Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы бросались в неизвестность и пробовали совершенно новые для вас вещи? Иначе говоря, выходили из зоны комфорта? В моей жизни такое происходило не раз. Однажды, когда мне было 14 лет, я решила поучаствовать в конкурсе красоты.
Пришла я на кастинг, трясусь, но все равно в глубине души уверена, что выгляжу как королева. Иначе ведь и быть не может! К тому же за плечами я имела неплохой опыт в модельной школе.
– Толстоваты вы, да и на внешность неформат, – вдруг говорят мне члены жюри. – К сожалению, вы нам не подходите.
Внутри меня все как будто рухнуло. Настолько неприятные слова я слышала впервые в жизни. Совсем не помня себя, пришла домой – и сразу к зеркалу. А там увидела, как мне на тот момент показалось, действительно полноватого подростка.
(Да уж, не чтили мои родители заветы правильного питания. Я и до сих пор обожаю выпечку: папа мой готовит то беляши, то пирожки, то пиццу, и это просто что-то невероятное. Очень сложно остановиться, особенно когда вокруг тебя все едят такую вкуснятину и это считается нормой.)
КОНЕЧНО, КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ СЧИТАЕТ СВОЕГО РЕБЕНКА САМЫМ КРАСИВЫМ, САМЫМ УМНЫМ И САМЫМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ! НО НУЖНО ДУМАТЬ И О ТОМ, КАК ОН БУДЕТ ЖИТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ И ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ. ПОРОЙ ПОЛНЫХ ДЕТЕЙ ДРАЗНЯТ В ШКОЛЕ, И ДЛЯ ТАКОЙ ДЕВОЧКИ ИНОГДА БЫВАЕТ ДОСТАТОЧНО ОДНОГО ОБИДНОГО СЛОВА ОТ МАЛЬЧИКА, КОТОРЫЙ ЕЙ НРАВИТСЯ, ЧТОБЫ ОНА ЗАРАБОТАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
Я тут же к маме.
– Мам, скажи мне, только честно… Я толстая?
– Дочь, кто тебе такое сказал? Ну какая толстая, не слушай фигню.
Что правда, то правда – мои близкие всегда в меня верили, особенно мама. Она постоянно говорила мне, что когда я вырасту, то стану суперзвездой. И тут же добавляла, что я и так уже у нее самая лучшая. Я слушала мамины слова, слушала, слушала, и это мало-помалу давало о себе знать. Я начинала верить маме и понимала, что все у меня в жизни будет круто.
Поэтому тот случай на кастинге был для меня шоком. Я ведь считала себя красоткой и самой лучшей на свете, а тут вдруг раз, и кто-то сказал мне, что я неидеальная. Так что я, конечно, порасстраивалась немного, но совсем недолго. И все-таки те слова жюри засели у меня в памяти и послужили большой мотивацией к тому, чтобы дальше стремиться к успеху и доказывать не только себе, но и всем остальным, что я со всем справлюсь. Я поставила перед собой цель: участвовать в конкурсах красоты и выигрывать.
Но тогда мой звездный час еще не настал. Ведь редко нам дается все сразу. Я вообще была довольно скромным, даже зажатым ребенком. Хотя давайте не будем сильно забегать вперед. Расскажу вам все по порядку.
Родилась я в Самаре, в самой что ни на есть обычной семье. Родители рассказывали мне, как познакомились друг с другом в колледже и вместе играли в шахматы, как папа провожал маму, а потом по рельсам шел домой. Я с детства видела перед глазами пример самой настоящей любви. Денег у родителей изначально не было вообще, они начинали с самого нуля и решили вместе двигаться по жизни. Работали они в сфере строительства: мама устроилась в «Желдорпроект», а папа – в МЖК.
Жили мы сначала у бабушки с дедушкой. Представьте: в одной двухкомнатной квартире мама, папа, я, дядя с женой, дедушка и бабушка. Потом мы с родителями снимали всякие непонятные деревянные дома с туалетами на улице, да еще и с целыми полчищами тараканов. А немного позже купили дом на Самарской улице, и как же я радовалась, когда узнала, что там будет ванна! Я очень любила в ней лежать, но и тут воду приходилось греть. В общем, чего только не было у нас. Может, вы тоже помните те сложные времена.
