Из русской литературы XVIII—XX веков

Г. Р. Державин

Сведения об авторе:

Гаврила Романович Державин (1743—1816) родился в Казани в дворянской семье. Во время службы в Преображенском полку рядовым, принимал участие в дворцовом перевороте 1762 года, возведшем на престол Екатерину II. Позже сделал блестящую карьеру при дворе. Занимал должности губернатора, личного секретаря императрицы, сенатора, министра юстиции и лишь в 1803 году вышел в отставку.

В поэтическом творчестве Державин вначале следовал традициям знаменитых русских стихотворцев М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова, но в дальнейшем создал свой самобытный стиль. Сочетая «высокий» и «низкий» «штили», включал в жанр оды элементы злободневной сатиры, а также лирические мотивы. Являясь представителем русского классицизма, Державин одновременно разрушал принципы классицизма, подготавливая литературную почву для «легкой поэзии» К. Н. Батюшкова и ранней лирики А. С. Пушкина.

Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Стихотворение «Памятник» является вольным переводом оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене», которая до Державина была переведена Ломоносовым. Позже ее переводил А. С. Пушкин («Памятник»).

А. С. Пушкин

Сведения об авторе:

Александр Сергеевич Пушкин, величайший русский поэт, родился 6 июня 1799 года в Москве в семье офицера гвардии Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Ганнибал, которая была внучкой А. П. Ганнибала, сына эфиопского князя. Пушкин окончил Царскосельский лицей, где вместе с ним учились многие из ставших потом знаменитыми поэтов. Уже в лицее Пушкин выделялся среди учеников. Его произведения высоко оценивали Г. Державин и В. Жуковский.

В 20-е годы XIX века Пушкин участвует в деятельности кружка «Арзамас», знакомится с русским философом П. Я. Чаадаевым, будущими декабристами. За распространение в списках политических антирелигиозных стихов и эпиграмм в 1820 г. Пушкин был сослан по приказу Александра I на юг России, а затем в имение родителей Михайловское. Лишь через год Пушкину было позволено вернуться из ссылки.

В 1830 году Пушкин женится на Н. Н. Гончаровой, а в 1937 году, вступаясь за честь жены, он был смертельно ранен на дуэли французским эмигрантом Жоржем Дантесом. 29 января поэт скончался в Петербурге. Тело Пушкина по распоряжению правительства было перевезено в Святые Горы (ныне Пушкинские Горы) близ села Михайловское, где поэт похоронен у Святогорского монастыря.

За те 37 лет, которые Пушкин прожил на свете, он создал множество произведений, которые позже легли в основу русского литературного классического наследия. Это и роман в стихах «Евгений Онегин», и такие поэмы, как «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник», и повесть «Дубровский», и трагедия «Борис Годунов», и роман «Капитанская дочка», и «Повести Белкина», и сказки, и лирические стихотворения.

Капитанская дочка

Глава 1
Сержант гвардии

Глава открывается биографией Петра Гринева: отец служил, вышел в отставку, в семье было девять детей, но все кроме Петра умерли в младенчестве. Еще до его появления на свет, Гринева записали в Семеновский полк. До совершеннолетия он считался в отпуске. Воспитывает мальчика дядька Савельич, под руководством которого Петруша осваивает русскую грамоту и учится судить о достоинствах борзого кобеля. Позже к нему выписывают француза Бопре, который должен был учить мальчика «по-французски, по-немецки и другим наукам», но воспитанием Петруши он не занимался, а пил и гулял по девичьим. Отец вскоре обнаруживает это и выгоняет француза. Когда Петру идет семнадцатый год, отец отправляет его на службу, но не в Петербург, как надеялся сын, а в Оренбург. Напутствуя сына, отец велит беречь ему «платье снову, а честь смолоду». По приезде в Симбирск Гринев знакомится в трактире с ротмистром Зуриным, который учит его играть на бильярде, спаивает и выигрывает у него 100 руб. Гринев «вел себя, как мальчишка, вырвавшийся на волю». Наутро Зурин требует выигрыш. Желающий показать характер Гринев заставляет Савельича, несмотря на его протесты, выдать деньги и, пристыженный, уезжает из Симбирска.

Глава 2
Вожатый

По дороге Гринев просит у Савельича прощения за свое глупое поведение. В пути их застает буран. Они сбиваются с дороги. Встречают человека, «сметливость и тонкость чутья» которого поражают Гринева, человек просит проводить их до ближайшего жилья. В кибитке Гриневу снится сон, будто он приезжает в усадьбу, застает отца при смерти. Петр подходит к нему за благословением и видит вместо отца мужика с черной бородой. Мать уверяет Гринева, что это его посаженный отец. Мужик вскакивает, начинает размахивать топором, комната заполняется мертвыми телами. Петру же мужик улыбается и зовет под свое благословение. На постоялом дворе Гринев разглядывает вожатого. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Вожатый разговаривает с хозяином на «иносказательном языке»: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камешком, да мимо». Гринев подносит вожатому стакан вина, дарит ему заячий тулупчик. Из Оренбурга старый товарищ отца Андрей Карлович Р. направляет Гринева на службу в Белогорскую крепость (сорок верст от города).

Глава 3
Крепость

Крепость похожа на деревушку. Распоряжается всем разумная и добрая старушка, жена коменданта, Василиса Егоровна. На другое утро Гринев знакомится с Алексеем Ивановичем Швабриным, молодым офицером «невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Швабрин переведен в крепость за дуэль. Швабрин рассказывает Гриневу о жизни в крепости, описывает семью коменданта, особенно нелестно отзывается о дочери коменданта Миронова Маше. Швабрин и Гринев приглашены на обед в семью коменданта. По пути Гринев видит «учения»: комендант Иван Кузьмич Миронов командует взводом инвалидов. Сам он при этом одет «в колпаке и китайчатом халате».

