Первым вопросом, который мы должны рассмотреть в нашем исследовании, является вопрос о догматическом обосновании и историческом развитии института брака. То есть нам необходимо понять, на основании какой части Божественного Откровения основан брак мужчины и женщины. Что говорит нам об этом Священное Писание, что доносит до нас Священное Предание Христианской Церкви? Важно также понять и то, как это отразилось на учении Церкви о Таинстве Брака. Помимо догматического аспекта нам также будет важно проследить исторический процесс развития института брака, причем это можно сделать с двух позиций. С одной стороны, можно попытаться проследить этот процесс внутри христианской Церкви, а с другой стороны – в жизни светского общества. Рассматривая эти вопросы, мы обязательно столкнемся с вопросом о совершенно ином способе человеческого пути, который, с одной стороны, противоположен пути брачного союза, но с другой, при более внимательном рассмотрении, также содержит в себе идею брака – брака духовного. Это путь девства земного ради последующего духовного сочетания в браке с Небесным Женихом – Господом Иисусом Христом. Таким образом, мы поговорим о двух путях жизни человека. Вполне очевидно, что, не рассмотрев со всей тщательностью всех названных тем, мы не сможем перейти и к практической стороне вопроса о христианском браке и Таинстве Брака в частности. То есть, не узнав и не поняв теории (учения) Церкви, мы будем не готовы воспринять и ее практику.
Когда мы начинаем разговор на какую-либо, тему так или иначе связанную с христианством, мы всегда должны начинать его с основополагающих понятий. Нам необходимо четко понимать, Кто является центром всего христианства, так как именно от этого зависит все наше дальнейшее обсуждение темы.
Итак, по учению христианской Церкви, основанному на Божественном Откровении, Творцом всего видимого и невидимого (духовного) бытия является Бог – Пресвятая Троица. Абсолютно все является именно Его благим творением, в том числе и человек. Единственное, что не является творением Божиим – это зло и грех, но эти понятия не являются чем-то имеющим свою личную сущностную основу, они лишь результат свободного выбора ангелов или человека. Именно поэтому Бог не причастен злу. Однако это несколько иная тема. Господь Бог открывается человеку, в первую очередь, через Свое Божественное Откровение, которое выражается в текстах Священного Писания, а также в Священном Предании Церкви. Поэтому все то, о чем учит или что совершает Православная Церковь, мы можем найти в Священном Писании или Предании. Касается это и темы брачного союза между мужчиной и женщиной. Именно в Священном Писании мы встречаем все самые важные слова Самого Господа Бога об этом Таинстве, а далее видим, как это обетование развивается в истории жизни Церкви. Как правило, именно на Божественном Откровении строится вся догматика христианской Церкви, вся ее вероучительная, сакраментальная (таинственная, мистическая) и практическая части. Можно сказать даже больше: все бытие Церкви строится на Божественном Откровении. Что же говорит нам Священное Писание о Таинстве Брака?
Вначале мы обратим свое внимание на Священное Писание Ветхого Завета, который является неотъемлемой частью Библии и Божественного Откровения в целом. Уже в первых главах самой первой книги Священного Писания Ветхого Завета – книги Бытия, – мы встречаем целый ряд указаний на освящение брака между мужчиной и женщиной Самим Богом. Так, в 1-й главе книге Бытия мы читаем следующее: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1: 27–28). В этих строках Священного Писания мы видим не только рассказ о сотворении Богом мужчины и женщины, но и слышим то благословение, которое Бог дает первым людям. Более того, в словах «плодитесь и размножайтесь» мы видим прямое указание на законность и позволительность отношений между мужчиной и женщиной. Конечно же, эти отношения должны быть основаны на взаимной любви и верности. Только на такие взаимоотношения и дарует Свое благословение Господь Бог. В следующей, 2-й главе книги Бытия мы еще раз, но уже более подробно, читаем о сотворении Богом женщины в качестве помощника для мужчины, а также о том, что они предназначены друг для друга от начала. Вот слова Священного Писания: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2: 18, 21–24). Как видим, слова, которые произносит Адам, являются поистине пророческими, так как в тот момент, в саду Эдема, конечно же, еще не существовало ни отцов, ни матерей. Эти слова были направлены на все последующее существование человеческого рода и обозначали собой границы взаимоотношений мужчины и женщины, а именно, опять же, указывали на значение брачного союза. Комментируя данный отрывок из книги Бытия, протоиерей Серафим Слободской дает, в том числе, и такое пояснение: «Бог благословил первых людей в раю… Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал нам, что все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными – любить и беречь друг друга» [35, с. 123]. В данном пояснении о. Серафим говорит о том, что благословение было дано Богом не только Адаму и Еве, но в их лице и всему роду человеческому, то есть всем последующим поколениям. Более того, о. Серафим интерпретирует это благословение как Божий призыв к любви по отношению к своему ближнему в целом, обращенный к каждому из нас.