Да, мы жили скромно, но я думаю, что ребенок особо не воспринимает, в каких условиях он растет. В детстве у нас нет понимания финансового благополучия как такового. Мы просто живем как живем, и нас все устраивает и радует. Самое главное – чтобы близкие любили и уделяли внимания вдоволь. А все остальное, как принято говорить, обязательно приложится.
Мои родители зарабатывали немного, но я всегда чувствовала и знала: мама с папой любят, ценят, уважают друг друга – и меня тоже. Я не помню в своем детстве никаких скандалов и интриг в семье. А вот бабушка с дедушкой да, ругались, вечно не могли между собой что-то поделить. Дедушка у нас прямо мужик-мужик, да и бабушка сама по себе активистка. Но и они любили друг друга безумно. Поэтому мы всегда оставались классной командой и стремились выбиться в люди вместе. Родители работали, а я училась. Мы старались друг друга поддерживать, так что все у нас было хорошо.
ДЕТЯМ ОЧЕНЬ ВАЖНА РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОДДЕРЖКА, ОСОБЕННО В МОМЕНТЫ, КОГДА РЕБЕНОК МОЖЕТ СЕБЯ ПОЧУВСТВОВАТЬ «ХУЖЕ» ОСТАЛЬНЫХ.
Правда, учеба в школе мне не давалась совсем. Сказать, что я училась на двойки, – вообще ничего не сказать. Могла тысячу раз прочитать какой-нибудь параграф и все равно ничего не осознать – получалось только заучить. Я часто не понимала, чего от меня вообще хотят.
Но были в этом и плюсы. Уже тогда я усвоила одну важную вещь: если я чего-то не знаю, значит, мое окружение должно что-то знать! Будучи изначально зажатым, стеснительным ребенком (кстати, за скромность меня очень любили взрослые), я постепенно находила общий язык с одноклассниками, чтобы они давали мне списать. И это действительно работало.
Сначала я училась в одной школе, а потом перешла в другую. Там я поняла, что нужно брать все в свои руки и постепенно становиться лидером – иначе не выжить. Но все равно раскрепостилась я не сразу – впереди меня ждал долгий и трудный путь.
Что касается увлечений, то я была очень активным ребенком. Родители отдавали меня во всевозможные секции и кружки – правда, мне в итоге быстро надоедало все, кроме музыкальной школы. Ходила я и на фехтование, и на айкидо, и на дзюдо, и на кекусинкай, и на волейбол, и на баскетбол (из-за высокого роста меня взяли сразу), и на настольный теннис, и на большой теннис. Перепробовала все активные занятия, которые только могли существовать. А музыкальная школа моя была при оперном театре, и мы изучали актерское мастерство, хор, ритмику. Даже участвовали в разных операх, таких как «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Кармен».
В театральной студии, куда я записалась сама, мы ставили елки для детских домов, и я всегда была Снегурочкой. Дарить детям праздник – это правда что-то потрясающее. Особенно когда они верят, что к ним на самом деле пришла та, кто исполнит их желания.
РОДИТЕЛИ ДАВАЛИ МНЕ МНОГО СВОБОДЫ В ВЫБОРЕ ЗАНЯТИЙ, И Я СЧИТАЮ, ЧТО ОНИ ПОСТУПАЛИ ПРАВИЛЬНО. ТО, ЧТО РЕБЕНОК ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕМ СРАЗУ И ПРОБУЕТ РАЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, – АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНО. ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ОН НИЧЕГО НЕ ДОВОДИТ ДО КОНЦА, ОН ПРОСТО ИЩЕТ СЕБЯ. А КАК ЕЩЕ ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНОК СПОСОБНЫЙ ВОЛЕЙБОЛИСТ, ЕСЛИ ВЫ ИЗ НЕГО УСИЛЕННО ДЕЛАЕТЕ СКРИПАЧА, ЗАСТАВЛЯЯ ХОДИТЬ В МУЗЫКАЛКУ?
Еще я ходила в модельную школу. Как все началось? Однажды я лежала дома после уроков и смотрела телевизор. Увидев вдруг рекламу модельного агентства, я загорелась. Родители, конечно же, согласились отвести меня на кастинг. Как сейчас помню, там было о-о-очень много детей, наверное 100–150. И я потом долго-долго ждала решения о том, берут меня или нет. Выбрали в итоге пять-шесть человек, и я оказалась среди них!