Глава 4
Поединок

Гринев очень привязывается к семейству коменданта. Его производят в офицеры. Гринев много общается со Швабриным, но тот ему нравится все меньше, а особенно его колкие замечания о Маше. Гринев посвящает Маше посредственные любовные стихи. Швабрин резко их критикует, оскорбляет Машу в разговоре с Гриневым. Гринев называет его лжецом, Швабрин требует сатисфакции. Перед дуэлью по приказанию Василисы Егоровны их арестовывают, дворовая девка Палашка даже отнимает у них шпаги. Через некоторое время Гринев узнает от Маши, что Швабрин за нее сватался, а она отказалась (этим и объясняется упорное злословие Швабрина по адресу девушки). Дуэль возобновляется, Гринев ранен.

Глава 5
Любовь

Маша и Савельич ухаживают за раненым. Гринев делает Маше предложение. Пишет письмо родителям. Швабрин приходит навестить Гринева, признает, что сам был виноват. Отец Гринева отказывает сыну в благословении (ему известно и о дуэли, но не от Савельича. Гринев решает, что отцу сообщил Швабрин). Маша избегает Гринева, не хочет свадьбы без согласия родителей. Гринев перестает бывать в доме Мироновых, падает духом.

Глава 6
Пугачевщина

Комендант получает уведомление о разбойничьей шайке Емельяна Пугачева, нападающей на крепости. Василиса Егоровна все выведывает, и слухи о приступе распространяются по всей крепости. Пугачев призывает противника сдаваться. Одно из воззваний попадает в руки Миронова через пойманного башкирца, у которого нет носа, ушей и языка (последствия пыток). Иван Кузьмич решает отослать Машу из крепости. Маша прощается с Гриневым. Василиса Егоровна отказывается уезжать и остается с мужем.

Глава 7
Приступ

Ночью казаки уходят из Белогорской крепости под знамена Пугачева. Пугачевцы нападают на крепость. Комендант и немногочисленные защитники крепости обороняются, но силы неравны. Захвативший крепость Пугачев устраивает «суд».

Ивана Кузьмича и его товарищей казнят (вешают). Когда очередь доходит до Гринева, Савельич бросается в ноги Пугачеву, умоляя пощадить «барского дитятю», обещает выкуп. Пугачев соглашается. Жители города и гарнизонные солдаты присягают Пугачеву. На крыльцо выводят раздетую Василису Егоровну, убивают ее. Пугачев уезжает.

Глава 8
Незваный гость

Гринева мучает мысль о судьбе Маши. Ее прячет у себя попадья, от которой Гринев узнает, что Швабрин перешел на сторону Пугачева. Савельич сообщает Гриневу, что узнал в Пугачеве вожатого. Пугачев зовет Гринева к себе. Гринев отправляется. «Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю… Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачева». Пугачевцы поют песню про виселицу («Не шуми, мати зеленая дубровушка»). Гости Пугачева расходятся. С глазу на глаз Гринев честно признается, что не считает Пугачева царем. Пугачев: «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня, что хочешь, а от меня не отставай». Пугачев отпускает Гринева в Оренбург несмотря на то, что тот обещает бороться против него.

Глава 9
Разлука

Пугачев наказывает Гриневу сообщить Оренбургскому губернатору, что пугачевцы будут в городе через неделю. Сам Пугачев выезжает из Белогорской крепости, оставляя Швабрина комендантом. Савельич подает Пугачеву «реестр» разграбленного барского добра, Пугачев в «припадке великодушия» оставляет его без внимания и без наказания. Жалует Гриневу лошадь и шубу со своего плеча. Маша заболевает.

Глава 10
Осада города

Гринев едет в Оренбург к генералу Андрею Карловичу. На военном совете «не было ни одного военного человека». «Все чиновники говорили о ненадежности войск, о неверности удачи, об осторожности и тому подобном. Все полагали, что благоразумнее оставаться под прикрытием пушек за крепкой каменной стеною, нежели на открытом поле испытывать счастье оружия». Чиновники предлагают подкупить людей Пугачева (назначить за его голову большую цену).

Урядник привозит из Белогорской крепости Гриневу письмо от Маши (Швабрин принуждает ее выйти за него замуж). Гринев просит генерала дать ему роту солдат и полсотни казаков, чтобы очистить Белогорскую крепость. Генерал, разумеется, отказывает.

Глава 11
Мятежная слобода

Гринев и Савельич одни отправляются на помощь Маше. По дороге их хватают люди Пугачева. Пугачев допрашивает Гринева о его намерениях в присутствии наперсников. «Один из них, щедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку. Но ввек не забуду его товарища. Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому широкому лицу выражение неизъяснимое». Гринев признается, что едет спасать сироту от притязаний Швабрина. Наперсники предлагают разобраться не только со Швабриным, но и с Гриневым – повесить обоих. Пугачев относится к Гриневу с явной симпатией («долг платежом красен»), обещает женить его на Маше. Утром Гринев в кибитке Пугачева едет в крепость. В доверительной беседе Пугачев говорит ему, что хотел бы пойти на Москву, но «улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку об орле и вороне (ворон клевал падаль, но жил до 300 лет, а орел был согласен голодать, «лучше раз напиться живой кровью», но падали не есть, «а там – что Бог даст»).