Два приведенных отрывка являются первыми и одними из самых важных свидетельств Церкви, указывающих на то, что установление Таинства Брака имеет под собой серьезное обоснование – прямое указание Священного Писания. Подтверждая данную мысль, протопресвитер Михаил Помазанский пишет: «О том, что брак имеет над собой Божие благословение, говорит Священное Писание неоднократно» [20, с. 362].
Как мы знаем из Священной истории, в результате диавольского искушения первые люди пали и были изгнаны из райского сада. Однако они не были оставлены Богом, и тем более, Господь Бог не отменял Своего благословения на совместную жизнь мужчины и женщины. Поэтому даже после изгнания люди продолжают жить в брачном союзе, а институт брака в целом продолжает развиваться и укрепляться. Стоит особенно отметить тот момент, что освященный Самим Богом брак между мужчиной и женщиной со временем приобретал все более фиксированные формы, он становился единственной формой человеческого существования. В последующих книгах Пятикнижия пророка Моисея мы видим особые повеления Самого Господа Бога о правилах жизни в браке, обращенные к народу избранному. Для чего же нужны были эти особые повеления? Дело в том, что после человеческого грехопадения в раю человечество начинает все более и более отдаляться от Бога, причиной чему была пораженная и искаженная грехом человеческая природа. Эта природа человека, которая отныне и до прихода в мир Спасителя, Господа Иисуса Христа, была полностью парализована грехом, начинает вовлекать человека в различные искажения и нарушения установленных Богом принципов человеческого бытия. Так, например, появляются различные языческие религиозные верования, культы, ритуалы, магия и т. п. Все эти практики несли в себе лишь малую частицу истинного знания о Боге, которое еще сохранялось в помутненном человеческом разуме. Однако эти знания были минимальны, а в некоторых культах они полностью исчезли. Все это необходимо понимать для того, чтобы знать, почему в Священном Писании Ветхого Завета Господь Бог так строго регламентирует жизнь в браке для народа Израиля. Это было связано с тем, что в тех языческих культах, которые окружали народ избранный, наряду с другими искажениями нормальной жизни, существовали, в частности, и искажения во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Сюда можно отнести и многоженство, и наложничество, и распущенность нравов и многое другое. Более пространно, но и необходимо полно, об этом пишет протоиерей Николай Малиновский: «Господь, изливая дары спасительной благодати, необходимые каждому человеку в отдельности для спасения и вечной жизни, благословил установить особое таинство для тех из чад… которые вступают в брачный союз, дабы чрез благословение и освящение их союза они могли осуществить закон брака в истинном его существе и достигать определенных волею Творца целей брака, а брачный союз оградить от влияний греха, искажений и злоупотреблений» [13, с. 247]. Именно поэтому, чтобы сохранить чистый образец брачного союза среди Своего избранного народа[1], Господь Бог и дает такие строгие наказы относительно чистоты взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Посмотрим внимательнее, какие именно повеления дает Господь Бог Своему народу.
Основные повеления, касающиеся правил брачной жизни, мы находим в тех книгах Ветхого Завета, в которых Бог дает полный свод заповедей и повелений относительно всех сфер жизни народа избранного. Именно потому, что древние евреи сохранили чистоту веры, Бог и обращается к ним и именно им дает Свое Откровение. Повеления Бога, касающиеся правил семейной жизни, являлись, таким образом, одной из частей общего закона для народа Израиля.
