ГЛАВА I. ВСЕ О РАСТИТЕЛЬНОМ МАСЛЕ

Все, что нас окружает, каждая вещь имеет свою историю, причем независимо от того, знаем мы эту историю или нет. Чтобы раскрыть все секреты вещи или чего-либо другого из нашего окружения, необходимо изучить историю этой вещи. История расскажет, как люди открыли вещь и как использовали ее. Стало быть, и наш рассказ об обычном растительном масле следует начать с истории.

Как было открыто сливочное масло, сосед по кухне и родственник по химическому составу масла растительного? Существует легенда, которая настолько лишена вымысла, что скорее всего описываемые в ней события имели место в действительности. Легенда рассказывает, что один араб, собравшись путешествовать по пустыне на резвом скакуне, взял с собой в дорогу бурдюк с молоком. Увлекшись стремительной ездой на своем коне, араб не заметил, что основательно взбил молоко. Каково же было его удивление, когда он обнаружил в бурдюке вместо молока нечто совершенно непонятное, но приятное на вкус. Так началась история масла.

Как началась история растительного масла, героя этой книги, известно гораздо меньше. И легенд, которые бы подсказывали направление поисков исторических корней масла из растений, увы, не существует.

Можно лишь предполагать, что масло из растений было открыто не случайно, но благодаря наблюдательности первобытного человека. Имея первой своей «квалификацией» специальность собирателя, первобытный человек весьма внимательно относился к растительному миру. Соки растений давали ему пищу, лекарства, яды.

Наблюдая за тем, как прорастают спрятанные в земле им и животными зерна и семена, первобытный человек освоил профессию сеятеля. Наблюдая за тем, как заживают раны на теле животного, которое кормится особыми травками, человек открывал для себя лекарственные препараты. Наблюдая за тем, как животные избегают определенных растений, человек открыл ядовитые вещества. Так, например, был открыт яд стрихноса – кураре, считающийся одним из сильнейших ядов, за что конкистадоры называли его «беззвучной смертью»: небольшое количество кураре на наконечнике стрелы, неслышно выпущенной из духовой трубки, мгновенно убивало любое живое существо, даже очень большое и сильное. А были вещества, вдыхая аромат которых человек терял ощущение реальности. Первобытный человек быстро освоил технику получения наркотических веществ, которые отправляли его в «мир духов». В некоторых племенах мужчины настолько увлеклись наркотиками, что все дела, в том числе и охоту, пришлось взять на себя женщинам, что породило в наше время миф о женской власти в доисторическом обществе, – матриархате.

Кроме соков, как мог заметить наш хитрый пращур, растения содержат и другие вещества. Достаточно измельчить семя или потереть травинку какого-то определенного растения, чтобы выделились эти вещества. И первое, что заметил в растительных маслах человек, было их способностью снимать боль и успокаивать раздражения кожи.

Перенесшись из первобытной общины в Древний Египет, одну из самых ранних цивилизаций в истории, можно увидеть уже довольно широкое хозяйственное использование растительного масла. В первую очередь масло предназначается для ухода за кожей. Ранним утром после омовения знатные египетские красавицы, которые были большими модницами, располагались на особых ложах, и рабыни натирали тела своих хозяек растительным маслом с добавлениями ароматизаторов. Подобная процедура не только сохраняла египетским модницам свежесть и молодость кожи, но и делала их кожу благоухающей, заменяя собой более позднее изобретение – духи и туалетную воду. Ванны из растительного, преимущественно оливкового, масла – тоже изобретение египтян. Но о коже заботились не только прекрасные египтянки, но и суровые египтяне.

В гробницу фараона среди прочего относили кувшины с розовым маслом. Эти кувшины должны сопровождать живого бога по окончании его земной жизни в новой жизни в садах Осириса. Как видно, масло играло немаловажную роль в туалете египетского мужчины, если помещалось в пирамиду наравне с продуктами питания, статуэтками и мумиями рабов и слуг.

Но оставим страну пирамид и перенесемся в Южную Азию и на Дальний Восток, а точнее – в Индию и Китай. Народы этих регионов славятся своей мудростью. Древние сборники народной мудрости и советов местных философов, кажется, вобрали в себя все мыслимые и немыслимые рекомендации для правильной жизни. Основное направление в индийской древней философии занимает тантризм, а в китайской – даоизм. Древневосточная философия «регламентировала» семейную жизнь, поскольку семья выполняет задачу продолжения человеческого рода. Все вопросы, связанные с отношениями между супругами, тщательно изучались. «Желание есть основа Вселенной», – утверждает Тантра. Даоизм имеет специальное познавательное ответвление – дао любви.

И дао любви и эротические тексты Тантры советуют любовникам для усиления взаимного влечения подготовить кожу к контакту посредством умащения ее эфирными маслами. Летучие, обладающие приятным возбуждающим запахом некоторые сорта эфирных масел идеально подходят для подготовки партнеров к сношению в процессе предварительных ласк.