Глава 12
Сирота

В крепости Пугачев выясняет, что Швабрин издевается над Машей, морит ее голодом. Пугачев «волею государя» освобождает девушку, хочет тут же обвенчать ее с Гриневым. Швабрин выдает, что она дочь капитана Миронова. Пугачев решает, что «казнить, так казнить, жаловать, так жаловать» и отпускает Гринева и Машу.

Глава 14
Суд

По обвинению Швабрина, Гринева подозревают в том, что он служил Пугачеву. Гринева приговаривают к ссылке в Сибирь. Родители Гринева очень привязались к Маше. Не желая злоупотреблять их великодушием, Маша едет в Петербург, останавливается в Царском селе, в саду встречает императрицу и просит о милости к Гриневу, объясняя, что он попал к Пугачеву из-за нее. На аудиенции императрица обещает устроить судьбу Маши и простить Гринева. Гринева освобождают из-под стражи. «Он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головой, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».

М. Ю. Лермонтов

Сведения об авторе:

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841) родился в Москве. После смерти матери воспитывался в имении Тарханы Пензенской губернии у своей бабушки по матери – Е. А. Арсеньевой, которая дала ему разностороннее образование. Во время учебы в Благородном пансионе (при Московском университете), начал писать стихи, отмеченные подражанием А. С. Пушкину (Пушкин оставался для него кумиром на протяжении всей жизни). После окончания пансиона учится на нравственно-политическом отделении Московского университета, пишет лирические стихи, поэмы, драмы. Однако очень скоро, «разочаровавшись в учителях», оставляет университет и поступает в юнкерскую школу в Петербурге, в которой провел «два страшных года», заполненных военной муштрой. Урывками работает над романом «Вадим», рисующим эпизоды пугачевского восстания. После окончания школы (в чине корнета) служил в лейб-гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском селе.

После написания стихотворения «Смерть поэта» (на смерть Пушкина, где в гибели великого русского стихотворца обвинялось царское правительство) Лермонтов был арестован, а затем переведен в драгунский полк, расположенный в Грузии (там в это время шла война с горцами). Скоро, однако, в результате хлопот Арсеньевой и В. А. Жуковского Лермонтов был «прощен», переведен в Новгород, откуда смог вернуться а Петербург.

Но прошло всего два года, и за дуэль с Э. Брантом, сыном французского посла, Лермонтова предают военному суду и снова высылают на Кавказ, в действующую армию. За участие в тяжелых военных действиях в Чечне он дважды представлялся к наградам, но власти не утверждали представлений. В 1841 году Лермонтов был отправлен в отпуск. На обратном пути Лермонтов задержался в Пятигорске. Благодаря спровоцированной недоброжелателями ссоре, Лермонтов был вынужден драться на дуэли с офицером Н. С. Мартыновым. В результате дуэли Лермонтов был убит.

Мцыри

Картина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести «из гор к Тифлису». Тот в пути занемог, «он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал». Один из монахов оставляет мальчика у себя. Тот вначале живет в стороне от всех, «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток». Его окрестили, скоро он должен принять монашеский обет. Но однажды осенней ночью юноша исчезает. Три дня его ищут, потом «в степи без чувств нашли». Мцыри слаб, худ и бледен, «как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал». «И близок стал его конец, тогда пришел к нему чернец». Мцыри исповедуется: «Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, я променял бы, если б мог».

Его душа звала «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы».

Мцыри не просит о прощении, говорит, что смерть его не страшит, спрашивает, зачем старик спас его от смерти еще в детстве.

…я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ – могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Увы! Теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я как жил в земле чужой,

Умру рабом и сиротой.

Затем добавляет, обращаясь к старику:

Пускай теперь прекрасный свет

Тебе постыл: ты слаб и сед,

И от желаний ты отвык.

Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, я также мог бы жить!

Мцыри рассказывает, что он видел на воле – пышные поля, зеленые холмы, темные скалы, а вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далекой отчизны. Мцыри говорит, что убежал из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой. Как сон, проносятся перед ним воспоминания о родных горах, встает образ отца, отважного воина с гордым взором. Мцыри представляется звон его кольчуги, блеск оружия. Вспоминает Мцыри и песни своих юных сестер и решает во что бы то ни стало найти путь домой. «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил – и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей». На воле Мцыри любуется дикой природой, спускается к горному потоку, чтобы утолить жажду, видит молодую прекрасную грузинку. Ее «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились…» Девушка исчезает. Мцыри засыпает и видит ее во сне. Проснувшись, продолжает путь, сбивается с дороги. На поляне видит барса, вступает с ним в бой, побеждает его. «Но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Сражаясь с барсом, Мцыри сам становится подобен дикому зверю: «Как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков». Мцыри уважает своего противника: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!» Тело Мцыри изодрано когтями барса, поэтому Мцыри понимает, что до родного дома ему уже не добраться и суждено погибнуть «во цвете лет, едва взглянув на божий свет» и «унесть в могилу за собой тоску по родине святой». Мцыри впадает в беспамятство. Его находят. Мцыри не страшится смерти, опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. «Увы! – за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял…» Просит похоронить его в саду, откуда «виден и Кавказ».

Демон Восточная повесть

часть 1

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой;

Он вспоминает те дни, «когда в жилище света блистал он, чистый херувим», когда он жаждал познанья, «когда он верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья».

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья.

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.