Как нам известно из Священного Писания, Господь Бог начинает открывать Свой закон народу избранному на горе Синай, по его исходу из Египта. Центром этого закона стал Декалог, то есть десять заповедей, высеченных на каменных скрижалях. Однако, помимо них, Господь открывает далее и другие Свои заповеди, которые в целом составили из себя огромный свод различных повелений и указаний, касающихся религиозной, бытовой и других сфер жизни древнего еврея. И вот уже в первых десяти заповедях мы встречаем повеления Бога, которые непосредственно касаются темы брачного союза.
Во-первых, это, конечно же, седьмая заповедь Декалога – Не прелюбодействуй, которая прямо направлена на ограждение брачного союза мужчины и женщины от каких-либо распутных действий. Этой заповедью Бог запрещает человеку иметь какие-либо связи определенного характера вне своего брака, так как иначе это уже распутство, духовное и нравственное разложение, которое ведет за собой разрушение не только конкретной семьи, но и оскверняет освященный Богом брачный союз, саму идею святости брака. Поясняя данную заповедь касательно супружеских взаимоотношений, протоиерей Серафим Слободской пишет: «Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь» [35, с. 190]. Таким образом, данная заповедь не предполагает каких-либо отступлений или исключений. Святость брачного союза должна быть неприкосновенна.
Во-вторых, по сути, это же повеление повторяется и в десятой заповеди, которая полностью звучит так: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20: 17). Как видим, среди всего прочего, есть указание и на жену, то есть Господь Бог предостерегает человека от опасности супружеской измены. Тем самым, Господь Бог еще раз указывает на святость и чистоту брачных отношений между мужчиной и женщиной. С другой стороны, чаще всего данную заповедь считают запрещающей завидовать своему ближнему, и это тоже верно. Однако мы должны понимать, что зависть может быть не только по отношению к материальным благам, но в том числе и по отношению ко второй половине человека, к его детям, в целом к его семье. Именно поэтому десятую заповедь можно также отнести к заповедям, охраняющим святость и непорочность брачного союза. Частично это подтверждает и о. Серафим Слободской: «Заповедь эта запрещает завидовать чужому добру и повелевает довольствоваться тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – и все недобрые злые дела» [35, с. 190]. Священная история учит нас, что от зависти по отношению к чужой жене может совершиться грех прелюбодеяния. Этому греху подпал даже царь и пророк Давид, когда посягнул на жену своего военачальника Урии, Вирсавию. Десятая заповедь как раз и устанавливает нормы поведения по отношению к своему ближнему, его семье, дому и хозяйству.
Далее, после десяти основных заповедей идут все остальные законы, которые пророк Моисей должен был оглашать народу Израиля у горы Синай в течение определенного времени. Среди них мы находим уже более конкретные повеления Бога о браке и чистоте брачных взаимоотношений. Таких повелений достаточно много, и они затрагивают разные аспекты жизни людей в браке. Для примера приведем некоторые из законов, которые изложены в книге Исход, второй книге Пятикнижия Моисеева. Так, например, в 22-й главе книги Исход есть следующее повеление: Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено и возьмет ее себе в жену… (Исх. 22: 16). Этим повелением Господь Бог запрещает мужчинам и женщинам вступать в близкие отношения вне брака или до брака. Если же такая ситуация происходит, то по закону, данному Богом, мужчина должен был заплатить выкуп за женщину, но при этом и взять ее себе в жены. То есть он должен был также освятить свои отношения брачным союзом, так как только в браке Бог дозволил людям жить в близких отношениях. Стоить добавить, что по закону Творца брак может быть только строго между мужчиной и женщиной. Как мы помним, этот союз освящен Богом еще в райском саду. В 34-й главе книги Исход мы видим следующее повеление Бога: Не бери из дочерей их [язычников – С. М.] жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих (Исх. 34: 16). В этом повелении Господь Бог запрещает мужчинам Израиля брать себе жен из языческих стран, так как это могло привести (и приводило) к отпадению евреев в различные языческие культы. Здесь стоит сделать особое пояснение. Дело в том, что Священное Писание Ветхого Завета неоднократно приводит нам примеры того, когда народ Израиля (как в лице своих царей, так и простых людей) подпадал влиянию своих соседей-язычников, каковых в его окружении