Раздел I Обучение самоконтролю

У большинства детей с СДВГ есть проблемы с поведением. Это не делает их плохими, просто их поступки не соответствуют ожиданиям родителей и учителей. Ребята с СДВГ могут не запоминать правила поведения и из-за этого попадать в неприятности. Им может быть трудно усидеть на месте во время урока или поднимать руку, прежде чем ответить на вопрос учителя. Их голос может казаться слишком громким.

Задания в этом разделе помогут освоить новые модели поведения, чтобы лучше ладить с другими людьми, в том числе с родителями, учителями и сверстниками.

Занятие 1. Больше не попадаем в неприятности

На заметку

Дети с СДВГ склонны сначала действовать, а потом думать. Они забывают об общепринятых правилах поведения и о последствиях нарушения этих правил. Но можно научиться сначала думать, а потом действовать. Тогда взрослые перестанут ругаться.

Крис и Дэвид были лучшими друзьями. Выходные они обычно проводили вместе. У Дэвида был игрушечный замок с рыцарями, лошадьми и даже свирепым драконом. Крис любил играть с рыцарями и однажды захотел устроить рыцарский турнир, но Дэвиду наскучила эта игра. Вместо нее он хотел покататься на велосипедах.

– Я могу покататься, когда захочу, – сказал Крис, – но игрушек, как у тебя, у меня нет. Они такие классные!

– Ну а я все время играю с замком, мне уже скучно, – ответил Дэвид, – но это мои игрушки, и я буду решать, что мы будем делать.

Крис знал, как Дэвид любит свои игрушки, но ему не нравилось, что друг хочет решать все сам. Когда Дэвид отвернулся, Крис незаметно взял одного рыцаря и сунул в карман. Это был темный рыцарь, размахивающий мечом.

Вечером того же дня мама Криса увидела новую игрушку и спросила:

– Откуда у тебя этот рыцарь? Я не помню, чтобы у тебя такой был.

– Я нашел его, – ответил Крис, сказав первое, что пришло в голову.

– Где? – Мама подошла к нему ближе, подозрительно щурясь. Ответ показался ей неубедительным.

– Не помню, – забеспокоился Крис, – он просто был в моем кармане.

– Видимо, нам стоит поговорить о том, как игрушки «просто» попадают в карман.

По взгляду мамы Крис понял: этот разговор ему не понравится.

Ты когда-нибудь забирал то, что тебе не принадлежит? К чему приводили такие поступки?

Задание

Подумай о поступках, из-за которых у тебя возникали проблемы. Может быть, ты знал, что поступаешь неправильно, но все равно сделал это, а потом чувствовал себя виноватым. Или ты сделал что-то, что разозлило взрослых, но не понимаешь, почему они так отреагировали. Если научиться сначала думать, а потом действовать, таких проблем можно избежать. У тебя больше не будет чувства вины, и тебя не будут наказывать за твои поступки.

Эта шкала поможет понять, правильный или неправильный поступок ты собираешься сделать. Пользоваться ей очень просто: поставь напротив твоего решения подходящий балл. Вот что означают баллы:

1 = Мой поступок поможет кому-то.

2 = Мой поступок никому не навредит и порадует меня.

3 = Этот поступок порадует меня, но на самом деле не принесет пользы.

4 = Этот поступок порадует меня, но очень не понравится другим людям.

5 = Этот поступок противоречит общепринятым правилам поведения.

6 = Этот поступок нарушает закон.

В таблице запиши пять поступков, из-за которых ты попадал в неприятные ситуации. Затем оцени каждый из них с помощью шкалы.


Потренируйся

Изучив оценочную шкалу для принятия решений, ты поймешь, какие поступки правильные, а какие нет. Совершать поступки под цифрами 1 и 2 хорошо, но делать то, чему ты ставишь оценки 3, 4, 5 или 6, – плохая идея.

Вот несколько поступков, которые ты должен оценить сам. Когда закончишь, попроси взрослых проверить твои ответы.