Демон пролетает над вершинами Кавказа, следует описание дикой природы, олицетворения жизни, ее красоты:

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял,

И, глубоко внизу чернея,

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял,

И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел, – и горный зверь и птица,

Кружась в лазурной высоте,

Глаголу вод его внимали;

И золотые облака

Из южных стран, издалека

Его на север провожали;

И скалы тесною толпой,

Таинственной дремоты полны,

Над ним склонялись головой,

Следя мелькающие волны;

И башни замков на скалах

Смотрели грозно сквозь туманы —

У врат Кавказа на часах

Сторожевые великаны!

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье бога своего,

И на челе его высоком

Не отразилось ничего.

Демон видит перед собой «роскошной Грузии долины», поля, залитые светом, реки,

Но, кроме зависти холодной,

Природы блеск не возбудил

В груди изгнанника бесплодной

Ни новых чувств, ни новых сил…

Далее рассказывается о старом князе Гудале, который в горах выстроил себе дом. По ступеням, спускающимся к реке,

Покрыта белою чадрой,

Княжна Тамара молодая

К Арагве ходит за водой.

Гудал сосватал дочь и готовится выдать замуж: «на пир он созвал всю семью».

Девушки, подруги Тамары, «проводя досуг», поют.

Они поют – и бубен свой

Берет невеста молодая.

И вот она, одной рукой

Кружа его над головой,

То вдруг помчится легче птицы,

То остановится, глядит —

И влажный взор ее блестит

Из-под завистливой ресницы;

То черной бровью поведет,

То вдруг наклонится немножко,

И по ковру скользит, плывет

Ее божественная ножка;

И улыбается она,

Веселья детского полна.

Но луч луны, по влаге зыбкой

Слегка играющий порой,

Едва ль сравнится с той улыбкой,

Как жизнь, как молодость, живой.

В последний раз она плясала.

Увы! заутра ожидала

Ее, наследницу Гудала,

Свободы резвую дитя,

Судьба печальная рабыни,

Отчизна, чуждая поныне,

И незнакомая семья.

Пролетая над аулом, Демон видит танец:

И Демон видел… На мгновенье

Неизъяснимое волненье

В себе почувствовал он вдруг.

Немой души его пустыню

Наполнил благодатный звук —

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!..

И долго сладостной картиной

Он любовался – и мечты

О прежнем счастье цепью длинной,

Как будто за звездой звезда,

Пред ним катилися тогда.

Тем временем жених, нагруженный дарами, спешит к аулу. «Он сам, властитель Синодала, ведет богатый караван».

И вот часовня на дороге…

Тут с давних лет почиет в боге

Какой-то князь, теперь святой,

Убитый мстительной рукой.

С тех пор на праздник иль на битву,

Куда бы путник ни спешил,

Всегда усердную молитву

Он у часовни приносил;

И та молитва сберегала

От мусульманского кинжала.

Но презрел удалой жених

Обычай прадедов своих.

Его коварною мечтою

Лукавый Демон возмущал:

Он в мыслях, под ночною тьмою,

Уста невесты целовал…

На караван нападают, поднимается стрельба. Караван разграбляют. Великолепный скакун жениха, не раз спасавший его в битвах от смерти, выносит его и на этот раз.

Скакун лихой, ты господина

Из боя вынес как стрела,

Но злая пуля осетина

Его во мраке догнала!

Конь с мертвым женихом приходит в аул. Гудал и его семья в горе.

Тамара рыдает, но в это время ей слышится голос «нездешний», который утешает ее, говорит, что ее жених теперь среди ангелов, а потому не стоит печалиться о его судьбе. Советует не горевать:

На воздушном океане,

Без руля и без ветрил,

Тихо плавают в тумане

Хоры стройные светил;

Средь полей необозримых

В небе ходят без следа

Облаков неуловимых

Волокнистые стада.

Час разлуки, час свиданья —

Им ни радость, ни печаль;

Им в грядущем нет желанья

И прошедшего не жаль.

В день томительный несчастья

Ты об них лишь вспомяни;

Будь к земному без участья

И беспечна, как они!

Голос говорит, что с наступлением ночи будет прилетать к ней «и на шелковые ресницы сны золотые навевать…»

Тамара не понимает, что это за голос, но «мысль ее он возмутил мечтой пророческой и странной».

Пришлец туманный и немой,

Красой блистая неземной,

К ее склонился изголовью;

И взор его с такой любовью,

Так грустно на нее смотрел,

Как будто он об ней жалел.

То не был ангел-небожитель,

Ее божественный хранитель:

Венец из радужных лучей

Не украшал его кудрей.

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!..

часть 2

Тамара упрашивает отца не пытаться выдать ее еще раз замуж, говорит, что ее «терзает дух лукавый неотразимою мечтой», просит отправить ее в монастырь:

Я гибну, сжалься надо мной!

Отдай в священную обитель

Дочь безрассудную свою;

Там защитит меня спаситель,

Пред ним тоску мою пролью.

На свете нет уж мне веселья…

Святыни миром осеня,

Пусть примет сумрачная келья,

Как гроб, заранее меня…»

Тамару отвозят в монастырь, но в сердце ее по-прежнему остается «беззаконная мечта»:

В часы торжественного пенья,

Знакомая, среди моленья,

Ей часто слышалася речь.

Под сводом сумрачного храма

Знакомый образ иногда

Скользил без звука и следа

В тумане легком фимиама;

Сиял он тихо, как звезда;

Манил и звал он… но – куда?..

Следует описание монастыря, расположенного уединенно в горах, окружающей природы, величественного Казбека, который виден из окна кельи. Однако Тамара чувствует себя в заточеньи, тоскует об образе, который ей являлся.

И целый день, вздыхая, ждет…

Ей кто-то шепчет: он придет!