Но тут… нам озвучили нереальный на тот момент прайс – как целых две зарплаты моей мамы. Родители взяли время на раздумья. Я не хотела отступать от своего желания и целый месяц каждый день взрывала маме мозг, неустанно говоря о том, что я хочу, хочу, хочу в модельное агентство. Я стремилась двигаться вперед и осваивать все новое. И мама в конце концов согласилась!
Стоит ли говорить, что в модельную школу я ходила как на праздник. Только один раз не смогла прийти – когда заболела уже во время подготовки к выпускному. И то ревела: «Мама, пожалуйста, можно я пойду, иначе все пропущу». Какие-то отдельные эпизоды удалось вы-учить, и на выпускной меня все-таки поставили.
Но не все было так идеально, как хотелось бы. Конечно, учителя в модельной школе давали нам реальные знания, но в плане продвижения толку от всего этого не получилось никакого. Из нас постоянно вытягивали деньги. И все-таки школа стала большим толчком для моей последующей карьеры: именно тогда я прекратила бояться камеры. Как видите, без преувеличения можно сказать, что большую часть своей жизни я провела на сцене.
Умение выступать перед публикой не раз мне пригодилось: вы ведь помните о моей цели поучаствовать в конкурсе красоты и выиграть? Звездный час, которого я так долго ждала, настал, когда в 18 лет я решила поучаствовать в конкурсе «Лицо Самары». Длился он долго, пару лет, и проходил в несколько этапов. Я воспринимаю его как отдельный и очень важный кусочек своей жизни. Когда в финале я узнала, что корона досталась мне, пришла в дикий восторг. Это был первый мой конкурс красоты, и я вышла из него победительницей!
Мне настолько все понравилось, что я решила участвовать буквально везде. Так начался период конкурсов красоты. Следующим был конкурс «Невеста года» – хоть замуж я особо и не собиралась, но интересные воспоминания и опыт получила, а вместе с ними и титул третьей вице-мисс.
Дальше я выиграла «Мисс Русское Радио» в Самаре и поехала на следующий этап в Москву – это был новый, серьезный уровень для меня. Из 40 девушек отобрали 20, я попала в их число и полетела в Черногорию. Помню напряженный, прямо-таки сумасшедший график и репетиции по два-три раза в день. Там был крутой преподаватель танцев из «Тодес», а я хоть и имела опыт в пении и актерском мастерстве, но танцевать совсем не умела, и это далось мне с большим трудом.
Кстати, все девушки на конкурсе были приятными, веселыми и активными. Я жила в одном номере с Аллой – мы и до сих пор общаемся. Сначала она показалась мне в чем-то странной, неординарной, даже сумасшедшей. Я человек приземленный, у меня все разложено по полочкам, а у Аллы жизнь настолько яркая, что я тогда могла слушать ее рассказы 24 часа в сутки. Но я в тот момент была простой девочкой из Самары, и в жизни моей ничего особенного практически не случалось. А Алла жила в Москве и вела насыщенную жизнь. Она давно звала меня в столицу, но я очень боялась и не представляла, что там буду делать и как жить. А сейчас понимаю, что зря.
ПОДЧИНИТЬСЯ СВОЕМУ СТРАХУ – ХУДШЕЕ, ЧТО ТОЛЬКО МОЖНО ПРИДУМАТЬ. НУЖНО ВСЕГДА ПЕРЕСТУПАТЬ ЧЕРЕЗ СЕБЯ И ИДТИ К ЦЕЛИ, ДАЖЕ ЕСЛИ ПОНИМАЕШЬ, ЧТО БУДЕТ ОЧЕНЬ СЛОЖНО. ДЕРЖИТЕ В ГОЛОВЕ МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ВЫРАСТИ КАК ЛИЧНОСТЬ.
Потом я решила поучаствовать в конкурсе «Мисс Сенсейшен». На первый этап в Самаре могла попасть любая девушка, и я выделялась на фоне остальных, потому что умела вести себя на сцене. Так что я легко победила и отправилась в Питер – на международный финал. Там забронировала хороший салон, чтобы мне красиво уложили волосы и сделали мейк, потому что бесплатные парикмахеры и визажисты на конкурсах обычно так себе.