Теперь посетим заокеанские земли – Центральную Америку. Здесь немногим позже египетской возникли необычайно развитые цивилизации – ацтеков и майя. Главной частью древнего города этих цивилизаций была центральная площадь. Выложенная камнем, она концентрировала в себе духовную жизнь города. На этой площади стояла своеобразная усеченная пирамида, по ступенькам которой поднимался жрец, чтобы вести переговоры с богами. По утрам жрец забирался на столообразную вершину пирамиды, чтобы приветствовать восход солнца. Однако первым приветствовал солнце не жрец, но Кецалкоатль – воздушный змей, властитель неба, божество, покровительствующее знаниям. На некотором расстоянии от пирамиды находился каменный столб, изображающий змея, поэтому с первым лучом солнца тень в форме змея от столба поднималась по ступеням пирамиды к вершине. Так, по замыслу жрецов, Кецалкоатль приветствовал солнце.

Ритуал встречи солнца был важен для древних индейцев, поскольку дневное светило почиталось за верховное божество. Этому божеству поклонялась вся природа: каждое утро в пробуждающихся джунглях начинался настоящий «концерт» – обезьяны и другие животные устраивали утреннюю перекличку и задирали головы к небу, радуясь новому дню. А чуднее всех вело себя это растение. Травяной «жрец» солнца приветствовал своего бога и провожал его обожающим взглядом на протяжении целого дня. Этот цветок – подсолнечник. Он примечателен тем, что его семена содержат 38 % масла. Понятно, что в те времена масла из священного цветка не получали. Подсолнух выращивался как декоративное растение.

В начале XVI века подсолнух попал в Европу. Здесь его стали использовать как медонос, а англичане научились готовить из молодых корзинок подсолнуха салаты. При Петре I подсолнечник попал в Россию, но и здесь долгое время никто не знал, как следует использовать это растение. И только в начале XIX века было открыто главное достоинство подсолнечника – его масло, и открытие это сделал крепостной крестьянин Д. Бокарев.

Сегодня подсолнечник является одной из основных масличных культур. Подсолнечное масло стало царем на кухне среди прочих растительных масел. Масло подсолнуха не просто ценный пищевой продукт, оно широко применяется в производстве лакокрасочных и горюче-смазочных материалов, в сельском хозяйстве богатые маслом семечки подсолнуха используются в качестве корма для птицы.

Иная судьба оказалась у другого масличного растения, которое любили ацтеки. Масла из него никто не получал, но именно жирное масло в его семенах придавало напитку, варившемуся из этих семян, изумительный вкус. Когда великий биолог К. Линней давал растению научное название на латинском языке, он окрестил чудо-растение «теоброма» – «пища богов». А вот ацтеки называли теоброму какауатль, а тонизирующий напиток из его семян – чоколатль. Такие названия закрепились за ними во всем мире – какао и шоколад. Семена шоколадного дерева – так его еще называют – добывают из многосемянного плода растения; плоды теобромы растут прямо на стволе дерева и на толстых ветвях. Они достигают массы 600 граммов.

Впрочем, тоже случайно были открыты ныне активно используемые масла хлопчатника и льна-долгунца. Поначалу замечательные культуры использовались как волокнистые растения и позволили человеку освоить ткаческое ремесло. Для ткачества человек приспособил лен еще в каменном веке, что достоверно установлено археологами. Около 5 тысяч лет до н. э., то есть почти 7 тысячелетий назад становящиеся цивилизации Египта, Палестины и Сирии освоили сельскохозяйственную культуру и промышленное использование льна. Особых успехов техника выращивания и обработки льна достигла в Древнем Египте. Славяне освоили лен 4 тысячи лет назад и вывели один из основных в современном хозяйстве сортов – лен-долгунец.

Хлопок человечество освоило давно (в третьем тысячелетии до н. э.) и сразу по всей земле – и в Азии, и в Африке, и в Америке. Хлопок назвали «белым золотом», так как к настоящему времени из него получают более 50 % всего растительного волокна.

Кроме того, человек использовал растительные масла в качестве горючего. Горящие масла давали недостаточно света, но зато источали при горении стойкие запахи. Поэтому из масел стали изготовлять фимиамы, применявшиеся в религиозных обрядах. И не только в обрядах. По меняющемуся с течением времени запаху тлеющих фимиамных палочек древние китайцы узнавали время, как по часам. Наиболее оригинальное применение растительному маслу было найдено древнеримскими жрецами. В Древнем Риме существовало великое множество религиозных обрядов. Римляне включали в свой пантеон богов всех религий, например, египетских. Подобное заимствование привело к тому, что обыватель не знал, кому следует поклоняться. Но храмам требовался постоянный приток денег, и жрецы изобретали различную рекламу, дабы привлечь как можно больше народа именно в свой храм. Лучшей рекламой служило происшедшее в храме чудо. Для устройства одного такого чуда пригодилось растительное масло.

Чудо устраивалось следующим образом. Когда толпа входила в храм, к жертвеннику подходил жрец, под одеждой которого были спрятаны трубки с маслом. Жрец простирал руки над жертвенником, и масло по невидимым для прочих трубкам с его рук попадало в пламя жертвенника. Пламя разгоралось, кипятило воду в установленной под храмом миниатюрной паровой турбине, а последняя, выпуская пар, начинала вращаться и приводила в движение механизм, также скрытый под полом. Этот механизм закрывал за толпой двери. Закрывающиеся самостоятельно двери еще больше изумляли посетителей храма.

Новое одурачивающее приспособление изобрели уже в прошлом веке медиумы. Обязательным для тех представлений, что они устраивали, было наличие густого фимиамного дыма. Зрелище было впечатляющим.

Загрузка...