Недаром сны ее ласкали,

Недаром он являлся ей,

С глазами, полными печали,

И чудной нежностью речей.

Уж много дней она томится,

Сама не зная почему;

Святым захочет ли молиться —

А сердце молится ему,

Утомлена борьбой всегдашней,

Склонится ли на ложе сна:

Подушка жжет, ей душно, страшно,

И вся, вскочив, дрожит она;

Пылают грудь ее и плечи,

Нет сил дышать, туман в очах,

Объятья жадно ищут встречи,

Лобзанья тают на устах…

Демон долго не решается пройти в святую обитель, был даже близок к тому, чтобы оставить свое намерение. Однако приблизившись к келье, видит, что затворница кого-то ждет. Она поет песню, которая рождает в сердце Демона любовь.

Тоску любви, ее волненье

Постигнул Демон в первый раз;

Он хочет в страхе удалиться…

Его крыло не шевелится!

И, чудо! из померкших глаз

Слеза тяжелая катится…

Поныне возле кельи той

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..

И входит он, любить готовый,

С душой, открытой для добра,

И мыслит он, что жизни новой

Пришла желанная пора.

Неясный трепет ожиданья,

Страх неизвестности немой,

Как будто в первое свиданье

Спознались с гордою душой.

Однако, входя, Демон видит перед собой «посланника рая, херувима, хранителя грешницы прекрасной», который загораживает ее крылом. От него исходит свет, и Демон «вместо сладкого привета» слышит «тягостный укор». Херувим заявляет, что его никто не звал, чтобы он уходил прочь от находящейся под его охраной Тамары.

Злой дух коварно усмехнулся;

Зарделся ревностию взгляд:

И вновь в душе его проснулся

Старинной ненависти яд.

«Она моя!—сказал он грозно,—

Оставь ее, она моя!

Явился ты, защитник, поздно,

И ей, как мне, ты не судья.

На сердце, полное гордыни,

Я наложил печать мою;

Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю!»

И Ангел грустными очами

На жертву бедную взглянул

И медленно, взмахнув крылами,

В эфире неба потонул.

Демон приходит к Тамаре, она спрашивает, кто он. Демон отвечает:

Я тот, которому внимала

Ты в полуночной тишине,

Чья мысль душе твоей шептала,

Чью грусть ты смутно отгадала,

Чей образ видела во сне.

Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы,

И, видишь, – я у ног твоих!

Тебе принес я в умиленье

Молитву тихую любви,

Земное первое мученье

И слезы первые мои.

О! выслушай – из сожаленья!

Меня добру и небесам

Ты возвратить могла бы словом.

Твоей любви святым покровом

Одетый, я предстал бы там,

Как новый ангел в блеске новом;

О! только выслушай, молю, —

Я раб твой, – я тебя люблю!

Лишь только я тебя увидел —

И тайно вдруг возненавидел

Бессмертие и власть мою.

Я позавидовал невольно

Неполной радости земной;

Не жить, как ты, мне стало больно,

И страшно – розно жить с тобой.

В бескровном сердце луч нежданный

Опять затеплился живей,

И грусть на дне старинной раны

Зашевелилася, как змей…

Тамара боится того, что Демон ей говорит, просит оставить его, спрашивает, зачем он ее любит. Демон отвечает:

Зачем, красавица? Увы,

Не знаю!.. Полон жизни новой,

С моей преступной головы

Я гордо снял венец терновый,

Я все былое бросил в прах:

Мой рай, мой ад в твоих очах.

Люблю тебя нездешней страстью,

Как полюбить не можешь ты:

Всем упоением, всей властью

Бессмертной мысли и мечты.

Демон говорит, что ему тяжело жить

…для себя, скучать собой

И этой вечною борьбой

Без торжества, без примиренья!

Всегда жалеть и не желать,

Все знать, все чувствовать, все видеть,

Стараться все возненавидеть

И все на свете презирать!..

Лишь только божие проклятье

Исполнилось, с того же дня

Природы жаркие объятья

Навек остыли для меня;

Синело предо мной пространство;

Я видел брачное убранство

Светил, знакомых мне давно…

Они текли в венцах из злата;

Но что же? прежнего собрата

Не узнавало ни одно.

Изгнанников, себе подобных,

Я звать в отчаянии стал,

Но слов и лиц и взоров злобных,

Увы! я сам не узнавал.

И в страхе я, взмахнув крылами,

Помчался – но куда? зачем?

Не знаю… прежними друзьями

Я был отвергнут; как эдем,

Мир для меня стал глух и нем.

По вольной прихоти теченья

Так поврежденная ладья

Без парусов и без руля

Плывет, не зная назначенья;

Так ранней утренней порой

Отрывок тучи громовой,

В лазурной вышине чернея,

Один, нигде пристать не смея,

Летит без цели и следа,

Бог весть откуда и куда!

И я людьми недолго правил,

Греху недолго их учил,

Все благородное бесславил

И все прекрасное хулил;

Недолго… пламень чистой веры

Легко навек я залил в них…

А стоили ль трудов моих

Одни глупцы да лицемеры?

И скрылся я в ущельях гор;

И стал бродить, как метеор,

Во мраке полночи глубокой…

И мчался путник одинокой,

Обманут близким огоньком;

И в бездну падая с конем,

Напрасно звал – и след кровавый

За ним вился по крутизне…

Но злобы мрачные забавы

Недолго нравилися мне!

В борьбе с могучим ураганом,

Как часто, подымая прах,

Одетый молньей и туманом,

Я шумно мчался в облаках,

Чтобы в толпе стихий мятежной

Сердечный ропот заглушить,

Спастись от думы неизбежной

И незабвенное забыть!