_____ Сьюзи не позволяла сестре Шоне играть со своими друзьями.

_____ Итан встал ночью тайком и съел шесть печений, пока его родители спали.

_____ Тайрон хотел покататься на велосипеде, но сначала решил написать поздравление своей бабушке.

_____ Карен написала письмо, в котором поблагодарила свою тетю Эмму.

_____ Эбби постоянно перебивала отца, пока он говорил по телефону.

_____ Таня два часа играла на компьютере вместо того, чтобы делать домашнее задание.

_____ Лиза злилась на Изабеллу и отправила ей обидное сообщение, притворившись Марком, другом Изабеллы.

Занятие 2. Угадываем, что сделают другие

На заметку

Многие дети с СДВГ не могут понять, к чему приведут их действия. Порой они понимают, как отреагируют взрослые, но все равно могут поступить неверно. Если хорошо задуматься, то в большинстве случаев можно вовремя осознать последствия. Научившись предсказывать ответ окружающих на твое поведение, ты сможешь лучше контролировать себя.

В начале каждой недели учитель раздавал классу список новых слов для заучивания, поскольку по четвергам был тест по правописанию. Вечером в понедельник девочка по имени Мэрибет должна была начать учить слова, но вместо этого посмотрела свое любимое телешоу. Во вторник Мэрибет также собиралась уделить пятнадцать минут правописанию, однако у нее была тренировка по футболу. После тренировки она поужинала, сделала домашнее задание по математике и легла спать. Времени на слова снова не хватило.

В среду Мэрибет должна была попрактиковаться в написании слов с кем-то из родителей, но мама была занята младшим братом, а у отца болела голова, поэтому девочка не просила никого ей помочь. В четверг она сдала тест по правописанию, а в пятницу получила результат – двойку. Пятнадцать из двадцати слов были написаны неправильно.

Родители учеников должны были ставить подпись на всех тестах перед тем, как в понедельник дети возвращали их в школу, поэтому дома Мэрибет протянула маме листок с оценкой.

– Что такое? – спросила мама. – Как ты получила такую плохую оценку? Ты же совсем неплохо пишешь.

– Я не знаю, – ответила она, – не понимаю, как так получилось.

Но ты ведь понимаешь, не так ли?

Ты когда-нибудь получал плохую оценку из-за того, что не учил материал? Расскажи, какие были последствия.

Задание

Можешь ли ты угадать, какие последствия ждут ребят из левой колонки? Проведи линию от каждой картинки слева к той картинке справа, на которой показано, к чему могут привести их действия.


Потренируйся

Ты с большой вероятностью сможешь предугадывать реакцию взрослых на твои действия, задумываясь об этом. Вот твой шанс потренироваться:

Запиши три действия, которые ты можешь совершить, чтобы тебя обняли.

1. ______________________________

2. ______________________________

3. ______________________________

Запиши три действия, за которые ты можешь получить наказание или на тебя могут накричать.

1. ______________________________

2. ______________________________

3. ______________________________

Запиши три действия, которые помогут тебе получать хорошие оценки.

1. ______________________________

2. ______________________________

3. ______________________________

Запиши три действия, которые ты можешь совершить, чтобы услышать в ответ спасибо.

1. ______________________________

2. ______________________________

3. ______________________________

Занятие 3. Стараемся, даже когда становится скучно

На заметку

Почти все дети с СДВГ чаще отвлекаются от важных дел по сравнению с другими ребятами. Они умные, но все равно иногда получают плохие оценки. Это происходит потому, что они не выполняют задания в классе или дома. Но ты можешь научиться надолго сохранять интерес к занятию, даже если поначалу оно кажется скучным. По-настоящему заинтересованный ребенок с СДВГ может трудиться часы напролет.

Пама и мама Кайла пошли в школу на родительское собрание. Учительница их сына, миссис Мейси, сказала:

– Кайл очень умный мальчик, и я рада, что он учится в моем классе. Но он никогда не заканчивает задание, если я не стою над ним. Я даже подумывала о том, чтобы поставить его парту рядом со своим столом и присматривать за ним, пока он работает, но это было бы несправедливо по отношению к остальным детям, которым нужно внимание.

Загрузка...