Норвежская кампания Генерал-полковник А.Д. Эгельгаф

Военная предыстория кампании

Германское командование долго воздерживалось от военных операций на Севере – оно было слишком занято подготовкой к войне на Западе, первой целью которой был разгром Франции. Распыление сил считалось нецелесообразным. Для германского командования был желателен нейтралитет Норвегии и других Скандинавских стран. В октябре 1939 года командующий военно-морским флотом Германии гроссадмирал Редер был настолько обеспокоен часто обсуждаемыми в британской прессе планами высадки в Норвегии, что предложил Верховному главнокомандованию опередить противника – создать на норвежском побережье, например в Бергене и Тронхейме, немецкие базы. Через некоторое время, чтобы не расширять театр военных действий, была отклонена рекомендация Квислинга (1887–1945, лидер норвежских фашистов. Казнен. – Ред.) «взять Норвегию под защиту немцев». Только после того, как в конце января 1940 года появились убедительные доказательства того, что союзники готовятся начать здесь военные действия, было принято соответствующее решение. Эти факты были известны и в зарубежных странах, что явствует из мемуаров Черчилля и, среди прочих, из свидетельств английского военного историка Лиддела Гарта.

Военные задачи и постановка целей

Только 20 февраля 1940 года после инцидента с «Альтмарком» (16 февраля английский эсминец в территориальных водах нейтральной Норвегии захватил немецкое вспомогательное судно «Альтмарк», освободив 300 британских пленных, членов команд потопленных германским рейдером «Адмирал граф Шпее» судов. При этом было убито 7 немцев. – Ред.) генерал пехоты фон Фалькенхорст получил задание оккупировать Данию и Норвегию. Первые приготовления начались 27 февраля в небольшом штабе. Не всем понятное решение, приводившее к неоправданному расширению театра военных действий и отвлечению сил, требовало быстрого и четкого исполнения. Было необходимо внезапным и как можно более скорым нападением опередить союзников и для прикрытия не защищенной с севера территории Германии и обеспечения безопасности правого фланга группировки вермахта на Западе захватить Данию и Норвегию. Это главное требование влекло за собой не менее важные задачи и цели:

а) создание более широкой базы для военно-морских и военно-воздушных сил для борьбы против Англии;

б) обеспечение подвоза незаменимой для военной промышленности железной руды с севера Швеции через Ботнический залив (замерзающий зимой. – Ред.) и через Нарвик (незамерзающий порт. – Ред.).

Особенность операции заключалась в том, что впервые в этой войне в тесном союзе действовали все три вида вооруженных сил под одним командованием. Большая протяженность территории, непривычные климатические и географические условия могли создать непредвиденные трудности. Это опасение подтвердилось позже, причем в полной мере: снабжение войск приходилось вести по морю и воздуху, а на суше передвигаться по топким или промерзшим дорогам. Территориально отделенные друг от друга наземные войска приходилось формировать таким образом, чтобы они могли долгое время рассчитывать только на самих себя.

Поскольку Генеральный штаб начал подготовку только 27 февраля, она велась в большой спешке и носила импровизированный характер. Усложняло ситуацию требование соблюдения режима полной секретности.

Ведение кампании

В ходе выполнения задания было необходимо занять расположенную рядом Данию и в короткий срок превратить ее в базу для снабжения войск, действующих в Норвегии.

Захват Дании под командованием генерала авиации Каупиша был осуществлен в результате внезапного нападения в то же время, что и высадка первых десантов в Норвегии. Рано утром 9 апреля 1940 года – часы показывали 5.10 – высадились первые десанты.

С восточного участка, из районов портов Варнемюнде и Киль, как исходной базы против датских островов Зеландия и Лолланн, имея целью Копенгаген, тремя боевыми группами ударила усиленная 198-я дивизия. Они одновременно направились по морю в Гесер (на юге о. Лолланн) и Корсёр (на юго-западе о. Зеландия), а усиленный батальон – в Копенгаген. Немного западнее, с рубежа Фленсбург – Нибюлль, усиленная 170-я пехотная дивизия выступила в направлении острова Фюн и полуострова Ютландия. Парашютисты захватывали важные мосты и другие ключевые места транспортной системы Дании, создавая небольшие плацдармы и обеспечивая рвущимся вперед боевым группам беспрепятственное продвижение к удаленным целям. Совместная боевая работа трех видов вермахта шла слаженно, продвижение к целям велось небольшими смешанными группами, причем почти безостановочно, хотя и без особой системы, в основном полагаясь на импровизацию. Уже сразу после полудня 9 апреля удалось установить связь с высадившимся в Копенгагене батальоном, а на полуострове Ютландия совершить большой рывок на север.

Загрузка...