Что повесть тягостных лишений,

Трудов и бед толпы людской

Грядущих, прошлых поколений,

Перед минутою одной

Моих непризнанных мучений?

Что люди? что их жизнь и труд?

Они прошли, они пройдут…

Надежда есть – ждет правый суд:

Простить он может, хоть осудит!

Тамара спрашивает, зачем он ей жалуется, говорит, что их могут увидеть. На слова Демона, что они одни, Тамара говорит, что их видит бог. Демон отвечает:

На нас не кинет взгляда:

Он занят небом, не землей!

Тамара

А наказанье, муки ада?

Демон

Так что ж? Ты будешь там со мной!

Тамара признается, что слушает Демона «с отрадой тайной», еще раз просит пощадить ее, недоумевая: «На что душа тебе моя?» Затем требует дать клятву:

Клянися мне… от злых стяжаний

Отречься ныне дай обет.

Ужель ни клятв, ни обещаний

Ненарушимых больше нет?..

Демон клянется «небом и адом» и всем, что есть на свете, что «отрекся от старой мести», «отрекся от гордых дум», говорит, что «хочет с небом примириться», и продолжает:

Хочу любить, хочу молиться,

Хочу я веровать добру.

Слезой раскаянья сотру

Я на челе, тебя достойном,

Следы небесного огня —

И мир в неведенье спокойном

Пусть доцветает без меня!

Тебя я, вольный сын эфира,

Возьму в надзвездные края;

И будешь ты царицей мира,

Подруга первая моя;

Без сожаленья, без участья

Смотреть на землю станешь ты,

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты,

Где преступленья лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить;

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.

Иль ты не знаешь, что такое

Людей минутная любовь?

Волненье крови молодое, —

Но дни бегут и стынет кровь!

Кто устоит против разлуки,

Соблазна новой красоты,

Против усталости и скуки

И своенравия мечты?

Нет! не тебе, моей подруге,

Узнай, назначено судьбой

Увянуть молча в тесном круге

Ревнивой грубости рабой,

Средь малодушных и холодных,

Друзей притворных и врагов,

Боязней и надежд бесплодных,

Пустых и тягостных трудов!

Демон просит Тамару любить его, приближается.

И он слегка

Коснулся жаркими устами

Ее трепещущим губам;

Соблазна полными речами

Он отвечал ее мольбам.

Могучий взор смотрел ей в очи!

Он жег ее. Во мраке ночи

Над нею прямо он сверкал,

Неотразимый, как кинжал.

Увы! злой дух торжествовал!

Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник.

Мучительный, ужасный крик

Ночное возмутил молчанье.

В нем было все: любовь, страданье,

Упрек с последнею мольбой

И безнадежное прощанье —

Прощанье с жизнью молодой.

Тамара умирает. Она лежит в гробу, «как пери спящая мила».

И ничего в ее лице

Не намекало о конце

В пылу страстей и упоенья;

И были все ее черты

Исполнены той красоты,

Как мрамор, чуждой выраженья,

Лишенной чувства и ума,

Таинственной, как смерть сама.

Улыбка странная застыла,

Мелькнувши по ее устам.

О многом грустном говорила

Она внимательным глазам:

В ней было хладное презренье

Души, готовой отцвести,

Последней мысли выраженье,

Земле беззвучное прости.

Тамару хоронят. Гудал (отец) везет по горам траурный поезд, которому до места идти три дня:

Один из праотцев Гудала,

Грабитель странников и сел,

Когда болезнь его сковала

И час раскаянья пришел,

Грехов минувших в искупленье

Построить церковь обещал

На вышине гранитных скал,

Где только вьюги слышно пенье,

Куда лишь коршун залетал.

И скоро меж снегов Казбека

Поднялся одинокий храм,

И кости злого человека

Вновь успокоилися там;

И превратилася в кладбище

Скала, родная облакам:

Как будто ближе к небесам

Теплей посмертное жилище?..

Как будто дальше от людей

Последний сон не возмутится…

Напрасно! мертвым не приснится

Ни грусть, ни радость прошлых дней.

Ангел несет вновь упокоившуюся душу в рай. Внезапно перед ними

Свободный путь пересекая,

Взвился из бездны адский дух.

Он был могущ, как вихорь шумный,

Блистал, как молнии струя.

И гордо в дерзости безумной

Он говорит: «Она моя!»

К груди хранительной прижалась,

Молитвой ужас заглуша,

Тамары грешная душа.

Судьба грядущего решалась,

Пред нею снова он стоял,

Но, боже! – кто б его узнал?

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца, —

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

«Посланник неба» отвечает, что власть Демона кончилась, что «благо божие решенье»:

Дни испытания прошли;

С одеждой бренною земли

Оковы зла с нее ниспали.

Узнай! давно ее мы ждали!

Ее душа была из тех,

Которых жизнь – одно мгновенье

Невыносимого мученья,

Недосягаемых утех:

Творец из лучшего эфира

Соткал живые струны их,

Они не созданы для мира,

И мир был создан не для них!

Ценой жестокой искупила

Она сомнения свои…

Она страдала и любила —

И рай открылся для любви!»

И Ангел строгими очами

На искусителя взглянул

И, радостно взмахнув крылами,

В сиянье неба потонул.

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..

Следует описание полуразвалившихся остатков монастыря, дикой буйной природы, которая почти поглотила его, дома, где когда-то жила семья Тамары, от которого не осталось и следа.

Но церковь на крутой вершине,

Где взяты кости их землей,

Хранима властию святой,

Видна меж туч еще поныне.

