Древнегреческий историк Диодор Сицилийский свидетельствует, что за вольное или невольное убийство кота или кошки в Египте совершенно справедливо полагалась смертная казнь. Почему? Да потому что коты и кошки для земледельцев Древнего Египта были настоящим спасением, ведь если бы не они, значительную часть зерна уничтожили бы различные грызуны.
Кто нечаянно убивал кошку, того без милосердия предавали смерти.
А вот это – действительно очень важно! Ведь основным промыслом в Египте было занятие сельским хозяйством. А это значит, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. Получается, древние египтяне как-то узнали, что коты и кошки могут охотиться на них, и стали подбрасывать им еду, чтобы эти животные, первоначально дикие, приходили в амбары и на поля почаще. Так коты и кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними.
В египетских храмах коты и кошки жили, питаясь самой лучшей пищей, для них специально разводили рыбу, лишенную чешуи, чтобы ее было удобнее есть. Им служили специальные жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Уход за ними считался особенно почетным делом, переходящим от отца к сыну. А жрецы, следя за котами и кошками, ждали, когда боги что-то сообщат им, чтобы потом истолковать это сообщение.
В семьях простых египтян котов и кошек также считали священными, окружая их заботой и вниманием. Они не только ловили мышей, но и помогали толковать сновидения, могли предсказать людям, хорошим ли будет урожай.
В «Курсе всеобщей истории» Георга Вебера, немецкого историка, жившего в XIX веке и бывшего директором Высшей городской школы в Гейдельберге, говорится:
Не только бык Апис, но и коровы, кошки, ибисы, кобчики, собаки, крокодилы и многие другие животные пользовались почетом, как боги. <…> Во время пожара, говорит Геродот, египтяне гораздо больше заботятся о спасении кошек, чем о тушении огня, и когда кошка погибала в пламени, в народе поднимался сильный вопль. В этом поклонении животным грубое суеверие, по-видимому, соединялось с высшими чаяниями и представлениями; между тем как масса народа, вероятно, предавалась самому дикому фетишизму, принимавшему чувственный предмет поклонения за самое божество, посвященные в тайны религии руководились более духовными воззрениями, созерцая и обожая в инстинкте животных чудесный, непостижимый дух природы во всей его непосредственности, в том могуществе, с каким является он, еще не прошедши сквозь пытливую мысль человека.
Получается так, что в Древнем Египте коты и кошки стали для людей чем-то значительно большим, чем просто эффективные истребители крыс и мышей. В одной старинной книге говорится:
Почитание богов не было одинаково во всем Египте; в одном округе поклонялись одному, в другом – другому божеству предпочтительно. Только Осирис и Исида чествовались повсеместно. Поэтому из всех египетских богов они самые знаменитые, хотя и не ставятся древними в ряду высших. Каждое божество изображалось трояко: в человеческом образе с присвоенными ему атрибутами; с человеческим телом и головой животного, посвященного тому божеству; и в виде этого животного с атрибутами божества. Замечательное, в своем роде единственное явление представляет египетское поклонение животным. Некоторые животные, как например бык, собака, кошка, ястреб, ибис, некоторые рыбы, были предметом обожания повсюду; другие, напротив, как баран, волк, лев, землеройка, орел, крокодил, чествовались только в известных номах. Случалось даже, что животные, которым оказывались божеские почести в одной области, были предметом омерзения в соседней области. Кто умышленно убивал священное животное, тот подвергался смертной казни; неумышленный убийца мог искупить свою вину деньгами. Но убивший, хотя бы и неумышленно, кошку или ибиса, всегда приговаривался к смерти: иначе народ в неистовстве расправлялся с ним сам. Поэтому, когда кто находил на дороге труп священного животного, то останавливался перед ним издали и с криком и воплем клялся, что нашел его мертвым. Случались даже кровопролитные войны между разными округами из-за того, что в одном из них было убито животное, которое в другом почиталось священным. И этот фанатизм сохранялся в Египте еще целые столетия после того, как он утратил свою политическую самобытность и, казалось, освоился с утонченным греческим образованием.
Древнеегипетская статуя кота. Эпоха Птолемеев, 311-30 гг. до н. э.
Древнеегипетская статуя кота. XXVI династия, 664–525 гг. до н. э.