В итоге получилось, что и на «Мисс Сенсейшен» я от всех отличалась. В финале другие девушки были в основном из Питера, а я из Самары, и это удивило людей. Меня спросили, как я сюда попала, а я рассказала о том, как выиграла благодаря тому, что спела песню. Меня попросили спеть ее снова, и всем тоже понравилось.
Все было отлично, но… я не прошла в предпоследний раунд. В расстроенных чувствах собираюсь домой и думаю: «Ну как же так? Я столько готовилась к конкурсу, подшивала платье, тряслась две ночи на автобусе… Неужели это все может просто так взять и закончиться?»
Вдруг, как по мановению волшебной палочки, ко мне подходит один из организаторов и говорит, что я буду выходить на награждение! А больше ничего не объясняет. Я совершенно перестала что-либо понимать.
И вот меня вызывают на сцену и объявляют, что я получила приз зрительских симпатий! А я ведь только свыклась с мыслью о том, что ничего не будет, и тут эта корона, эта лента… Мне дали еще пригласительный в вип-зону «Сенсейшен», и я отлично повеселилась.
Кстати, о песнях: музыкой я тоже занималась не только в музыкальной школе. В 16–17 лет случайно познакомилась с одним самарским ди-джеем, и он предложил записать совместный трек. Я пришла на студию, мы начали работать прямо без подготовки и буквально за полчаса записали мою первую песню «Стань снегом». Мой голос обработали, и он стал каким-то электронным, что мне не очень понравилось. Но своим первым треком я все равно невероятно горжусь.
А примерно через год песню услышал рэпер из Чапаевска и предложил мне стать моим продюсером и гастролировать вместе. Уже скоро я записала сольный альбом и даже дала концерт, куда пришли поклонницы и подпевали мне. Это ощущалось просто как фантастика.
Потом мы даже сняли клип. Все было очень серьезно – со сценаристом, режиссером и целой группой поддержки, и работать пришлось с утра до ночи. Хотя я сейчас, смотря этот ролик, думаю «боже, какой кошмар», все-таки понимаю, что на тот момент он выглядел достойно. Тогда еще клипов у нас особо не снимали, а у меня уже был свой.
Кстати, сольный концерт принес мои первые серьезные деньги. Мне довольно рано захотелось стать независимой от родителей, заработать что-то самой и потратить на себя, а не просить каждый раз у взрослых. Я понимала, что родителям и так сложно: они планировали расширяться, покупать новую квартиру – а у меня хотелок всегда было очень много, и с каждым годом они только росли.
Выход из этой ситуации я видела только один – открыть свое дело. Ведь уже тогда я осознавала, что если буду работать в найме, то не смогу получать столько денег, сколько хочу. Позже я на собственном опыте убедилась: имея свой бизнес, ты чувствуешь в себе стремление к тому, чтобы его развивать. И это действительно приносит больше удовольствия, чем работа на кого-то другого.
Так что уже в 18 лет я решила реализовать свою первую бизнес-идею. У моего друга тогда был салон красоты, а я, глядя на все это, понимала, что могу сделать не хуже. Да и бьюти-сфера меня очень увлекала, я смотрела на все связанное с ней горящими глазами. Один мой знакомый тоже хотел открыть или солярий, или массажный салон, и я предложила ему объединить наши усилия. Тем более что у него была школа бьюти-мастеров, и он легко мог найти нам сотрудников. Знакомый сам вложил деньги, купил салон красоты и поставил меня в нем управляющей и администратором. Я привлекла еще свою лучшую подругу Лолу, и мы открылись.
Сначала все шло в гору, но уже скоро начались конфликты. Знакомый стал подбивать клинья к сотрудницам, и они постепенно разбежались. Потом и я уволилась, а следом и Лола. Салон закрылся. И все же я считаю, что получила хороший опыт: это была первая моя настоящая работа. Да и курьезных случаев могу припомнить немало: например, как 31 декабря поздно вечером спасала новогоднюю укладку девушки, у которой в том же доме неожиданно отключили воду.