И у ворот ее стоят

На страже черные граниты,

Плащами снежными покрыты;

И на груди их вместо лат

Льды вековечные горят.

Обвалов сонные громады

С уступов, будто водопады,

Морозом схваченные вдруг,

Висят, нахмурившись, вокруг.

И там метель дозором ходит,

Сдувая пыль со стен седых,

То песню долгую заводит,

То окликает часовых;

Услыша вести в отдаленье

О чудном храме, в той стране,

С востока облака одне

Спешат толпой на поклоненье;

Но над семьей могильных плит

Давно никто уж не грустит.

Скала угрюмого Казбека

Добычу жадно сторожит,

И вечный ропот человека

Их вечный мир не возмутит.

Н. В. Гоголь

Сведения об авторе:

Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) родился 20 марта (1 апреля) в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика. Детство провел в семье родителей в имении Васильевка Миргородского уезда. После учебы в Полтавском уездном училище поступил в Нежинскую гимназию высших наук. Писать начал еще в гимназии (стихи). Окончив гимназию, переехал в Петербург, где три года служил чиновником до 1831 г.

В 1830 году Гоголь публикует в журнале «Отечественные записки» повесть «Вечер накануне Ивана Купала», первую из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В повестях этого цикла («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть» и др.) Гоголь создал поэтический образ Украины, на основе фольклорных мотивов обрисовал национальный характер. Публика восторженно приняла книгу. Среди почитателей таланта молодого автора был и А. С. Пушкин.

Гоголь написал множество произведений, ставших классикой отечественной литературы. В следующий сборник писателя («Миргород») вошли повести «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем», «Вий», историческая повесть «Тарас Бульба». «Петербургские повести» объединяют такие произведения, как «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос» и другие. Комедия «Ревизор» – пьеса, которая вот уже на протяжении полутора веков не сходит со сцен театров. А поэма «Мертвые души» заслуженно считается шедевром не только русской, но и мировой классики.

Ревизор

Жанр, определенный Гоголем – комедия в пяти действиях. В текст пьесы введены «Замечания для господ актеров».

Перечень основных действующих лиц:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий.

Анна Андреевна – жена его.

Марья Антоновна – дочь его.

Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья.

Артемий Филлипович Земляника – попечитель богоугодных заведений.

Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер.

Петр Иванович Бобчинский – городской помещик.

Петр Иванович Добчинский – городской помещик.

Иван Александрович Хлестаков – чиновник из Петербурга.

Осип – слуга его.

Степан Ильич Уховертов – частный пристав.

Свистунов, Пуговицын, Держиморда – полицейские.

Действие 1

Комната в доме Городничего
Явление 1

Городничий сообщает собравшимся чиновникам «пренеприятнейшее известие»: в город приезжает ревизор. Собравшиеся в ужасе. Чиновники предполагают, что ревизора специально присылают, чтобы узнать, нет ли в городе измены перед войной. Городничий: «Откуда в уездном городе измена? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Советует всем навести видимость порядка в подведомственных заведениях (в больнице надеть на больных чистые колпаки, написать болезни по-латыни; убрать гусей из приемной суда, спрятать охотничье снаряжение). Упрекает чиновников во взяточничестве (судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками), недостойном поведении (в гимназии учителя строят ученикам рожи).

Явление 3

Появляются Бобчинский и Добчинский и распускают слух, что ревизор – некто Иван Александрович Хлестаков, который уже неделю живет в гостинице, не платя хозяину денег. Городничий решает наведаться к проезжающему. Чиновники расходятся по подведомственным заведениям.

Явление 4

Городничий отдает распоряжение квартальному дочиста вымести улицы.

Явление 5

Городничий распоряжается расставить квартальных по городу, снести старый забор, на возможные вопросы ревизора отвечать, что строившаяся церковь сгорела, а вовсе не была растащена по частям.

Явление 6

Вбегают жена и дочь Городничего, сгорающие от любопытства. Анна Андреевна посылает служанку за дрожками мужа, чтобы самостоятельно все разузнать о приехавшем ревизоре.

Действие 2

Комната в гостинице
Явление 1

Голодный Осип лежит на барской кровати и рассуждает сам с собой (Они уехали с барином из Петербурга два месяца назад. В дороге барин растратил все деньги, живя не по средствам и проигрываясь в карты. Самому слуге нравится жизнь в Петербурге – «галантерейное обращение» на «вы». Барин ведет бестолковую жизнь, потому что «делом не занимается»).

Явление 2

Появляется Хлестаков, пытается послать Осипа к хозяину за обедом. Тот отказывается идти, напоминает Хлестакову, что они уже три недели не платят за постой и хозяин собирался на них жаловаться.

Явление 3

Хлестаков один. Очень хочет есть.

Явление 5

Хлестаков представляет, как он в шикарном петербургском костюме подкатит к воротам отцовского дома, а также будет наносить визиты соседским помещикам.

Явление 6

Трактирный слуга приносит маленький обед. Хлестаков недоволен супом и жарким, но съедает все.

Явление 7

Осип объявляет, что приехал Городничий и хочет видеть Хлестакова.

Явление 8

Появляются Городничий и Добчинский. Подслушивающий Бобчинский на протяжении всего явления выглядывает из-за двери. Хлестаков и Городничий каждый со своей стороны начинают оправдываться друг перед другом (Хлестаков обещает, что заплатит за постой, Городничий клянется, что в городе будет наведен порядок). Хлестаков просит у Городничего денег взаймы, и Городничий дает ему взятку, подсовывая вместо двухсот рублей четыреста, уверяя при этом, что просто зашел проведать проезжающих, и это для него занятие обычное. Не верит словам Хлестакова, что тот едет к отцу в деревню, считает, что он «пули отливает», чтобы замаскировать свои настоящие цели. Городничий приглашает Хлестакова пожить у себя в доме.