было немало. В связи с этим Ветхий Завет строго запрещал связи с язычниками. В одной из работ по исследованию Ветхого Завета мы читаем следующее: «Наиболее яростно Книга Левит выступает против… идолопоклонничества. Библия осуждает все виды идолопоклонничества, любое преклонение перед божеством, которое предстает в виде реального подобия человека, животного или составного существа» [2, с. 150]. Очень часто такие связи сязычеством происходили как раз на уровне брачных союзов. В результате таких смешанных браков и происходило отпадение евреев в язычество. В качестве примера приведем историю царя Соломона, сына царя Давида, который, обладая великой мудростью, в то же время в конце своей жизни подпал под влияние своих жен-язычниц. В 3-й книге Царств мы читаем об этом следующее: И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью… и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам (3 Цар. 11: 1–8). Читая эти строки Священного Писания, мы понимаем, насколько важны заповеди Божии, касающиеся чистоты брачных взаимоотношений. По сути, они были положениями, регулирующими жизнь в браке, который, в свою очередь, являлся охранителем истинной веры. Это еще раз подтверждает нам важность Таинства Брака, как хранителя веры, духовности и нравственности, это показывает нам его жизненную необходимость.
Помимо книги Исход, повеления Бога, относящиеся к жизни народа, изложены также в книгах Левит, Числа и Второзаконие. Книга Левит посвящена этому почти полностью, а Второзаконие (что и отражено в ее названии) является лишь повторением Закона, для лучшего его усвоения евреями. Это книги, в которых мы уже мало найдем более общих фраз и высказываний, но зато в них очень много конкретных указаний по тому или иному вопросу. Что касается темы брака, то книги Левит и Второзаконие говорят нам уже о конкретных вещах, которые посвящены семейной жизни, то есть в них регламентируются различные моменты супружеской жизни и даются определенные указания. Так, например, вся 12-я глава книги Левит посвящена вопросу рождения ребенка, дням очищения матери и порядка посвящения ребенка Богу. В 15-й главе книги Левит даются указания Бога относительно соблюдения телесной чистоты, как мужчиной, так и женщиной, в том числе состоящих в браке. Это связано с тем, что по закону Божиему, даже будучи единой семьей, супруги все равно должны соблюдать определенные нормы совместной жизни, в том числе в ее связи с жизнью духовной. Так, например, Господь ограничивает связи мужа и жены в период постов или других важных событий в жизни. В дальнейшем такое понимание брачных взаимоотношений найдет себе место и в Христианской Церкви. 18-я глава книги Левит является одной из наиболее откровенных по своему содержанию и одной из самых строгих по вопросам о допустимых и недопустимых отношений между людьми (в том числе, между мужчиной и женщиной). Во многом именно на данных повелениях Господа Бога, раскрытых в этой главе, строились нравственные и межличностные отношения внутри народа избранного. В дальнейшем, все эти заповеди полностью перешли и в учение о нравственности и браке Христианской Церкви. Предупреждая об опасности нарушения установленных законов, Господь говорит: Чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас (Лев. 18: 28). Относительно добрачной чистоты и запрета на внебрачное сожитие в 19-й главе книги Левит есть особое указание Божие, данное родителям: Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом (Лев. 19: 29). Как мы помним из первой книги Священного Писания, а именно книги Бытия, именно за такие грехи и был уничтожен мир в результате потопа, когда только праведный Ной и его семья были спасены Самим Богом. Вспомним причины уничтожения жизни водами потопа: И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6: 5). После потопа Господь обетовал, что больше ни разу Он не уничтожит жизни таким способом, однако и человек не должен был больше впадать в грех распутства и телесно-духовного разложения. Предостерегая Свой народ от возможных подобных катастроф, Господь и дает вышеуказанную заповедь. Часть следующей 20-й главы также посвящена теме сохранения чистоты брачного союза, а также перечислению тех преступлений против брака, за совершение которых в ветхозаветные времена полагалось побиение камнями. Так, например, один из стихов данной главы гласит: Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка (Лев. 20: 10). Как видим, ветхозаветный закон, данный Самим Богом, был очень строг к нарушителям чистоты брачного союза. Однако, именно благодаря этой строгости народ древнего Израиля, в