Если у меня есть цель, я никогда не остановлюсь после первой же неудачи. Поэтому когда другой знакомый однажды позвонил мне и предложил открыть вместе магазин одежды, я, недолго думая, согласилась. У знакомого в Китае жили друзья, и он хотел закупить там товар. А я уже в то время отличалась хорошим чувством стиля, да еще и развивала аккаунт в «ВК», который можно было задействовать в продвижении нашего бизнеса. Почему бы и не использовать такое преимущество?
Я осталась под большим впечатлением от Пекина. Этот город хорош не только для шопинга – там потрясающая инфраструктура, много красивых парков, романтических мест, достопримечательностей, ресторанов. А одежду в Китае шьют в огромных масштабах: представьте себе 100-этажный небоскреб, где все помещения – магазины. Таких небоскребов в Пекине масса. Друзья моего знакомого говорили и по-китайски, и по-русски, а потому помогли нам закупить и вывезти товар. Хоть это было целое приключение (общаться с представителями другой культуры всегда сложнее), профессия челночника мне понравилась. А когда мы вернулись в Россию, то часть вещей распродали сразу же и окупили расходы на поездку.
Создать проект будущего магазина нам помог друг-дизайнер. Мы арендовали помещение, отремонтировали его, все поставили. Но тут у моего бизнес-партнера появилась девушка, которая была категорически против, чтобы я имела какое-то отношение к магазину. Она пыталась помешать нашему общению и не пускать своего парня на встречи по работе. Мне стало очень обидно, ведь мы с ним просто дружили. Так наше партнерство кончилось, толком не начавшись. Магазин друг с девушкой все-таки открыли без меня, но бизнес не взлетел, так как у них не было связей.
ОТКРЫВАЯ СВОЕ ДЕЛО, Я ПОНИМАЛА, ЧТО НЕУДАЧИ ВОЗМОЖНЫ. И КОНЕЧНО, ЧУВСТВОВАЛА СТРАХ. НО ВСЕ ЭМОЦИИ, ДАЖЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И НЕПРИЯТНЫЕ, НАМ ДЛЯ ЧЕГО-ТО ДАНЫ. СТРАХ ВСЕГДА ВОЗНИКАЕТ В СИТУАЦИИ, КОГДА ВЫ ПОКИДАЕТЕ ЗОНУ КОМФОРТА И НАЧИНАЕТСЯ ТОТ САМЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ. ВЫЙТИ НА НОВЫЙ ДЛЯ СЕБЯ УРОВЕНЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СТРАХ. ТАК ЧТО НЕТ НИЧЕГО НЕОБЫЧНОГО В ТОМ, ЧТО МНОГИЕ БОЯТСЯ ШАГНУТЬ В НЕИЗВЕСТНОСТЬ. ПОВЕРЬТЕ В СЕБЯ, ПРИМИТЕ СЕБЯ, ТЩАТЕЛЬНО ВСЕ ПРОДУМАЙТЕ И НАЙДИТЕ ХОРОШУЮ КОМАНДУ – ЭТО И ПОМОЖЕТ ВАМ ОТКРЫТЬ СВОЕ ДЕЛО.
Пусть и не с первого раза, успешный бизнес я все-таки построила. И отчасти мне помогла та самая соцсеть «ВКонтакте». Вести свою страницу я начала давно, когда сайт только появился. Первое время просто писала посты, а потом стала добавлять фотографии с описаниями – я ходила на фотосессии, да и со времен модельного агентства много чего оставалось. Потом я начала путешествовать с подругами и рассказывать в своих постах о разных странах, иллюстрируя все фотографиями, сделанными на зеркалку. Тогда никто больше таким не занимался, а мне казалось, что это может быть кому-то интересно и однажды выстрелит.
Мой контент выделялся на общем фоне, и я понемногу выходила в топы. Быстро достигла лимита в 5000 друзей, а потом и в 10 000, и вскоре мне написал Павел Дуров, создатель «ВКонтакте». Он спрашивал у всех, кто стал популярным в соцсети, как ее стоит усовершенствовать. Я рассказала о том, что у меня исчерпаны все лимиты, поэтому люди не могут добавиться ко мне в друзья, читать посты и смотреть фотографии. К тому же добавлять каждого человека в друзья было жутко неудобно. Вот я и попросила решить эту проблему, и вскоре в «ВК» появились подписчики, чему я очень обрадовалась.