоду и систему интерпретации карт. На творчество Кейса оказала определенное влияние система «Золотой Зари», изученная им в подробностях во время членства в «Альфе и Омеге», хотя значительную часть своих изысканий в области Таро Кейс, по-видимому, проделал еще до вступления в орден, читая доступные к тому времени публикации, в том числе и членов «Золотой Зари».
При создании собственной колоды Кейс основывался на колоде Уэйта, опубликованной в 1910 году, внеся в нее некоторые правки, в том числе основанные на Марсельской колоде. В частности, аркан «Влюбленные» в колоде Кейса заимствован у Уэйта и изображает фигуру ангела, благословляющего влюбленных. Эта версия козыря, встречающаяся у Уэйта, отличается как от Марсельской колоды, изображающей выбор героя между двумя женщинами, так и от другой версии карты, восходящей к «Золотой Заре», где за основу взят сюжет спасения Персеем Андромеды от морского чудовища. Последний вариант встречается, например, в колоде, разработанной супругами Цицеро в сотрудничестве с Израэлем Регарди, и ряде других колод, наследующих традиции «Золотой Зари», например, в колодах Г. Доусона и Р. Уэнга. С другой стороны, аркан «Смерть», напротив, представлен у Кейса в варианте, приближенном к Марсельской колоде в противоположность уэйтовскому образу Смерти как всадника. Наконец, младшие арканы изображены без сюжетных картинок, сближая колоду с Марсельской в противоположность версии Уэйта. Однако наиболее характерной чертой колоды Кейса стало, пожалуй, то, что карты этой колоды не окрашивают при изготовлении, оставляя лишь контурными рисунками: в B.O.T.A. считается, что раскрашивание колоды Таро является важной частью оккультной работы ученика и должно быть выполнено самостоятельно.
Кейс активно привлекал для объяснения значения арканов психологические теории, в частности, концепцию коллективного бессознательного К. Г. Юнга. Согласно Р. Уэнгу, именно Кейс впервые использовал психологический подход к Таро: «Кейс был великолепным учителем, которого следует считать первым, кто использовал понятия современной психологии применительно к Таро, что является подходом, аналогичным идеям К. Г. Юнга. Я полагаю, что Кейс являлся первым крупным современным исследователем Таро и не признан в таком качестве только потому, что большинство его работ предназначались для членов B.O.T.A., которых просили не распространять эти материалы»[2]. В одной из своих работ Кейс прямо ссылается на Юнга для обоснования действенности символов Таро: «Это универсальные символы, и их фундаментальное значение абсолютно идентично по всему миру, для всех периодов истории, во всех формах религии, в любых течениях философии. Они, в действительности, извлечены из того пространства символов, общего повсюду для всех людей, которое Юнг называет «коллективным бессознательным»[3]. Психологизм и антропологизм интерпретаций Кейса проявляется во множестве случаев, например, в интерпретации карт двора. Короли для Кейса становятся символом духа, подлинного «Я» человека, Королевы соотносятся с душой, определяющей нашу индивидуальность, Рыцари символизируют «точку, в которой фокусируется энергия человека», его самосознание, эго, а Пажи соотносятся с физическим телом[4].
Отдельный интерес для понимания учения Кейса о картах Таро представляет так называемый «Куб Пространства» (Cube of Space). Согласно Кейсу, этот символ создан на основе текста еврейского эзотерического трактата «Сефер Йецира» («Книга творения») и представляет «проявленный космос, изображенный в виде куба»[5]. В этом изображении зашифрован каббалистический символизм: двенадцать ребер куба соотносятся с простыми буквами еврейского алфавита, центры его шести граней и центр самого куба – с семью двойными буквами, а три линии, соединяющие центры противоположных граней, – с материнскими буквами, в сумме давая соответствия для всех 22 букв и соответствующих им козырей Таро. Предполагается, что подробные инструкции относительно символизма «Куба Пространства» даются только посвященным ордена, однако Кейс указывает на то, что его тщательное изучение может помочь каждому внимательному читателю в постижении скрытых аспектов символизма Таро[6].
Работа Кейса «Введение в изучение Таро», предлагаемая вниманию читателя, представляет собой текст, призванный предоставить первоначальный обзор концепции Кейса. Являясь, как и следует из названия, лишь введением, книга, тем не менее, представляет собой отличный материал для начинающих знакомство с традицией «Строителей Святая святых». Книга «Введение в изучение Таро» может быть интересна как искателям оккультных знаний, так и историкам и религиоведам, поскольку она является важным первоисточником, знакомство с которым необходимо для понимания истории западного эзотеризма в XX веке.