своей основе, смог сохранить себя от того разлагающего влияния, которое оказывало язычество на другие народы. В 21-й главе книги Левит даются законы сынам Аароновым, то есть священнослужителям, так как именно из рода Аарона, брата пророка Моисея, по повелению Бога, должны были быть все священнослужители. Часть этих законов, опять же, посвящены теме брака, так как священнослужители должны были быть женатыми. Так вот, в первой части 21-й главы даются подробные повеления Божии о том, кого и как должен был брать священник себе в жены. В частности, мы встречаем такое повеление Господа Бога: В жену он [священник – С. М.] должен брать девицу. Вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену; он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его (Лев. 21: 13–15). Таким образом, священник, как особый служитель Божий, должен был быть образцом для простого народа во всех сферах жизни, в том числе и в браке. Он мог жениться только на деве (девственнице). Указание Господа Бога на то, что Он освящает священника Своею благодатью, можно также отнести и к священническому браку, а следовательно, и к законному браку каждого человека. Здесь опять мы видим указание на недопустимость нечистого, неосвященного Богом брачного союза. Вообще, тема святости брака, важности его чистоты и целомудрия настолько связана с темой веры и богослужения в Ветхом Завете, что становится очевидным, что брак – это действительно Таинство, установленное и освященное Самим Господом Богом, а не являющееся просто делом рук человеческих. Это действительно тайна общения мужчины и женщины, сравнимая с тайной богослужебной, о которой святой апостол Павел сказал, что она велика есть (Еф. 5: 32). Необходимость достижения состояния святости в брачной жизни настолько велика, что в Ветхом Завете священникам постановлялось содержать в чистоте отношений даже своих детей, если они хотели служить Богу и дальше. Так, в книге Левит даются особые повеления, говорящие о том, как необходимо вести себя дочерям священника, если они выходят замуж за постороннего или находятся в разводе. Например, будучи замужем за посторонним, дочь священника не имела права питаться от стола отца (Лев. 22: 12), чтобы не осквернять таким браком святыни священнослужения. Из всего вышеприведенного мы можем заключить, что книга Левит содержала в себе достаточно много постановлений относительно брачной (семейной) жизни древнего еврея. Через всю книгу проходит идея важности соблюдения Божиих постановлений и Божия освящения Таинства Брака данного в раю. Однако такие постановления и законы имеются и в других книгах Ветхого Завета, а именно, в Пятикнижии пророка Моисея, книги которого являются законоучительными, то есть обучающими закону Божию.
Приведем примеры из четвертой книги Пятикнижия – книги Чисел. Так, уже в 5-й главе этой книги говорится о том, что необходимо делать, если обнаруживается измена жены пред мужем. Господь Бог повелевает совершить определенный обряд и исполнить закон о ревновании (Чис. 5: 12–31).
В 30-й главе книги Чисел Господь Бог дает еще ряд указаний людям, живущим в браке. Эти повеления Божии касаются права мужа утвердить или отвергнуть любой обет, данный женой перед Богом. Это достаточно яркое указание на те довольно широкие права, которыми люди наделены в браке Самим Богом. Господь Бог наделяет мужа правом, которым обладает Сам, как Творец всего сущего, то есть человек удостаивается от Бога особой чести, особой милости. Приведем слова Священного Писания: Если жена в доме мужа своего дала обет, или возложила зарок на душу свою с клятвою, и муж ее слышал, и промолчал о том, и не запретил ей, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок, который она возложила на душу свою, состоится; если же муж ее, услышав, отвергнул их, то все вышедшие из уст ее обеты ее и зароки души ее не состоятся: муж ее уничтожил их, и Господь простит ей (Чис. 30: 11–13). Эти строки книги Чисел, если в них внимательно вчитываться, раскрывают перед нами, насколько серьезно и важно относились к браку в ветхозаветные времена в обществе Израиля. Одно только то, что Сам Бог обещает простить грехи и обет жены, если его не примет муж, говорит нам о том, что брак, а значит, и все его составляющие аспекты, – это дар Божий людям, освященный Его благодатью, который имеет особую, таинственную природу своего бытия в этом мире. Муж наделяется правами Бога, а это значит, что его роль главы семьи соотносится с Богом, как Главой всего видимого и невидимого мира. Несомненно, что и ответственность за такие широкие права была соответствующей.