Явление 9

По совету Городничего Хлестаков решает отложить на неопределенное время расчеты с трактирным слугой.

Явление 10

Городничий приглашает Хлестакова осмотреть разные заведения в городе и убедиться, что везде поддерживается порядок. Посылает Добчинского с записками к жене (чтобы приготовила комнату) и к Землянике.

Действие 3

Комната в доме Городничего
Явление 1

Анна Андреевна и Марья Антоновна сидят у окна в ожидании новостей. Замечают в конце улицы Добчинского.

Явление 2

Появляется Добчинский, пересказывает дамам сцену в гостинице, передает хозяйке записку. Анна Андреевна делает необходимые распоряжения.

Явление 3

Дамы обсуждают, какие туалеты надеть к приезду гостя.

Явление 4

Осип приносит чемодан Хлестакова и «соглашается» поесть «простых» блюд – щей, каши, пирогов.

Явление 5

Появляются Хлестаков и Городничий в окружении чиновников. Хлестаков завтракал в больнице, остался очень доволен, тем более, что все больные выздоровели – они обычно «выздоравливают, как мухи».

Хлестаков интересуется карточными заведениями. Городничий отвечает, что таких в городе нет, божится, что сам сроду не знал, как играть, а все свое время употребляет «на пользу государственную» .

Явление 6

Городничий представляет гостя жене и дочери. Хлестаков рисуется перед Анной Андреевной, уверяет, что не любит церемоний и со всеми важными чиновниками в Петербурге (в том числе и с Пушкиным) «на дружеской ноге», что и сам на досуге сочиняет, что написал «Юрия Милославского», что у него самый известный дом в Петербурге, что он дает балы и обеды, на которые ему доставляют «арбуз в семьсот рублей», «суп в кастрюльке из Парижа». Доходит до того, что заявляет, что на дом к нему приходит сам министр, а однажды, идя навстречу просьбам 35 000 курьеров, он даже управлял департаментом. «Я везде, везде… Во дворец всякий день езжу». Завирается окончательно. Городничий предлагает ему отдохнуть с дороги.

Явление 7

Чиновники обсуждают гостя. Понимают, что даже если половина из сказанного Хлестаковым правда, то их положение очень серьезное.

Явление 8

Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают «мужские достоинства» Хлестакова. Каждая уверена, что Хлестаков обратил внимание именно на нее.

Явление 9

Городничий перепуган. Жена, напротив, уверена в своих женских чарах.

Явление 10

Все бросаются расспрашивать Осипа о барине. Городничий дает ему щедро не только»на чай», но и «на баранки». Осип сообщает, что его барин «порядок любит».

Явление 11

Городничий ставит на крыльце двух квартальных – Свистунова и Держиморду, чтобы не пропускали к Хлестакову просителей.

Действие 4

Комната в доме Городничего.
Явления 1 и 2

В полном параде, на цыпочках, входят: Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский. Ляпкин-Тяпкин строит всех по-военному. Решает, что следует представляться поодиночке и давать взятки. Спорят, кому идти первым.

Явление 3

Представление Ляпкина-Тяпкина Хлестакову: «А деньги в кулаке, а кулак-то весь в огне». Ляпкин-Тяпкин роняет деньги на пол и думает, что пропал. Хлестаков соглашается взять деньги «взаймы». Счастливый Ляпкин-Тяпкин уходит с чувством выполненного долга.

Явление 4

Пришедший представляться почтмейстер Шпекин только поддакивает рассуждающему о приятном городе Хлестакову. Хлестаков берет у Почтмейстера «взаймы», и Шпекин уходит успокоенный: у Хлестакова нет замечаний по части почтового дела.

Явление 5

Представление Луки Лукича. Лука Лукич весь дрожит, говорит невпопад, язык у него заплетается. Насмерть перепуганный, он все-таки всучивает деньги Хлестакову и уходит.

Явление 6

Представление Земляники. Земляника напоминает «ревизору» про вчерашний завтрак. Хлестаков благодарит. Уверенный в расположении «ревизора» к себе, Земляника доносит на остальных чиновников города и дает взятку. Хлестаков берет и обещает во всем разобраться.

Явление 7

Хлестаков прямо требует денег от пришедших представляться Бобчинского и Добчинского. Добчинский просит признать его сына законным, а Бобчинский просит Хлестакова при случае сказать государю, «что в таком-то городе живет, мол, Петр Иванович Бобчинский».

Явление 8

Хлестаков понимает, что его по ошибке приняли за важного государственного чиновника. В письме своему другу Тряпичкину описывает это забавное происшествие.

Явление 9

Осип советует Хлестакову поскорее убираться из города. Слышится шум: это пришли просители.

Явление 10

Купцы жалуются Хлестакову на Городничего, который требует, чтобы подарки ему дарили на именины дважды в год, отнимает лучший товар. Дают Хлестакову деньги, потому что от поднесенных продуктов тот отказывается.

Явление 11

Появляются требующие справедливости унтер-офицерская вдова, которую высекли безо всякого на то основания, и слесарша, у которой мужа забрали в солдаты не по очереди, поскольку те, которые должны были идти вместо него, вовремя сделали подношение. Унтер-офицерская вдова требует штрафа, Хлестаков обещает разобраться и помочь.

Загрузка...