Последней книгой Пятикнижия Моисеева является Второзаконие, в котором, как мы говорили выше, Господь Бог повторяет Свой Закон народу Израиля, для еще большего его утверждения и предостережения от его нарушений. Также этот Закон был повторен еще и для того, чтобы его могли услышать все те, кто родился и вырос после его дарования на горе Синай, то есть он был оглашен для молодого поколения. Есть еще и третья причина повторения Закона для народа избранного. Дело в том, что к этому моменту евреи уже подошли к тем землям, которые были обещаны им Самим Богом. Однако они были населены различными языческими племенами, с очень сильными религиозными взглядами. Народ Израиля, к сожалению, как мы уже неоднократно о том говорили, был подвержен постоянному отпадению в язычество. Именно поэтому Бог повелевает Моисею, перед тем как войти в Землю Обетованную, еще раз повторить людям Свой Закон. Народ должен был помнить, что он делать может, а что делать категорически запрещено, ради его же собственной пользы. Касалось это, в том числе, и брачных взаимоотношений.
Итак, на общем фоне законов мы снова встречаем повеления Божии относительно жизни в браке. Еще раз напомним, что в этих книгах мы не найдем постоянного повторения Богом благословения или освящения брачного союза, так как оно уже было дано в раю и не может быть изменено. В этих книгах мы встречаем только повеления относительно непосредственной жизни в браке, относительно конкретных межличностных вопросов, касающихся отношений между мужем и женой. Книга Второзакония начинается словами о том, что за Иорданом, в земле Моавитской, начал Моисей изъяснять закон (Втор. 1: 5). Не будем забывать, что именно на этих законах во многом выстроено и учение о браке Православной Церкви. По крайней мере, Христианская Церковь вобрала в себя все самые важные и основные законы Ветхого Завета, касающиеся Таинства Брака, да и сам Ветхий Завет является в полном объеме неотъемлемой частью Священного Писания Церкви. Что же говорит нам эта книга о правилах жизни в браке? Во-первых, снова повторяется Декалог, а значит и заповеди о супружеской верности: не прелюбодействуй (Втор. 5: 18) и не желай жены ближнего твоего (Втор. 5: 21). Скорее всего, даже после первого дарования Закона, народ все равно периодически отпадал в различные языческие культы. Именно поэтому пророк Моисей начинает чтение Закона именно с Декалога и предостерегает: Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево (Втор. 5: 32). Мы снова видим строгое предостережение о запрете вступать в брак (так как это Таинство освящено Самим Богом) с язычниками, которые извратили понятие о браке в своих различных культах. По этому поводу мы читаем следующее: не вступай с ними [язычниками – С. М.] в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя (Втор. 7: 3–4). Вот так вот строго охранялась чистота брачных уз в ветхозаветном обществе, что в очередной раз свидетельствует о том, что брак священен от начала своего установления в саду Эдема. Он напрямую связан с темой диалога человека с Богом, с темой жизни человека в Боге (о чем мы скажем позднее), и поэтому так строго охранялась его чистота. В 17-й главе Второзакония мы встречаем еще одно интересное повеление. Так, Господь Бог, разрешая народу Израиля избирать себе в Земле Обетованной царя, говорит, в том числе, следующее: Только… чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его (Втор. 17: 16–17). В этих словах Господь Бог утверждает моногамность брака, то есть наличие у мужа одной жены. При этом мы также можем заметить, что Господь Бог делает в этой заповеди и определенное пророчество. Смысл его заключается в том, что в случае, если царь Израиля все же будет иметь несколько жен и/или наложниц, то это неминуемо приведет его к духовному падению и разложению (дабы не развратилось сердце его). В Древнем мире вообще была широко применима практика, когда правитель того или иного царства имел несколько жен и наложниц, хотя титульной (то есть для внешнего мира) могла быть и одна жена. Как правило, такие обычаи были опять же у народов языческих. Именно поэтому, в преддверии входа народа избранного в Землю Обетованную, Господь Бог предостерегает его от этого искушения. Так как царь Израиля должен был быть образцом для своего народа и ответчиком за него перед Богом, то именно поэтому и устанавливается этот закон. Как мы знаем из последующих книг Священного Писания, именно эта проблема встала в свое время перед царем Соломоном, когда его многочисленные жены (будучи еще и язычницами) увлекли его в идолопоклонство. Случалось похожее и с другими царями народа Израиля. Так, например, царь Ахав также впал в грех идолослужения, пойдя на поводу у своей жены Иезавели, которая была язычницей от рождения. Об этом читаем в 3-й книге Царств следующее: делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех, бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева (3 Цар. 16: 30–33). Как видим из вышеприведенного отрывка, снова чистота брачных взаимоотношений играет определяющую роль в вопросе о почитании истинного Бога. В 21-й главе Второзакония дается целый ряд указаний о браке. Во-первых, даются указания о том, как брать жену из числа чужого народа, взятого в плен (Втор. 21: 10–14). Во-вторых, дается повеление о том, как поступать мужу, если у него есть две жены (такое все же случалось), одна из которых любимая, а вторая – нет (Втор. 21: 15–17). Стоит заметить, что данные повеления – это все же больше снисхождение Господа Бога к человеческим немощам, так как мы помним, что при первом даровании Закона евреям запрещалось иметь связи с чужими народами, а также иметь несколько жен. Однако, так как народ Израиля все теснее входил в контакт с чужеземцами (которые все были язычниками), а также готовился войти в Землю Обетованную, населенную различными народами (где у каждого был свой религиозный культ), то пророк Моисей и дает дополнительные пояснения. Эти заповеди были направлены на то, чтобы максимально сохранить святость и чистоту взаимоотношений мужчины и женщины в браке. Одной из самых строгих в этом плане является 22-я глава книги Второзакония. В этой главе даются повеления относительно того, что делать семье невесты, если от нее отказывается муж, что делать в случаях, когда происходит супружеская измена и другие схожие ситуации. Опять же мы должны отметить очень строгие виды наказаний за нарушение Божиих заповедей: от больших штрафов до побиения камнями (см. Втор. 22: 13–30). В следующей главе мы видим, как Господь Бог относится к результату незаконного сожительства людей, когда они живут вне брака. От таких взаимоотношений пострадают не только эти люди, но и их дети: Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне (Втор. 23: 2). Неосвященная в брачном союзе жизнь мужчины и женщины приводила к тому, что не только они получали наказание – их дети изгонялись из общества (социума), то есть переставали быть полноценными членами народа избранного. Это становилось своеобразным проклятием рода, ведь запрет распространялся до десятого поколения. Проклятый род становился настоящим изгоем в Доме Израилевом и не мог претендовать на уважительное к нему отношение со стороны других родов. Освященный Богом брак был единственной формой совместной жизни для мужчины и женщины в древнем Израиле. По этому поводу в 23-й главе есть еще одно вполне ясное повеление: Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника из сынов Израилевых (Втор. 23: 17). Этой же заповедью запрещалось участие членов народа избранного в торговле своим телом, в любом ее проявлении, что уже в Древнем мире было достаточно широко распространено. Здесь мы снова должны сделать небольшое отступление. Дело в том, что у подавляющего большинства языческих народов Древнего мира торговля человеком (чаще женщиной) своим телом являлась не только разрешенной, но в определенных сферах жизни и обязательной традицией. Так, например, это часто было связано с исполнением различных религиозных культов и практик. Существовали даже особые «жрицы любви», работа которых и заключалась в исполнении определенных функций соответственного рода. И все это считалось определенной нормой поведения. В качестве наглядного примера приведем отрывок из работы известного египтолога Уоллиса Баджа. Рассказывая о практиках храмовых ритуалов соответствующего содержания, он приводит пример поклонения богине Кетеш (Кетшу, Кент), которая считалась покровительницей храмовых «жриц любви». Уоллис Бадж пишет следующее: «Кетеш, или Кетшу, сирийско-финикийская богиня, олицетворение любви и красоты, которую в Египте идентифицировали с Хатхор, Исидой и другими богинями луны… Имя Кетеш, возможно, связано с еврейским кадеш, храмовая проститутка… Если так, мы можем считать ее блудницей богов» [37, с. 239]. Вот именно от таких традиций, от такого духовно-нравственного падения и заповедует Господь Бог защищаться народу избранному. Именно от этого ограждает его и упомянутая заповедь Божия.
В начале 24-й главы дается еще одно повеление, касающееся того, как поступать женщине, если ее оставляет супруг (см. Втор. 24: 1–4). Здесь, кстати, впервые упоминается разводное письмо, которая женщина получала от бросившего ее мужа. Именно такое письмо давало ей право снова выйти замуж. Комментируя повеление Божие относительно закона о разводе, блаженный Феофилакт Болгарский пишет следующее: «Моисей повелел, чтобы возненавидевший жену свою развелся с нею, чтобы не случилось чего-нибудь худшего, потому что возненавиденная могла быть и убита. Но таковой обязан дать разведенной разводную, так чтобы отпущенная уже не возвращалась к нему и не произошло смуты, когда он стал жить уже с другою» [7, с. 87]. В 5-м стихе этой главы говорится о праве мужа остаться дома даже в случае войны, если он совсем недавно женился, цель этого – быть рядом с супругой и не оставлять ее одну. Муж имел право быть рядом с женой в течение года. 25-я глава книги Второзакония повествует нам о знаменитом законе левирата, когда жена, у которой умер муж, но был брат, должна была ради восстановления рода выйти замуж за него. В этом законе был определенный практический смысл; однако это один из тех примеров ветхозаветного закона, который не перешел в жизнь Христианской Церкви. В 27-й главе Второзакония описывается, как пророк Моисей поставляет левитов на двух горах – друг против друга – и они произносят определенные слова: одна группа левитов произносила благословения на народ Израиля, а другая – проклятия тем, кто нарушит заповеди Господа Бога. Среди тех дел, которые достойны проклятия, большая часть связана с нарушением правил жизни в браке, нарушение чистоты законных отношений между мужчиной и женщиной (см. Втор. 27: 13–26). За соблюдение закона Божия Господь обещает многие благости, достаток, жизнь. За нарушение закона – проклятие, разорение, запустение, смерть. Дальнейшая история народа избранного не раз доказывала истинность этих слов.
Из приведенных примеров становится вполне очевидным, что все Пятикнижие Моисеево (а это главная, законоучительная часть Ветхого Завета) достаточно серьезно рассматривает вопрос брачного союза мужчины и женщины. Однако стоило ли нам так пристально разбирать все эти примеры, ведь мы живем уже в иных исторических, культурных и нравственных реалиях? Да и в вопросе веры: мы – православные христиане, а Закон был дан иудеям. Ответ на этот вопрос представляется все же довольно простым – эти примеры не только можно, но и необходимо рассматривать. На это имеется несколько причин.
Во-первых, как мы знаем, Ветхий Завет является неотъемлемой частью Священного Писания Христианской Церкви. Это означает, что он так же важен для нас в своих постановлениях, законах и предписаниях, ведь все они даны нам Самим Богом. Конечно же, в ветхозаветных писаниях мы можем встретить такие указания, которые для христиан уже не являются необходимыми к исполнению. Это связано с тем, что после прихода в мир нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, часть постановлений Ветхого Завета теряют свою значимость (пример: ежедневные кровавые жертвоприношения животных). При этом Сам Господь Иисус Христос исполнил весь Закон, как Он Сам и объявил в начале Своего служения: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить